Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Родионовой С.Р.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Гарафутдиновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Хусниярова А.И., Гариповой Р.Т., Хуснияровой Ф.М. на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 мая 2017 г., по иску Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Хуснияровой Ф.М., Гариповой Р.Т., Хусниярову А.И., Гарифуллину И.Н. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении со снятием с регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., выслушав объяснения представителя Гариповой Р.Т. - Комарова А.И., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципального унитарного предприятия Инвестиционный строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Письмерова П.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города) обратилась в суд с иском к Хуснияровой Ф.М., Гариповой Р.Т., Хусниярову А.И., Гарифуллину И.Н. об изъятии у Хуснияровой Ф.М., Гариповой Р.Т. жилого помещения по адресу: адрес, для муниципальных нужд с выплатой им возмещения за изымаемое жилое помещение в размере по 1 270 000 руб. каждой, прекращении права собственности Хуснияровой Ф.М., Гариповой Р.Т. на указанную квартиру и выселении с указанного адреса Хуснияровой Ф.М., Гариповой Р.Т., Хусниярова А.И., Гарифуллина И.Н. со снятием с регистрационного учета
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчики Хусниярова Ф.М., Гарипова Р.Т. являются собственниками каждая ? доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 45,7 кв.м, жилой площадью 26,3 кв.м, по адресу: адрес, на основании договора передачи жилого помещения в общую долевую собственность, утвержденного постановлением главы Администрации Орджоникидзевского района города Уфы N 89 от 16 января 2001 г.
В соответствии с постановлениями Администрации города N 7087 от 5 декабря 2011 г. "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков у землепользователей, находящихся на застроенной территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова и территории СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", N 7306 от 13 декабря 2011 г. "Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений у собственников, проживающих в жилых домах, N N ... по ул. Интернациональной, N N ... по ул. Комарова, N N ... N ... по ул. Северодвинской, а также нежилых помещений и капитальных гаражей, находящихся на застроенной территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территорией СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Администрацией города осуществляется снос и расселение жильцов жилых домов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, изымаемом для муниципальных нужд, в том числе жилого дома по адресу: адрес.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчикам вручено уведомление Администрации города о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится вышеуказанное жилое помещение, для муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд. В настоящее время соглашение о предоставлении ответчикам возмещения за изымаемое жилое помещение или предоставлении другого жилого помещения в качестве альтернативы вышеназванному денежному возмещению между сторонами не достигнуто. Размер возмещения за изымаемое жилое помещение определен в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и составляет 2 540 000 руб. согласно отчету ООО "Экспресс-Оценка" об оценке N 06-02/2016 К от 8 февраля 2016 г.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 18 мая 2017 г. постановлено:
исковые требования Администрации городского округа город Уфа удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд жилое помещение, находящееся по адресу: адрес Хуснияровой Фанзии Махмутовны, Гариповой Регины Тимерьяновны с выплатой им Администрацией го г. Уфа возмещения за изымаемое жилое помещение сумму в размере 3183579,81руб., что составляет по 1591789,90руб. в праве общей долевой собственности каждому;
Прекратить право собственности Хуснияровой Фанзии Махмутовны, Гариповой Регины Тимерьяновны на квартиру по адресу: адрес;
Снять Хусниярову Фанзию Махмутовну, Гарипову Регину Тимерьяновну, Хусниярова Айдара Илдаровича с регистрационного учета по адресу: адрес;
Выселить Хусниярову Фанзию Махмутовну, Гарипову Регину Тимерьяновну, Хусниярова Айдара Илдаровича, Гарифуллина Ильдуса Наиловича из квартиры по адресу: адрес.
В апелляционных жалобах Хуснияров А.И., Гарипова Р.Т., Хусниярова Ф.М. ставят вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Ответчики Хуснияров А.И., Гарипова Р.Т., Хусниярова Ф.М., Гарифуллин И.Н., представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, отдела опеки, попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, отделения по Орджоникидзевскому району отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Уфе в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривалось, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность, утвержденного постановлением главы Администрации Орджоникидзевского района города Уфы N 89 от 16 января 2001 г., ответчики Хусниярова Ф.М. и Гарипова Р.Т. являются собственниками каждая ? доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 45,7 кв.м, жилой площадью 26,3 кв.м, расположенную по адресу: адрес, в которой зарегистрированы и в настоящее время проживают Хусниярова Ф.М., Хуснияров А.И., Гарипова Р.Т., что подтверждается справкой о регистрации МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 1984 от 28 февраля 2017 г. (т. 2 л.д. 40). По состоянию на июль 2016 г. в спорной квартире также был зарегистрирован ответчик Гарифуллин И.Н. (т. 1 л.д. 55), который в ходе рассмотрения настоящего спора снялся с регистрационного учета.
На основании договора N 22-РТ от 28 сентября 2011 г. о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территории СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заключенного между Администрацией города и Муниципальным унитарным предприятием Инвестиционный строительный комитет городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП ИСК), в соответствии с условиями аукциона по продаже на торгах права на заключение договора о развитии застроенной территории, утвержденными постановлениями главы Администрации города от 22 июля 2011 г. N 4156 "О развитии застроенной территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территорией СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", от 8 августа 2011 г. N 4533 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территорией СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, 5 декабря 2011г. Администрацией города вынесено постановление N 7087 об изъятии для муниципальных нужд в установленном законом порядке земельных участков у землепользователей, проживающих в жилых домах, в том числе и в адрес (т.1 л.д. 13).
Постановлением Администрации города N 7306 от 13 декабря 2011 г. "Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений у собственников, проживающих в жилых домах, N ... по ул. Интернациональной, N ... по ул. Комарова, N ... по ул. Северодвинской, а также нежилых помещений и капитальных гаражей, находящихся на застроенной территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территорией СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" постановленооб изъятии для муниципальных нужд в установленном законодательством порядке у собственников путем выкупа жилых помещений, в том числе и в адрес. МУП ИСК поручено зарегистрировать данное постановление в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, уведомить в письменной форме собственников жилых и нежилых помещений о предстоящем изъятии земельного участка и принадлежащих им помещений, заключить с собственниками жилых помещений соглашение об их изъятии путем выкупа (т. 1 л.д. 13-14).
Из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что 14 марта 2012 г. осуществлена регистрация ограничения (обременения) квартиры по адресу: адрес виде постановления главы Администрации города N 7306 от 13 декабря 2011 г. (т. 2 л.д. 29-31).
Согласно представленному истцом отчету об оценке N 06-02/2016К ООО "Экспресс-Оценка", рыночная стоимость квартиры по адресу: адрес составляет 2 540 164 руб. (т. 1 л.д. 15-46).
Постановлением Администрации города N 5002 от 26 ноября 2012 г. утвержден проект планировки территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территорией СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан площадью 9,17 га, и проект межевания территории.
15 февраля 2016 г. ответчикам Гариповой Р.Т. и Хуснияровой Ф.М. вручено уведомление о предстоящем изъятии земельного участка и жилых помещений в адрес Республики Башкортостан, а также соглашение об изъятии недвижимого имущества, отчет об оценке, постановление Администрации города N 7087 от 5 декабря 2011 г., договор N 22-РТ от 28 сентября 2011 г. (т.1 л.д. 11), с которыми ответчики не согласились, о чем собственноручно написали на уведомлении.
Хусниярова Ф.М. и Гарипова Р.Т. обратились в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам реконструкции адрес Республики Башкортостан.
В ответ на указанное обращение Аппарат Правительства Республики Башкортостан сообщил, что в рамках договора N 22-РТ от 28 сентября 2011 г. о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территории СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, во исполнение постановления главы Администрации города N 7306 от 13 декабря 2011 г. ведется освобождение указанной площадки от ветхих жилых домов. Всего на указанной территории в полном объеме расселены жилые дома NN ... по ул. Интернациональной, NN ... по ул. Белокатайской, NN ... по ул. Северодвинской, NN ... по ул. Комарова г. Уфы Республики Башкортостан. Не расселенным остался только жилой адрес (т. 1 л.д. 148-149).
Из ответов территориального участка ГУП БТИ Республики Башкортостан N 666 от 5 сентября 2016 г., ОАО Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 984 от 9 сентября 2016 г. на обращения ответчиков Хуснияровой Ф.М., Гариповой Р.Т., установлено, что последняя техническая инвентаризация жилого здания (строения) по адресу: адрес (инв. N 342391) проводилась 21 декабря 1998 г., по данным технического паспорта по состоянию на 21 декабря 1998 г. процент износа вышеуказанного объекта недвижимости составляет 12%, общая площадь жилого здания составляет 562,7 кв.м, общая площадь коридоров составляет 11,0 кв.м, площадь лестничных клеток составляет 43,3 кв.м, тамбуров - 1,5 кв.м. Согласно программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов по Федеральному закону N 185-ФЗ, в 2009 г. выполнены работы по капитальному ремонту: кровли на сумму 850 000 руб., утепление фасада на сумму 1 800 000 руб. (т. 1 л.д. 151-152).
В материалы дела представлено заключение отдела опеки, попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями Администрации Орджоникидзевского район городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 678 от 7 апреля 2017 г. по заявленным Администрацией города исковым требованиям к Хуснияровой Ф.М., Гариповой Р.Т., Хусниярову А.И., Гарифуллину И.Н. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении со снятием с регистрационного учета, в котором отдел опеки просил рассмотреть настоящее дело в соответствии с действующим законодательством, не ущемляя прав несовершеннолетнего Хусниярова А.И.
По результатам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы представлено заключение N 46/11/2016 от 15 ноября 2016 г. ООО "Бюро оценки и судебных экспертиз", в котором эксперт пришел к выводу о том, что наиболее вероятная рыночная стоимость квартиры по адресу: адрес может составлять 2 647 018 руб., при этом рыночная стоимость общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: адрес может составлять 2 230 804 руб. 53 коп. Рыночная стоимость земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу может составлять 36 207 681 руб. 26 коп. Экспертом указано, что не представляется возможным определить рыночную стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в том числе на земельный участок, в связи с отсутствием информации о размере доли на общее имущество в исследуемом многоквартирном доме в отношении Хуснияровой Ф.М., Гариповой Р.Т. Наиболее вероятный размер убытков, которые будут причинены собственникам жилого помещения его изъятием, в том числе связанные с переездом и поиском иного жилья, может составлять 77 454руб. 59 коп.
В связи с возникшими сомнениями в правильности данного заключения, содержащего противоречивые выводы эксперта, в том числе вероятностные выводы о рыночной стоимости спорной квартиры, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости назначения по делу повторной экспертизы для определения рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: адрес, при выплате выкупной цены жилого помещения при изъятии для муниципальных нужд, учитывая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, а также убытки, причиненные собственникам при его изъятии.
Экспертами ООО "Региональное бюро независимой экспертизы и оценки "Стандарт" представлено заключение N 229/16-2017 от 11 сентября 2017 г., в котором сделаны выводы о том, что рыночная стоимость двухкомнатной квартиры, площадью 45,7 кв.м по адресу: адрес, по состоянию на 15 августа 2017 г. округлена и составляет 2 263 000 руб. Стоимость убытков, причиненных собственникам квартиры, расположенной по адресу: адрес, при ее изъятии, по состоянию на 15 августа 2017 г. округлена и составляет 25 200 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Администрации города, суд первой инстанции исходил из того, что 15 марта 2012 г. произведена государственная регистрация решения об изъятии спорного недвижимого имущества для муниципальных нужд; земельный участок и расположенный на нем жилой дом подлежат выкупу в связи с изъятием земельного участка, а собственники спорной квартиры и земельного участка имеют право на получение соответствующего выкупа; между истцом и ответчиками не достигнуто соглашение о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение или предоставлении другого жилого помещения в качестве альтернативы, от предложенных вариантов альтернативного жилья по ул. Интернациональная г. Уфы Республики Башкортостан ответчики отказались.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции сделаны с нарушением норм материального права.
В силу положений статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 2).
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16 июля 2008 г. N 9-П, от 24 февраля 2004 г. N 3-П, определения от 11 мая 2012 г. N 758-О, от 3 июля 2007 г. N 714-О-П).
Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1 ).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 20 постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
В силу подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится: отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г.).
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Орган местного самоуправление в обоснование изъятия земельного участка под домом N ... по адрес в г. Уфе не ссылался на обстоятельства, предусмотренные названной правовой нормой.
Наличие данных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не выявлено.
При этом в качестве иных исключительных обстоятельств (подпункт 3 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации), Администрация города указывала на заключение договора от N 22-РТ от 28 сентября 2011 г. о развитии застроенной территории, ограниченной названными улицами.
Между тем, из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом названных положений статьи 35 Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации не вытекает, что эти обстоятельства влекут безусловное принудительное изъятие имущества у частных лиц.
Само по себе заключение договора о развитии застроенной территории не является основанием для изъятия земельных участков, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд.
В силу положений частей 4, 5 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, но не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 данной статьи.
На основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 4273 от 2 августа 2013 г. МУП ИСК предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ограниченный улицами Интернациональная, Комарова, Мира и территорией СОШ N 109, для проектирования и строительства объекта: "Жилой дом N 3 со встроено-пристроенными помещениями па территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территорией СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе города Уфы, площадью 2 739 кв.м". Заключен договор N 1344-13 аренды земельного участка от 26 сентября 2013 г. Срок действия договора с 2 августа 2013 г. до 2 августа 2016 г. Соглашением о расторжении договора аренды N 1344-13 от 26 сентября 2013 г. договор расторгнут 13 сентября 2017 г.
Как следует из положительного заключения негосударственной экспертизы N 02-2-1-2-0091-17 по объекту капитального строительства - "Жилой дом N 3 со встроено-пристроенными помещениями па территории, ограниченной улицами Интернациональной, Комарова, Мира и территорией СОШ N 109 в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", составленного по заявлению МУП "ИСК г. Уфы", на отводимой площадке под строительство предполагается снос 2-3х этажных жилых домов, за исключением существующего жилого дома, расположенного по адрес. В сохраняемом доме не выполняются нормативные требования по инсоляции квартир N ... Данные квартиры подлежат переводу в нежилые помещения.
Принимая во внимание изложенное, установив, что Администрация города не доказала наличие исключительных обстоятельств, обуславливающих невозможность развития застроенной территории без принудительного изъятия принадлежащих ответчикам объектов, не представила доказательств, свидетельствующих о том, что принадлежащее ответчикам жилое помещение изымается в связи с изъятием земельного участка для каких-либо публичных нужд, что генеральным планом развития города Уфы было предусмотрено строительство объектов муниципального значения на территории занимаемой жилым домом адрес в г. Уфе Республики Башкортостан, учитывая, что развитие застроенных территорий само по себе не может являться способом изъятия собственности у соответствующих правообладателей, объекты которых оказались расположенными на данной территории, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии заявленных истцом оснований (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) для принудительного изъятия у ответчиков принадлежащего им на праве собственности жилого помещения с выселением их и членов их семьи из квартиры со снятием с регистрационного учета. Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации города в полном объеме.
Заявление ООО Региональное бюро независимой экспертизы и оценки "Стандарт" о возмещении понесенных расходов на производство экспертизы подлежит удовлетворению за счет Администрации города, как лица, против которого принято судебное постановление.
Руководствуясь статьями 198, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 мая 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Хуснияровой Фанзие Махмутовне, Гариповой Регине Тимерьяновне, Хусниярову Айдару Илдаровичу, Гарифуллину Ильдусу Наиловичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, выселении со снятием с регистрационного учета - отказать.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО Региональное бюро независимой экспертизы и оценки "Стандарт", адрес: 450103адрес, офис 3, ИНН/КПП N ... , р/счет N ... , кор/счет N ... , БИК N ... , филиал ГПБ (АО) в г. Уфе, в возмещение расходов на проведение экспертизы - 25 800 руб.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Попенова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.