Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ "Жилищник района Куркино" по доверенности Ястребова М.В. на решение судьи Тушинского районного суда Москвы от 27 апреля 2017 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического контроля СЗАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N **** от 01 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.4.17 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы) в отношении ГБУ "Жилищник района Куркино", оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды - начальника Отдела экологического контроля СЗАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Разживина В.А. N **** от 01 февраля 2017 г. ГБУ "Жилищник района Куркино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.4.17 КоАП г. Москвы и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ГБУ "Жилищник района Куркино" обратилось с жалобой в Тушинский районный суд г. Москвы, судьей которого 27 апреля 2017 года постановленовышеуказанное решение.
Защитником ГБУ "Жилищник района Куркино" по доверенности Ястребовым М.В. подана в Московский городской суд жалоба, по доводам которой заявитель просит об отмене постановленных актов, ввиду того, что вина ГБУ "Жилищник района Куркино" материалами дела не доказана, при рассмотрении настоящего дела и жалобы должностное лицо и судья районного суда не выполнили требования ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, сотрудниками Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы допущены нарушения при проведении проверки, повлекшие нарушение прав юридического лица.
Законный представитель ГБУ "Жилищник района Куркино" в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения жалобы в суде второй инстанции извещен, направил защитника по доверенности Ананова А.В., который доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Конотопчик К.И., опрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции, возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление и решение законными и обоснованными, указав, что вина ГБУ "Жилищник района Куркино" полностью доказана, никаких нарушений при привлечении его к административной ответственности допущено не было.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи Тушинского районного суда г. Москвы.
Частью 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы предусмотрено, что нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены; граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений; собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Хозяйственная или иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
В силу ст. 7 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" обязывает граждан и юридических лиц: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс оргтехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со ст. ст. 10, 12, 13 настоящего Закона. На зеленых территориях и в зеленых массивах запрещается: повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных ст. 3 настоящего Закона; разбивать огороды без соответствующего разрешения; разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку; проезд и стоянку автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями; складирование различных грузов, в том числе строительных материалов; ремонт, слив отходов, мойка автотранспортных средств. Установка гаражей и тентов типа "ракушка"; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные Законом и иными законодательными актами.
На основании п. 4.5.5 приложения 1 к ППМ от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
В силу п. 4.5.7 приложения 1 к ППМ от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других природных и озелененных территориях города Москвы допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, если иное не предусмотрено пунктом 9.3 настоящих Правил, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и природных сообществ и обеспечения оттока талых вод.
Согласно п. 9.3 приложения 1 к ППМ от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", на озелененных и природных территориях запрещается: в том числе устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
В соответствии с п. 5.5 постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения частоты и порядка в г. Москве" при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Согласно п. 5.8 постановлению Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения частоты и порядка в г. Москве" запрещается применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах, за исключением многокомпонентных противогололедных реагентов, содержащих в своем составе биологически разлагаемый компонент и предусмотренных Технологией зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных реагентов, получившей положительное заключение федеральной государственной экологической экспертизы
В силу п. 4.12 СанПиН 42-128-4690-88, запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьёй районного суда, 06.12.2016 г. в период с 11 час. 30 мин. до 11 час. 40 мин. на земельном участке общего пользования, занятого зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром **** ГБУ "Жилищник района Куркино" совершены действия, приведшие к складированию (перемещению и накоплению) снега, содержащего химические реагенты, являющиеся составляющими (компонентами) противогололедных реагентов, на озелененной территории, что является нарушением ст. 2 и ст. 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", 4.5.5,4.5.7,9.3 приложения 1 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", п. 5.5 и п. 5.8 приложения к постановлению Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения частоты и порядка в г. Москве", п. 4.12 СанПиН 42-128-4690-88.
Действия ГБУ "Жилищник района Куркино" квалифицированы по ч. 2 ст.4.17 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБУ "Жилищник района Куркино" подтверждены доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N **** об административном правонарушении от 19.01.2017 г., экспертным заключением N **** от 26.12.2016 г., протоколом N **** исследования снега (талой воды) от 09.12.2016 г., протоколом N **** г. о взятии проб и образцов от 06.12.2016 г., актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N **** от 12.12.2016 г., протоколом N **** об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.12.2016 г., протоколом N **** о взятии проб и образцов от 06.12.2016 г., актом отбора проб снега от 06.12.2016 г. с приложенной схемой и фототаблицей.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении ГБУ "Жилищник района Куркино" уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан должностным лицом и судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу.
При рассмотрении административного дела должностным лицом и судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу оспариваемых актов, что нашло свое отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, которые могли бы свидетельствовать о принятии ГБУ "Жилищник района Куркино" в ходе осуществления своей деятельности всех необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение требований Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения частоты и порядка в г. Москве".
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ГБУ "Жилищник района Куркино" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, законами субъекта РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Защитник ГБУ "Жилищник района Куркино" в своей жалобе ссылается на допущенные сотрудниками Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы нарушения в ходе проведения проверки, повлекшие нарушения прав юридического лица.
Вместе с тем, данные доводы не влекут удовлетворение жалобы и отмену состоявшихся по делу постановления и решения.
Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу п.п. 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе, являются поступившие из государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностными лицами Департамента природопользования г.Москвы признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.4.17 КоАП г.Москвы, которые проверяли обращение гр-ки К **** о несанкционированной свалке загрязненного снега, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Следовательно, располагая информацией, полученной из заявления физического лица, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы реализовал свое право на привлечение к административной ответственности в рамках административного производства, получив доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" и вышеуказанных Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения частоты и порядка в г. Москве.
Нарушений при отборе проб, влекущих признание недостоверными доказательств, полученных с использованием результатов химических анализов, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Выводы должностного лица и судьи о виновности ГБУ "Жилищник района Куркино" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Никаких неустранимых сомнений, влияющих на выводы должностного лица и судьи районного суда, материалы дела не содержат.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела и жалобы судья районного суда не выполнили требования ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, не соответствует действительности. Представленные материалы свидетельствуют о том, что судья районного суда при рассмотрении жалобы всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГБУ "Жилищник района Куркино" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда соблюдены, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.ст. 29.10, 30.6 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы заявителя, приводимые им в защиту юридического лица, сводятся по существу к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки нижестоящей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении, не опровергают наличие в действиях ГБУ "Жилищник района Куркино" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей должностным лицом назначено ГБУ "Жилищник района Куркино" в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ и целям административного наказания, предусмотренным ст.3.1 КоАП РФ, в связи с чем назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении ГБУ "Жилищник района Куркино" к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется, данные акты являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического контроля СЗАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы **** от 01 февраля 2017 года, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.4.17 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ГБУ "Жилищник района Куркино", оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ "Жилищник района Куркино" Ястребова М.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.