Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Прошиной Л.П.,
судей Терехиной Л.В., Усановой Л.В.,
при секретаре Трофимовой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Усановой Л.В., дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда города Пензы от 22 августа 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Соловьевой Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Признать за Соловьевой Л.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Соловьевой Л.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 22 мая 2017года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с 01.08.1994 года по 29.02.1996 года в должности медицинской сестры - анастезиста "данные изъяты", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27.04.2005г. по 27.06.2005г., с 09.11.2009г. по 15.01.2010г., с 05.04.2011г. по 05.07.2011г., с 12.11.2014г. по 12.12.2014г. в льготном исчислении из расчета 1 год как 1 год 6 месяцев."
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Соловьева Л.Н. обратилась в суд с иском, указав что, решением заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 29.05.2017г. N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа. Период ее работы с 01.08.1994г. по 29.02.1996г. в должности медицинской сестры-анестезиста стационара "данные изъяты" включен в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку стационар не поименован в числе структурных подразделений, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа (1 год работы как 1 год и 6 мес.). Кроме того, исключены из специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27.04.2005г. по 27.06.2005г., с 09.11.2009г. по 15.01.2010г.,с 05.04.2011г. по 05.07.2011г., с 12.11.2014г. по 12.12.2014г.
Считая решение пенсионного органа незаконным, Соловьева Л.Н. просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ, обязав ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии вышеуказанные периоды в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 мес.) и назначить досрочную страховую пенсию с 22.05.2017г.
Исковые требования Соловьева Л.Н. поддержала в судебном заседании.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, иск не признал по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области.
Районный суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и отказать в удовлетворении исковых требований Соловьевой Л.Н. При этом ссылается на то, что в спорный период истец работала в должности медицинской сестры-анестезиста стационара, что дает право на включение этого периода в стаж дающий право на досрочную пенсию в календарном, а не льготном исчислении. В период прохождения курсов повышения квалификации истец не осуществляла трудовую деятельность, следовательно эти периоды судом засчитаны в специальный стаж необоснованно.
Доводы апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции были поддержаны представителем ответчика по письменной доверенности Зининой Е.А.
Соловьева Л.Н. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя апеллянта, истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного судом решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действовавшего пенсионного законодательства Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Постановлением Совмина РСФР от 06.09.1991 N 464 в редакции от 22.09.1993 года, действующей на момент выполнения истцом работы в спорный период, было предусмотрено, что врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Из материалов дела следует, что Соловьева Л.Н. после окончания медицинского училища 1 августа 1994 года была принята на должность медицинской сестры анестезистки в отделение анестезиологии в городской роддом "данные изъяты". В связи с реорганизацией медицинских учреждений, в настоящее время в этой же должности продолжает трудовую деятельность в "данные изъяты" (л.д. 8-10).
22.05.2017 Соловьева Л.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом медицинским учреждением, в котором протекает трудовая деятельность истцы выдана справка, уточняющая характер работы истца из которой следует, что Соловьева Л.Н. с 1 августа 1994 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры анестезиста отделения анестезиологии -реанимации.
Наличие в структуре медицинского учреждения где работала Соловьева Л.Н. в спорный период реанимационного отделения подтверждается штатными расписаниями больницы на 1994 -1996 год. То обстоятельство что должности среднего медицинского персонала в штатном расписании были указаны в общем штате стационара, а не реанимационного отделения не свидетельствуют о выполнении истцом работы не в этом отделении, поскольку в силу специфики лечебной деятельности, различных функциональных обязанностей врачей и среднего медицинского персонала, любое отделение медицинского учреждения, в том числе отделения анестезиологии и реанимации не может функционировать без среднего медицинского персонала.
Установив, что характер работы истца в спорный период не изменялся, ее переводы в различные структурные подразделения больницы не осуществлялись, и учитывая что период работы с 18.12.1998года зачтен пенсионным органом в специальный стаж в льготном исчислении, суд обоснованно обязал ответчика засчитать период работы истца с 01.08.1994 года по 29.02.1996 года в должности медицинской сестры - анастезиста ГБУЗ "Пензенский городской родильный дом в таком же порядке. При этом судом правильно указано что при установленных судом обстоятельствахподход к исчислению работы в данном подразделении до 1998 г. и после указанной даты не может быть различным, поскольку обратное привело бы необоснованному ограничению пенсионных прав истца, работающей весь период трудовой деятельности в одинаковых условиях.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от 29.05.2017 N 170000045418 из специального стажа Соловьевой Л.Н. также исключены периоды курсов повышения квалификации с 27.04.2005г. по 27.06.2005г., с 09.11.2009г. по 15.01.2010г., с 05.04.2011г. по 05.07.2011г., с 12.11.2014г. по 12.12.2014г.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом включения спорных периодов в специальный стаж работы истца его продолжительность составляет более 30 лет на дату обращения, требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения деятельностью с даты обращения удовлетворены судом обоснованно.
Таким образом, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к неправильной оценке представленных доказательств, основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения, и не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда. Обстоятельства дела оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки верно установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется. Учитывая изложенное, решение Ленинского районного суда г. Пензы следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Пензы от 22 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.