судебная коллегия по гражданским делам
Пензенского областного суда
в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Терехиной Л.В., Усановой Л.В.
при секретаре Трофимовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УПФР в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 24 августа 2017 года, которым постановлено:
иск Киреевой М.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области от 25.04.2017г. N 111028 об отказе Киреевой М.В. в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части исключения из стажа, дающего право на пенсию, периода работы в должности фельдшера здравпункта.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Киреевой М.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 27.03.2017г., включив в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы с 02.04.2001г. по 22.03.2002г. в должности фельдшера здравпункта ОАО "Пензтекстильмаш" в календарном исчислении.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., объяснения представителя УПФР РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Зининой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Киреевой М.В. Баряевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киреева М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области (далее УПФР в г. Пензе Пензенской области) о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии, указав, что 27.03.2017 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.04.2017 N111028 в назначении пенсии ей было отказано ввиду недостаточности специального стажа. При этом ответчик не засчитал в стаж на соответствующих видах работ период ее работы с 02.04.2001 по 22.03.2002 в должности фельдшера здравпункта ОАО "Пензтекстильмаш", поскольку Списком предусмотрена работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах.
Просила признать указанное решение об отказе в назначении ей пенсии незаконным, включить в стаж работы, дающей право на пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы с 02.04.2001 по 22.03.2002 в должности фельдшера здравпункта ОАО "Пензтекстильмаш", назначить пенсию со дня обращения с заявлением - 27.03.2017.
В судебном заседании Киреева М.В., представитель истца Баряева И.В. иск поддержали в полном объеме.
Представитель УПФР в г. Пензе Пензенской области в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании, возражал против удовлетворения исковых требований.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе УПФР в г. Пензе Пензенской области, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводя доводы, послужившие основанием для вынесения решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.04.2017 N 111028.
Киреева М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в её отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а также в возражениях на жалобу судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; а для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066, в наименовании должности предусмотрена должность фельдшера.
Согласно абз. 5 п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе и во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Аналогичная норма содержится и в Правилах исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Из материалов дела следует, что Киреева М.В., 26.02.1968 года рождения, работала с 24.09.1985 по 20.05.1986 в должности участковой медсестры в поликлиники N 2 Пензенской городской больницы им. Н.А. Семашко, с 15.09.1986 по 08.12.1987 - в должности палатной медсестры неврологических коек МСЧ N 147 МЗ СССР, с 05.03.1987 по 17.09.1995 - в должности фельдшера Горбольницы N 2, с 11.04.1996 по 01.04.2001 - в должности фельдшера здравпункта Горбольницы N 2, с 02.04.2001 по 22.03.2002 - в должности фельдшера здравпункта ОАО "Пензтекстильмаш", с 12.08.2002 по настоящее время - в должности палатной медсестры психиатрического отделения N 19, с 19.09.2014- в должности медсестры участковой диспансерного психиатрического отделения ГБУЗ "Пензенская областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова".
27.03.2017 Киреева М.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УправленияПенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от 25.04.2017 N 111028 в назначении досрочной страховой пенсии Киреевой М.В. отказано ввиду отсутствия необходимого стажа работы. Стаж Киреевой М.В. определен в 29 лет 10 дней.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области в стаж на соответствующих видах работ Киреевой М.В. не включен период работы с 02.04.2001 по 22.03.2002 - в должности фельдшера здравпункта ОАО "Пензтекстильмаш", поскольку Списком предусмотрена работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Киреевой М.В. о признании решения комиссии ответчика незаконным в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в наименовании здравпункта ОАО "Пензтекстильмаш" указания "фельдшерский" или "врачебный" носит формальный характер и не может повлечь ограничение права Киреевой М.В. на пенсионное обеспечение.
Этот вывод суда мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания данного вывода неправильным не установлено.
В подтверждение данного вывода суд обоснованно сослался на Положение о врачебном здравпункте, утвержденное приказом Минздрава СССР от 03.01.1978 N 12, согласно которому врачебный здравпункт организуется в установленном порядке в составе поликлиники (амбулатории) и является ее структурным подразделением.
Основной задачей врачебного здравпункта является участие в проведении мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональной заболеваемости, инвалидности рабочих и служащих; улучшению их санитарно-гигиенических условий труда, оказание первой врачебной помощи при травмах, острых отравлениях и заболеваниях.
В п. 15 Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава от 03.11.1999 N 395, предусмотрено, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Как следует из исторической справки ОАО "Пензтекстильмаш" до 01.03.2004 здравпункт находился в структуре ОАО "Пензтекстильмаш", на основании приказа от 03.03.2004г. N 8-к здравпункт выведен из структуры ОАО "Пензтекстильмаш" с 01.03.2004.
В штатном расписании ОАО "Пензтекстильмаш" на 2001, 2002 годы здравпункт значится как подразделение ОАО "Пензтекстильмаш", при этом в штате здравпункта предусмотрены должности: заведующий кабинетом, фельдшер, зубной врач.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Киреевой М.В. о включении в ее специальный стаж периода работы в должности фельдшера здравпункта ОАО "Пензтекстильмаш".
Учитывая наличие у истца Киреевой М.В. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, с учетом включенного судом периода, стажа на соответствующих видах работ, предусмотренного п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно признал за Киреевой М.В. право на данную пенсию с 27.03.2017.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.