Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Никитиной Т.А., Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Рассада Марины Владимировны на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 23 августа 2017 г., которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Рассада Марины Владимировны к администрации г. Кудымкара о признании незаконным постановления главы администрации г. Кудымкара N** от 07.07.2017 года и его отмене, отказать".
Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Рассада М.В. (далее по тексту, также - Заявитель) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Кудымкара (далее по тексту - Администрация) от 07.07.2017 г. N ** "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта, планируемого к строительству".
Требования обоснованы тем, что по результатам аукциона между Рассада М.В. и Администрацией 17.04.2017 г. заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N ** для индивидуальной жилой застройки с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** с видом разрешённого использования - для строительства индивидуального жилого дома. В целях реализации указанного договора Заявитель обращалась в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования - строительство жилого дома. После проведение публичных слушаний по рассматриваемому вопросу, на которых участники публичных слушаний предлагали альтернативное использование земельного участка, постановлением Администрации от 07.07.2017 г. в удовлетворении заявления отказано. Рассада М.В. полагает, что постановление Администрации от 07.07.2017 г. является незаконным, поскольку оно не содержит аргументированного обоснования отказа в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования объекта, строительство дома ничих прав не нарушает. Ответчиком нарушено право Рассада М.В., как арендатора земельного участка, на его использование, в т.ч. на возведение индивидуального жилого дома.
Судом постановленовыше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Рассада М.В., поскольку суд не учёл требования статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ). Принимаемые по результатам публичных слушаний решения носят рекомендательный характер и не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий. Отказ в выдаче разрешения на условно разрешённый вид использования объекта исключительно на учёте мнения населения является незаконным.
Административный истец, извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, каких-либо ходатайств не заявляла.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о его времени и месте извещен, представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указал на законность и обоснованность постановленного судом решения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 20.02.2017 г. N ** /л.д.43-44/, 05.04.2017 г. состоялся аукцион по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок по адресу: ****. Информация о проведении аукциона опубликована в общественно-политической газете Коми-Пермяцкого округа "Парма", выпуск N ** от 02.03.2017 г. /л.д.52/. Из протокола заседания Комиссии по подведению итогов аукциона следует, что победителем аукциона признана Рассада М.В., в качестве особых условий указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне О-2 "Общественная зона учреждений образования. Культуры", вид разрешённого использования земельного участка является условно разрешенным видом использования для территориальной зоны. Для получения разрешения на строительство на данном земельном участке за счет победителя аукциона необходимо организовать публичные слушания /л.д.11/.
17.04.2017 г. между МО "Городской округ - город Кунгур" в лице Администрации (арендодатель) и Рассада М.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N **, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся по адресу: ****, площадью 772 кв.м. по акту приема-передачи для индивидуальной жилой застройки на землях населенных пунктов с кадастровым номером ** (далее по тексту - Земельный участок) /л.д.7-9/.
Данный Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка /л.д.9об./.
24.05.2017 г. Рассада М.В. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: **** для строительства индивидуального жилого дома /л.д.57/.
На основании заявлении Рассада М.В. постановлением Администрации от 13.06.2017 г. N 33-01-01 назначены публичные слушания на 27.06.2017 г. в 15:00 час. /л.д.58/.
Из протокола публичных слушаний от 27.06.2017 г. /л.д.59-59об./ следует, что публичные слушания признаны состоявшимися, кроме представителя Рассада М.В. на слушаниях выступили 8 жителей Кунгура, предложивших иное использование объекта, планируемого к размещению на Земельном участке.
Согласно протоколу N 2 от 30.06.2017 г. заседания организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний, комиссия посчитала невозможным предоставить разрешение на условно разрешённый вид использования объекта /л.д.60/.
Постановлением Администрации от 07.07.2017 г. N ** "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта, планируемого к строительству" Рассада М.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования объекта, планируемого к строительству на земельном участке с кадастровым номером **, вид разрешённого использования "для индивидуальной жилой застройки", расположенного по адресу: **** /л.д.6/.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, с учётом положений Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Закона N 131-ФЗ, Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар", утвержденных Решением Думы муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар" от 27.06.2008 г. N 93, Постановления Администрации от 10.02.2017 г. N 168-01-02 "Об утверждении состава Единой комиссии ... " /л.д.19/, Постановления Администрации от 05.12.2016 г. N 1532-01-02 "Об утверждении административного регламента предоставления ... разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка" /л.д.33-42/, суд исходил из того, что предоставление Земельного участка в аренду Рассада М.В. было обусловлено условно разрешенным видом использования для данной территориальной зоны О-2 и порядком предоставления разрешения на условный вид использования малоэтажной жилой застройки, о чём административному истцу было известно. С учётом проведенных публичных слушаний, отказ в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования объекта капитального строительства соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда, поскольку Конституцией РФ (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ). При этом, частями 4 и 6 данной статьи ГрК РФ предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 ГрК РФ).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Частью 9 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Предусмотренный ГрК РФ порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).
Данный принцип включает в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
В связи с этим возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида земельного участка, граничащего с их земельными участками.
Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
При рассмотрении дела нарушений порядка проведения публичных слушаний судом не установлено.
Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (объекта капитального строительства) и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (объекта капитального строительства) вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств. Кроме того, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии.
Как правильно отметил суд, отсутствие в оспариваемом решении Администрации мотивировки принятого решения, на что указано Заявителем, само по себе не может являться достаточным для признания данного решения незаконным.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рассада Марины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.