Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Емелина А.В.,
судей - Никоновой О.И., Маркина А.В.,
при секретаре - Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самары на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 06.06.2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зубарева А.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.о.Самара направить Зубареву А.А. в 10 дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка N, расположенного по адресу "адрес".
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., объяснения представителя Администрации г.о. Самара - Бычковой В.В. и представителя Департамента управления имуществом г.о. Самары - Шалыгиной Е.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зубарев А.А. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самары, Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, понуждении к направлению проекта договора купли-продажи.
В обоснование требований указано, что Зубарев А.А. на основании договора купли-продажи от 18.12.2008 г. является собственником нежилого здания, используемого под продуктовый магазин, расположенного по адресу: "адрес". 05.09.2016 г. истец обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара через Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о выкупе в собственность земельного участка, расположенного под принадлежащим ему зданием с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" Сообщением от 16.12.2016 г. N15-07-10/54511 Зубареву А.А. отказано в предоставлении земельного, в связи с принадлежностью части объекта к территории общего пользования. Истец считает, что данный отказ является незаконным, поскольку здание построено в 60-х годах, и занимает практически весь испрашиваемый участок. Испрашиваемый истцом земельный участок сформирован на основании заявления ООО ""данные изъяты"" постановлением Главы г.Самары от 29.12.2005 г. N 3773, утвержден проект границ участка. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, его границы определены, обременений в виде территорий общего пользования нет. На основании постановления Администрации г.Самара от 14.12.1992 г. N1187 испрашиваемый земельный участок предоставлен ТОО ""данные изъяты"" на праве постоянного пользования. Земельный участок сформирован более 50 лет назад. Указанная Департаментом градостроительства г.о.Самара в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара информация о наличии на земельном участке красных линий, которая проходит непосредственно под зданием, является недостоверной, и не может ограничивать его права на приобретение земельного участка.
На основании изложенного, Зубарев А.А. просил суд признать незаконным постановление Администрации г.о.Самара N116 от 06.03.2017г. об отказе в предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу "адрес" собственность за плату, обязать Администрацию г.о.Самара в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самары просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Зубареву А.А. Заявитель жалобы считает, что судом не были исследованы все имеющие для дела обстоятельства, им не была дана полная и всесторонняя оценка. Указывает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне границ территории общего пользования исключает предоставление его в собственность истцу. В связи с этим считает, что администрацией принято законное решение об отказе в предоставлении истцу земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
18.07.2017 г. администрация г.о. Самара обратилась в суд с апелляционной жалобой на решение суда, а также с ходатайством о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы. В апелляционной жалобе были приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным в жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самары.
Определением Железнодорожного районного суда г. Самары от 27.07.2017 г. заявление администрации г.о. Самары о восстановлении срока на апелляционное обжалование решения суда оставлено без удовлетворения.
25.08.2017 г. апелляционная жалоба Администрации г.о. Самара определением Железнодорожного районного суда г. Самары возвращена заявителю.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара - Шалыгина Е.К. и представитель Администрации г.о.Самары - Бычкова В.В. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям.
Зубарев А.А., представитель Министерства строительства Самарской области в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
До судебного заседания поступило письменное ходатайство представителя истца - В.А. Маликова об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью в другом процессе. Определением судебной коллегии, отраженным в протоколе судебного заседания в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку указанные лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены судом надлежащим образом, уважительных причин неявки не представили, сведения о невозможности истца участвовать в судебном заседании не подтверждены, неявка представителя не является уважительной причиной для отложения судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно п.1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании пп.6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
Согласно п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст.39.2 Земельного кодекса РФ).
Законом Самарской области от 29.12.2014 N134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара с 01.03.2015 отнесено к компетенции Администрации городского округа Самара.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Зубарев А.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.12.2014 г., заключенного с ООО ""данные изъяты"", является собственником нежилого здания - магазина, общей площадью "данные изъяты" лит "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (л.д.11, 39).
ООО ""данные изъяты"" приобрело указанное нежилое здание по договору купли-продажи от 30.11.1992 г.N24 у Фонда имущества г.Самара. Право собственности общество на указанное имущество было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Установлено, что принадлежащее истцу нежилое здание расположено на земельном участке общей площадью "данные изъяты"л.д.15).
Постановлением администрации г.Самара от 14.12.1992 г. N1187 ТОО ""данные изъяты"" в постоянное пользование предоставлен земельный участок фактически занимаемый магазином N по адресу "адрес", площадью 0,0249 га, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61).
Постановлением Главы г.о.Самара от 29.12.2005г. N утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Земельный участок площадью "данные изъяты" предоставлен в аренду ООО "Улыбка" без права выкупа в собственность, занимаемый нежилым зданием (в том числе земельный участок площадью "данные изъяты" используемый под магазин и прилегающая территория площадью "данные изъяты" В пределах красных линий не возводить новых капитальных строений и сооружений (л.д. 26-27).
Установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемый истцом земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N, разрешенное использование: под магазин, категория земель: земли населенных пунктов. При этом каких-либо сведений об ограничениях в пользовании земельным участком не зарегистрировано.
Установлено, что 03.05.2006 г. между Комитетом по управлению имуществом г.о.Самара и ООО ""данные изъяты"" заключен договор аренды спорного земельного участка Nз (л.д. 28-29).
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии информация о переходе права собственности на испрашиваемый земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует (л.д.35).
Положения п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ, п.1 ст.552 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Как установлено судом, с 1992 года земельный участок на законном основании находился в пользовании (сначала в бессрочном, затем на праве аренды) у собственника нежилого здания ТОО (ООО) ""данные изъяты"" и Зубарева А.А., которому право пользования земельным участком перешло с переходом к нему права собственности на нежилое здание, расположенное на участке.
05.09.2016 г. Зубарев А.А. обратился к Главе администрации г.о.Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп, без проведения торгов земельного участка, государственная площадь на который не разграничена, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (л.д.68-70).
На основании постановлением Главы администрации г.о.Самара от 06.03.2017 г. N 116 Зубареву А.А. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлением. Основаниями для отказа указаны п. 6 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, пп. 6 п. 2.14 Административного регламента (л.д.49-50).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пп.6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, небрежными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, предоставленным Департаментом градостроительства г.о.Самара, спорный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов У-1У классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N61. Объект принадлежит территории общего пользования (л.д.63).
Вместе с тем, как достоверно установлено судом и подтверждается материалами дела (сведениями кадастрового учета и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области) какие-либо ограничения на испрашиваемый земельный участок не зарегистрированы. Данные о наличии решений об ограничении в обороте, либо об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд, также отсутствуют.
Согласно п.11 и п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Так, пункт 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ относит к территориям общего пользования территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды).
Таким образом, по смыслу указанной нормы права красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Вместе с тем установлено, земельный участок, испрашиваемый истцом длительное время, с 1960 года (с момента строительства здания), использовался только собственниками нежилого здания, а именно муниципальными органами, ТсОО (ООО) ""данные изъяты"", Зубаревым А.А. и не соответствует определению территории общего пользования, каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется. Земельный участок занят непосредственно зданием и территорией, необходимой для его использования (прилегающей территории).
Границы спорного земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание, уже были сформированы на момент территориального планирования. Установление красных линий по границам сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков нормами действующего земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае в отношении спорного земельного участка должен соблюдаться принцип правовой определенности.
При этом, постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" не содержит положения о распространении Правил на отношения по образованию земельных участков, процедура выдела которых была инициирована до его вступления в силу.
Более того, в ст. 6 Постановления Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N61 (ред. от 20.12.2016) "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" закреплено, что объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами, за исключением тех, существование и использование которых опасны для жизни и здоровья человека, окружающей среды, памятника истории и культуры.
Установив, что право собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" возникло у правопредшественника Зубарева А.А. - ТсОО (ООО) ""данные изъяты"" в 1992 году, т.е. до введения в действие Земельного кодекса РФ, а спорный земельный участок предоставлен в бессрочное пользование, а затем в аренду и использовался еще до утверждения Правил застройки и Генерального плана развития г.Самары, суд отклонил доводы ответчиков о том, что здание магазина находится в территориальной зоне ПК-1 и пришел к правильному выводу о том, что земельный участок может существовать и использоваться без его приведения в соответствие с Правилами.
Нахождение магазина в территориальной зоне ПК-1 не препятствует предоставлению существующего, ранее сформированного участка в собственность.
Положения пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закрепляют принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
В подпункте 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (п.3 ст.17 Конституции РФ).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание требования указанных выше норм права, суд пришел к обоснованному выводу о возникновении у Зубарева А.А. права на приобретение в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на котором расположено принадлежащее ему нежилое здание, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные Зубаревым А.А. требования и обязал Администрацию г.о.Самара направить ему в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка.
Удовлетворяя требования истца в указанной части, суд верно указал, что иное решение противоречило бы принципам гражданского и земельного права, повлекло явное нарушение баланса публичных и частных интересов, привело к нестабильности участников гражданского оборота, добросовестно использующих свои права.
Правомерно оставлены без удовлетворения требования истца в части признании незаконным постановления Администрации г.о.Самара от 06.03.2017 г. N116 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, поскольку данное постановление вынесено в соответствии с полученной информацией от Департамента градостроительства г.о. Самары из ИСОГД, которой установлены ограничения в предоставлении участка в собственность в силу пп.13.14 п.5, п.8 ст.27, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, что свидетельствует о том, что постановление формально являлось правильным.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не оспаривается.
Доводы ответчиков о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, обоснованно признаны несостоятельными. Принимая во внимание, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Разрешение заявленных требований порождает возникновение прав истца на спорный земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы о принадлежности земельного участка к территории общего пользования, подробно исследован судом и не нашел своего подтверждения. Достоверно установлено, что на испрашиваемом земельном участке с момента строительства магазина, не было территории общего пользования. Красная линия, которая пересекает здание магазина, установлена без учета сложившейся застройки.
Ссылки ответчика на Правила застройки и землепользования г. Самары, утв. Постановлением Самарской Городской Думы 26.04.2001 г., противоречат ст.4 ГК РФ, а также ст. 6 названных Правил. Установлено, что в настоящее время участок сформирован, установлен вид его разрешенного использования ""данные изъяты"".
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 06.06.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самары - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.