Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "АСИФ" Мехралиева М.А. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 июня 2017 года, которым ООО "АСИФ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,
УСТАНОВИЛ
12 октября 2016 года сотрудниками отделения проведения проверочных мероприятий N3 ООИК УВМ ГУ МВД России по г.Москве проведена выездная проверка по контролю соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации по адресу г.Москва, ул. ***
22 декабря 2016 года инспектором по ОП отделения N3 отдела иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по г.Москве вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
14 апреля 2017 года инспектором по ОП отделения N3 ОИК УВМ ГУ МВД России по г.Москве составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "АСИФ" по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано в Замоскворецкий районный суд г.Москвы судьей которого вынесено указанное постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "АСИФ" Мехралиев М.А. выражает несогласие с постановлением судьи, просит его отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что ООО "АСИФ" к трудовой деятельности иностранного гражданина не привлекало, доказательства вины в действиях юридического лица отсутствуют, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
Защитник ООО "АСИФ" по доверенности Кострица И.В. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "АСИФ" по доверенности Кострицу И.В. , оснований для отменены или изменения обжалуемого постановления не нахожу.
Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет административную ответственность.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В части 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу п. 8 ст. 13 названного Федерального закона (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения) Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В силу положений ст.16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В силу положений ст.11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, 12 октября 2016 года по адресу: г. Москва, ул. *** в результате проверки соблюдения миграционного законодательства сотрудниками отделения N3 ОИК УВМ ГУ МВД России по г.Москве, выявлено событие административного правонарушения, совершенное юридическим лицом ООО "АСИФ", выразившееся в невыполнении обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора, до 02 сентября 2016 года, о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Таджикистан Рахмонова З.Х., в качестве повара с 30 августа 2016 года на территории города федерального значения Москвы, в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Действия ООО "АСИФ" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "АСИФ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки от 12 октября 2016 года N 120; протоколом осмотра территории; копией паспорта иностранного гражданина Республики Таджикистан Рахмонова З.Х.; письменными объяснениями свидетеля Рахмонова З.Х.; письменными объяснениями свидетеля Иваныша С.Ф.; договором аренды нежилых помещений; платежными поручениями о внесении арендной платы; письмами ООО "Эдисонэнерго"; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Исходя из положений ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, с учетом разъяснений, данных в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, поскольку в протоколе отсутствуют данные о свидетелях, не могут быть признаны обоснованными и влекущими отмену постановления, поскольку, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и об ООО "АСИФ" как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При этом необходимо отметить, что КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо необходимых доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении. Формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении отвечает требованиям допустимости и обоснованно принят судьей районного суда за основу постановления по делу об административном правонарушения.
Вывод судьи районного суда о виновности ООО "АСИФ" в совершении правонарушения соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доводы жалобы о том, что Общество не привлекало к осуществлению трудовой деятельности иностранного гражданина, передает арендованные помещения по договорам субаренды иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и другой деятельностью не занимается, опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств по делу, в том числе: протоколом осмотра территории, соответствующим требованиям ст.27.8 КоАП РФ (л.д.2-3); письменными объяснениями свидетеля Рахмонова З.Х., предупрежденного об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, о трудоустройстве 30.08.2016г. помощником повара в пункт общественного питания ООО "АСИФ" по адресу: г.Москва, ул.*** по устной договоренности с руководителем ООО "АСИФ" (л.д.4); выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой ООО "АСИФ" осуществляет, в том числе, деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (л.д.18); договором аренды нежилых помещений в здании по адресу: г.Москва, ул.***, заключенным 01 марта 2015 года между арендодателем ООО "Эдисонэнерго" и арендатором ООО "АСИФ", согласно которому ООО "АСИФ" переданы помещения, общей площадью 526,1 кв.м. (л.д.47).
При этом письменные объяснения генерального директора ООО "АСИФ" Мехралиева М.А., данные в ходе производства по делу об административном правонарушении 09 февраля 2017 года, о сдаче в субаренду всех арендуемых помещений иным юридическим лицам, в частности помещения, в котором выявлен иностранный гражданин Рахмонов З.Х., - в субаренду ООО "ГЕОБЕЛ" (л.д.96), ничем объективно не подтверждены, опровергаются письмами ООО "Эдисонэнерго" (л.д.105-109) и письменными объяснениями свидетеля Иваныш С.Ф., предупрежденного об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, о согласовании заключения ООО "АСИФ" договоров субаренды с иными лицами и в иных целях (л.д.103).
С учетом положений ч.2 ст.67 ТК РФ о том, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя, приведенные обстоятельства, оцениваемые в своей совокупности, не позволяют ставить под сомнение факт привлечения ООО "АСИФ" к трудовой деятельности в качестве повара гражданина Республики Таджикистан Рахмонова З.Х. и поручения ему осуществления указанной деятельности в пункте общественного питания ООО "АСИФ" в арендуемом помещении по адресу: г.Москва, ул.***, с которым фактически заключен трудовой договор.
Довод о том, что указанный выше иностранный гражданин выявлен в помещении переданном по договору субаренды иному лицу, является несостоятельным, опровергается приведенными выше доказательствами.
Доводы о том, что в действиях ООО "АСИФ" отсутствует состав административного правонарушения, вина Общества в совершении административного правонарушения не доказана, опровергается материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "АСИФ" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно: требований ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "АСИФ" имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "АСИФ" по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вопреки доводу о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они с достоверностью подтверждаются представленными доказательствами , всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица, является минимальным.
Таким образом, выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "АСИФ" Мехралиева М.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.