Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Осмоновой Н.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 декабря 2015 года Осмонова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе Осмонова Н.А., выражая несогласие с названным судебным актом, просит об его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, ссылаясь на то, что на момент задержания 15 декабря 2015 года имела документы, подтверждающие ее право пребывания на территории Российской Федерации.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу основания для отмены постановления судьи районного суда.
Административная ответственность по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 15 декабря 2015 года в 08 часов 20 минут по адресу: г. Москва, * сотрудниками ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы выявлена гражданка Кыргызской Республики Осмонова Н.А., которая не имела при себе документов (миграционной карты), подтверждающих законность ее пребывания на территории Российской Федерации. Действия Осмоновой Н.А. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Сделав вывод о виновности Осмоновой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол об административном правонарушении; протокол об административном задержании; рапорт сотрудника полиции; объяснения Осмоновой Н.А.; информацию из АС ЦБДУИГ ФМС России и другие материалы дела.
Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Под миграционной картой понимается документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (п.1 ст.2 Закона о правовом положении иностранных граждан).
В силу ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящей жалобе Осмонова Н.А. ссылается на наличие у нее документов, подтверждающих законность ее пребывания на территории Российской Федерации на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что Осмонова Н.А. въехала на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, 29 ноября 2015 года, при въезде ей была выдана миграционная карта серия N 2558502.
Следовательно, на момент задержания Осмонова Н.А. 15 декабря 2015 года у Осмоновой Н.А. имелись документы, подтверждающие законность ее пребывания в Российской Федерации. Основания для вывода о нарушении названным лицом режима пребывания (проживания) в Российской Федерации не имелись.
Отсутствие при себе документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание на территории Российской Федерации, в момент проверки документов не свидетельствует о незаконности его нахождения на территории Российской Федерации и вопреки утверждению судьи районного суда не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ либо ч.3 ст.18.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату привлечения к административной ответственности) при соответствующих обстоятельствах.
Иных нарушений режима пребывания (проживания) в Российской Федерации Осмоновой Н.А. в вину не вменялось. На дату привлечения к административной ответственности 16 декабря 2015 года Осмнова Н.А. имела право находиться на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет по месту пребывания в силу абз.2 п.6 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, участником которого в связи с подписанием 23 декабря 2014 года в городе Москве Договора о присоединении является Кыргызская Республика.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Осмоновой Н.А. подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Осмоновой Н.А. удовлетворить.
Постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Осмоновой Н.А. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.