Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.,
судей
при секретаре
Головкиной Л.А..,
Стаховой Т.М.
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-9878/2016 по апелляционной жалобе Малюгина А. О. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 08 декабря 2016 года по административному иску Малюгина А. О. к Федеральному казённому учреждению СИЗО-4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании решения о постановке на профилактический учёт.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения административного истца Малюгина А.О., судебная коллегия
установила:
Малюгин А.О. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-4 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконным решение Комиссии по вопросам постановки и снятия с профилактического учёта подозреваемых, обвиняемых, осужденных о постановке Малюгина А.О. на профилактический учёт как лица, склонного к изучению, пропагандирующего, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Малюгин А.О. просил суд возложить на ФКУ СИЗО-4 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанность снять его с указанного вида учёта.
В обоснование административного иска Малюгин А.О. ссылался на то обстоятельство, что решение принято с нарушениями положений Приказа Минюста России от 20.05.2013 N 72, а обстоятельства, которые бы давали Комиссии правовые основания для постановки Малюгина А.О. на данный вид учёта, отсутствовали.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска Малюгину А.О. отказано.
В апелляционной жалобе Малюгин А.О. просит решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2016 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Представитель ФКУ СИЗО-4 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом посредством почтовой связи. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Участие в судебном заседании Малюгина А.О. обеспечено посредством видеоконференц-связи.
Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке ФКУ СИЗО-4 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Малюгин А.О. находится в названном учреждении ФСИН России с 16 сентября 2011 года.
Приговором Санкт-Петербургского городского суда Малюгин А.О. признан виновным в совершении преступлений по ст. 159 (ч.2), ст. 105 (ч. 2 "а, л"), 318 (ч.1) УК Российской Федерации с назначением наказания в виде 18 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима с ограничением свобод на один год; оправдан за отсутствием состава преступления по статьям 205 (ч.1), 295 (ч.1) УК Российской Федерации.
На основании рапорта должностного лица оперативного отдела ФКУ СИЗО-4 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором указывалось на то, что Малюгин А.О. подозревается в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105 (часть 2 пункт "л"), 205 (часть 1) УК Российской Федерации, решением Комиссии по вопросам постановки и снятия с профилактического учёта подозреваемых, обвиняемых, осужденных, утверждённым Временно исполняющим обязанности начальника названного следственного изолятора 22 июня 2016 года, Малюгин А.О. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к изучению, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию (протокол заседания Комиссии - л.д. 19, 20).
С содержанием решения Малюгин А.О. ознакомлен 24 июня 2016 года, что подтверждается личной подписью Малюгина А.О. на копии протокола Комиссии.
Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции, с учётом положений Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа Минюста России от 20.05.2013 N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", пришёл к выводу о том, что решение принято компетентным органом с соблюдением закона и установленного порядка принятия таких решений.
Выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы устанавливается Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 N 72 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 2,4 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), посредством комплекса профилактических мероприятий; деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).
Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет, в частности, берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными; сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункты 26, 27 Инструкции).
Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункты 29, 30 Инструкции).
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии. Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (пункты 33, 34 Инструкции).
В учреждениях уголовно-исправительной системы подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пункт 14 Инструкции).
Как следует из рапорта старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ СИЗО-4 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, составленного 21 июня 2016 года по результатам изучения материалов дела в отношении осужденного истца, Малюгин А.О. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного пунктом "л" части 2 статьи 105 УК Российской Федерации, - убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также части 1 статьи 205 УК Российской Федерации - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Таким образом, полученная сотрудником ФКУ СИЗО-4 Управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информация о статьях обвинения Малюгина А.О. давала основания для инициирования процедуры постановки на профилактический учёт Малюгина А.О. как лица, изучающего, пропагандирующего, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, нарушений процедуры принятия такого рода решений Комиссией ФКУ СИЗО-4 не допущено, порядок постановки истца на профилактический учет, предусмотренный Инструкцией, соблюдён, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого решения о постановке Малюгина А.О. на профилактический учёт не имеется.
Доводы Малюгина А.О. о том, что в рапорте должностное лицо ФКУ СИЗО-4 необоснованно ссылается на обвинение истца по статье 205 УК Российской Федерации, поскольку приговором суда он оправдан по указанной статье за отсутствием состава преступления, не могли служить основанием для вывода о незаконности оспариваемого истцом решения, поскольку на момент составления рапорта и принятия Комиссией решения, Малюгин А.О. приговором Санкт-Петербургского городского был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "л" части 2 статьи 105 УК Российской Федерации. Сам факт совершения Малюгиным А.О. преступления против жизни и свободы с такими квалифицирующими признаками, которые характеризируют внутренние убеждения обвиняемого, может являться основанием для постановки его на профилактический учет.
Иные доводы апелляционной жалобы Малюгина А.О. направлены на переоценку собранных и исследованных по делу доказательств и не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, разрешая заявленные Малюгиным А.О. требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2016 года по делу N 2а-9878/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Малюгина А. О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.