Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
Судей
Вологдиной Т.И., Ягубкиной О.В.
при секретаре
Строгановой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2017 года апелляционную жалобу Гуковой Ирины Александровны на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года по делу N 2-1193/17 по иску Гуковой Ирины Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга об установлении юридического факта, включении периодов работы и периодов прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии с момента обращения.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав объяснения представителей истца Гуковой И.А. - Фролова А.В., Шабунина В.А., действующих на основании доверенности 78 АА 8872266 от 15.06.2015, сроком на три года, рег. N 2-3803, возражении представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга - Пономареву Л.Е., действующую на основании доверенности N 05-01/12814 от 26.04.2017, сроком по 31.12.2017, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Гукова И.А. обратилась в Калининский районный суд города
Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском
районе Санкт-Петербурга с требованиями об установлении
юридического факта выполнения ею лечебно-профилактической
деятельности при выполнении ею трудовых обязанностей фельдшера-
лаборанта в период с 20.12.1990 по 30.04.1992 в государственном
малом медицинском предприятии "Альмед"; в период с 05.05.1992 по
14.10.1993 в АМО ЗТ "Альтернативная медицина", которые в
указанные периоды выполняли лечебно-профилактическую деятельность; признать незаконным решение Управления от 09.08.2016 N490 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; обязании Управление включить в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы: с 20.12.1990 по 30.04.1992 в должности фельдшера-лаборанта в Государственном малом медицинском предприятии (ГММП) "Альмед"; с 05.05.1992 по 14.10.1993 в должности фельдшера-лаборанта АМО ЗТ "Альтернативная медицина"; с 02.09.2005 по 01.12.2005 в Государственном учреждении травматологии и ортопедии им. P.P. Вредена - период прохождения курсов повышения квалификации; с 07.11.2014 по 05.12.2014 - период прохождения курсов повышения квалификации и с 11.05.2016 по 17.05.2016 в должности медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории в СПб ГУЗ "Клиническая инфекционная больница им. СП. Боткина"; обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - 10.05.2016.
В обоснование своих требований указала, что 10.05.2016 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда в Калининском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ.
Перечисленные периоды не были зачтены ответчиком в специальный стаж в связи с тем, что вышеперечисленные организации не являются учреждениями здравоохранения по своей организационно-правовой форме, наименование организаций не предусмотрено Списком N464 от 06.09.1991, Списком N1066 от 22.09.1999, Списком от 29.10.2002 N 781, а кроме того, указанные периоды не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Истица считает решение Управления незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящими требованиями.
Ответчик в лице представителя иск не признал, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26.04.2017 заявленные требования отклонены.
В апелляционной жалобе истица в лице представителя Фролова А.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, удовлетворив ее требования в полном объеме. В качестве доводов жалобы заявитель приводит доводы, аналогичные представленным в суд первой инстанции.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Таким образом, законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация трудов в которых предполагает соблюдения специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
10.05.2016 Гукова И.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда в Калининском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском Районе Санкт-Петербурга N490 от 09.08.2016 истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 17.05.2016 года в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа медицинской деятельности (л.д.8-13).
Спорные периоды работы Гуковой И.А. не были зачтены в специальный стаж в связи с тем, что вышеперечисленные организации не являются учреждениями здравоохранения по своей организационно-правовой форме, наименование организаций не предусмотрено Списком N464 от 06.09.1991, Списком от 29.10.2002 N 781, сведения о наличии структурных подразделений, предусмотренных п. 6 Правил от 29.10.2002 N 781, не представлены.
Из материалов дела следует, и не оспорено сторонами, что с 20.12.1990 по 30.04.1992 истец работала в должности фельдшера-лаборанта в Государственном малом медицинском предприятии "Альмед"; с 05.05.1992 по 14.10.1993 работала в должности фельдшера-лаборанта в Акционерном медицинском обществе закрытого типа "Альтернативная медицина"; с 11.05.2016 по 17.05.2016 работала в должности медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории в СПБ ГБУЗ "Клиническая инфекционная больница им. СП. Боткина", что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжки, с 07.11.2014 по 05.12.2014 и с 02.09.2005 по 01.12.2005 - периоды прохождения курсов повышения квалификации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ запись о регистрации малого государственного предприятия "Альмед" действует с 29.11.1990 по 10.10.2006 (10.10.2006 прекращена деятельность юридического лица в связи исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ); АОЗТ "Альтернативная медицина" деятельность прекращена 29.07.2013 в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ. Из ответа Управления Федеральной службы Государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) на запрос суда следует, что Акционерное медицинское общество закрытого типа "Альтернативная медицина" ликвидировано 08.03.2010, для статистических целей был присвоен код вида деятельности 85.12 "Врачебная практика"; малое государственное медицинское предприятие "Альмед" ликвидировано 14.09.2007, для статистических целей был присвоен код вида деятельности 51.1 "Оптовая торговля через агентов( за вознаграждение или на договорной основе).
По смыслу действующего законодательства "предприятие" и "учреждение" являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму.
Организации, в которых истец осуществляла работу в спорные периоды, учреждением не являются.
При этом не может быть установлена тождественность структурного подразделения Государственного малого медицинского предприятия "Альмед" и Акционерного медицинского общества закрытого типа "Альтернативная медицина" тем учреждениям здравоохранения (структурным подразделениям), которые предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Учитывая, что по своей организационно-правовой форме Государственное малое медицинское предприятие "Альмед", Акционерное медицинское общество закрытого типа "Альтернативная медицина" не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд пришел к выводу, что спорные периоды работы не могут быть включены в стаж работы истца, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Не включен был судом в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и период работы с 11.05.2016 по 17.05.2016 в должности медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории в СПб ГУЗ "Клиническая инфекционная больница им. СП. Боткина", поскольку данный период работы истца не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с представленными доказательствами и нормами материального права.
На основании ст.12 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 подтверждение и подсчет страхового стажа и стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования учитываются по сведениям персонифицированного учета.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования - 29.01.1998. Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица Гуковой И.А., работодатель не подтверждает период работы с 11.05.2016 по 17.05.2016, в связи с чем, указанный период правомерно не включен в специальный стаж.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению как несостоятельные, основанные на ошибочном понимании и толковании пенсионного законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов с 02.09.2005 по 01.12.2005 и 07.11.2014 по 05.12.2014 - периоды нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из того, что курсы не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Коллегия не может согласиться с данным выводом суда исходя из следующего.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Учитывая, что в указанные периоды времени истец работала в соответствующем учреждении, руководствуясь ст. 187 ТК РФ, согласно которой за работником, направленным на обучение работодателем, сохраняется средний заработок, учитывая, что при сохранении среднего заработка работодатель производит все предусмотренные законом отчисления, что в силу п. 4 Правил N 516 является основанием включения в специальный стаж периода работы, а прохождение повышения квалификации для медицинских работников является обязательным, коллегия полагает возможным удовлетворение требований истца о включении в специальный стаж спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.
Включение указанных периодов в специальный стаж отвечает требованиям действующего законодательства, так как на эти курсы истец направлялся работая на должности и в учреждении, предусмотренных Списком, за ним сохранялось рабочее место, производились все необходимые отчисления, кроме того, прохождение курсов повышения квалификации является неотъемлемой частью профессии для медицинского работника.
На время нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, средняя заработная плата и производились соответствующие отчисления (страховые выплаты).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года отменить в части отказа во включении в специальный стаж период прохождения курсов повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга включить Гукововой Ирине Александровне в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды прохождения курсов повышения квалификации с 02.09.2005 по 01.12.2005 и с 07.11.2014 по 05.12.2014.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.