Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Дубинина А.И.,
судей Муратовой Н.И., Криволаповой Е.А.,
при секретаре Богдановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов Бурьяница С.Ю., Огородниковой Н.Ю. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Бурьяница Н.Д., Бурьяница С.Ю., Огородниковой Н.Ю. к Администрации Минераловодского городского округа об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Истцы обратились в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что в мае 2017 года они обратилась с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации. В результате обильных дождей в период с 24 по 26 мая 2017 года произошло наводнение и этот домик был затоплен, а все находившееся в нем имущество их семьи было утрачено. Они обратились в администрацию Минераловодского городского округа за получением единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, однако в этом им было отказано в связи с отсутствием регистрации в этом садовом домике и так как тот жилым не является. Однако домик пригоден для постоянного проживания и отсутствие регистрации в нем не должно ограничивать их право на возмещение ущерба от чрезвычайной ситуации.
Истцы просили суд установить юридический факт постоянного проживания Бурьяница Н.Д., Бурьяница С.Ю., Огородниковой Н.Ю. в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, СТ "Березка", ул. ***, ***, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа. Признать пострадавшими Бурьяница Н.Д., Бурьяница С.Ю., Огородникову Н.Ю. в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского округа. Обязать администрацию Минераловодского городского округа включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований Бурьяница Н.Д., Бурьяница С.Ю., Огородниковой Н.Ю. к Администрации Минераловодского городского округа об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, обращении решения к немедленному исполнению - отказано.
В апелляционной жалобе истцы Бурьяница С.Ю., Огородникова Н.Ю. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов к отмене постановленного решения указывают, что судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что спорное жилое помещение (садовый домик) являлось для истцов местом постоянного проживания, в нем находилось, как имущество первой необходимости, так и иное имущество, которым истцы пользовались в своей повседневной жизни, в том числе и личные вещи. Так же указывают, что садовый домик отвечает всем требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям. Спорное жилое помещение соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006
N 47, истцы иного жилья не имеют, регистрация истцов в ином месте носит формальный характер, иного жилого помещения для постоянного или временного проживания, кроме рассматриваемого жилого строения, они не имеют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Бурьяница С.Ю. с 10 июля 2015 года зарегистрирован по адресу:
г. Минеральные Воды, пр. ***, ***, кв. ***.
Бурьяница Н.Д. с 22 октября 2009 года зарегистрирована по адресу:
г. Минеральные Воды, пр. ***, ***, кв. ***.
Огородникова Н.Ю. с 01 апреля 2017 года зарегистрирована по адресу: Минераловодский район, с. Нижняя Александровка, ул. ***, ***.
Согласно свидетельствам о регистрации права от 03 апреля 2015 года, Бурьянице Н.Д. по договору купли-продажи на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 354 кв.м., назначение садоводство, по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ "Березка", участок N ***, а также расположенный на нем садовый домик площадью 35,0 кв.м (нежилое здание).
Такие же характеристики объекта отражены и в его кадастровом паспорте от 05 апреля 2017 года.
Согласно квитанциям, истцы производят оплату за воду, газ и электроснабжение.
По объяснениям истцов, в установленном порядке в орган местного самоуправления за переводом указанного нежилого здания в жилое, они не обращались.
Проживание истцов по вышеуказанному адресу с 2016 года подтверждено составленным соседями актом.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановления администрации Минераловодского городского округа от 27.07.2017 N 1910 Минераловодский район, с. Левокумка, СТ Березка, находится в зоне чрезвычайной ситуации.
По акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20 июня 2017 года, в результате наводнения 24 мая 2017 года пострадал нежилой дом по адресу: с. Левокумка, СТ "Березка", ул. ***, ***, собственник имущества Бурьяница Н.Д., повреждены: холодильник, диван, пол, стены, фундамент.
09 июня 2017 года Бурьяница Н.Д., Бурьяница С.Ю., Огородниковой Н.Ю. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствует регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а так же разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд правомерно исходил из того, что садовый домик является нежилым строением, в связи с чем право постоянного проживания в нем в смысле жилищного законодательства исключается. В свою очередь установление факта проживания истцов в нежилом строении не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях.
То обстоятельство, что садовый домик, расположенный по адресу:
с. Левокумка, СНТ "Березка", участок N ***, является нежилым зданием, подтверждается кадастровым паспортом спорного помещения.
Сам по себе факт принадлежности на праве собственнице Бурьяница Н.Д. земельного участка по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, СНТ "Березка", участок N ***, а также расположенного на нем садового домика (нежилое здание), не влечет оснований для признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, следовательно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.
Так же суд обоснованно принял во внимание тот факт, что регистрация истцов Бурьяница Н.Д. и Бурьяница Н.Ю. в жилом помещении в
г. Минеральные Воды, ул. ***, ***, кв. ***, принадлежащем им по *** долях на праве собственности и Огородниковой Н.Ю. в с. Нижняя Александровка, ул. ***, *** предполагает их право на проживание там, и, соответственно, наличие там имущества первой необходимости.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.