Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Костромской области
от 9 декабря 2004 г. N 702
Областная целевая программа
"Обеспечение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях
Костромской области на 2005-2007 годы"
Паспорт областной целевой программы
"Обеспечение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях
Костромской области на 2005-2007 годы"
Наименование Программы Областная целевая программа "Обеспечение
безопасности жизнедеятельности в образовательных
учреждениях Костромской области на 2005-2007 годы"
(далее - Программа)
Государственный заказчик Администрация Костромской области
Программы
Основание для разработки Приказ Министерства образования Российской Феде-
Программы рации от 15.04.2003 года N 1612 "О принятии мер
по усилению противопожарного режима в образова-
тельных учреждениях",
Приказ Министерства образования Российской Феде-
рации и Министерства Российской Федерации по де-
лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
от 17.04.2003 года N 190/1668 "О мерах по повыше-
нию уровня пожарной безопасности образовательных
учреждений",
Приказ Министерства образования Российской Феде-
рации N 31 от 12.01.2004 года "Об утверждении и
реализации программы МО РФ на 2004-2007 годы
"Безопасность образовательных учреждений"
Распоряжение губернатора Костромской области
от 06.10.2004 года N 1996-р "О создании рабочей
группы"
Разработчик Программы Департамент образования и науки администрации
Костромской области
Координатор Программы Департамент образования и науки администрации
Костромской области
Цель Программы Создание безопасных условий для организации
учебно-воспитательного процесса в образовательных
учреждениях, находящихся в ведении Костромской
области; повышение уровня безопасности жизнедея-
тельности муниципальных общеобразовательных уч-
реждений
Задачи Программы - консолидация усилий и бюджетов различных уров-
ней, привлечение дополнительных средств для соз-
дания безопасных условий в учреждениях образова-
ния области;
- координация и выполнение работ по повышению
уровня безопасности образовательных учреждений,
- повышение уровня профессиональной подготовки и
квалификации преподавательского и руководящего
состава образовательных учреждений по обеспечению
безопасности жизнедеятельности
Сроки и этапы реализации 2005-2007 годы
Программы 2005 год:
- заключение и реализация соглашений о поставках
оборудования для развития материально-технической,
учебно-методической базы учреждений,
- создание системы повышения квалификации, обуче-
ния работников сферы образования по вопросам
обеспечения безопасности жизнедеятельности;
2006-2007 годы:
- проведение запланированных работ по выполнению
предписаний надзорных органов в учреждениях обра-
зования,
- осуществление мер по защите учреждений от тер-
рористических актов.
Основные мероприятия - организационное и нормативное правовое обеспе-
чение целевой программы,
- обеспечение безопасности учебно-воспитательного
процесса в образовательных учреждениях,
- организация подготовки и переподготовки работ-
ников образовательных учреждений, ответственных
за обеспечение безопасности образовательных уч-
реждений,
- информационно-аналитическое обеспечение форми-
руемой системы безопасности учреждения.
Исполнители мероприятий Департамент образования и науки администрации
области,
Костромской филиал управления государственного
энергетического надзора по Верхне-Волжскому
региону,
Центр государственного санитарно-эпидемиологичес-
кого надзора по Костромской области,
Управление внутренних дел Костромской области,
Департамент по информационной политике админист-
рации области,
Органы местного самоуправления, муниципальные
органы управления образованием, образовательные
учреждения.
Объем и источники финан- Общий объем ассигнований на финансирование Прог-
сирования Программы раммы составляет:
39560 тыс. рублей, в том числе:
1. Средства областного бюджета:
Всего: 21860 тыс. рублей,
в том числе
2005 год - 7000 тыс. рублей,
2006 год - 7430 тыс. рублей,
2007 год - 7430 тыс. рублей.
2. Средства муниципальных бюджетов:
Всего: 15000 тыс. рублей,
в том числе
2005 год - 5000 тыс. рублей,
2006 год - 5000 тыс. рублей,
2007 год - 5000 тыс. рублей.
3. Внебюджетные средства
Всего: 2700 тыс. рублей,
в том числе
2005 год - 700 тыс. рублей,
2006 год - 1000 тыс. рублей,
2007 год - 1000 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты В 159 учреждениях образования области (33%)
реализации Программы повышение уровня пожарной и технической безопас-
ности зданий и оборудования. Снижение рисков воз-
никновения пожаров, аварийных ситуаций, травма-
тизма и гибели людей, экономия на этой основе
государственных средств.
Организация контроля Информация о ходе выполнения программы и расходо-
за исполнением Программы вании выделенных финансовых средств предоставля-
ется исполнителями в установленном порядке.
Текущее управление программой осуществляется де-
партаментом образования и науки администрации
области.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Программа разработана во исполнение приказов Министерства образования Российской Федерации от 15.04.2003 года N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях", от 12.01.2004 года N 31 "Об утверждении и реализации программы Министерства образования Российской Федерации на 2004-2007 годы "Безопасность образовательных учреждений"; совместного приказа Министерства образования Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17.04.2003 года N 190/1168 "О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений".
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников учреждений образования в современных условиях является приоритетом государственной политики в сфере образования.
Законодательные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов образовательного процесса заложены в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, в Законах Российской Федерации от 05.03 1992 года N 2446-1 "О безопасности", от 17.07.1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в РФ", от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании"; в Законе Костромской области от 22.11.2000 года N 124-ЗКО "О пожарной безопасности на территории Костромской области".
Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетной является пожарная безопасность зданий и сооружений. В образовательных учреждениях Костромской области в 2003-2004 годах произошло 26 пожаров, жертвой пожара стал один человек. Общий материальный ущерб составил 826 тысяч рублей.
За последнее время вследствие недостаточного финансирования системы образования области, старения и износа основных фондов, инженерно-технического оборудования состояние материально-технической базы образовательных учреждений стало сдерживающим фактором, влияющим на повышение качества образования, его эффективность и доступность.
Практически все сельские школы не имеют систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, средств молниезащиты.
Обеспечение электрической безопасности зданий учреждений образования требует проведения комплекса мер по ремонту и реконструкции силовой, осветительной сети и аппаратов; по заземлению и занулению электрооборудования; по обеспечению работников индивидуальными средствами защиты от поражения электрическим током. Учреждения образования не укомплектованы обученным персоналом по эксплуатации и содержанию в рабочем состоянии объектов электро- и теплоснабжения.
Проблемы технической безопасности, оснащения рабочих мест исправным оборудованием и инвентарем являются одной из причин несчастных случаев, травматизма.
В 2002-2004 годах в учреждениях образования Костромской области было зафиксировано 62 случая травматизма работников образования; 221 случай травматизма учащихся.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства органов исполнительной власти Костромской области и местного самоуправления, являются вопросы, связанные с выполнением противопожарных, электротехнических, санитарно-эпидемиологических мероприятий, которые требуют вложения значительных финансовых средств.
В современных условиях актуальными являются меры по предотвращению террористических актов в образовательных учреждениях области, по обеспечению технической укрепленности школ. Необходимой мерой безопасности жизнедеятельности учреждений является установка кнопок тревожной сигнализации, телефонов с автоматическим определителем номеров.
Анализ состояния дел с безопасностью в образовательных учреждениях позволяет сделать вывод о том, что характерными недостатками по обеспечению безопасности на объектах образования области являются:
- слабые знания и навыки поведения обучающихся и воспитанников, работников образования в чрезвычайных ситуациях,
- нарушение правил техники безопасности, дисциплины труда работниками образовательных учреждений;
- слабая организация контроля со стороны руководителей всех уровней за соблюдением правил безопасности;
- недостаток необходимого оборудования и инвентаря, нехватка финансовых ресурсов;
- отсутствие системы обучения персонала учебных заведений по применению правил безопасности в образовательных учреждениях.
Для преодоления негативных тенденций в деле обеспечения безопасности образовательных учреждений необходимы целенаправленные, скоординированные действия федеральных органов государственной власти, администрации Костромской области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений.
Программные мероприятия позволят заложить основы системы безопасности с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями.
Реализация данной программы позволит направить ресурсы бюджетов всех уровней на решение задач обеспечения безопасности образовательных учреждений.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является создание безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Костромской области; повышение уровня пожарной и технической безопасности зданий, сооружений и оборудования муниципальных общеобразовательных учреждений.
Программа направлена на планомерную и последовательную реализацию государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
Основными задачами Программы являются:
- консолидация финансовых и материальных ресурсов федеральных, областных, муниципальных органов власти на реализацию программных целей;
- координация и выполнение работ по повышению уровня безопасности образовательных учреждений; оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа, сервисного обслуживания;
- повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации преподавательского и руководящего состава образовательных учреждений по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
- разработка и внедрение учебных программ, методических пособий, рекомендаций по обеспечению безопасности образовательных учреждений;
- пропаганда мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
Выполнение мероприятий программы рассчитано на период 2005-2007 годы в два этапа.
На первом этапе (2005 год) предполагается:
- провести анализ состояния и разработку предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений области;
- создать систему повышения квалификации, обучения работников сферы образования по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений.
На втором этапе (2006-2007 года) предусматривается:
- дальнейшее укрепление материально-технической базы образовательных учреждений с целью обеспечения их безопасной эксплуатации; обеспечение технической укрепленности школ;
- подготовка и переподготовка кадров, контроль за соблюдением условий безопасности жизнедеятельности учреждений.
План основных мероприятий Программы приведен в приложении N 1.
3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1) Организационное и нормативное правовое обеспечение целевой программы.
Предусматривается заключение соглашений по реализации Программы с Министерством образования и науки Российской Федерации, с органами местного самоуправления по реализации Программы; проведение совещаний с руководителями муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.
На областном уровне предстоит создать нормативную правовую базу в поддержку Программы в соответствии с федеральными законами и другими нормативными актами по вопросам обеспечения безопасной жизнедеятельности образовательных учреждений, в том числе методические рекомендации по организации профилактической работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.
Предстоит освоить новую отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.
Главной целью мероприятий данного раздела является реализация на территории Костромской области принимаемых федеральных и областных нормативных правовых актов по вопросам безопасности.
Социальный эффект реализации мероприятий данного раздела ожидается от усиления противопожарного, санэпидемиологического режимов в образовательных учреждениях за счет его нормативного правового регулирования.
2) Обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Материально-техническое обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений предполагает следующие мероприятия:
- оборудование зданий автоматической пожарной сигнализацией (АПС), средствами оповещения, о пожаре и управления эвакуацией, молниезащиты;
- обработка деревянных конструкций огнезащитным составом;
- замена, установка, ремонт внутреннего противопожарного водоснабжения, приобретение первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты;
- реконструкция металлических решеток, окон, дверей, перегородок, наружных стационарных лестниц и устройство окон для дымоудаления;
- установка противопожарных дверей в пожароопасных помещениях, оборудование эвакуационных выходов;
- комплекс электротехнических мероприятий,
- установка телефонов с автоматическими определителями номеров, кнопок тревожной сигнализации; принятие других мер по предотвращению угрозы террактов;
- приобретение технологического и холодильного оборудования для столовых и пищеблоков учреждений;
- ремонт коммуникаций.
Социально-экономический эффект состоит в организации системы по обеспечению защиты зданий и сооружений образовательных учреждений Костромской области от воздействия факторов природного и техногенного характера.
3) Организация подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений, ответственных за обеспечение безопасности образовательных учреждений. Совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области (далее - Главное управление по делам ГО и ЧС Костромской области) планируется организовать подготовку и повышение квалификации преподавателей дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности", а также учителей других учебных дисциплин.
Предполагается освоение нового комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и профессиональной переподготовки работников образования.
Планируется разработка методических рекомендаций для организации профилактической работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях; распространения передового опыта образовательных учреждений.
Предусматривается работа по просвещению обучающихся, воспитанников и работников по вопросам безопасности жизнедеятельности; а также освещение мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах массовой информации.
Предусмотрены отработка схем и инструкций по эвакуации людей, оборудования и материальных ценностей на случай пожара; организация и проведение тренировок по эвакуации, людей не реже одного раза в полугодие; организация постоянной и повсеместной борьбы с курением; проведение систематических осмотров территорий по обеспечению на них пожаробезопасной обстановки.
Будут проведены проверки наличия и порядка ведения документации, направленной на обеспечение безопасности (наличие приказов, инструкций; порядок ведения журналов инструктажа по пожарной безопасности).
Главная цель мероприятий раздела - повышение уровня компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам безопасности жизнедеятельности (от ученика до руководителя образовательного учреждения).
Социально-экономический эффект реализации мероприятий данного раздела - повышение уровня знаний по безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса (от ученика до руководителя образовательного учреждения), установление единых требований к обучению, проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности.
4) Информационно-аналитическое обеспечение формируемой системы безопасности учреждения.
Реализация основных направлений государственной политики по обеспечению безопасности объектов в настоящее время невозможна без сбора, оперативной обработки и анализа информации о состоянии безопасности в образовательных учреждениях. Обеспечение образовательных учреждений необходимой законодательной и нормативной документацией осуществляют департамент образования и науки администрации области, муниципальные органы управления образованием, которые организуют сбор, хранение и обработку информации, прием и передачу ее потребителю.
Социально-экономический эффект - весь блок показателей информационного банка данных должен обеспечить анализ и оценку состояния зданий, сооружений и оборудования учреждений для принятия соответствующих решений по уровням управления и организации профилактической работы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
В результате выполнения мероприятий Программы ожидается:
- создание основ комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений в Костромской области;
- снижение случаев пожаров, травматизма в образовательных учреждениях области;
- повышение уровня защиты зданий, сооружений, инженерных сетей от возможных угроз природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;
- повышение профессионального и образовательного уровня работников, обучающихся, воспитанников по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- приведение материально-технической базы образовательных учреждений области в соответствие с требованиями и нормами безопасности жизнедеятельности, лицензирования образовательной деятельности;
- внедрение в процесс обучения безопасности жизнедеятельности новых программ и методик.
4. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников. Общий объем финансирования составляет 39560,0 тыс. рублей (приложение N 1).
На реализацию Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета в рамках реализации программы Министерства образования и науки Российской Федерации "Безопасность образовательного учреждения" на 2004-2007 годы на проведение противопожарных мероприятий в объеме 100% затрат для 3 учреждений I-IV вида с круглосуточным пребыванием детей; в размере 60% затрат для 13 областных учреждений с круглосуточным пребыванием детей.
Финансирование мероприятий Программы из областного бюджета осуществляется посредством выделения муниципальным бюджетам целевых субсидий в размере 50% от необходимых затрат на муниципальные учреждения, а также за счет текущего финансирования в размере 100% на образовательные учреждения областного подчинения (приложение N 2) и по статье "Областные целевые программы". Распределение средств субсидий производится при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.
По статье "Областные целевые программы" в 2006-2007 годах предусмотрены средства на проведение программных мероприятий по повышению компетентности участников образовательного процесса в обеспечении безопасности жизнедеятельности учреждений.
В рамках средств, выделяемых на реализацию областных целевых программ, в целом из областного бюджета в рамках реализации мероприятий Программы средства в объеме 21860 тыс. рублей направляются на выполнение комплекса работ по приведению учреждений в соответствие с нормами противопожарной, электрической, санитарно-эпидемиологической безопасности образовательных учреждений.
Из муниципальных бюджетов средства в объеме 15000 тыс. рублей на условиях софинансирования направляются на выполнение комплекса программных работ.
Средства от внебюджетных источников образовательных учреждений в объеме 2700 тыс. рублей направляются на обеспечение технической безопасности образовательных учреждений, предотвращение угрозы террористических актов. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного и местных бюджетов муниципальных образований подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета и проектов местных бюджетов муниципальных образований на соответствующий год.
5. Механизм реализации программы
Реализация намеченных Программой мероприятий осуществляется координатором Программы - департаментом образования и науки администрации Костромской области.
Координатор Программы ежегодно направляет в департамент финансов администрации области и департамент по экономике и экономическим реформам администрации области предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных Программой. С учетом финансовых средств, выделяемых ежегодно на реализацию мероприятий Программы из различных источников, координатор Программы уточняет указанные мероприятия, сроки их реализации и объемы финансирования.
Выполнение мероприятий Программы, финансируемых за счет областного бюджета, осуществляется посредством заключения государственных контрактов. Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Намеченные Программой мероприятия, финансируемые за счет средств бюджетов муниципальных образований, реализуются по согласованию с органами местного самоуправления путем заключения соглашений или отдельных контрактов.
Перечень муниципальных образовательных учреждений-бюджетополучателей Программы утверждается ежегодно постановлением губернатора области на основании соглашений, заключаемых с главами местного самоуправления.
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляет департамент образования и науки администрации области через совет и рабочую группу Программы.
Совет Программы формируется из основных исполнителей Программы по согласованию. Состав совета Программы утверждается приказом департамента образования и науки администрации области.
Совет Программы возглавляет председатель - начальник департамента образования и науки администрации области.
Совет Программы:
- определяет политику в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую стратегию Программы;
- принимает решения по управлению Программой;
- не реже 1 раза в полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию;
- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
Подготовка заседаний Совета проводится рабочей группой Программы. Оперативное управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.
Рабочая группа Программы возглавляется первым заместителем начальника департамента и включает в свой состав руководителей структурных подразделений департамента.
Рабочая группа Программы:
- в своей работе руководствуется решениями совета Программы;
- осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;
- обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и решений совета Программы.
Департамент образования и науки администрации Костромской области осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления.
Департамент обеспечивает в установленном порядке представление информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств согласно утвержденным формам отчетности.
7. Социально-экономическая эффективность программы
Программа реализуется как комплекс организационных, нормативных правовых, методических и материально-технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.
Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.
Совокупный социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет создания основ системы безопасности в образовательных учреждениях, которая позволит обеспечить эффективную защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности, предотвратить пожары, аварии и другие опасности; что обеспечит экономию государственных расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.