Президиум Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Фуги Н.В.
и членов Президиума - Ракшова О.Г., Бугаенко Н.В.,
Войты И.В., Заройца И.Ф.
с участием прокурора - Белогурова С.В.
при секретаре - Настенко В.В.
по докладу судьи - Плаксиной Е.Е.
рассмотрев гражданское дело по иску Администрации города Ачинска Красноярского края к Лапырь Людмиле Сергеевне, Петрову Сергею Владимировичу о выселении с предоставлением другого жилого помещения,
по кассационной жалобе Администрации города Ачинска Красноярского края на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 9 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 января 2017 года,
на основании определения судьи Красноярского краевого суда Соснина Ю.А. от 5 октября 2017 года,
установил:
Администрация города Ачинска предъявила в суде иск к Лапырь Л.С. и Петрову С.В. о выселении с предоставлением другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Лапырь А.С. и Петров С.В. проживают на условиях социального найма в квартире "адрес". Заключением межведомственной комиссии от 8 февраля 2012 года N 67 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Для проведения реконструкции требуется выселение ответчиков из занимаемого ими жилого помещения, 31 августа 2016 года Лапырь Л.С. вручено письмо с предложением временно на период реконструкции переселиться в жилое помещение, общей площадью 12,3 кв.м. по адресу: "адрес" на условиях найма жилого помещения маневренного фонда. Поскольку ответчики до настоящего времени о своём решении не сообщили, истец просит выселить их из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по адресу: "адрес".
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 9 ноября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 января 2017 года, Администрации города Ачинска в иске отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 26 июля 2017 года, Администрация города Ачинска в лице представителя Цыбулькиной Н.В. (доверенность от 27 декабря 2016 года), просит принятые по делу судебные постановления отменить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права.
Лапырь Л.С., Петров С.В., представитель Администрации города Ачинска о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, на основании статьи 385 ГПК РФ Президиумом краевого суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав заключение прокурора Белогурова С.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Красноярского краевого суда находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного гражданского дела.
Как следует из материалов дела, Лапырь Л.С. и Петров С.В. проживают в квартире "адрес" на условиях социального найма, жилое помещение имеет общую площадь 37,13 кв.м., жилую - 25,2 кв.м. (л.д.6, 8-9).
Заключением межведомственной комиссии N 67 от 8 февраля 2012 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции, в связи с износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д.3).
Распоряжением Администрации города Ачинска от 15 мая 2012 года N 1563-р установлен срок до 13 декабря 2015 года для организации работ по проведению и реконструкции жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными, в том числе и жилого дома "адрес", а также проведения мероприятий по переселению граждан, зарегистрированных по месту жительства, в маневренный фонд и обеспечения доступа на объект реконструкции. Распоряжением Главы г.Ачинска от 14 мая 2015 г. N 1513-р указанный срок продлен до 31 декабря 2017 года. (л.д.4, 5).
По заключению по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу: "адрес", подготовленного ООО "СтройАчинск" в апреле 2008 года, здание является деревянным, 1943 года постройки, несущие и ограждающие конструкции дома находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, отдельные элементы, такие как санузлы, отдельные участки наружных стен, находятся в недопустимом состоянии. Дом нуждается в капитальном ремонте, в том числе с выполнением работ по усилению фундаментов всего дома путем закрепления бутовой и кирпичной кладки с устройством железобетонной обоймы; частичной замены наружных стен (нижних венцов); рихтовки несущих стен, путем стяжки деформированных стен; замены полов первого этажа; полной переделки санузлов с заменой стен и перекрытий, с перепланировкой санузлов для увеличения их площади и др. (л.д.23-42).
Из ответа Отдела государственного пожарного надзора по г.Ачинску и Ачинскому району от 7 февраля 2008 года видно, что восьми квартирный жилой дом "адрес" не соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности, выявленные нарушения создают угрозу возникновения пожара и безопасности людей (л.д.52).
Письмом от 26 августа 2016 года Администрация города Ачинска предложила ответчикам на период реконструкции жилого дома "адрес" для временного проживания на условиях найма жилое помещение маневренного фонда по адресу: "адрес", общей площадью 12,3 кв.м. (л.д.10).
Из дела видно, что данное жилое помещение находится в муниципальной собственности г.Ачинска, на регистрационном учете в этом жилом помещении никто не состоит (л.д.13, 14, 15).
Согласно акту технического состояния жилого помещения по адресу: "адрес", составленному 5 сентября 2016 г., дом введен в эксплуатацию в 1968 году, дом обеспечен центральными инженерными коммуникациями: отоплением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, электроснабжением; в целом жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, требуется косметический ремонт (л.д.12).
Отказывая Администрации г.Ачинска в иске, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что перечень работ по проведению реконструкции жилого дома "адрес" и сроки проведения такой реконструкции не определены, и, поскольку доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения реконструкции дома без выселения жильцов из квартиры N 4 "а" в указанном доме стороной истца не представлено, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для принудительного выселения ответчиков из занимаемого ими жилого помещения в другое жилое помещение маневренного фонда.
При этом суд признал установленным, что предоставляемое Администрацией г.Ачинска ответчикам для временного проживания жилое помещение маневренного фонда соответствует требованиям жилищного законодательства.
Выводы судов нижестоящих инстанций основаны на неверном применении норм материального права и не могут быть признаны правильными.
Исходя из положений ч.1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно ч. 1 ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.
В силу ч.1 ст. 106 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.
Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (ч. 2 ст. 106 ЖК РФ).
Из приведенных норм права следует, что при предоставлении гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения аварийным и подлежащим реконструкции иного жилого помещения фактически производится временная замена жилого помещения непригодного для проживания на жилое помещение маневренного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан на период реконструкции и капитального ремонта занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения, а также с целью соблюдения их безопасности.
При этом, закон не связывает обязанность наймодателя жилого помещения предоставить нанимателю и членам его семьи на время капитального ремонта или реконструкции жилого дома для временного проживания жилое помещение маневренного фонда с наличием или отсутствием плана реконструкции дома, поскольку дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении угрожает жизни и здоровью жильцов.
Как было указано выше, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, заключением межведомственной комиссии от 8 февраля 2012 года N 67 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Данное заключение в установленном порядке не отменено, в судебном порядке не оспорено, указанный жилой дом, подлежащим сносу не признан.
Распоряжениями главы г.Ачинска от 15 мая 2012 года N 1563-р и от 14 мая 2015 года N 1513-р установлен срок до 31 декабря 2017 года для организации работ по проведению проектирования, реконструкции и мероприятий по переселению граждан, из жилых домов, признанных аварийными, в маневренный жилищный фонд.
В деле имеется заключение ООО "СтройАчинск" по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу: "адрес", из которого следует, что несущие и ограждающие конструкции дома находятся в ограниченно-работоспособном состоянии, а отдельные элементы в недопустимом состоянии, дом нуждается в капитальном ремонте. В заключении приведен перечь работ, которые необходимо провести при капитальном ремонте.
Из ответа ООО "СтройАчинск" видно, что на основании заключений по обследованию технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилых домов, в том числе и указанного выше жилого дома, производство работ по реконструкции не только возможно, но и необходимо в виду их морального износа; до выполнения реконструкции необходимо проведение капитального ремонта для восстановления всех параметров дома до нормативного состояния (л.д.53).
По сообщению начальника отдела государственного пожарного надзора по г.Ачинску и Ачинскому району от 7 февраля 2008 года жилой дом по адресу "адрес" не соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности, выявленные нарушения создают угрозу возникновения пожара и безопасности людей (л.д.52).
Наличие существенных неисправностей (разрушений) как со стороны фасада здания по указанному адресу, так и внутридомовых конструкций и систем установлено и Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского, что подтверждается ответом руководителя Службы от 14 сентября 2016 года.
Данные обстоятельства судами нижестоящих инстанций во внимание не приняты, в нарушение ст.67 ГПК РФ оценка представленным в дело доказательствам фактически не дана.
Между тем, исходя из перечня работ, необходимых для капитального ремонта и реконструкции здания, указанных в заключении ООО "СтройАчинк", следует, что реконструкция дома "адрес" не возможна при проживании в нем людей, поскольку ставит под угрозу их жизнь и здоровье ввиду опасности обрушения жилого дома, наличия строительного мусора, необходимости на время реконструкции отключения дома от электроснабжения.
Таким образом, выводы судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для выселения ответчиков из занимаемого ими жилого помещения с предоставлением жилого помещения маневренного фонда со ссылкой на не предоставление стороной истца доказательств невозможности проведения реконструкции дома без выселения жильцов, отсутствие плана реконструкции и сроков реконструкции противоречат приведенным выше положениям жилищного законодательства.
Поэтому принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.388, 390 ГПК РФ, Президиум Красноярского краевого суда
постановил:
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 9 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 января 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: Н.В. Фуга
Копия верна
Судья краевого суда Е.Е. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.