Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В., Головкиной Л.А.
при секретаре Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 сентября 2017 года административное дело N2а-1935/2017 по апелляционной жалобе Лутцевой Е. Г. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 февраля 2017 года по административному исковому заявлению Лутцевой Е. Г. к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения от 05 мая 2016 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Содель В.М., действующего на основании ордера NА1473050 от 4 сентября 2017 года, представителя административного ответчика Мироненко Т.А., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2016 года сроком по 31 декабря 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лутцева Е. Г. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным решение от 05 мая 2016 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований Лутцева Е.Г. указала, что является инвалидом второй группы и ветераном Великой Отечественной войны, проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", которая принадлежит на праве собственности её сыну Л.Е.В., зарегистрированному в той же квартире; 30 марта 2016 года обратилась в Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого было отказано. По мнению Лутцевой Е.Г., отказ является незаконным, так как она с сыном не являются членами одной семьи и потому квартира является коммунальной; проживание в одной комнате разнополых лиц не допускается, а в соответствии с Законом Санкт-Петербурга ветераны Великой Отечественной войны, приживающие в коммунальных квартирах, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Лутцевой Е.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Лутцева Е.Г. просит решение суда отменить и удовлетворить административное исковое заявление. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что суд неправильно установилобстоятельства того, что она является членом семьи сына, который является собственником квартиры, и не дал оценку разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, о том, что семейные отношения характеризуются взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными имущественными и неимущественными правами и обязанностями, общими интересами и общей ответственностью друг перед другом ведением общего хозяйства.
В судебное заседание апелляционной инстанции административный истец не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ведет дело через представителя.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Об отложении дела административный истец не просила, документы об уважительной причине неявки не представила.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Лутцева Е.Г., "дата" года рождения, с 22 февраля 2006 года является инвалидом второй группы по общему заболеванию, в соответствии с удостоверением от 19 января 2011 года является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 18 Федерального закона "О ветеранах"; зарегистрирована с 26 июня 1998 года в однокомнатной квартире, жилой площадью 17,30 кв.м., общей площадью 31,70 кв.м., расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", которая принадлежит на праве собственности её сыну Л.Е.В., зарегистрированному в той же квартире.
8 апреля 2016 года Лутцева Е.Г. обратилась в Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении отдельным жилым помещением по договору социального найма не менее 36 кв.м.
Решением Администрации Красносельского района от 4 мая 2016 года в удовлетворении заявления Лутцевой Е.Г. отказано в связи с обеспеченностью её жилой площадью более учётной нормы.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности выводов администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об отсутствии у Лутцевой Е.Г. законных оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку квартира, в которой она проживает, занята членами одной семьи, не является коммунальной, жилищная обеспеченность административного истца превышает установленную норму.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30 августа 2012 года N766-р государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
В силу пункта 3.4.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078 "Об Администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности Администрации района входит вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 5 статьи 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании пункта 4 указанной статьи с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в том числе ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено статьями 15, 23.2 Федерального закона "О ветеранах", участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 3, 11 статьи 23.2 названного Федерального закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет согласно пункту 2 указанных Правил являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Исходя из смысла пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 названных выше Правил, само по себе наличие у члена семьи заболевания тяжелой хронической формы, не может являться безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данная норма права предусматривает в качестве самостоятельного основания для обеспечения его отдельным жилым помещением такое условие как проживание лица в квартире, занятой несколькими семьями, то есть когда заболевание делает невозможным проживание с носителем заболевания других семей (семей, проживающих в коммунальной квартире), но не лиц, связанных отношениями родства и проживающих в отдельной квартире.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Применительно к законодательству, действующему на территории Санкт-Петербурга, квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", не может расцениваться в качестве квартиры, занятой несколькими семьями.
Под квартирой, занятой несколькими семьями, понимается коммунальная квартира, то есть квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством (пункт 1 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга").
Косвенное определение коммунальной квартиры содержится также в части 1 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой под коммунальной понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников.
Таким образом, коммунальная квартира - это квартира, в которой отдельные комнаты заняты либо несколькими нанимателями, либо несколькими собственниками, не являющимися членами одной семьи, по отдельным договорам найма или по договорам о собственности (приватизация, купля-продажа, дарение и т.п.).
Квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", состоит из одной комнаты, а потому не может являться коммунальной.
Доводы административного истца о том, что её сын Л.Е.В. не является членом её семьи, не подтверждены материалами дела.
Согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации близкими родственниками являются родители и дети, полнородные и неполнородные братья и сестры.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Как следует из материалов дела, Лутцева Е.Г. является матерью Л.Е.В., который был вселен ею 29 июня 1972 года в "адрес" в г. Санкт-Петербурге, 30 сентября 1988 года Лутцева Е.Г. была выписана в "адрес" том же доме и вновь вселена в "адрес" согласия Лутцева Е.В. 26 июня 1998 года.
Отсутствие взаимного уважения и взаимной заботы, общих интересов и ведение общего хозяйства не свидетельствует о том, что Лутцева Е.В. и её сын не являются членами одной семьи.
Также судебная коллегия считает, что установление факта проживания в спорной квартире нескольких семей не имеет юридических последствий, так как не повлечет признание данной квартиры коммунальной.
Административный истец в настоящее время зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении, право пользования данным помещением не утратила.
На Лутцеву Е.Г. и её сына приходится по 15,85 кв.м. площади помещения (31,70 : 2), что больше учетной нормы площади жилого помещения на одного человека для проживающих как в отдельных квартирах (9 кв.м), так и в коммунальных (15 кв.м).
Доказательств того, что квартира не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, административным истцом не представлено.
Мнение административного истца о праве быть принятой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с недопустимостью проживания в одной комнате лиц разного пола является ошибочным, основано на неправильном толковании положений жилищного законодательства.
Так, согласно части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации законные интересы лиц разного пола учитывается только при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для постановки административного истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Требования Лутцевой Е.Г. о предоставлении жилого помещения обоснованно оставлены судом без удовлетворения, поскольку согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию заявителя с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Доказательств нарушения судом норм процессуального права не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лутцевой Е. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.