Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу начальника государственного унитарного предприятия "Московский метрополитен" (далее - ГУП "Московский метрополитен") Пегова Д.В. на вступившие в законную силу постановление N0041/0287/0054 старшего государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 29 февраля 2016 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20 июля 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 22 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0041/0287/0054 старшего государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 29 февраля 2016 года начальник ГУП "Московский метрополитен" Пегов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20 июля 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитником Вильчинской Е.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 22 декабря 2016 года постановление N 0041/0287/0054 старшего государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 29 февраля 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20 июля 2016 года оставлены без изменения, жалоба начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Пегов Д.В., выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что он не является субъектом административного правонарушения, поскольку по смыслу Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ГУП "Московский метрополитен" не является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении объекта - станции "Мякинино", находящимся в ведении АО "***"; судья Московского городского суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, пришел к выводу об умышленной форме вины Пегова Д.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ, в то время как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённое умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15N КоАП РФ; судебными инстанциями дело неправомерно рассмотрено без истребования и исследования материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ, в отношении начальник ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В.; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных актов.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённые по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что 18 января 2016 года ходе проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, законодательства о транспортной безопасности в г. Москве, 65-66 км Московской кольцевой автомобильной дороги на станции "Мякинино" Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена выявлено нарушение начальником ГУП "Московский метрополитен" Пеговым Д.В. требований пунктов 6.5.7, 6.6, 6.5.4, 7.3.1, 7.3.2, 7.3.4, 7.3.6 и 7.3.10 приказа Минтранса РФ от 29.04.2011 N 130 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена", зарегистрированного в Минюсте РФ 02.06.2011 N 20933) (далее - приказ Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130), а именно:
- отсутствие порядка выявления и распознавания на объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ (п. 6.5.7 приказа Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130);
- отсутствует проведение оценки уязвимости ОТИ и утвержденные в установленном порядке результаты оценки уязвимости ОТИ в течение трёх месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств о присвоенной категории ОТИ (по 132 ОТИ) (п. 6.6 приказа Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130);
- не соответствует номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ (п. 6.5.4 приказа Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130);
- отсутствует идентификация физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через КПП на границах зоны транспортной безопасности и/или критических элементов ОТИ (п. 7.3.1 приказа Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130);
- отсутствует обнаружение и распознание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ (п. 7.3.2 приказа Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130);
- отсутствует обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время по периметру зоны транспортной безопасности и в зоне свободного доступа ОТИ (п. 7.3.4 приказа Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130);
- отсутствует хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение одного месяца (п. 7.3.6 приказа Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130);
- отсутствует принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на контрольном пропускном пункте (далее - КПП) на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ (п. 7.3.10 приказа Минтранса России от 29 апреля 2011 года N 130).
Указанные действия (бездействие) начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите станции "Мякинино" Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена; протоколом об административном правонарушении; распоряжением мэра Москвы N381-РП от 22.07.2014 о назначении Пегова Д.В. начальником ГУП "Московский метрополитен".
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку в обжалуемых актах в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ, поскольку по смыслу Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ГУП "Московский метрополитен" не является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении объекта - станции "Мякинино", находящегося в ведении АО "***", проверялся судьёй районного суда и судьёй Московского городского суда при рассмотрении жалоб и правильно был признан несостоятельным.
На основании ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ) зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса объекты.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ).
Как усматривается из письма мэра Москвы от 13.01.2013 г. станция "Мякинино" Московского метрополитена впервые в практике метрополитена строилась в рамках государственно-частного партнёрства с ЗАО "***" по схеме, при которой финансирование инфраструктуры осуществлялось за счёт средств городского бюджета, строительство станции и входной группы (вестибюлей) - за счёт средств ЗАО "***" (л.д. 27).
Согласно ответу Департамента государственного имущества г. Москвы станция "Мякинино" Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, расположенная по адресу: г. Москва, 65-66 км. МКАД, не числится в реестре объектов недвижимости, находящегося в собственности города Москвы, при этом вопрос закрепления на праве хозяйственного ведения за ГУП "Московский Метрополитен" указанного объекта в Департаменте государственного имущества г. Москвы не рассматривался, соответствующее распоряжение не издавалось (л.д. 50).
При этом на бухгалтерском учёте Дирекции инфраструктуры (Службы тоннельных сооружений) числится основное средство "Мякининский метромост" Митинско-Строгинской линии, переданный в хозяйственное ведение ГУП "Московский метрополитен" распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 28 сентября 2010г. N3416-р и от 18 апреля 2014 г. N4988 (л.д. 30, 52).
Вместе с тем по сообщению АО "***", последнее не заключало с ГУП "Московский метрополитен" договор на передачу АО "***" полномочий по управлению станцией "Мякинино", предусматривающего соблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности; станцию "Мякинино" эксплуатирует ГУП "Московский метрополитен" (л.д. 59).
Таким образом, ГУП "Московский метрополитен", эксплуатирующий станцию "Мякинино", входящую в единый технологический транспортный комплекс Московского метрополитена, обоснованно признан должностным лицом и судебными инстанциями субъектом транспортной инфраструктуры, который на основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ отвечает за обеспечение безопасности на указанной станции.
Начальник ГУП "Московский метрополитен" Пегов Д.В., выполняющий организационно-распорядительные функции, который не принял надлежащие меры по антитеррористической защищённости станции "Мякинино" Арбатско-Покровский линии ГУП "Московский метрополитен", является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ.
Равным образом ссылка в жалобе на то, что судья второй инстанции при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда пришёл к выводу о наличии умышленной формы вины в действиях (бездействиях) начальника ГУП "Московский Метрополитен" Пегова Д.В., не может быть принята во внимание.
Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ, выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённых по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Субъективная сторона указанного состава административного правонарушения характеризуется неосторожной формой вины.
Судья Московского городского суда признал правильной квалификацию действий Пегова Д.В. по ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ, а следовательно, и совершение правонарушения по неосторожности.
Вопреки утверждению заявителя, судья районного суда и судья Московского городского суда в ходе рассмотрения жалоб исследовали материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15NКоАП РФ, в отношении начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В., сославшись в вынесенных решениях в том числе на акт проверки (справку о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите станции "Мякинино" Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена) и протокол об административном правонарушении. Копии указанных документов приобщены к материалам дела (л.д. 151-152, 156-159).
Действия начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. по ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ квалифицированы правильно в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалоб должностное лицо и судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо и судьи первой и второй инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ. Бремя доказывания распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей назначено начальнику ГУП "Московский метрополитен" Пегову Д.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 0041/0287/0054 старшего государственного инспектора отдела УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 29 февраля 2016 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20 июля 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 22 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15N КоАП РФ, в отношении начальника государственного унитарного предприятия "Московский метрополитен" Пегова Д.В. оставить без изменения, жалобу начальника ГУП "Московский метрополитен" Пегова Д.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.