Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Дубинина А.И.
судей Калединой Е.Г. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Богдановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2017 года
дело по апелляционной жалобе Довгань В.В.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 01 сентября 2017 года
по делу по иску Довгань В.В. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда"
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Довгань В.В. обратился в суд с заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование требований указал, что решением комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского краю от 01.06.2017 N 2 ему отказано во включении в списки лиц, имеющих право па присвоение звания "Ветеран труда" в связи с тем, что, по мнению комиссии, представленные документы не соответствуют предъявленным требованиям, так как нагрудный знак "Отличник ВМФ" не является государственной наградой и не является ведомственным знаком отличия в труде, решение о награждении которых принято руководством органов государственной власти и управления СССР или РФСФСР.
Считает это решение противоречащим закону, нарушающим его права.
Он имеет следующие награды: нагрудный знак "Отличник ВМФ", юбилейную наградную медаль "Навеки вместе", выданную главой Республики Калмыкия 28.09.2009, почетную грамоту Республики Калмыкия от 31.03.2005 N 43 как начальнику станции Улан-Холл Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги ОАО "РЖД", выданную Президентом Республики Калмыкия; почетную грамоту за многолетнюю добросовестную работу в системе железнодорожного транспорта, выданную Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 31.07.2002.
Продолжительность его работы (службы) составляет 45 лет.
В ходе исполнения трудовых обязанностей какие-либо виновные действия он не совершал, к дисциплинарным наказаниям никогда не привлекался.
Имеющийся у него нагрудный знак "Отличник ВМФ" выдан командиром воинской части, которому Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67 делегированы данные полномочия, однако решение о награждении принято от имени федерального органа государственной власти - Министра обороны СССР.
Указанные обстоятельства, на его взгляд, являются основанием для признания незаконным решения комиссии и признания за ним права на получение звания "Ветеран труда".
Просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского краю от 01.06.2017 N 2 об отказе во включении в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", обязать комиссию по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского краю рассмотреть вопрос по существу (л.д.2-4).
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 01 сентября 2017 года в удовлетворении требований Довганя В.В. к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края отказано.
В апелляционной жалобе Довгань В.В. указывает, что решение суда является необоснованным и незаконным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд первой инстанции указал, что представленные им награды являются наградами иных субъектов РФ и не могут быть учтены при присвоении звания "Ветеран труда" в Ставропольском крае.
Однако считает, что ни Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ни Постановлением Губернатора Ставропольского края от 05.09.2007 N 569, ни Законом Ставропольского края от 07.12.2004 N 103-кз "О мерах социальной поддержки ветеранов" такое территориальное ограничение наград не предусмотрено.
При вынесении решения суд не дал надлежащей оценки имеющимся у него наградам.
Повторяя доводы искового заявления, Довгань В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Седашова Е.Н. просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав истца Довгань В.В., поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, а также представителя министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Седашову Е.Н., действующую по доверенности, просившую отказать в удовлетворении жалобы истца по указанным в возражениях основаниям, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения вынесенного по делу решения.
Судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что 28.03.2016 Довгань В.В. обратился в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края с заявлением о присвоении ему как имеющему нагрудный знак "Отличник ВМФ" звания "Ветеран труда", приложив копии паспорта, военного билета, архивной справки о работе, трудовой книжки, а также архивную справку ФГКУ центральный архив филиал (архив военно-морского флота) N 3556 от 17.03.2017, справку ГУ - УПФ РФ по городу Ставрополю от 28.03.2017 и сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
01.06.2017 Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края Довгань В.В. отказано во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" в связи с тем, что представленные документы не соответствуют предъявленным требованиям, а именно: нагрудный знак "Отличник ВМФ" не является государственной наградой и не является ведомственным знаком отличия в труде, решение о награждении которым принято руководством органом государственной власти и управления СССР или РСФСР, поскольку решение о награждении данным знаком принято командиром войсковой части " ... ".
Отказывая истцу в удовлетворении требований об оспаривании данного решения министерства, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского краю от 01.06.2017 N 2 об отказе во включении в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" является законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, поскольку он основан на верной оценке юридически значимых обстоятельств и представленных доказательств, а также на верном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Как следует из содержания архивной справки Центрального архива филиала ВМФ от 17.03.2017 N 3556, старший матрос Довгань В.В., проходивший службу в войсковой части " ... ", приказом командира войсковой части " ... " от 04.11.1974 N 026 награждён нагрудным знаком "Отличник ВМФ" (л.д. 9).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 2 Положения о нагрудных знаках "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67, нагрудными знаками награждаются:
- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;
- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.
Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5 Положения от 17.04.1957 N 67).
Положением о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.01.2008 N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" предусмотрено, что ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.
В статье 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации реализуется их конституционное право на труд, то есть по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности.
Но в отличие от других видов труда эта "работа" осуществляется в особых формах и особыми военными методами в целях решения задач и осуществления функций государства в сфере обороны и безопасности.
Поскольку истец на момент награждения знаком "Отличник ВМФ" был военнослужащим и осуществлял срочную службу в рядах Советской Армии, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная награда не относится к ведомственным знакам отличия в труде, а выдана за службу в рядах Советской Армии и является одной из форм поощрения граждан за отличие в службе.
Срочная воинская служба осуществляется в силу призыва в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина Российской Федерации (статья 59 Конституции РФ) и не отнесена законодателем к трудовой деятельности, под которой понимается выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде.
Кроме того, ведомственная награда должна быть присвоена непосредственно Министром обороны Российской Федерации.
Однако, из материалов дела не усматривается, что командир войсковой части был уполномочен Министром обороны СССР на награждение истца от его имени.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания незаконным решения комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края", министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского краю об отказе Довгань В.В. во включении в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с чем судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не учтены имеющиеся у него другие награды: юбилейная наградная медаль "Навеки вместе", выданная главой Республики Калмыкия 28.09.2009, почетная грамота Республики Калмыкия от 31.03.2005 N 43 как начальнику станции Улан-Холл Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги ОАО "РЖД", выданная Президентом Республики Калмыкия; почетная грамота за многолетнюю добросовестную работу в системе железнодорожного транспорта, выданная Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 31.07.2002, для присвоения звания "Ветеран труда в Ставропольском крае", судебная коллегия находит несостоятельными.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в Ставропольском крае данный вопрос регулируется Законом Ставропольского края "О мерах социальной поддержке ветеранов" N 103-кз от 07.12.2004.
Согласно статье 2 вышеназванного звание "Ветеран труда" присваивается:
1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Под ведомственными знаками отличия в труде в указанном Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Таким образом, для отнесения награды к ведомственной награде отличия в труде по смыслу вышеуказанного закона данной наградой должны награждаться почетные и заслуженные работники отрасли (ведомства); быть учрежденной за заслуги и достижения в труде; быть учрежденной органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в Ставропольском крае определяются Положением, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 05.09.2007 N 569.
Согласно пункту 4 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ставропольском крае" лица, указанные в подпункте 2.1 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:
награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, или право на пенсию за выслугу лет.
Документами, подтверждающими награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде являются соответственно удостоверения к орденам или медалям, удостоверения к ведомственным знакам отличия в труде, нагрудным знакам и т.д., предусмотренным при присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации или награждении иными ведомственными знаками отличия в труде, либо архивная справка, содержащая сведения о награждении орденами или медалями, либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении иными ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение иными ведомственными знаками отличия в труде, признаются также почетные грамоты, благодарности, почетные дипломы и т.д., учрежденные в установленном порядке соответствующими органами власти и управления СССР, РСФСР, федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами, высшими судебными органами, подписанные руководителями данных органов либо их заместителями и заверенные печатью этих органов.
Учитывая, что имеющиеся у Довгань В.В. наградная медаль "Навеки вместе", почетная грамота Республики Калмыкия от 31.03.2005 N 43 как начальнику станции Улан-Холл Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги ОАО "РЖД", почетная грамота за многолетнюю добросовестную работу в системе железнодорожного транспорта выданы не органами власти и управления СССР, РСФСР, федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами, высшими судебными органами, суд пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Довгань В.В.
Выводы суда являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к иному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушений норм процессуального закона при рассмотрении данного спора судом не допущено.
С учетом изложенного следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 01 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Довгань В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.