Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Головкиной Л.А.
судей
Бутковой Н.А., Ивановой Ю.В.,
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2017 года апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Большой дом на Неве" на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2017 года по административному делу N 2а-2087/2017 по административному иску Товарищества собственников жилья "Большой дом на Неве" (далее ТСЖ "Большой дом на Неве") к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о признании незаконными бездействия и действия,
заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного истца Ниловой Т.В., представителя административного ответчика Амаевой С.Х., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ "Большой дом на Неве" обратилось в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском о признании незаконными бездействия и действия Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в уклонении от принятия решения о выдаче административному истцу порубочного билета на снос зеленых насаждений и незаконными требования о предоставлении правоудостоверяющих документов на представление интересов собственников многоквартирного дома и протокола общего собрания собственников дома о принятии решения о санитарной вырубке деревьев на придомовой территории.
В обоснование требований ТСЖ "Большой дом на Неве" указало, что административный истец осуществляет управление многоквартирным домом 16 корпус 1 по Малоохтинскому проспекту в Санкт-Петербурге.
19 декабря 2016 года административный истец обратился к Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче порубочного билета на снос насаждений на придомовой территории, на которой расположен многоквартирный дом, предоставив протокол обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке; фотофиксацию; копию кадастрового паспорта земельного участка; копию протокола общего собрания членов ТСЖ "Большой дом на Неве" о выборе правления ТСЖ; копию протокола заседания правления о выборе председателя правления ТСЖ; доверенность на управляющую ТСЖ. Однако, до настоящего времени решение административным ответчиком не принято, в своем письме от 19 января 2017 года N ... , Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга указал на необходимость предоставить дополнительные документы, в том числе не предусмотренные законодательством для выдачи порубочного билета на снос зеленых насаждений, а именно: правоудостоверяющие документы на представление интересов собственников многоквартирного дома и протокол общего собрания собственников относительно принятия решения о проведении работ по санитарной вырубке деревьев на придомовой территории согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. Административный истец указывает, что бездействие административного ответчика, выразившееся в уклонении от принятия решения о выдаче порубочного билета на снос зеленых насаждений и требования о предоставлении правоудостоверяющих документов на представление интересов собственников, протокола общего собрания собственников дома о принятии решения о санитарной вырубке деревьев на придомовой территории незаконны.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2017 года в удовлетворении требований ТСЖ "Большой дом на Неве" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права.
Представитель административного истца ТСЖ "Большой дом на Неве" Нилова Т.В. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Амаева С.Х. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов жалобы.
Судебная коллегия выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая настоящее административное дело и отказывая ТСЖ "Большой дом на Неве" в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комитет по благоустройству по Санкт-Петербурга не мог рассмотреть вопрос о выдаче порубочного билета, поскольку зеленые насаждения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, их порубка приведет к изменению объема и состава общего имущества к его уменьшению, что требует решения собственников, согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ТСЖ "Большой дом на Неве" необходимо получить согласие на уменьшение размера общего имущества в виде порубки и уничтожения зеленых насаждений. Также при обращении с заявлением, административным истцом не был представлен Устав ТСЖ "Большой дом на Неве". Отсутствие полного комплекта документов не позволило административному ответчику приступить к административной процедуре по рассмотрению заявления.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Большой дом на Неве" осуществляет управление многоквартирным домом 16 корпус 1 по Малоохтинскому проспекту в Санкт-Петербурге (л.д.14-23).
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу положений статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", повреждение или уничтожение зеленых насаждений является правомерным в случаях: проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных, больных деревьев и кустарников) и реконструкции территорий зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга. Рубка и(или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.
Согласно части 3 вышеуказанной статьи, санитарная рубка (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников) производится по результатам обследования зеленых насаждений, проводимого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства. Аварийные и больные деревья, отведенные в рубку, маркируются. Протоколы обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке, являются общедоступными.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года N 743, утвержден Порядок рубки и(или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге (далее Порядок), который в соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга) определяет порядок рубки и(или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения следующих видов зеленых насаждений в Санкт-Петербурге: зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования, расположенных на территориях зеленых насаждений ограниченного пользования, расположенных на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, а также на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, или на земельных участках, собственность на которые не разграничена (далее - зеленые насаждения).
Доводы административного ответчика, согласно которым указанный Порядок, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга не распространяется на правоотношения по рубке и(или) пересадке, а также любому другому правомерному повреждению или уничтожению зеленых насаждений в границах расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности товариществ собственников жилья, основаны на неверном толковании норм права, поскольку ТСЖ "Большой дом на Неве" не является собственником зеленых насаждений, а является юридическим лицом, которое осуществляет управление многоквартирным домом.
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что рубка и(или) пересадка, а также любое другое правомерное уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производятся на основании специального разрешения - порубочного билета.
Из протокола обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке от 14 декабря 2016 года, удостоверенного Откытым акционерным обществом "Красногвардейское садово-парковое предприятие "Охтинка" следует, что при обследовании зеленых насаждений по адресу: "адрес", вид зеленых насаждений: з/н внутриквартального озеленения, установлено пять деревьев, подлежащих санитарной рубке (л.д.8).
Распоряжением N 13-р от 13 февраля 2012 года утвержден административный регламент Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче порубочного билета.
Приложением N 3 к Административному регламенту установлен перечень документов для предоставления государственной услуги. Согласно перечню, для получения государственной услуги необходимо письменное обращение заявителя на получение порубочного билета.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года N 743 "О порядке рубки и пересадки, а также любого другого правомерного уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге" предусмотрено, что удаление аварийных, больных деревьев производится лицами, которые несут бремя содержания соответствующих зеленых насаждений, по результатам обследования зеленых насаждений, проводимого Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству по обращениям физических и юридических лиц, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
В соответствии с Технологическим регламентом производства работ по содержанию и ремонту объектов и территорий зеленых насаждений Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 N 166-р, деревья аварийные (деревья-угрозы) - деревья с отклонениями в развитии, положении и строении ствола и кроны, наличием гнилевых болезней, нарушающих прочность древесины, которые по особенностям своего местоположения представляют опасность для людей, имущества, окружающих строений и сооружений, подлежат вырубке при их неудовлетворительном состоянии или проведению интенсивных защитных мероприятий при хорошем или удовлетворительном состоянии.
Вырубка признается обязательной по отношению к деревьям по показаниям их состояния, поврежденности, отклонениям в развитии, положении и строении ствола и кроны, которые составляют опасность для окружающих насаждений, населения, строений и сооружений, невозможность выполнять экологические и эстетические функции. При этом применяется соответствующая оценка деревьев по шкале, принятой при лесопатологических обследованиях (таблица 5).
Вырубке подлежат: деревья неудовлетворительного состояния, утратившие жизнеспособность, декоративность и другие полезные свойства и относящиеся к категориям усыхающих, сухостоя текущего года (усохших в текущем году), сухостоя прошлых лет; деревья, представляющие опасность самопроизвольного падения, в том числе и под воздействием атмосферных явлений (далее - аварийные деревья, деревья-угрозы); деревья, пораженные опасными болезнями и вредителями.
19 декабря 2016 года административный истец обратился к Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче порубочного билета на снос насаждений на придомовой территории, на которой расположен многоквартирный дом, предоставив протокол обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке; фотофиксацию; копию кадастрового паспорта земельного участка; копию протокола общего собрания членов ТСЖ "Большой дом на Неве" о выборе правления ТСЖ; копию протокола заседания правления о выборе председателя правления ТСЖ; доверенность на управляющую ТСЖ (л.д.7-9).
В письме от 19 января 2017 года N ... , Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга указал истцу, что вернется к рассмотрению вопроса о выдаче порубочного билета на снос зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке, после предоставления дополнительных документов: правоудостоверяющих документов на представление интересов собственников многоквартирного дома и протокола общего собрания собственников относительно принятия решения о проведении работ по санитарной вырубке деревьев на придомовой территории согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 08 июля 2013 года N 114-р, утвержден Перечень документов, необходимых для получения порубочного билета индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в интересах которых происходит повреждение или уничтожение зеленых насаждений, согласно которому для получения порубочного билета необходимо: обращение от индивидуального предпринимателя или юридического лица; разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства; платежный документ, подтверждающий оплату средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, за исключением случаев проведения санитарных рубок, повреждения или уничтожения зеленых насаждений для обеспечения нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затененных зелеными насаждениями; Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок, на территории которого будет осуществляться повреждение или уничтожение зеленых насаждений; копия предписания органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора в случае необходимости обеспечения нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затененных зелеными насаждениями.
Действительно, согласно положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из совокупности норм действующего законодательства следует, что санитарная рубка - это рубка, проводимая с целью улучшения санитарного состояния насаждений, при которой вырубают сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные вредителями, а также другие поврежденные деревья.
Таким образом, санитарная рубка деревьев, находящихся в неудовлетворительном состоянии (сушь от 70 до 100%) не может расцениваться как распоряжение общим имуществом собственников многоквартирного дома, поскольку в указанном случае ТСЖ "Большой дом на Неве" является лицом, ответственным за соблюдение требований к обеспечению безопасности деревьев, ответственным за их содержание в таком состоянии, которое исключает возможность нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе причинения им вреда, а также возможность создания угрозы жизни и здоровью граждан.
Таким образом, требование административного ответчика о предоставлении решения общего собрания собственников о проведении работ по санитарной вырубке деревьев не правомерно.
Как установлено пунктом 1.3 Порядка, Порубочный билет не выдается в случае, если: заявителями не представлены документы, предусмотренные в Перечне; рубка и(или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится в случаях, не предусмотренных в пункте 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга; заявителями, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании выданного разрешения на строительство, а также строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых получение разрешения на строительство не требуется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не перечислены в бюджет Санкт-Петербурга в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений.
В силу положений пункта 1.4 Порядка, выдача порубочного билета либо направление заявителям мотивированного отказа в выдаче порубочного билета по основаниям, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка, осуществляется Комитетом в тридцатидневный срок.
Поскольку в ходе рассмотрения дела Судебной коллегией установлено, что до настоящего времени заявление административного истца не рассмотрено, при этом ТСЖ "Большой дом на Неве" административному ответчику были предоставлены все документы, установленные Перечнем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования ТСЖ "Большой дом на Неве" удовлетворению в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, Судебная коллегия учитывает также и тот факт, что в адрес председателя ТСЖ "Большой дом на Неве" Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга 13 апреля 2017 года направлено уведомление N 30 об устранении нарушений законодательства Санкт-Петербурга, в соответствии с которым по адресу: "адрес" требуется произвести спил дерева-угрозы на придомовом газоне (л.д.30).
Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия считает необходимым обязать административного ответчика рассмотреть заявление ТСЖ "Большой дом на Неве" от 19 декабря 2016 года в течение тридцати дней с даты вынесения апелляционного определения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2017 года.
Признать бездействие Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Товарищества собственников жилья "Большой дом на Неве" от 19 декабря 2016 года незаконным.
Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга рассмотреть заявление Товарищества собственников жилья "Большой дом на Неве" от 19 декабря 2016 года в течение тридцати дней с даты вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.