судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Федосовой Н.Н., Демидкиной Е.А.
при секретаре Сырых К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Управления дорог и транспорта Липецкой области на решение Правобережного районного суда города Липецка от 15 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Взыскать с Управления дорог и транспорта Липецкой области в пользу КлыковаВиктора Владимировичав возмещение материального ущерба64 632руб.
Взыскать с Управления дорог и транспорта Липецкой области в доход городского бюджета города Липецка государственную пошлину в сумме2 138руб.96коп.
После возмещения ущерба обязать Клыкова Виктора Владимировичапередать Управлению дорог и транспорта Липецкой области детали автомобиля "данные изъяты" подлежащие замене в ходе ремонта в соответствии с экспертным заключением ИП ФИО9 N от 24.03.2017 г.".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Клыков В.В. обратился в суд с иском к ОГУП "Липецкдоравтоцентр" о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия в размере 64 635руб., судебных расходов, ссылаясь на то, что 21.03.2017 годадвигался на принадлежащем ему автомобиле "адрес" где произошло падение дерева, в результате чего был поврежден принадлежащий ему автомобиль. Согласно экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет64 635руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление дорог и транспорта Липецкой области, администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области, администрация сельского поселения Куликовский сельсовет Лебедянского района Липецкой области, ГАУ "Данковский лесхоз" и Управление лесного хозяйства Липецкой области.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Управление дорог и транспорта Липецкой области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и постановить по делу новое решение об отказе в иске, так как управление не является надлежащим ответчиком, поскольку ущерб автомобилю истца был причинен вследствие ненадлежащего исполнения Управлением лесного хозяйства Липецкой области и ГАУ "Данковский лесхоз" своих обязанностей по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, а именно вырубки погибшего дерева.
Выслушав представителя ответчика Управление дорог и транспорта Липецкой области Шпрыкову Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителей администрации сельского поселения Куликовский сельсовет Лебедянского муниципального района Липецкой области Какошкину В.М., Управления лесного хозяйства Липецкой области Кашина И.В., истца Клыкова В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу п. 12 ст. 3 названного Федерального закона содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п.п. 1 и 2 ст. 17 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, Клыкову В.В. на праве собственности принадлежит автомобиль "данные изъяты"
21.03.2017 года09 час. 20 мин. на автодороге "адрес" произошло падение дерева, в результате чего был поврежден принадлежащий истцу автомобиль.
Местоположение и координаты упавшего21.03.2017 г.на автомобиль истца дерева зафиксированы на схеме по ДТП и фотоматериале, выполненном при осмотре места происшествия на выездном судебном заседании.
Сухое дерево произрастало на территории государственного лесного фонда, на земельном участке с кадастровым N
По сведениям Липецкого ЦГМС (метеослужба)21.03.2017 годав период времени с 08 часов 00 минут до 11 часов 00 минут в районе "адрес" ближайший к месту запроса, осадки не выпадали, максимальная скорость ветра 8 м/сек, отмечался туман с 08 часов 25 минут до 10 часов 55 минут.
Вины истца в ДТП также не установлено.
Таким образом, ненадлежащее содержание спорного участка автомобильной дороги, в том числе отсутствие опиловки сухих деревьев, повлекло причинение вреда имуществу истца.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что причиненный Клыкову В.В. вред подлежит возмещению Управлением дорог и транспорта Липецкой области, согласно представленному истцом заключению в сумме 64 635 руб., выводы которого не оспаривались.
Такой вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы ответчика Управление дорог и транспорта Липецкой области, несостоятельными.
В суде апелляционной инстанции истец Клыков В.В. указал, что считает надлежащим ответчиком Управление дорог и транспорта Липецкой области, к нему поддерживает требования.
В силу постановления администрации Липецкой области от 23.12.2011г. N456 "Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области и Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области" автомобильная дорога "адрес" относится к региональным дорогам общего пользования и находится в ведении Управления дорог и транспорта Липецкой области.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно Положению об Управлении лесного хозяйства Липецкой области, утвержденного Распоряжением Администрации Липецкой области от 29.01.2010 г. N26-р, Управление организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного Фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Управление является главным заказчиком, главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, предусмотренных на содержание управления и реализацию возложенных на него функций.
Статьей 55 Лесного кодекса РФ к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений.
В силу ч. 1, 4,5 ст.45 Лесного Кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ч. 1 п. 4 ст. 21 Лесного Кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты);
Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" были утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Согласно данным Правилам под линейными объектами понимаются дороги.
На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
В целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Доводы апелляционной жалобы, что Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.08.2011 N 21533) является ненормативным актом, несостоятелен.
Настоящие Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов разработаны в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации и подлежат применению.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении рубок лесных насаждений, указанных в пункте 8 и абзаце первом настоящего пункта Правил, проект освоения лесов не составляется.
Таким образом, с учетом анализа материалов дела, судебная коллегия соглашается с выводом о том, что надлежащим ответчиком по делу, является Управление дорог и транспорта Липецкой области, на которое возложены обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе и в части надлежащего содержания дорог и исключения причинения вреда ввиду ненадлежащего обеспечения безопасности дорожного движения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом им дана оценка, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы, что вред истцу был причинен в результате ненадлежащего исполнения Управлением лесного хозяйства и ГАУ "Данковский лесхоз" своих обязанностей по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, а именно вырубки погибшего дерева, следует признать не состоятельным, поскольку Управление дорог и транспорта Липецкой области осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального значения, на которой и был причинен вред истцу.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводов, дающих основание для сомнений в законности постановленного решения, апелляционные жалобы не содержат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также были предметом рассмотрения суда первой инстанции, правомерно отвергнуты как несостоятельные с приведением соответствующих мотивов.
В целом, доводы жалобы направлены на собственное толкование норм права, переоценку собранных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о незаконности постановленного судебного решения.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 15 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления дорог и транспорта Липецкой области без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.