Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "***" *** на решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 28 апреля 2017 года, которым
постановление N *** государственного инспектора УГАДН по г. Москве *** от 11 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "***", оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
установил:
постановлением N *** государственного инспектора УГАДН по г. Москве от 11 ноября 2016 года ООО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник ООО "***" подал на него жалобу в Савеловский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 28 апреля 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными актами нижестоящих инстанций, защитником ООО "***" подана жалоба в Московский городской суд, в которой просил их отменить. По обстоятельствам дела пояснил, что Обществу вменено нарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности по перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок. Однако считает, что должностным лицом административного органа и судьей не учено, что у ООО "***" договора на осуществление спорного маршрута регулярных перевозок с уполномоченным органом государственной власти, в частности Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, нет. В этой связи спорный маршрут (N 391м "м. Молодежная - м. Павелецкая") отсутствует в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Таким образом, в связи с отсутствием спорного маршрута в указанном реестре, карта маршрута не могла быть выдана Обществу уполномоченным органом, в том числе на дату обнаружения правонарушения.
Защитник ООО "***" *** в суде доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав на отсутствие в действиях Общества события вмененного правонарушения, поскольку осуществляли маршрут регулярных перевозок без согласования, в этой связи карту маршрута не могли иметь. Считает, что в действиях Общества имеются нарушения лицензионных требований, а не порядка получения карты маршрута, регулируемым Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Государственный инспектор УГАДН по г. Москве *** в суде подтвердил, что в ходе проведения рейдового мероприятия по проверке транспортных средств в процессе их эксплуатации выявлен маршрут N 391м, который ранее был отменен, однако 13 сентября 2016 года в 18 час. 30 мин. ООО "***" осуществляло предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, что видно из путевого листа, в котором указан выезд ТС осуществляющего движение по расписанию "м. Молодежная- м. Полежаевская". Считает, что карта маршрута регулярных перевозок обязательна , даже если маршрут N 391м не включен в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Москве.
Изучив также материалы дела, проверив приведенные выше доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ установлена ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц, в размере трехсот тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объектом указанного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения безопасности регулярных перевозок, связанные с организацией регулярных перевозок, в том числе с допуском юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к осуществлению указанного вида перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
При рассмотрении данного дела должностным лицом административного органа и судьей установлено, что на основании распоряжения заместителя начальника Управления УГАДН по г. Москве от 31 августа 2016 года N 90-1/34-24, должностным лицом УГАДН 13 сентября 2016 года в 18 час. 30 мин. по адресу: *** проведена проверка автобуса марки *** , государственный регистрационный знак *** , используемого ООО "***" при осуществлении перевозок пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 391м "м. Молодежная- м.Полежаевская", под управлением водителя *** , согласно путевому листу серии *** N *** от 13 сентября 2016 года, выданному ООО "***"
В ходе проверке установлено, что у водителя автобуса отсутствует маршрутная карта.
Таким образом, ООО "***" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ за нарушение требований ст. 14, п. 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку 13 сентября 2016 года в 18 час. 30 мин. по адресу: *** осуществило предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 391м "м. Молодежная - м. Полежаевская", при этом использует для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобус марки *** , государственный регистрационный знак *** , под управлением водителя *** , согласно путевому листу серии *** N *** от 13 сентября 2016 года, выданному ООО "***", при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, а именно: протокол об административном правонарушении от 02 ноября 2016 года N *** , путевой лист автобуса от 13 сентября 2016 года N *** , протокол N *** наложения ареста на ТС от 13 сентября 2016 года; акт приема-передачи ТС для перемещения на специализированную стоянку *** от 13 сентября 2016 года; акт N *** планового (рейдового) осмотра, обследования ТС от 13 сентября 2016 года; распоряжением об утверждении плановых (рейдовых) зданий на проверку ТС в процессе их эксплуатации от 31 августа 2016 года N *** и иными документами.
Следов ательно, поскольку перевозку пассажиров по указанному маршруту Общество осуществляло с использованием автобуса в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок, должностное лицо административного органа и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "***" административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
Довод защиты о том, что перевозка осуществлялась по маршруту, который не был утвержден Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, поскольку с последним у Общества отсутствуют договорные отношения, в этой связи административным органом не доказано обстоятельств отнесения спорного маршрута N 391м к муниципальному маршруту регулярных перевозок в смысле, придаваемом ему Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с сними правилами.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
В статье 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ закреплены основные понятия, используемые данным Законом, так: муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района (п. 7); регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке п. 17); регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (п. 18); карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (п. 20).
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам ( ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
Частью 2 названной статьи установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Наряду с указанными в ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам ( ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Из ч. 3 названной статьи следует, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута предусмотрен ст. 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрена обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившим данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.
Таким образом, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, нарушение положений которого вменено Обществу, касается отношений по организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок, устанавливаемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
За несоблюдение требований в области организации регулярных перевозок пассажиров, урегулированных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, установлена ответственность, предусмотренная, в частности ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
При рассмотрении дела установлено, что автобус марки *** , государственный регистрационный знак *** оборудован указателями маршрута N 391м. При этом указанное транспортное средство двигалось по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 391м "м. Молодежная - м. Полежаевская" с промежуточными остановками на остановочных пунктах для общественного транспорта, с пассажиров водитель взимал плату за проезд.
Таким образом, нижестоящие инстанции сделали верный вывод об осуществлении Обществом перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок. Данный вывод подтвержден материалом рейдовой проверки, в ходе которой составлен акт N *** от 13 сентября 2016 года, зафиксировавший применение при осуществлении перевозок табличек с указание номера маршрута N 391м "м. Молодежная - м. Полежаевская" .
На основании изложенного прихожу к выводу о том, что ООО "***" фактически осуществляло перевозку пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок автобусом N 391м "м. Молодежная - м. Полежаевская" при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, которую Общество обязано было иметь.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.
В связи с этим должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно сделали вывод о наличии в действиях ООО "***" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
При рассмотрении дела процессуальных нарушений со стороны административного органа не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Вид и размер назначенного административного наказания определен с учетом санкции ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ и положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи районного суда, а также к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судьёй в соответствии с положениями процессуального законодательства. Между тем несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных актов, постановленных в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление N *** государственного инспектора УГАДН по г. Москве от 11 ноября 2016 года и решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 28 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерацйии об административных правонарушениях, в отношении ООО "***" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.