Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по СКФО Султанова Г.С. на решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2017 года,
установил:
постановлением главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Султанова Г.С. N 17-351/АР/176/7 от 31 мая 2017 года юридическое лицо ОАО "Ритуал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2017 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе представитель Департамента Росприроднадзора по СКФО Султанов Г.С. просит решение судьи отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "Ритуал" в полном объеме.
В возражениях на жалобу генеральный директор ОАО "Ритуал" ФИО6 просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив доводы жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав директора ОАО "Ритуал" Мернова И.И. и представителя ОАО "Ритуал" ФИО7 просивших отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по итогам проведения рейдового осмотра 06.04.2017 года в 11 часов 30 минут установлено, что на территории города-курорта Ессентуки на кладбище "Франчиха" на земельном участке с кадастровым номером N обнаружена свалка твердо-бытовых отходов. На указанных участках обнаружены отходы производства и потребления (2 несанкционированные свалки). С северной стороны кладбища протекает река Бугунта. Расстояние от несанкционированной свалки в северо-восточной части кладбища до реки составляет 70 метров. Расстояние от второй свалки до реки в северной части кладбища составляет 170 метров. Согласно сведениям публичной кадастровой карты данные земельные участки имеют категорию_ земли населенных пунктов, разрешенное использование - "Для общего пользования", по документам - под кладбище "Франчиха" и расположены в границах 2-й зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки и в водоохраной зоне реки Бугунта. Таким образом, факты размещения отходов производства и потребления в границах 2 зоны горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки являются признаками нарушений требований "Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", утвержденного постановлением Правительства РФ N1425 от 07 декабря 1996 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления о признании ОАО "Ритуал" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Прекращая производство по делу, судья первой инстанции, верно исходил из того, что ОАО "Ритуал" не осуществляет деятельность по сбору, складированию, использованию, сжиганию, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и иное обращение с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, поскольку указанные виды деятельности не относятся к уставной деятельности организации.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как установлено судьей городского суда и следует из материалов дела, 18.05.2017 должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО по итогам проведения рейдового осмотра территории составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "Ритуал", за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, исходя из положения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО в период с 15.03.2017 года по 06.04.2017 года осуществлялась деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ОАО "Ритуал" обязательных требований, установленных законодательством.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что имело место проведение проверки. Так, нарушение требований законодательства, зафиксированное в протоколе об административном правонарушении, выявлено при проведении рейдового осмотра территории 26.12.2016 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО, то есть в результате проведения мероприятий по контролю, перечень которых изложен в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В силу требований ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Приведенные положения ч. 12 ст. 10, ст. 13.2 названного закона предусматривают, что при выявлении нарушений обязательных требований, которые могут свидетельствовать о совершении административного правонарушения, возбуждению дела об административном правонарушении (составлению протокола об административном правонарушении) предшествует внеплановая проверка.
Процедура проведения внеплановой проверки, в том числе ее согласование с прокуратурой, создает условия для реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем права на защиту при осуществлении государственного контроля (надзора), по итогам проверки составляется акт о проверке, являющийся доказательством по делу об административном правонарушении, подлежащий вручению проверяемому лицу, кроме того, в ходе проверки реализуются иные предусмотренные законом гарантии прав последнего.
Как следует из содержания постановления должностного лица, факт совершения административного правонарушения подтверждается: актом обследования территории, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. При этом типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Отсутствие акта проверки, влечет недействительность результатов проверки.
Доказательств, подтверждающих, что акт проверки в отношении ОАО "Ритуал" по факту допущенных нарушений природоохранного законодательства государственным инспектором составлялся, в материалах дела не имеется. Как следует из определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07 апреля 2017 года поводом к возбуждению дела в отношении ОАО "Ритуал" послужило непосредственное обнаружение в ходе проведения рейдового осмотра должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, в ходе производства по делу административным органом при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, совокупность доказательств, на которые основывалось должностное лицо, получена в результате проверки, проведенной с нарушением норм действующего законодательства.
С учетом указанных обстоятельств, судья городского суда пришел к верному выводу о том, что в материалах дела не имеется каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ОАО "Ритуал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по СКФО Султанова Г.С. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2017 года оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда М.М. Товчигречко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.