Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2017 года дело N 2а-3301/2017 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N3 Красногвардейского района" на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июня 2017 года по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N3 Красногвардейского района" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" Белобородовой В.Е. (по доверенности), представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Горошко М.В. (по доверенности), судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района") обратилось в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 21 апреля 2017 года N 05/4985-р, которым на названное общество возложена обязанность принятия меры к устранению нарушений жилищного законодательства, а именно - провести корректировку размера платы по услуге "отопление" в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района".
В обоснование поданного в суд административного иска ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" указало, что гражданин Беляев С.Л., обращение которого послужило основанием для проведения проверки, проживает в "адрес", в котором по всем лицевым счетам осуществлена корректировка платы за отопление, в связи с чем, по мнению истца, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга неправомерно истребовала у общества документы и сведения относительно иных многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района".
Также представитель ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" ссылался на то, что в ходе проведения проверки контрольно-надзорным органом допущены нарушения установленных законом требований к порядку ее проведения в части невручения копии распоряжения о проведении проверки.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июня 2017 года в удовлетворении административного иска ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании распоряжения заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга от 19 апреля 2017 года проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" в связи с поступлением обращения гражданина Беляева Н.Л. о допущенных нарушениях прав потребителей по перерасчету оплаты за предоставленные коммунальные услуги, поступившее в Государственную жилищную инспекцию 30 марта 2017 года, со сроком проведения 1 день - 21.04.2017.
Материалами дела подтверждается вручение распоряжения о проведении проверки и уведомления о ее проведении административному истцу до ее проведения.
Согласно акту проверки от 21 апреля 2017 года выявлены нарушения пункта 14 Приложения 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", состоящие в том, что в период с 01 октября 2015 года по 31 октября 2015 года в 94 многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, произошло отключение отопления на срок 94 часов, что превышает допустимый срок, однако корректировка размера платы за услугу "отопление" не производилась, за исключением многоквартирного дома "адрес".
По результатам проведённой проверки Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга обществу с ограниченной ответственностью ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" выдано предписание N ... -р от 21 апреля 2017 года, в котором указаны выявленные в ходе проверки нарушения, предложено их устранить в срок до 19.05.2017 путем выполнения корректировки размера платы, в отношении перечисленных в предписании адресов.
Акт проверки и предписание получены административным истцом 21.04.2017.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу, что обжалуемое предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга законно и обосновано, принято в соответствии с действующим законодательством в пределах своих полномочий.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции считает возможным согласиться.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N1849, одной из основных задач Государственной жилищной инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В рамках возложенных на нее задач Государственная жилищная инспекция также осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль (п.3.2-1).
Частью 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 данной статьи.
Согласно части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, Государственная жилищная инспекции Санкт-Петербурга является органом, осуществляющим государственный надзор, имеет полномочия на проведение проверок, выдачу предписаний, в том числе содержащих требования по устранению нарушений норм жилищного законодательства, соблюдение которых обязательно для управляющей компании.Довод административного истца о нарушении Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга пункта 11 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" несостоятелен.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 года N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 14 Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее - Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), допустимая продолжительность перерыва отопления должна составлять не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно пункту 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
Между тем, факт предоставления в расчетном периоде потребителям коммунальной услуги ненадлежащего качества, а именно отключение отопления на время, превышающее установленную продолжительность, представителем административного истца, неосуществление перерасчета в связи с непредоставлением услуги надлежащего качества (кроме "адрес") в суде не оспаривался, подтверждается материалами проверки.
Как следует из распоряжения Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга от 19 апреля 2017 года проверка была проведена с целью проверки фактов, указанных в обращении N25/17-3 от 30 марта 2017 года, а также соблюдения требований жилищного законодательства и лицензионных требований, в соответствии со статьей 196 ЖК Российской Федерации, то есть проверке и оценке подверглась деятельность общества как управляющей компании применительно ко всем находящимся в её ведении многоквартирным домам, а не отдельного дома или квартиры, как на это ошибочно указывает истец. О проведении проверки в отношении всех домов, находящихся в управлении административного истца, по факту неосуществления перерасчета в связи с отключением отопления, содержалась просьба и в обращении Беляева С.Л.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проверка проведена административным ответчиком при наличии к тому предусмотренных законом оснований, в отсутствии нарушений прав проверяемого лица. Оспариваемое предписание выдано в связи с выявлением нарушений жилищного законодательства, факт которых нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, в пределах компетенции данного органа.
Допущенная в распоряжении о проведении проверки описка, как верно отразил суд в решении, не относится к числу грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную в административном иске, не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции и направлены на переоценку собранных и исследованных судом доказательств.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда от 07 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.