Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Фомина М.В.,
судей Болотовой Л.А., Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной представителя административного истца СПК "Колхоз - племзавод "Россия" по доверенности Фалеева С.В. на решение Ставропольского краевого суда от 18 мая 2017 года по административному делу по административному иску СПК "Колхоз - племзавод "Россия" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., пояснения представителя административного истца СПК колхоза-племзавода "Россия" по доверенности Жидковой Л.С., представителя заинтересованного лица администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края по доверенности Сиденко Н.А.
УСТАНОВИЛА:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз-племзавод Россия" (далее - СПК "Колхоз-племзавод "Россия") обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав его тем, что на основании договора аренды N б/н от 14 октября 2008 года, заключенного им с администрацией муниципального образования села Манычского Апанасенковского района Ставропольского края, является арендатором земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 17670000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, " ... ".
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 49 659 768 рублей.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, административный истец обратился к ООО "Деловой Партнер" для определения рыночной стоимости участка. По результатам оценки, определенной в отчете ООО "Деловой Партнер" N 00656 от 12 июля 20 i6 года, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 14 190 000 рублей.
С учетом изложенного административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной по состоянию на 01 января 2015 года в размере 14 190 000 рублей.
Решением Ставропольского краевого суда от 18 мая 2017 года в удовлетворении административного иска Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз-племзавод "Россия" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрации муниципального образования села Манычского Апанасенковского района Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца СПК "Колхоз - племзавод "Россия" по доверенности Фалеева С.В. просит решение Ставропольского краевого суда от 18.05.2017 г. отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Считает, выводы суда об отсутствии у истца законной заинтересованности в оспаривании кадастровой стоимости спорного участка является ошибочным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца на основании доверенности Жидкова Л.С. просила принять полный отказ от исковых требований и прекратить производство по делу, пояснила, что отказ от иска является добровольным, последствия прекращения производство понятны.
Представитель заинтересованного лица администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края по доверенности Сиденко Н.А. не возражала против прекращения производства по делу.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями статьи 24.18 данного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абзац 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности, пункт 8 ФСО N 4).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Согласно пункту 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предметом спора по настоящему административному делу является кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью 17670000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, " ... ".
Земельный участок был предоставлен административному истцу на основании протокола от 10 октября 2008 года о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, объявленных решением муниципального образования села Манычского Апанасенковского района от 19 августа 2008 года N 301 "О проведении торгов по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории муниципального образования села Манычского Апанасенковского района Ставропольского края".
Договор аренды заключен 14 октября 2008 года между администрацией муниципального образования села Манычского Апанасенковского района и СПК "Колхоз-племзавод "Россия", зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 20 декабря 2008 года за номером 26-26-03/011/2008-066.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 49 659 768 рублей.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что арендная плата за пользование земельным участком, установлена не из его кадастровой стоимости, она определена на основании предложения СПК "Колхоз-племзавод "Россия" о годовом размере арендной платы в размере 1 651 000 рублей за пользование земельным участком, представленного в Комиссию по проведению торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который, не разграничена. Указанный размер арендной платы закреплен в пункте 3.1. раздела 3 договора аренды от 14 октября 2008 года. С этого времени размер арендной платы сторонами не пересматривался.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку арендная плата земельного участка установлена не из кадастровой стоимости и от размера кадастровой стоимости не зависит, право истца на оспаривание кадастровой стоимости по данному основанию исключается.
Вывод суда о том, что административный истец не относится к числу арендаторов, имеющих право обжаловать кадастровую стоимость земельного участка, поскольку установлением кадастровой стоимости его права и обязанности не затрагиваются изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Поскольку отказ представителя административного истца СПК колхоза-племзавода "Россия" по доверенности Жидковой Л.С., от исковых требований, заявленный в суде апелляционной инстанции, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, заявлен добровольно, в пределах полномочий, предоставленных доверенностью, судебная коллегия не находит оснований для отказа в его принятии.
В соответствии с частью 2 статьи 304 КАС РФ в связи с принятием отказа административного истца от иска решение Ставропольского краевого суда от 18 мая 2017 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
принять отказ от иска представителя административного истца СПК колхоза-племзавода "Россия" по доверенности Жидковой Л.С.
Решение Ставропольского краевого суда от 18 мая 2017 года отменить, производство по настоящему административному делу по административному исковому заявлению СПК "Колхоз - племзавод "Россия" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - прекратить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.