Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Вологдиной Т.И., Ягубкиной О.В.
при секретаре
Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 октября 2017 года апелляционную жалобу ответчиков Безлобенко Геннадия Андреевича, Скобелкиной Яны Станиславовны на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июня 2017 года по делу N2-793/2017 по иску товарищества собственников жилья "Константиновский 1/24" к Безлобенко Геннадию Андреевичу, Скобелкиной Яне Станиславовне о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., доводы представителя Безлобенко Г.А., Скобелкиной Я.С. - Башинской М.Ф., действующей на основании доверенности 78 АБ 1841845 от 05.12.2016, сроком на 1 год, рег. N 80-2457, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Товарищество собственников жилья (далее ТСЖ) "Константиновский 1\24" обратилось в суд с иском к Безлобенко Г.А. и Скобелкиной Я.С. о взыскании (с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 129 175,17 рублей, расходов по оплате государственной пошлины - 12 144,91 рубля. Указывая в обоснование требований о наличии у ответчиков задолженности в указанном размере за период времени с 01.08.2014 по 06.06.2017.
Представитель ответчиков против иска возражала, указывая, что ответчики вышли из членов ТСЖ, договор с ними на оплату содержания жилого помещения и плату за коммунальные услуги по настоящее время не заключен. Плата ими вносится регулярно, за исключением оплаты службы дежурных, которую они находят неправомерной, поскольку не представлен протокол общего собрания об утверждении платы за службу дежурных. Представили свой расчет.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 07.06.2017 суд взыскал с Безлобенко Г.А. и Скобелкиной Я.С. в пользу ТСЖ "Константиновский 1/24" задолженность в размере по 64 587,59 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере по 1 470,82 рублей с каждого. Также с ответчиков в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, по 420,92 рублей с каждого.
С постановленным судом решением не согласились ответчики, подали апелляционную жалобу. Считают, что суд дал неверную оценку представленным доказательства, не исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Просят решение суда отменить. Оплата услуг службы дежурных не входит в минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Взимание платы по статье "служба дежурных" возможно только при условии утверждения данной услуги на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Доказательств принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о включении указанной статьи в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества не представлено. Также заявители не согласны с предоставленным истцом расчетом исковых требований. Представили свой расчет.
В судебное заседание 19.10.2017 представитель истца не явился, извещен 22.09.2017, каких-либо ходатайств, заявлений от него в суд не поступило. Судебная коллегия, исходя из положений ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ответчиков, полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
С этим принципом связано положение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ бремя содержания имущества (в том числе и жилого помещения) лежит на его собственнике. Предоставление услуг всем собственникам жилых помещений, в том числе не являющимся членами ТСЖ, должно осуществляться на одинаковых условиях.
Частью 6 статьи 155 ЖК РФ установлено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 ЖК РФ.
Отсутствие такового договора между сторонами не может освободить ответчиков от добросовестного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме. Представленные ответчиками заявления о намерениях заключить необходимый договор, факт его отсутствия по настоящее время, указывает на то, что ответчики не были лишены возможности обратиться с иском в суд к истцу о понуждении к заключению такового.
В соответствии с п.п. 2 - 4 ч.1 ст.137 ЖК РФ, ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В силу ч.1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчики являются собственниками квартиры N ... , расположенной в "адрес"
Управление домом осуществляется истцом, ответчиками данное обстоятельство не оспаривается.
Согласно выписке из протокола общего собрания членов ТСЖ "Константиновский 1\24", расположенного в многоквартирных домах по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" проводимого в форме заочного голосования, от 29.12.14, утвержден отчет об исполнении сметы расходов доходов товарищества за 2014 год, в которой предусмотрен п. 16 - служба дежурных; так же утвержден размер сбора на службу дежурных в 2014 году (согласно смете). Смета представлена.
Согласно протоколу N 2016-1605 общего собрания членов ТСЖ "Константиновский 1\24", расположенного в многоквартирных домах по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", проводимого в форме заочного голосования (протокол от 06.05.2016), утвержден отчет об исполнении сметы расходов и доходов товарищества; утверждена смета доходов и расходов товарищества на 2016 год; утвержден размер сбора на службу дежурных в 2016 году. Сметы приложены, в смете за 2015 год под п. 16, а в смете за 2016 года, под п. 14 указывается о службе дежурных.
Как следует из письма Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 20.01.2017 исх.N 312/17-2, направленного в адрес ответчиков на их обращения по результатам проведения внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ "Константиновский 1/24", в том числе, по вопросу соблюдения требований Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", общим собранием собственников дома 1/24 по Константиновскому проспекту в 2012 году принято решение (Протокол N1 от 13.01.2012) о создании службы консьержей в трех парадных дома и установлена оплата этой услуги, в связи с чем и производятся начисления по оплате услуг консьержей (т.1.л.д.81,82).
Согласно штатному расписанию истца с 01.01.2014 по 31.12.2015, имелось 12 консьержей. Согласно штатному расписанию с 01.01.2016 у ответчика имеется 8 консьержей.
Истцом заявлено о задолженности с 01.08.2014 по 06.06.2017 ответчиков по плате за жилое помещение и коммунальные услуги,
в размере 129 175,17 рублей.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами права, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, найдя представленный истцом расчет задолженности правильным, выполненным арифметически верным, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Судебная коллегия находит вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании задолженности правильным, поскольку он мотивирован, соответствует установленным в судебном заседании обстоятельствам, основан на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правая оценка, и оснований считать его неправильным, судебная коллегия не усматривает.
В силу положений ч.6 ст.ст. 155 ЖК РФ, платежи подлежат оплате ответчиками в силу наличия у них в собственности помещения и не зависят от их выхода из членов ТСЖ. Отсутствие же между сторонами договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственников от установленной законом обязанности нести расходы, в том числе на содержание общего имущества и оплату коммунальных услуг, и не должно служить препятствием для реализации права ТСЖ на получение соответствующих платежей.
Выход ответчиков из членов ТСЖ, отсутствие заключенного между ними и ТСЖ договора, не снимает с последних, как собственников квартиры в многоквартирном доме, пользующихся в спорный период всеми предоставляемыми в данном доме услугами, иного не доказано, обязанности по несению бремени содержания имущества и оплате соответствующих услуг, поскольку иное означало бы неосновательное обогащение лица, не заключившего договор, за счет других лиц, с которыми такой договор заключен, или членов ТСЖ. Ввиду чего доводы жалобы о выходе из членов ТСЖ, об отсутствии соответствующего договора с ТСЖ, необоснованны.
Согласно предоставленных в материалы дела квитанций на оплату, за спорный период времени ответчик оплату производили за исключением "службы дежурных".
При этом, как следует и материалов дела вопрос о службе консьержей (службы дежурных), установлении платы, разрешался общим собранием собственников "адрес" в 2012 году, о чем было принято соответствующее решение (Протокол N1 от 13.01.2012). В дальнейшем, в спорные периоды времени, на общих собраниях членов данного ТСЖ были утверждены сметы доходов и расходов товарищества, а также размер сбора на службу дежурных в соответствующий период.
Кроме того, согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч.1.2 ст.161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Оценивая тот факт, что услуги консьержа, плата за которые входит в сумму задолженности, не входят в число обязательных, так как не относятся к содержанию жилого помещения и коммунальным услугам, необходимо учитывать, что в соответствии с ч.8 ст.156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органом управления товарищества в соответствии с Уставом ТСЖ.
При этом согласно ч.2 ст.154 ЖК РФ, определяющей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за содержание жилого помещения для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
Размеры платежей и взносов за пользование помещением как для членов товарищества, так и для каждого собственника помещения в многоквартирном доме согласно п. п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 137, п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ устанавливаются товариществом собственников жилья на основании сметы расходов и доходов на год, которая утверждается общим собранием членов товарищества собственников жилья и предусматривает, в том числе, необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом товарищества цели.
С учетом изложенного следует признать, что собственники на общем собрании вправе определить состав услуг, необходимых для достижения целей управления многоквартирным домом, при этом в случае создания в доме товарищества собственников жилья, которому делегируется решение вопросов управления домом, такое решение относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ и не является исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений дома.
Учитывая изложенное, коллегия находит приведенные заявителями доводы апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для взимания платы по статье "служба дежурных", необоснованными.
Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы жалобы о самом размере задолженности за спорный период времени (01.08.2014 по 06.06.2017).
Так, согласно квитанции за август 2014 года, задолженность за предыдущий период не указана, к оплате за август - 12 338,06 рублей. В квитанции за сентябрь 2014 году указано к оплате - 12 514,15 рублей, недоплата на 30.09.2014 - 31812,43 рубля. При этом в квитанции за июль 2014 года также указано о наличии недоплаты за прошлый период в размере 20 487,15 рублей (долги за 05.12, 02,12, 01.12) (т.1 л.д. 105, 106).
Истцом же в качестве расчета задолженности представлена оборотно-сальдовая ведомость по квартире (с 01.08.2014 по 06.06.2017), с указанием общей задолженности в размере 129 175,17 рублей, где на 10.08.2014 указано 19474,37 рубля (начало дня) (т.1 л.д.186,187). Иного расчета исковых требований истцом не представлено.
Ответчики, возражая против иска по праву, указывали также на несогласие с размером задолженности, полагая, что у них имеется переплата по состоянию на 10.08.2014 в размере 7 136,31 рублей. В апелляционной жалобе ответчики поддержали свою позицию, изложенную в суде первой инстанции, указав при этом, что по их подсчетам задолженность по состоянию на июнь 2017 года составляет 16 785,73 рублей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции сторона ответчика пояснила, что в любом случае сумма в размере 19 474,37 не может быть включена в размер задолженности за спорный период времени.
Судебная коллегия, учитывая представленные в материалы дела доказательства, в том числе, расчет истца, в отсутствие возражений истца на апелляционную жалобу и доводы ответчиков, по существу свидетельствующие о том, что за спорный период времени они не оплачивали службу дежурных, полагает, что сумма в размере 19 474,37 рублей подлежит исключению из заявленного истцом размера задолженности, поскольку из представленных доказательств в их совокупности следует, что данная сумма является задолженностью за предыдущий период времени, не заявленный ко взысканию. Оснований для иного определения размера задолженности, в том числе и по доводам ответчиков, коллегия не усматривает.
Таким образом, решение суда подлежит изменению в части размера задолженности подлежащей взысканию в пользу истца и размера государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета Санкт-Петербурга.
Так, с ответчиков подлежит взысканию за спорный период времени задолженность в пользу истца в размере по 54 285 рублей с каждого, а государственная пошлина в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в доход бюджета Санкт-Петербурга, по 215 рублей, с каждого. В остальной части, решение суда изменению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июня 2017 года изменить в части размера задолженности и государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета Санкт-Петербурга.
Взыскать с Безлобенко Геннадия Андреевича и Скобелкиной Яны Станиславовны в пользу товарищества собственников жилья задолженность в размере по 54 285 рублей, с каждого.
Взыскать с Безлобенко Геннадия Андреевича и Скобелкиной Яны Станиславовны в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину, в размере по 215 рублей, с каждого.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.