Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Дубинина А.И.,
судей Муратовой Н.И., Калоевой З.А.,
при секретаре Богдановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Гадаборшева М.А. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Гадаборшева М.А., Мальсаговой Х.Б. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в помещении по ул. ***, *** в с. Левокумка, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 г.; возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в мае 2017 г.,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Гадаборшев М.А. и Мальсагова Х.Б. обратились в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что в конце мая 2017 г. они обратились в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживали, оказался в зоне ЧС и они полностью утратили имущество первой необходимости. Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в Минераловодском районе в мае 2017 г. от 31.05.2017 они были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Данным актом установлено, что было утрачено полностью имущество первой необходимости: холодильник, диван, два кресла, варочная газовая плита, стол, стулья, отопительный котел, дрель. После обращения в администрацию, истцам выданы отказы во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, так как они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления. Истцам было предложено обращаться в суд для установления факта проживания и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи. В данном доме они проживают с июня 2012 г. по настоящее время. Право собственности на дом зарегистрировано за Гадаборшевым М.А. Факт проживания истцов по указанному адресу подтверждается документами, приобщенными к материалам дела. Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент ЧС позволит признать истцов пострадавшими и получить выплату соответствующей помощи в размерах, установленных законодательством.
Истцы просили суд установить юридический факт постоянного проживания с апреля 2012 г. по настоящее время Мальсаговой Х.Б. и Гадаборшева М.А. по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, ул. ***, ***. Признать Мальсагову Х.Б. и Гадаборшева М.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 г. в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района. Обязать администрацию Минераловодского городского округа включить Мальсагову Х.Б. и Гадаборшева М.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в мае 2017 г.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 августа 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований Мальсаговой Х.Б. и Гадаборшева М.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в помещении по ул. ***, *** в с. Левокумка, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 г.; возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа включить Мальсагову Х.Б. и Гадаборшева М.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в мае 2017 г.
В апелляционной жалобе истец Гадаборшев М.А. просит решение суда в части отказа ему в удовлетворении исковых требований отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов к отмене постановленного решения апеллянт указывает, что критерием для предоставления материальной и финансовой помощи в результате возникшей чрезвычайной ситуации является утрата имущества. При этом ни Законом 68-ФЗ, ни Постановлением Правительства N 110 не установлена зависимость от того, где данное имущество находится, в жилом или нежилом помещении. Кроме того, по мнению апеллянта, отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием к реализации данного права, тем более, что иного жилья истец не имеет. Считает необоснованным вывод суда о том, что установление факта постоянного проживания в нежилом строении не порождает для истцов правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайной ситуации путем предоставления мер социальной поддержки, поскольку критерием для предоставления социальной поддержки является факт утраты имущества первой необходимости, а не статус строения (помещения), в котором находилось имущество первой необходимости и где истец проживал постоянно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Гадаборшев М.А. является собственником земельного участка и летней кухни, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, ул. ***, ***, что подтверждено выпиской из ЕГРН, свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно данных ЕГРН, свидетельства о государственной регистрации права, летняя кухня по ул. ***, *** в с. Левокумка является нежилым помещением.
В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 N 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 N 1216 с 10 час. 00 мин. 24.05.2017 функционирование Минераловодского городского звена РСЧС переведено в режим Чрезвычайно ситуации.
Законом Ставропольского края от 28.05.2015 N 51-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края", утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа.
Улица ***, *** в с. Левокумка Минераловодского района была включена в Перечень домовладений, расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайно ситуации, который был утвержден Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.07.2017 N 1867.
В подтверждение заявленных требований об установлении факта постоянного проживания на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате такой ситуации, истцами были представлены следующие письменные доказательства: копии паспортов Мальсаговой Х.Б., Гадаборшева М.А. с отметкой о регистрации по месту жительства Мальсаговой Х.Б. по ул. ***, *** в МО Барсукинский Ингушетии, Гадаборшева М.А. по ул. ***, *** в г. Назрани; свидетельства о государственной регистрации права Гадаборшева М.А. на земельный участок и летнюю кухню по ул. ***, *** в с. Левокумка; акт о проживании, составленный соседями истцов; квитанции по оплате коммунальных платежей; незаверенный председателем комиссии и не утвержденный в установленном порядке акт обследования имущества поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль в период 24.05.2017, согласно которому в перечень пострадавшего имущества включены холодильник, диван 2 кресла, варочная газовая плита, стол и стулья, отопительный котел и др.
По запросу суда первой инстанции были получены следующие сведения: сведения УПФР по г. Пятигорску (межрайонное) от 04.08.2017 о том, что Мальсаговой Х.Б. выплата пенсии прекращена с 01.01.2016 в связи с переездом на постоянное место жительства в Республику Ингушетия; Гадаборшеву М.А. доставка пенсии осуществляется по ул. ***, *** в с. Левокумка Минераловодского района доставочной организацией ООО "Ветеран"; сообщение Министерства труда и социальной защиты населения СК от 14.08.2017 о том, что Гадаборшеву М.А. и Мальсаговой Х.Б. выплаты не производились и они не значатся в списках граждан, пострадавших в результате ЧС в мае 2017 г. на территории Минераловодского городского округа.
Так же судом установлено, что 13 июня 2017 года Мальсаговой Х.Б. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в список граждан для предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства и правоустанавливающих документов на жилое помещение, а так же разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют необходимые документы, подтверждающие право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд правомерно исходил из того, что летняя кухня является нежилым строением, в связи с чем право постоянного проживания в нем в смысле жилищного законодательства исключается. В свою очередь установление факта проживания истцов в нежилом строении не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях.
То обстоятельство, что летняя кухня по ул. ***, *** в с. Левокумка, является нежилым помещением, подтверждается данными ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права.
Сам по себе факт принадлежности на праве собственнице Гадаборшеву М.А. земельного участка и летней кухни, расположенного в с. Левокумка по ул. ***, ***, не влечет оснований для признания его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и, следовательно, для предоставления ему в связи с этим мер социальной поддержки.
Так же суд обоснованно принял во внимание тот факт, что истцы длительное время зарегистрированы по месту жительства в иных жилых помещениях, что, в свою очередь, предполагает их право на проживание там, и, соответственно, наличие там имущества первой необходимости.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.