Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В., Михайловой Р.Б.,
при секретаре Клочкове П.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Асронова Б.З. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 12 июля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Асронова Б.З. об оспаривании решения ГУВМ МВД России N*** от 11 января 2017 года, которым решение УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 21 октября 2016 года об отказе в предоставлении статуса беженца на территории РФ признано законным, обязании устранить допущенные нарушения - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Асронов Б.З. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ГУВМ МВД России N *** от 11 января 2017 года, которым решение УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 21 октября 2016 года об отказе в предоставлении статуса беженца на территории РФ признано законным, мотивируя свои требования тем, что имеются обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране гражданской принадлежности.
Представитель административного истца - Денисов А.Ю. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал. Представитель ГУВМ МВД России - Уткин С.В. явился, просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Асронов Б.З.
В заседание судебной коллегии Асронов Б.З. не явился, извещен в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя ГУВМ МВД России - Выробова И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Басманного районного суда г. Москвы от 12 июля 2017 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389.О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В силу ст. 2 Федерального закона "О беженцах" настоящий Федеральный закон не распространяется на лицо: в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
В силу ст. 10 решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Асронов Б.З., *** года рождения, является гражданином Республики ***, уроженцем г. ***, по национальности - ***, родной язык - ***, ***, вероисповедание - ***, образование со слов среднее, семейное положение - со слов имеет 3 несовершеннолетних детей.
Из материалов личного дела усматривается, что в период с 2011 года по 2016 год Асронов Б.З. неоднократно прибывал на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности.
12 мая 2016 года Асронов Б.З. был задержан сотрудниками ОМВД России по Красносельскому району г. Москвы по причине нахождения в межгосударственном розыске, инициированном правоохранительными органами Республики Узбекистан.
17 мая 2016 года в целях обеспечения рассмотрения вопроса о выдаче Асронова Б.З., Мещанским районным судом г. Москвы в отношении заявителя избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
19 сентября 2016 года, находясь под стражей, Асронов Б.З. обратился из ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
В своем ходатайстве просил признать его беженцем на территории Российской Федерации в связи с опасениями стать жертвой преследований в стране гражданской принадлежности по религиозным мотивам.
Решением УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 21 октября 2016 года административному истцу отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие беженец в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона "О беженцах".
Решением ГУВМ МВД России от 11 января 2017 года N*** решение УВМ ГУ МВД России по г. Москве оставлено без изменения, жалоба Асронова Б.З. без удовлетворения.
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Для того чтобы считаться беженцем, лицо должно предъявить свидетельство вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований. Кроме того, дискриминация может перерасти в преследование, когда она приводит к лишению возможности выполнять работу по определенным профессиям, получать образование, либо к иным ограничениям свобод, традиционно гарантируемых в демократическом обществе (п. 66 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения УВМ ГУ МВД России по г. Москве и ГУВМ МВД России в полной мере рассмотрели все обстоятельства дела заявителя, сообщенные им сведения и критерии, определяющие статус беженца в России, убедительных доводов, свидетельствующих о том, что у заявителя имеются основания для опасений стать жертвой преследований не представлено.
Убедительных сведений в пользу своих опасений стать жертвой преследований в стране гражданской принадлежности административным истцом не представлено.
При проведении опроса Асронов Б.З. указал, что в политических, религиозных и общественных организациях не состоял, в инциденты с применением насилия вовлечен не был.
Согласно представленным материалам дела, компетентными органами Республики Узбекистан Асронов Б.З. подозревается в активном участии в деятельности запрещенной в Российской Федерации организации "Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), участвовал в тайных собраниях её членов, агитировал к вступлению в организацию приезжающих на заработки в Российскую Федерацию граждан республики Узбекистан.
Инкриминируемые Асронову Б.З. деяния являются уголовно-наказуемыми и по Российскому уголовному законодательству (ст. 205 УК РФ).
Доказательств преследования заявителя по религиозному мотиву в стране гражданской принадлежности отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Требования данной нормы права заявитель не выполнил, поскольку прибыл на территорию Российской Федерации в 2011 году, беспрепятственно выезжал в Республику Узбекистан и возвращался в Российскую Федерацию, обратился с заявлением о предоставлении статуса беженца лишь в 2016 году, после заключения под стражу.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у заявителя нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы Российской Федерации.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, с которой согласилась судебная коллегия; они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 12 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Асронова Б.З. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.