Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Брянского В.Ю., Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гаспарянц Евгении Федоровны на решение Ставропольского краевого суда от 02 июня 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Гаспарянц Евгении Федоровны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаспарянц Е.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование административного иска административный истец Гаспарянц Е.Ф. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ... , кадастровая стоимость которого в период с 2008 по 2012 годы составляла 7 601 716,98 рублей.
С 01 января 2013 года кадастровая стоимость земельного участка значительно выросла, приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 203 от 25 декабря 2012 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае", она установлена в размере 25 664 176,50 рублей.
Инспекцией Федеральной налоговой службы, исходя из этого установленного повышенного размера кадастровой стоимости земельного участка, произведен расчет земельного налога, определена сумма задолженности по уплате налога за 2014 год в размере 176 441,26 рублей и пеня в размере 253,05 рублей, взысканных с административного истца решением Кисловодского городского суда от 23 мая 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 08 ноября 2016 года.
С 01 января 2016 года установлен новый размер кадастровой стоимости, значительно меньше установленной ранее, в размере 6 639 822,63 рублей. В связи с неверным определением кадастровой стоимости земельного участка в 2012 году, которая действовала в период с 2013 по 2015 годы, Гаспарянц Е.Ф. вынуждена оплачивать земельный налог в повышенном размере.
Существенное снижение кадастровой стоимости земельного участка в 2015 году свидетельствует о том, что ранее кадастровая оценка земельного участка определена неверно, необоснованно завышена, ничем не подтверждена, иных объективных причин такого удорожания кадастровой стоимости земельного участка не имелось.
Гаспарянц Е.Ф. просит признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденные приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае", установить кадастровую стоимость ее земельного участка по состоянию на период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2015 года в размере 6 639 882,63 рублей, утвержденном приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае".
Решением Ставропольского краевого суда от 02 июня 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением, Гаспарянц Е.Ф. подала на него апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие с решением суда, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. По мнению административного истца, суд не учел, что документом, подтверждающим недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, является кадастровый паспорт земельного участка от 22 апреля 2016 года, из которого видно, что кадастровая стоимость уменьшена и составляет не 25 664176 рублей 50 копеек, а 6 639 822 рублей 63 копеек. Указанный факт снижения кадастровой стоимости участка после его резкого "удорожания" свидетельствует о том, что завышенная оценка была неверной, необоснованной, ничем не утвержденной. Никаких объективных причин для такого "удорожания" участка не имелось. Завышение кадастровой стоимости земельного участка абсолютно необоснованно, оценщики непосредственному изучению земельный участок не подвергали.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Гаспарянц Е.Ф., Мовсесян А.В., представители Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации горда Кисловодска, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились. От Гаспарянц Е.Ф. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю Юхнову Ю.С., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Ситникову В.Г., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения суда не находит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент кадастровой оценки земельного участка административного истца в 2012 и 2014 годах, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственном кадастре недвижимости, расценивались как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 приведенного Постановления Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 19 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 НК РФ).
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов в сроки, установленные статьей 48 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Согласно редакции данного пункта, действующей с 1 января 2017 года, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Гаспарянц Е.Ф. на праве общей долевой собственности в соответствии с договором дарения от 15 января 2014 года, договором купли-продажи от 02 декабря 2015 года принадлежит 8/9 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером 26:34:140210:1, площадью 3903 кв.м, из земель населенных пунктов, назначение: под производственную базу, расположенный по адресу: Ставропольский край, город Кисловодск, улица Фоменко, 136 А, свидетельство о государственной регистрации от 15 декабря 2015 года 26 АК 401635.
1/9 доли в праве на земельный участок принадлежит Мовсесяну А.В., привлеченному к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 17 марта 2003 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
В соответствии с приведенными актами Правительства Российской Федерации на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года N 203 (опубликован в газете "Ставропольская правда", N 9 от 15 января 2013 года), вступившим в законную силу по истечению 10 дней с момента опубликования.
Земельный участок, принадлежащий административному истцу, включен в Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов по состоянию на 01 января 2012 года. Земельный участок оценен в составе 9 группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (подпункт 1.2.9. приведенных Методических указаний). Вид разрешенного использования указанного земельного участка соответствует его фактическому использованию.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года N 203, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 01 января 2012 года утверждена в размере 25 664 176,55 рублей. Удельный показатель 9 вида разрешенного использования установлен в размере 6 575,50 руб./кв.м.
В государственный кадастр недвижимости сведения об установленной кадастровой стоимости земельного участка внесены 23 февраля 2013 года. Установленная кадастровая стоимость ранее никем не оспаривалась.
В 2015 году на территории Ставропольского края проведена очередная государственная кадастровая земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае".
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 01 января 2015 года установлена в размере 6 639 822, 63 рублей. Земельный участок также отнесен к 9 виду разрешенного использования, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка указанного вида разрешенного использования в 2015 году установлен в размере 1701,21 руб/кв.м. В государственный кадастр недвижимости сведения об установленной кадастровой стоимости земельного участка внесены 20 декабря 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка как в 2015 году, так и в 2012 году определена, исходя из классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования, которые на протяжении указанного периода времени не изменялись. Но в первом случае удельный показатель кадастровой стоимости 9 вида разрешенного использования утвержден в 2012 году для города Кисловодска в размере 6 575,50 руб./кв.м, во втором случае этот показатель утвержден в 2015 году в размере 1701,21 руб/кв.м.
Наличие недостоверных сведений, повлиявших на определение в 2012 году кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности не установлено.
Доказательств, в подтверждение неправильности установления в 2012 году кадастровой стоимости земельного участка вследствие недостоверности использованных сведений относительно земельного участка, сказавшихся на определении оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка, административным истцом не представлено.
Применение в 2015 году иного подхода к определению удельного показателя кадастровой стоимости в городе Кисловодске, в том числе для 9 вида разрешенного использования в городе Кисловодске, 1701,21 рублей за квадратный метр против 6 575,50 рублей за квадратный метр в 2012 году не свидетельствует о незаконности результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года, утвержденной приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года N 203.
Требование административного истца об установлении кадастровой стоимости его земельного участка с 01 января 2013 года в размере 6 639 822,63 рублей, утвержденной приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 по состоянию на 01 января 2015 года, не основано на законе.
С учетом даты вступления в силу результатов кадастровой оценки и внесение их в государственный кадастр недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка в размере 25 664 176,5 рублей применяется для целей налогообложения с 01 января 2014 года, является для административного истца актуальной для цели налогообложения на момент обращения в суд с данным иском.
Решением Кисловодского городского суда от 23 мая 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 08 ноября 2016 года, с административного истца Гаспарянц Е.Ф. взыскана задолженность по уплате земельного налога за 2014 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 25 664 176,5 рублей, установленном по состоянию на 01 января 2013 года.
В период обращения с настоящим административным иском у административного истца сохраняется обязанность по уплате земельного налога за 2015 год, исчисляемого исходя из налоговой базы - размера кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года N 203 по состоянию на 01 января 2012 года в размере 25 664 176,55 рублей.
Таким образом, Гаспарянц Е.Ф. вправе обратиться с административным иском об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельного участка, являющейся налоговой для исчисления земельного налога, за 2015 год.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 02 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.