Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Бутковой Н.А., Головкиной Л.А.
при секретаре Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2017 года административное дело N2а-2990/2017 по апелляционной жалобе Смирновой Л. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери С.П.М., на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года по административному исковому заявлению Смирновой Л. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери С.П.М., к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании поставить на учет, обязании предоставить жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием инвалидным креслом-коляской.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Ершовой Н.Ю., действующей на основании ордера от 14 сентября 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнова Л. В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери С.П.М., обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, в котором просила:
-признать незаконным решение об отказе в принятии Смирновой Л. В. и С.П.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
-признать Смирнову Л. В. и несовершеннолетнюю С.П.М., " ... " года рождения, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Смирнова Л.В. просит обязать Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга:
-принять Смирнову Л. В. и С.П.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в срок не позднее 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу;
-предоставить административным истцам в порядке, предусмотренном действующим законодательством, жилое помещение, пригодное для проживания инвалида пользующегося в связи с заболеванием инвалидным креслом-коляской, по установленной в Санкт-Петербурге норме предоставления в срок не позднее 2-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований Смирнова Л.В. указала, что зарегистрирована и проживает с дочерью в двухкомнатной квартире общей площадью 45,20 кв.м., расположенной по адресу Санкт-Петербург, "адрес", дочь инвалид с детства, пользуется в связи с заболеванием инвалидным креслом-коляской. В мае 2016 года обратилась в Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в удовлетворении которого уведомлением от 17 мая 2016 года было отказано по причине обеспеченности административных истцов более учетной нормы. С указанным отказом Смирнова Л.В. не согласна, считает его незаконным, необоснованным и нарушающим их права, так как квартира, в которой они проживают, признана непригодной для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием инвалидным креслом-коляской.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Смирнова Л.В., действуя за себя и в интересах несовершеннолетней дочери, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Смирнова Л.В. указала, что суд неправильно применил нормы материального права; судом не принято во внимание согласие всех собственников непригодного для проживания помещения на переезд в иное жилое помещение, а в заявлении о принятии на учет ссылались на пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание не явились стороны и представители заинтересованных лиц Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание сторон и представителей заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Смирновой Л.В. на основании договора купли-продажи от 10 июня 2003 года и свидетельства о регистрации права от 16 июня 2003 года принадлежит двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", общей площадью 45,2 кв.м.
В указанной квартире зарегистрированы и проживают:
-с 29 июля 2003 года Смирнова Л.В.,
-с 25 сентября 2003 года дочь Смирновой Л.В.-С.П.М., " ... " года рождения, которой на праве собственности на основании договора приватизации от 11 января 2002 года принадлежит " ... " доля, соответствующая 18,47 кв.м., в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 73,90 кв.м,
-с 17 июля 2007 года мать Смирновой Л.В.- К.В.Л., " ... " года рождения, которой на праве собственности на основании договора купли-продажи от 31 мая 2007 года принадлежит 5/40 доли и на основании договора дарения от 21 апреля 2012 года 5/40 доли (всего " ... " доля, соответствующая 13,85 кв.м.), в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 55,40 кв.м.
Согласно справке серии МСЭ-2006 N0010874319 от 02 мая 2006 года несовершеннолетняя С.П.М. является ребенком-инвалидом.
Распоряжением Администрации Калининского района Санкт-Петербурга N1007-р от 24 декабря 2015 года жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской, и членов его семьи.
20 апреля 2016 года Смирнова Л.В. обратилась в Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, её и членов её семьи: дочери С.П.М. и матери К.В.Л., как проживающих в квартире, не пригодной для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской, в удовлетворении которого уведомлением N01/342-16 от 17 мая 2016 года было отказано в связи с превышением учетной нормы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что жилищная обеспеченность административных истцов превышает предусмотренную законодательством учетную норму.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30 августа 2012 года N766-р государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
Согласно пункту 3.4.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078 "Об Администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности Администрации района входит вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, составляющая 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) челнов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Норма жилищной обеспеченности Смирновой Л.В. и членов её семьи составляет 25,84 кв.м. (45,20 +18,47 +13,85 =77,52 : 3), что выше учетной нормы.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет согласно пункту 2 указанных Правил являются: проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", является отдельной квартирой и занята членами одной семьи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее Положение).
Так, среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (п.11 названного Положения).
Из анализа норм разделов 2 и 3 Положения, которыми определены требования к жилому помещению, а также основания, по которым оно признается непригодным для проживания, следует, что несоответствие жилого помещения требованиям, установленным в п. 11 раздела 2 приведенного Положения, не предполагает обязательного признания такого жилого помещения непригодным для проживания, а потому не порождает право для внеочередного обеспечения жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма.
Пунктом 54 Положения установлено, что отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией не пригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Исходя из вышеизложенного, признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида влечет предоставление жилого помещения Смирновой П.М., пользующейся в связи с заболеванием креслом-коляской, а также членам её семьи- матери Смирновой Л.В. и бабушке Комиссаровой В.Л., всем вместе обладающими в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения пригодного для проживания инвалида в порядке, предусмотренном статьями 87,89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, несовершеннолетняя Смирнова П.М. без учета иных членов семьи не обладает правом на самостоятельное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, пригодным для проживания инвалида, поскольку такое обеспечение повлечет улучшение жилищных условий не только Смирновой П.М., но и остальных членов её семьи, не являющихся инвалидами и не относящихся к другим маломобильным группам населения, пользующимся в связи с заболеванием креслами-колясками, и для которых квартира, расположенная по адресу: "адрес", является пригодной для проживания и в полной мере соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Государство приняло на себя обязанность обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, которые направлены на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, доступа к объектам социальной инфраструктуры, использование жилых помещений, пригодных для их проживания. Для достижений этих целей, частью 1 статьи 98 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, жилыми помещениями для проживания. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 98 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и условия его пользования установлены Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 названного Закона Санкт-Петербурга, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты инвалидам, в том числе инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидам с отклонениями в умственном развитии, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и не нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Решение о предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договору безвозмездного пользования принимает уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (ч.2 ст. 6 указанного Закона).
В соответствии с пунктами 1 и 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 года N 1164 (в редакции от 2 сентября 2010 года) "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан" вопрос о возможности признания нуждающимся в специальной социальной защите и предоставления специализированного жилого помещения рассматривается районной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставлении им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, созданных в администрациях районов Санкт-Петербурга на основании заявления граждан и(или) их законных представителей, поданных в администрации районов Санкт-Петербурга по месту жительства.
Согласно пункту 9 вышеприведенного Постановления Правительства Санкт-Петербурга распоряжение администрации района Санкт-Петербурга о признании заявителя нуждающимся в специальной социальной защите и предоставлении ему специализированного жилого помещения является основанием для заключения с заявителем договора безвозмездного пользования специализированным жилым помещением.
Таким образом, Смирнова Л.В. для получения возможности проживания в условиях, допускающих использование кресла-коляски, вправе обратиться в администрацию района с заявлением об обеспечении её дочери и членов её семьи жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга на весь период предоставления специальной социальной защиты инвалиду.
При таких обстоятельствах, отказ администрации Калининского района Санкт-Петербурга в принятии административных истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, следует признать обоснованным, отвечающим нормам действующего законодательства, выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административных истцов с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой Л. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери С.П.М., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.