Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО "Контакт Плюс" на решение судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 12 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Контакт Плюс",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкии N08/1-24-121/2017/15/03/06/400000 от 17 марта 2017 года ООО "Контакт Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Указанное постановление ООО "Контакт Плюс" обжаловало в суд.
Решением судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 12 июля 2017 года постановление должностного лица административного органа от 17 марта 2017 года оставлено без изменения, а жалоба ООО "Контакт Плюс" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ООО "Контакт Плюс" Шмыгаль В.А. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения и допущенные процессуальные нарушения, выразившиеся в не извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении законного представителя юридического лица.
Кроме того, заявитель указал, что в данный момент общество находится в тяжелом финансовом положении, в связи с чем, оплата административного штрафа в назначенном размере приведет к негативным последствиям для общества.
Защитник ООО "Контакт Плюс" в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель административного органа Гуньков А.К. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении жалобы ООО "Контакт Плюс" отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав участвующих при рассмотрении дела лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Контакт Плюс" послужило то, что 13 марта 2017 года в 11 часов 00 минут в ст.Багаевской Багаевского района в ходе проведения административного расследования на основании поступившего информационного письма N12-10310/01 от 21 декабря 2016 года от ТУ Росимущества в Ростовской области, содержащего сведения, указывающее на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 70,62га, с разрешенным видом использования - для разведения и выращивания рыбной молоди в качестве пруда, расположенном в 1,5км севернее АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и находящемся в пользовании ООО "Контакт Плюс" согласно договора аренды N108 от 22 июня 2004 года, договора переуступки права аренды от 10 апреля 2013 года, дополнительного соглашения от 14 октября 2015 года к договору аренды N108 от 22 июня 2004 года, установлен факт нарушения земельного законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН зарос сорной растительностью, в том числе многолетними корневищными сорняками: вейник наземный, тростник обыкновенный, а также дурнишник обыкновенный, коровяк фиолетовый, резеда желтая, тысячилистник обыкновенный, имеются очаги произрастания таких сорняков как чертополох курчавый, чертополох крючковатый, циклахена дурнишниколистная, тысячелистник обыкновенный, полынь обыкновенная и разновозрастной древесно-кустарниковой поросли лоха узколистного. Основной очаг произрастания древесно-кустарниковой поросли составляет 20,78га. Координаты угловых точек расположения данного очага: N47.19121,ке040.67090; N47.19342,Е040.67059; N47.19256,Е040.65791; N47.19084,Е040.65846 в южной части земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером. В юго-восточной и северо-западной частях участка имеются локальные очаги захламления бытовым мусором.
На юго-восточной окраине земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН осмотром выявлен очаг выгорания растительности на площади 1га.
Таким образом, при проведении административного расследования выявлены факты невыполнения ООО "Контакт Плюс" установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что создает угрозу размножения и распространения сорняков, вредителей и ведет к ухудшению фитосанитарного состояния земель сельскохозяйственного назначения, большой объем сухой древесной и растительной массы представляет угрозу как источник пожароопасности, что может нанести вред окружающей среде.
При указанных обстоятельствах, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Контакт Плюс" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления от 17 марта 2017 года о признании ООО "Контакт Плюс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судья районного суда пришел к верному выводу, что факт совершения ООО "Контакт Плюс" вышеуказанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Совершенное ООО "Контакт Плюс" административное правонарушение квалифицировано правильно по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не влечет отмену постановленного по делу судебного акта довод заявителя о неизвещении о времени и месте рассмотрения дела законного представителя юридического лица, поскольку данные утверждения опровергаются представленными материалами.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
На основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Так, из представленных материалов дела следует, что 06 марта 2017 года старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкии вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "Контакт Плюс".
Копия данного определения получена директором Общества ФИО5 06 марта 2017 года.
В последующем директору ООО "Контакт Плюс" ФИО5 06 марта 2017 года направлено извещение о необходимости явки законного представителя общества 09 марта 2017 года к 11 часам 00 минут для проведения осмотра земельного участка. Данное извещение получено лично директором ООО "Контакт Плюс" ФИО5 06 марта 2017 года.
09 марта 2017 года составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
От участия в осмотре и подписания протокола учредитель ООО "Контакт Плюс" ФИО6 (согласно выписке из правоустанавливающих документов), направленный законным представителем, отказался.
09 марта 2017 года директору ООО "Контакт Плюс" ФИО5 направлено извещение для участия 13 марта 2017 года в 11 часов 00 минут при составлении протокола по делу об административном правонарушении. Данное извещение вручено учредителю Общества ФИО6 09 марта 2017 года для передачи законному представителю -директору Общества ФИО5
Протокол об административном правонарушении составлен 13 марта 2017 года в отношении ООО "Контакт Плюс" в отсутствие законного представителя юридического лица, который для составления протокола не явился, будучи извещенным о времени и месте его составления.
С учетом вышеизложенного, извещение ООО "Контакт Плюс" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении следует признать надлежащим, поскольку административным органом были созданы условия, необходимые для реализации его права на защиту, которыми юридическое лицо не воспользовалось.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что Общество было лишено предоставленных законом гарантий прав защиты и не имело возможности воспользоваться своими процессуальными правами, не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного обществу наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РР при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Оценивая назначенное наказание, судья областного суда приходит к выводу о чрезмерности избранной в отношении заявителя меры ответственности, имеются основания для применения положений ч. ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО "Контакт Плюс", и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное обществу административное наказание подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, до 200 000 рублей.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 12 июля 2017 года, постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкии N08/1-24-121/2017/15/03/06/400000 от 17 марта 2017 года изменить в части назначенного размера административного штрафа: назначить ООО "Контакт Плюс" административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В остальной части решение судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 12 июля 2017 года, постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкии N08/1-24-121/2017/15/03/06/400000 от 17 марта 2017 года оставить без изменения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.