Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Головкиной Л.А.
судей
Ильичевой Е.В., Ивановой Ю.В.,
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 сентября 2017 года апелляционную жалобу Огородникова Д. Н. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года по административному делу N 2а-4463/2017 по административному иску Огородникова Д. Н. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Озеро Долгое", ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" об оспаривании решения призывной комиссии,
заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного истца Огородникова Д.Н. - адвоката Харчева Л.А., представителя административного ответчика призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Озеро Долгое" - Вознесенской О.Р., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Огородников Д.Н. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором, с учетом уточнений просил признать незаконным заключение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Озеро Долгое" (далее призывная комиссия ВМО МО "Озеро Долгое") от 24 ноября 2016 года о признании Огородникова Д.Н. на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; просил обязать призывную комиссию ВМО МО "Озеро Долгое" вынести решение о зачислении его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по основаниям, предусмотренным абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", как лицо, не подлежащее призыву по достижению возраста 27 лет.
В обоснование заявленных требований Огородников Д.Н. ссылался на то обстоятельство, что заключением призывной комиссии ВМО МО "Озеро Долгое" от 24 ноября 2016 года административный истец был признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и зачислен в запас. По мнению Огородникова Д.Н. принятое решение нарушает право административного истца на дальнейшее поступление на государственную гражданскую службу согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации". Оспариваемое решение не соответствует требованиям статей 26, 28 N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", Положению о призыве на военную службу, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву. При этом, юридически значимыми обстоятельствами при вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, являются те обстоятельства, которые возникли после 01 января 2014 года. Обстоятельства, возникшие до 01 января 2014 года не должны учитываться при вынесении решения призывной комиссией. 27 лет Огородникову Д.Н. исполнилось "дата". В период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года, административный истец повесток из Отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по Приморскому району для явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу под личную роспись не получал, о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в установленном законом порядке не оповещался.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года в удовлетворении административного иска Огородникову Д.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Огородников Д.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель административного истца Огородникова Д.Н - адвокат Харчев Л.А., в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика призывной комиссии ВМО МО "Озеро Долгое" Вознесенская О.Р. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, полагала решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Административный истец Огородников Д.Н., представитель административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика призывной комиссии ВМО МО "Озеро Долгое", проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Пункт 1.1 статьи 28 названного Федерального закона введен в действие Федеральным законом от 02.07.2013 года N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года N 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Этим же Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Как следует из личного дела призывника Огородникова Д.Н. "дата" года рождения, он принят на воинский учет Отделом ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" по Приморскому району 14 марта 2005 года (л.д. 30).
Решением призывной комиссии от 03 мая 2006 года Огородникову Д.Н. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с обучением в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии (л.д.30).
Приказом от 12 июля 2007 года N 866 административный истец отчислен из высшего учебного заведения за академическую неуспеваемость с 01 июля 2007 года.
В связи с восстановлением Огородникова Д.Н. в учебном заведении, решением призывной комиссии от 07 ноября 2007 года, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 10 июня 2011 года (л.д.30).
Согласно материалам дела Огородников Д.Н. в период с 14 марта 2005 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"
Судом первой инстанции установлено, что по указанному адресу регистрации в период с декабря 2011 года по октябрь 2014 года, отделом военного комиссариата по Приморскому району Санкт-Петербурга предпринимались меры для установления местонахождения призывника, для вручения ему повестки, доставления для составления протокола об административном правонарушении, в том числе и посредством обращения в УМВД по Приморскому району Санкт-Петербурга (л.д.31-47), однако обеспечить явку Огородникова Д.Н. в отдел военного комиссариата по Приморскому району Санкт-Петербурга не представилось возможным, в связи с его отсутствием по месту регистрации.
Согласно справкам и рапорту, составленным участковым уполномоченным 44 отдела полиции Отдела МВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга, направленные военным комиссариатом обращения не исполнены, поскольку в результате выхода в адрес регистрации Огородникова Д.Н. - Санкт-Петербург, "адрес", место его фактического нахождения установить не представилось возможным (л.д. 38, 41, 43, 47). Также участковым уполномоченным получены объяснения соседей административного истца, которые также не смогли пояснить место нахождение Огородникова Д.Н., поскольку в квартире длительное время никто не проживает (л.д.45).
Огородников Д.Н. достиг возврата 27 лет - "дата", с целью получения военного билета обратился в отдел военного комиссариата Приморского района Санкт-Петербурга, 14 ноября 2016 года прошел медицинское освидетельствование.
Решением призывной комиссии ВМО МО "Озеро Долгое" от 24 ноября 2016 года Огородников Д.Н. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с достижением 27 летнего возраста, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований (л.д. 30).
Отказывая в удовлетворении требований Огородникова Д.Н., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец не исполнил воинскую обязанность не имея на то уважительных причин; об изменении места жительства в отдел ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" по Приморскому району не сообщал; на протяжении длительного времени уклонялся от призыва на военную службу; оснований для освобождения от прохождения военной службы, предусмотренных статьями 23, 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с 11 июня 2011 года, в том числе и с 01 января 2014 года не имелось, в связи с чем, оспариваемое решение принято призывной комиссией на основании закона и в соответствии с имеющимися полномочиями.
Данный вывод суда первой следует признать правильным.
Исходя из приведенных выше норм права, решение о зачислении гражданина в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Огородникова Д.Н. сведений о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 01 января 2014 года до достижения им 27-летия, то есть до "дата".
Обязанность осуществлять призыв граждан на военную службу, оповещать о необходимости явки на заседания призывной комиссии, в том числе по окончании действия отсрочки от призыва на военную службу возложена на военные комиссариаты.
В период с 01 января 2014 года до октября 2014 года отделом Военного комиссариата по Приморскому району Санкт-Петербурга принимались необходимые меры по вызову Огородникова Д.Н. для прохождения мероприятий, связанных с осуществлением призыва на военную службу, что подтверждается представленными в материалах дела соответствующими обращениями должностного лица Отдела ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербург" по Приморскому району, направленными в органы внутренних дел с целью розыска призывника.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а также сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Этой же нормой Федерального закона на граждан, состоящих на воинском учете, возлагается обязанность явки в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет (пункт 2 статьи 10).
Таким образом, на граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае переезда на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, возложена обязанность сообщать в военный комиссариат об изменении своего места жительства и являться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Между тем, Огородников Д.Н. зная о том, что он утратил право на отсрочку, предоставленную ему в связи с обучением в высшем учебном заведении, сведений об изменении фактического места жительства в военный комиссариат не сообщал, в течение длительного времени уклонялся от получения повесток по месту регистрации, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении и него мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
Следовательно, у призывной комиссии имелись предусмотренные законом основания для принятия в отношении Огородникова Д.Н. решения о зачислении в его запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы Огородникова Д.Н., согласно которым в отсутствие решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу не может быть и его неисполнения, не могут быть приняты Судебной коллегией, в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку в нарушение статьи 62 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не представил доказательств явки в призывную комиссию после 10 июня 2011 года с целью быть призванным на военную службу, в связи с чем, решения о призыве его на военную службу не могло быть принято.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в адрес административного истца не направлялись и ему не вручались повестки о необходимости явки на призывную комиссию были оценены судом первой инстанции с учетом исследования всех доказательств и других обстоятельств по делу.
Апелляционная жалоба Огородникова Д.Н. не содержит новых доводов, которые не были исследованы судом первой инстанции, направлена на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, решение постановленов соответствии с требованиями процессуального законодательства, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Огородникова Д. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.