Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Жигулина О.Д. в защиту Государственного казённого учреждения города Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба" на вступившие в законную силу постановление N 11-35/703 старшего государственного инспектора - начальника отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 27 апреля 2015 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 20 октября 2016 года и решение судьи Московского городского от 30 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 11-35/703 старшего государственного инспектора - начальника отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 27 апреля 2015 года Государственное казённое учреждение города Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба" (далее - ГКУ "МГПСС", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 20 октября 2016 года постановление N 11-35/703 старшего государственного инспектора начальника отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 27 апреля 2015 года оставлено без изменения, жалоба защитника ГКУ "МГПСС" Жигулина О.Д. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского от 30 ноября 2016 года постановление N 11-35/703 старшего государственного инспектора - начальника отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 27 апреля 2015 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 20 октября 2016 года оставлены без изменения, жалоба защитника ГКУ "МГПСС" Жигулина О.Д. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ГКУ "МГПСС" Жигулин О.Д. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, ссылается на то, что Учреждение не относится к категории производственных или промышленных предприятий и у него отсутствуют какие-либо производственные подразделения, имеющие выбросы в атмосферу; в материалах дела не имеется данных о наличии на автостоянках каких-либо иных объектов учреждения, кроме автомобилей, производящих выбросы вредных веществ в атмосферу, стоянки автотранспорта учреждения сами по себе не могут являться стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и, следовательно, их инвентаризация не требуется; согласно письму Минприроды России N 12-44-22962 от 18 сентября 2015 года, открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Статьёй 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Непосредственным объектом указанного правонарушения является несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определённых концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка её данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно материалам дела, 06 апреля 2016 года в 14 часов 00 минут должностными лицами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в ходе проведения плановой выездной проверки, проведённой на основании приказа N 436- пр от 25 февраля 2015 года,
установлено, что Г КУ "МГПСС" (юридический адрес: г. Москва, Нижняя Сыромятническая, д. 5, стр. 3А), осуществляющее поисково-спасательную деятельность на водах на территории города Москвы и имеющее в своём составе 24 структурных подразделения, расположенных на водоёмах города Москвы, в том числе на реке Москве и Химкинском водохранилеще, при осуществлении заявленной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников - 39 единиц техники (автомобили, мотоциклы, вездеходы, маломерные суда) и стационарных источников - организованных стоянок автотранспорта, однако не имеет инвентаризации от стационарных и передвижных источников выбросов на пунктах наблюдения, расположенных на водных объектах г. Москвы, что является нарушением ст. ст. 22, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ и п.п. 3.2, 3.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утверждённой Госкомприроды СССР в 1990 г.
Действия (бездействие) ГКУ "МГПСС" квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.
Факт совершения ГКУ "МГПСС" административного правонарушения подтверждён совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно : приказом от 25 февраля 2015 года N436-пр о проведении плановой, выездной проверки юридического лица; актом проверки N 436 от 06 апреля 2015 года; договором водопользования N 77-09.01.01.017-Х-ДРБВ-Т-2012-00475/00 от 30 мая 2012 года; договором водопользования N 77-09.01.01.017-Р-ДРБВ-С-2012-00455/00 от 03 мая 2012 года; балансовой справкой об имуществе; протоколом об административном правонарушении, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ГКУ "МГПСС" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и виновности ГКУ "МГПСС" в его совершении.
Довод жалобы об отсутствии в действиях (бездействии) ГКУ "МГПСС" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, так как у Учреждения отсутствуют какие-либо производственные подразделения, имеющие выбросы в атмосферу, стоянки автотранспорта сами по себе не могут являться стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и, следовательно, их инвентаризация не требуется, проверялся судьёй районного суда и судьёй Московского городского суда и правильно был признан несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании норм права.
На основании ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещён посредством передвижного источника; передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
По смыслу закона стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделятся на два типа: источники с организованным выбросом (выброс, поступающий в атмосферу через специально сооружённые газоходы, воздуховоды и трубы) и источники с неорганизованным выбросом, к которым в том числе относятся транспортные средства, хранящиеся на автостоянке предприятия, организации, и используемые в деятельности юридического лица.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно п. 1.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР в 1990 г.) (далее - Инструкция) инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчинённости, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
В силу п. 1.7 Инструкции инвентаризация должна проводится периодически - один раз в пять лет.
На основании п. 3.2 Инструкции при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.
В соответствии с п. 1 Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введённого в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333 (далее- Методическое пособие) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса запрещённых веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закреплённого за ним в соответствии с действующим законодательством (п. 2 Методического пособия).
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ГКУ "МГПСС" при осуществлении своей деятельности использует 39 передвижных источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух (автомобилей, мотоциклов, вездеходов, маломерных судов), которые размещаются на организованных стоянках, принадлежащих Учреждению, однако инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу не произведена.
Таким образом, действия (бездействие) Учреждения правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
М атериалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ГКУ "МГПСС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, должностное лицо, судья районного суда и судья Московского городского суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Административное наказание назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение
Порядок и срок давности привлечения ГКУ "МГПСС" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление 11-35/703 старшего государственного инспектора - начальника отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 27 апреля 2015 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 20 октября 2016 года и решение судьи Московского городского от 30 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении , предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Государственного казённого учреждения города Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба" оставить без изменения, жалобу защитника ГКУ "МГПСС" Жигулина О.Д. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.