Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе председателя правления ЖК "Сходня - 2" Артамонова О.Г. на постановление N * от 18.10.2016 года об административном правонарушении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы, которым должностное лицо - председатель правления ЖК "Сходня-2" Артамонов О.Г., привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 4 000 рублей , и решение судьи Тушинского районного суда Москвы от 28 апреля 2017 г., которым указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N * от 18.10.2016 года заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы должностное лицо - председатель правления ЖК "Сходня-2" Артамонов О.Г. привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, 05.10.2016 года консультант Мосжилинспекции Остапенко Н.Д. в ходе рассмотрения обращения, поступившего в Мосжилинспекцию (на портал Наш город, N ID *), установила, что Артамонов О.Г., являясь председателем правления ЖК "Сходня-2", не обеспечил соблюдения нормативных требований к технической эксплуатации жилого дома по адресу: *. В результате нарушены требования п. 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), а именно: *, в подъезде N 2 установлено неплавное движение кабин трех лифтов (в момент начала движения и при остановке кабины движутся рывками).
Не согласившись с вынесенным постановлением, председатель правления ЖК "Сходня-2" Артамонов О.Г. его обжалует. В обоснование своих доводов указывает на то, что ЖК "Сходня-2" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: *. В целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, заключены все необходимые договоры, в том числе со специализированными организациями. Так во исполнение требований о содержании лифта в исправном состоянии и его безопасной эксплуатации, между ЖК "Сходня-2" и ОАО "Мослифт" заключен договор N A -25 от 25.12.2015 года на техническое обслуживание лифтов. Письмом филиала N 14 ОАО "Мослифт" от 31.08.2016 года, заявителю сообщено, что лифты находятся в технически исправном состоянии, обеспечивающем их безопасную работу. Письмом от 07.10.2016 года также заявителю было сообщено, что выявленные отклонения в работе лифтов (указанных в предписании должностного лица) не превышают пределов и допусков, установленных технической документацией завода-изготовителя данного оборудования, а также Технического регламента Таможенного союза ТРТС 011/2011 "Безопасность лифтов" и ГОСТ 53780-20 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке". Кроме того, не соответствуют фактическим обстоятельствам выявление административным органом "не проведения в нормативные сроки осмотров /текущих ремонтов/ замены лифтов", поскольку специализированной организацией осуществляется весь комплекс работ, направленных на обеспечение надлежащей работы лифтов, которые проводятся согласно технического задания по контракту. Все работы по замене лифтовых агрегатов являются работами капительного характера, которые несут за собой дополнительное финансирование и неизбежно приведет к убыткам заявителя. Также должностным лицом в протоколе не указаны конкретные нормы, нарушение которых вменено заявителю, а выводы о наличии состава правонарушения являются надуманными, поскольку Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, не содержат требований к плавности движения лифта. Заявитель полагает, что административным органом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании заявитель Артамонов О.Г. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
28 апреля 2017 года Тушинским районным судом г. Москвы постановленовышеуказанное решение.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, председатель правления ЖК "Сходня - 2" Артамонова О.Г. просит постановления отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
В судебное заседание председатель правления ЖК "Сходня - 2" Артамонов О.Г., его защитник по ходатайству Алекандровская О.А. явились, доводы жалобы поддержали.
Защитник Мосжилинспекции по повторному вызову в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 05.10.2016 года консультант Мосжилинспекции Остапенко Н.Д. в ходе рассмотрения обращения, поступившего в Мосжилинспекцию (на портал Наш город, N ID *), установила, что Артамонов О.Г., являясь председателем правления ЖК "Сходня-2", не обеспечил соблюдения нормативных требований к технической эксплуатации жилого дома по адресу: *. В результате нарушены требования п. 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), а именно по адресу: * установлено не плавное движение кабин трех лифтов (в момент начала движения и при остановке кабины движутся рывками).
Действия председателя правления Артамонова О.Г. квалифицированы по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем с таким выводом согласиться нельзя в связи со следующим.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правок их содержания и ремонта.
Согласно 1.4.л. "Административного регламент предоставления государственной услуги "Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" и городе Москве и Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21.01.2015 N 29-ПП. уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции имеют право составлять акты по результатам проведенных мероприятий но осуществлению государственной функции, на основании которых выдавать предписания ой устранении выявленных нарушений.
В соответствии с ч. ст. 101 ЖК РФ, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования укатанным имуществом, а также предоставление коммунальных уедут гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными ломами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения, о техническом pe гулировании пожарной безопасности, тащите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдении требований к надежности и безопасности многоквартирного
лома;
2) безопасность житии и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц. государственного и муниципального имущества:
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом , входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирными доме:
4) соблюдение прав п законных интересов собственников помещений в многоквартирном ломе, а также иных лип:
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, прибором учета и другого оборудовании, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения укачанных требований ЖК "Сходпн-2" заключены все необходимые договоры, в том числе со специализированными организациями.
В соответствии с Правилами и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года) содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) - линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время н выходные дин должна осуществлять аварийная служба (н. 5.10.1.).
В соответствии с п.5.10.2. Правил, эксплуатирующая организация (владелец лифта -собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта
Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает:
соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
укомплектованность штата работников, связанных с эксплуатацией лифтов;
допуск к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказаний к указанной работе;
проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
наличие нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ;
производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации;
предотвращение проникновения в помещения лифта посторонних лиц;
выполнение предписаний Госгортехнадзора России и его должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии с полномочиями;
приостановление эксплуатации лифта самостоятельно или по предписанию органов Госгортехнадзора России и должностных лиц в случае угрозы жизни людей;
мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и несчастных случаев на лифте, содействие государственным органам, участие в техническом расследовании причин аварий и несчастных случаев на лифте, а также принимает меры по устранению указанных причин и их профилактике;
анализ причин возникновения инцидента на лифте, принятие мер по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
меры по защите жизни и здоровья работников, связанных с эксплуатацией лифтов; своевременное информирование соответствующих органов государственной власти об аварии и несчастном случае на лифте;
учет аварий, инцидентов и несчастных случаев на лифте;
представление в орган Госгортехнадзора России информации о количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев, причинах их возникновения и принятых мерах;
страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации.
Таким образом, на организацию осуществляющую управление многоквартирным домом, законодательством возложена обязанность обеспечения содержания лифта в исправном состоянии и ею безопасной эксплуатации путем организации обслуживания н ремонта.
Во исполнение указанных требований заявителем заключен Договор N А - 25 от 25.12.2015 года с ОАО "Мослифт" на срок с 01.01.2016 но 31.12.2016 год.
В соответствии с п. 1.1. Договора. Заказчик поручает, а Подрядчик в качестве специализированной лифтовой организации принимает па себя выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов, установленных по адресам, указанным в Приложении 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора. Pa б o ты по настоящему Договору выполняются силами Специализированного управления N 4, являющеюся филиалом ОАО "Мослифт".
В соответствии с п. 1.2. Техническое обслуживание лифтов Подрядчик осуществляет в соответствии с требованиями действующей нормативной документации и Регламенте по техническому обслуживанию лифтов. В сослав техническою обслуживания лифтов входят работы по ежемесячному, квартальному, полугодовому и годовому техническому обслуживанию, включая проверку технического состояния оборудования, ею регулировку, чинку и смазку, выполнение наладочных работ, проверку работы лифтов во всех режимах, проверку исправности приборов и устройств безопасности, совместное проведение с органом по сертификации оценки соответствия лифта в форме периодическою или частичного технического освидетельствования лифтов, обеспечение проведения электроизмерительных работ на лифтах.
Лифтовое оборудование относится к технически сложным объектам, требующих определенных профессиональных и экспертных знаний и навыков. Эксплуатация и ремонты лифтов осуществляются специализированными организациями, имеющими аккредитацию Ростехнадзора. Выявление неисправностей в лифтах осуществляется организациями и органами Ростехнадзора.
Таким образом, прихожу к выводу, что в силу специфики проверяемого объекта, выводы административного органа о ненадлежащей работе лифта надуманны, носят необъективный характер, не подтверждены доказательствами, соответствующих критериям допустимости и напротив, опровергаются письмом от производителя работ филиала N 14 ОАО "Мослифт", в котором содержится указание на технически исправное состояние лифтов, обеспечивающее их безопасную работу, письмом от 07.10.2016 года, которым заявителю было сообщено, что выявленные отклонения в работе лифтов (указанных в предписании должностного лица) не превышают пределов и допусков, установленных технической документацией завода-изготовителя данного оборудования, а также Технического регламента Таможенного союза ТРТС 011/2011 "Безопасность лифтов" и ГОСТ 53780-20 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке".
Между тем, оспариваемое постановление не соответствует указанным требованиям: не мотивировано, не имеет полного правового и доказательственного содержания, административным органом не указано какое именно требование указанное в п.5 10.2 Правил, нарушено неплавным движением кабины лифта. При этом необходимо отметить, что указанный в предписании как нарушенный пункт п. 5.10.2 Правил вообще не содержит каких-либо требований и критериев к плавности движения кабины лифта.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи нельзя признать законными и обоснованными. Данные постановления подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ отношении председателя правления ЖК "Сходня - 2" Артамонова О.Г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения прекращению.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30. 9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу председателя правления ЖК "Сходня - 2" Артамонова О.Г. удовлетворить.
Постановление N * от 18.10.2016 года об административном правонарушении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы, которым должностное лицо - председатель правления ЖК "Сходня-2" Артамонов О.Г., привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 4 000 рублей , и решение судьи Тушинского районного суда Москвы от 28 апреля 2017 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.