Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Минобразования РФ от 12 января 2004 г. N 31 "Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"

2. Управлению государственного инспектирования и охраны труда (В.И.Грибанову):

2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской Федерации предложения о разработке федеральной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2009 годы.

2.2. Разработать, согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004 году:

- отраслевые Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов;

- отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.

ГАРАНТ:

Об утверждении форм отраслевой отчетности по пожарной безопасности образовательных учреждений см. приказ Федерального агентства по образованию от 22 ноября 2005 г. N 1455

2.3. Осуществлять ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных учреждений по исполнению приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях" и настоящего приказа в части выполнения комплекса мер по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

3. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н. Фролову) предусмотреть финансирование мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.

4. Руководителям подведомственных образовательных учреждений обеспечив финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить соглашение с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004 году.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Г.А.Балыхина.

 

Министр

В.М.Филиппов

 

Программа
Минобразования России на 2004 - 2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"*
(утв. приказом Минобразования РФ от 12 января 2004 г. N 31)

ГАРАНТ:

О сотрудничестве по выполнению настоящей программы см. Соглашение Федерального агентства по образованию, МЧС РФ и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12 августа 2004 г.

Паспорт программы Минобразования России на 2004-2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"

 

Наименование Программы:

программа Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту - Программа).

 

Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы:

распоряжение Министерства образования РФ от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной программы на 2004-2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения", решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).

 

Разработчики Программы:

Минобразование России во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет".

 

Цели и задачи Программы:

Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов (далее - образовательные учреждения) во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.

Задача, решаемая в рамках Программы: реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.

 

Сроки реализации Программы:

начало - I квартал 2004 г.

окончание - IV квартал 2007 г.

 

Структура Программы:

Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков:

I блок - инвестиционно-производственный, II блок - научно-инновационный.

Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности".

Научно-инновационный блок Программы включает следующие направления:

направление 1-е - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения;

направление 2-е - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения;

направление 3-е - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения.

 

Ответственные за исполнение Программы:

Минобразование России с участием МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, образовательные учреждения.

 

Источники финансирования Программы:

Бюджет Минобразования России за счет средств:

а) ФПРО;

б) сметных назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;

в) НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании".

Бюджеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и внебюджетные средства образовательных учреждений.

 

Ожидаемые конечные результаты:

Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.

 

I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными ориентированными методами

 

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция РФ, Закон РФ "О безопасности", законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся:

- Гражданский кодекс РФ, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;

- Трудовой кодекс РФ, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;

- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;

- Уголовный кодекс РФ, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушения требований безопасности;

- Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации";

- Закон РФ "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;

- Федеральный закон "О пожарной безопасности", в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;

- Федеральный закон "О техническом регулировании", который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.

Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании", и в первую очередь пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.

Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления и последствий реализации угрозы.

Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.

Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.

Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:

- слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;

- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;

- неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;

- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;

- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;

- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.

Многие субъекты РФ и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.

Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС России в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирован 1121 пожар, в которых погибли 28 человек, в том числе трое детей, материальный ущерб составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 г. произошли чрезвычайные происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутия) и школе-интернате для глухонемых детей в г. Махачкале (Республика Дагестан), в результате которых погибли 54 обучающихся и воспитанника и 156 человек получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.

Всего пожаров и возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской области - 151, г. Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93.

За период с 2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч. погибли 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха [Якутия] - 30, Республика Дагестан - 28, Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская область - 8).

По инициативе Минобразования России в период летних каникул 2003 года было проанализировано состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования признаны аварийными 2518 объектов, из которых планируется ликвидация 69 и проведение капитального ремонта или нового строительства 1845 зданий (без вузов и ссузов).

Следует отметить недостатки в состоянии нормативной базы в области безопасности образовательных учреждений.

Действующие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) не отражают специфику образовательных учреждений.

СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" приводит пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений зданий на этапах их строительства и эксплуатации. Однако эти требования не связаны с функциональным назначением зданий и их помещений. Справочные пособия к СНиП 2.08.02-89 ("Проектирование учебных комплексов и центров", "Проектирование высших учебных заведений", "Проектирование профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и комплексов") вообще не содержат требований к зданиям по оснащению средствами пожарной защиты.

Все это свидетельствует о необходимости создания отраслевой нормативной базы по пожарной безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая должна включать: отраслевые нормы и правила пожарной безопасности, в том числе правила по пожарной автоматике; специализированные разделы, дополняющие существующие нормативы.

В системе образования крайне слабо функционируют обучение и тренинг персонала учебных заведений, обучающихся по безопасности, не организованы подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно, с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.

II. Основные цели и задачи Программы

 

Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.

В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:

- оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;

- создание региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;

- обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;

- анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений;

- разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение соответствующих нормативных правовых документов;

- активизация научных исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники;

- создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;

- организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений;

- разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.

При проведении инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться:

- оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;

- определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;

- оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку величины ущерба; определение числа пострадавших среди обучающихся, производственного персонала образовательных учреждений и населения прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций;

- пропаганда мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах массовой информации.

III. Сроки и этапы реализации Программы

 

Программа рассчитана на период 2004-2007 гг., и в случае необходимости предполагается ее дальнейшее развитие.

IV. Структура Программы

 

Программа состоит из двух блоков:

I блок - инвестиционно-производственный,

II блок - научно-инновационный.

Инвестиционно-производственный блок Программы включает направление "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности" и связан с практической реализацией задач по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение следующих вопросов:

- оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;

- создание сети региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений;

- организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизация с целью оценки пожарной и конструктивной безопасности;

- определение комплекта оборудования средств защиты по повышению безопасности образовательного учреждения до требований существующих норм и правил;

- апробация оборудования и технических средств по контролю и обеспечению конструктивной и пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, наладка и сервисное обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение конкурсов на их поставку, монтаж, наладка и сервисное обслуживание.

Научно-инновационный блок Программы предназначен для научного обеспечения безопасности образовательных учреждений и состоит из следующих направлений:

направление 1-е - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения.

Это направление предусматривает научно обоснованную переработку и подготовку отраслевых нормативных правовых и методических документов в связи с выходом новых законодательных и иных нормативных правовых актов по безопасности жизнедеятельности.

В частности предусматриваются:

- инвентаризация существующих нормативных правовых актов по проблеме обеспечения пожарной и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем и доведение их до сведения руководителей образовательных учреждений;

- разработка отраслевых правил пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и видов, а также методических рекомендаций по обеспечению пожарной, электрической и инженерной безопасности зданий и сооружений;

- анализ существующих и разработка новых рекомендаций по обследованию и оценке технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений;

- разработка рекомендаций для составления мероприятий по поддержанию в нормальном эксплуатационном состоянии всех конструктивных элементов зданий и сооружений, оказывающих влияние на пожарную и конструктивную безопасность;

направление 2-е - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения:

- создание методики и оптимизация схем эвакуации обучающихся, преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом реальных условий конкретного объекта образовательного учреждения;

- разработка программ по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность образовательных учреждений, организация их обучения с выдачей соответствующего документа государственного образца;

- подготовка комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и профессиональной переподготовки специалистов по пожарной безопасности;

- разработка методических рекомендаций для организации профилактической работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с учетом региональных условий;

- проведение противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений;

направление 3-е - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения:

- разработка единой методики обследования объектов образовательных учреждений для оценки их пожарной и электрической безопасности, мониторинга пожарной нагрузки и оценки скорости распространения огня по видам объектов образовательных учреждений;

- разработка (при необходимости) рекомендаций по снижению пожарной нагрузки, созданию систем активной и пассивной пожарной защиты образовательных учреждений;

- разработка рекомендаций по обследованию и реконструкции устаревших систем электрической защиты в образовательных учреждениях с учетом их замены современными средствами пожарной и электрической безопасности, включая устройства защитного отключения (УЗО), автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций;

- разработка и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных коррекционных образовательных учреждений;

- разработка методов и средств повышения огнестойкости конструктивных элементов зданий образовательных учреждений с учетом их остаточного ресурса и заданных сроков работоспособности в условиях пожара;

- разработка методики расчета параметров и средств систем автоматического первичного пожаротушения и оснащения ими помещений в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся;

- разработка научно обоснованных схем регулирования потоков и эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала для образовательных учреждений различного назначения.

V. Нормативное сопровождение Программы

 

Распоряжение Министерства образования РФ от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной программы на 2004-2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения".

Решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).

Решение Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года от 21.10.2003 N 26.

Решение коллегии Минобразования России от 25.11.2003 N 19.

Соглашение о сотрудничестве по выполнению программы "Безопасность образовательного учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России.

Соглашение между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках реализации программы Минобразования России на 2004 г. "Безопасность образовательного учреждения".

Издание приказов Минобразования России в развитие настоящей Программы об утверждении:

а) совета Программы;

б) состава рабочей группы Программы;

в) перечня региональных центров по обеспечению безопасности образовательных учреждений и методических рекомендаций о деятельности Центра.

Решения (постановления, распоряжения и т.д.) органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении и финансировании региональных программ "Безопасность образовательного учреждения".

VI. Ресурсное обеспечение Программы

 

Программа по обеспечению безопасности образовательных учреждений является инвестиционной, с консолидацией источников финансирования из бюджетов всех уровней

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2004 году предусматриваются следующие.

 

Из бюджета Минобразования России за счет средств:

 

 ФПРО                                                     -    300 млн.
                                                                руб.
 сметного  назначения  на  приобретение   оборудования и  -   2889 млн.
 капремонт федерального бюджета                                 руб.
 расходов на  НТП  "Федерально-региональная   политика в  -  18 млн. руб.
 науке и образовании"
 Из внебюджетных средств вузов                            -  30 млн. руб.

 

Финансирование Программы в 2004 году предусматривается за счет бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на условиях софинансирования в объеме 230 млн. руб.

В целом финансирование Программы в 2004 году составит 3,477 млрд. руб.

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2005 году предполагаются следующие:

- из бюджета Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн. руб.;

- за счет средств софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления - 600 млн. руб.

Приобретение оборудования и средств обеспечения безопасности для образовательных учреждений, их монтаж, наладка и сервисное обслуживание будут осуществляться на конкурсной основе среди широкого круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций.

Программа базируется на результатах, полученных в ходе выполнения нескольких научно-технических межвузовских программ Минобразования России, в том числе:

- "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов";

- "Биологическая безопасность и лечебно-профилактическое питание" и др.

 

Распределение финансирования по Программе:

 

Наименование блоков
(разделов)
Объемы финансирования, млн. руб.
всего в том числе
2004 2005 2006 2007
I блок -
инвестиционно-производстве-
нный
  3459 1000    
II блок -
научно-инновационный
  18      
Итого   3,477 1000    

VII. Механизм реализации Программы

 

Распределение бюджетного финансирования будет производить Минобразование России с учетом софинансирования и принятых региональных программ субъектов РФ.

Отбор исполнителей проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, будет осуществляться на конкурсной основе.

Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений, бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления при наличии утвержденных региональных программ по безопасности образовательных учреждений будет осуществляться на основе договоров с организациями - победителями конкурсов.

Приоритетностью реализации Программы в 2004 году является обеспечение противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов.

На региональные центры безопасности образовательных учреждений в 2004 году возлагаются следующие задачи:

- проведение обучения и повышения квалификации кадров по пожарной безопасности, промышленной безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности;

- организация подготовки, профессиональной переподготовки и аттестации кадров по пожарной безопасности и охране труда;

- проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения, сертификации на безопасность образовательных учреждений региона;

- ведение текущего мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений;

- подготовка предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России;

- изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в области безопасности образовательных учреждений;

- организация и проведение смотров-конкурсов по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в регионе;

- оказание практической и методической помощи государственным и местным (муниципальным) органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по безопасности жизнедеятельности;

- создание информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда, учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда, экологической, пожарной и электробезопасности.

VIII. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

 

8.1. Организация управления

 

Заказчиком Программы является Министерство образования РФ. Выполнение Программы предполагается осуществить во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Минобразование России, МЧС России и Госстрой России заключают между собой рамочное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения".

Для реализации Программы будут заключаться двусторонние соглашения между Минобразованием России и администрациями регионов по согласованию с региональными управлениями МЧС России и Госстроя России.

Управление Программой осуществляет Минобразование России во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов РФ через совет и рабочую группу Программы.

Совет Программы формируется из представителей Минобразования России, МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов РФ и других основных исполнителей Программы.

Состав совета Программы утверждается приказом Минобразования России.

Совет Программы возглавляет председатель - министр образования РФ или его первый заместитель.

Совет Программы:

- определяет политику в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую стратегию Программы;

- принимает решения по управлению Программой;

- не реже одного раза в полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию;

- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.

Подготовка заседаний совета проводится рабочей группой Программы.

Оперативное управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.

Рабочая группа Программы возглавляется заместителем министра и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Минобразования России, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и других основных исполнителей Программы.

Рабочая группа Программы:

- в своей работе руководствуется решениями совета Программы;

- осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;

- разрабатывает совместные предложения Минобразования России и участников (исполнителей) Программы в рамках соглашений по включению мероприятий, корректировке и реализации Программы;

- обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и решений совета Программы.

Министерство образования РФ проводит следующую работу в 2004 году по реализации Программы:

- разрабатывает конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений в соответствии с нормативами (перечнями), а также для образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школ интернатов общего типа и детских домов) на условиях софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти РФ;

- заключает договоры с организациями - победителями конкурса и финансирует их в установленном порядке за поставку соответствующего оборудования;

- разрабатывает нормативы (спецификации) по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов;

- разрабатывает отраслевую нормативную правовую и методическую документацию по пожарной безопасности;

- создает региональные центры безопасности образовательного учреждения;

ГАРАНТ:

Перечень образовательных учреждений высшего профессионального образования Минобразования России, в которых создаются региональные центры безопасности образовательного учреждения, утвержден приказом Минобразования РФ от 20 апреля 2004 г. N 1799

- организует обучение, повышение квалификации, подготовку и профессиональную переподготовку кадров по пожарной безопасности.

Органы исполнительной власти субъекта РФ проводят следующую работу в 2004 году по реализации Программы:

- разрабатывают и утверждают региональную программу "Безопасность образовательного учреждения";

- выделяют из бюджета средства на реализацию региональной программы "Безопасность образовательного учреждения";

- принимают участие в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения школ-интернатов общего типа и детских домов на условиях софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета;

- участвуют в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений за счет средств Минобразования России;

- организуют обучение в образовательных учреждениях сотрудников, обучающихся и воспитанников по пожарной безопасности;

- проводят расширенные заседания с участием представителей местных органов Государственной противопожарной службы МЧС России, органов управления образованием всех уровней и других организаций о состоянии безопасности образовательных учреждений региона;

- организуют работу по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений региона, их паспортизации и подготовке экспертного заключения по оценке пожарной, электрической и конструктивной безопасности,

- обеспечивают проектной документацией, согласованной с территориальными органами МЧС России и Госстроя России, на монтаж в образовательных учреждениях противопожарного оборудования в соответствии с установленными нормативами;

- определяют организацию для координации работы по поставке и монтажу противопожарного оборудования в конкретные образовательные учреждения региона;

- финансируют и организуют выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий, оконных и дверных проемов и защиты путей эвакуации несгораемой отделкой, а также замену аварийных электросетей в образовательных учреждениях.

Организации-исполнители определяются на конкурсной основе. Они обеспечивают:

- выполнение работ по проекту (проектам), финансируемому из средств Программы, на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки и в рамках имеющейся у них лицензии;

- целевое расходование выделенных средств, осуществляют их учет и финансовую отчетность;

- своевременное направление в Минобразование России и органы исполнительной власти субъектов РФ отчетных материалов,

ГАРАНТ:

См. форму отчета о выполнении противопожарных мероприятий, доведенную письмом Минобразования РФ от 22 января 2004 г. N 38-06-42п

- участие в рекламно-информационной деятельности, проводимой в рамках Программы, предоставляя необходимую информацию, выставочные экспонаты, а при необходимости и финансовые средства для рекламы.

IX. Мероприятия по реализации программы Минобразования России на 2004-2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"

 

Программа реализуется как комплекс организационных, научно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно: повышение пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений всех типов и видов в Российской Федерации на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.

Мероприятия Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.

 

1. Организационное обеспечение реализации Программы

 

N
п/п
Мероприятия Финансовые затраты,
млн. руб.
Источ-
ник
финан-
сирова-
ния
Сроки
проведения
работ
Исполни-
тель
2004 2005 2006 2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Заключение рамочных
соглашений о
сотрудничестве по
выполнению Программы
Минобразования России
с МЧС России и
Госстроем России
- - - -   I кв.
2004 г.
Минобра-
зование
России,
МЧС
России,
Госстрой
России
2. Заключение
двусторонних
соглашений между
Минобразованием
России, органами
исполнительной власти
субъектов РФ и
местного
самоуправления по
выполнению Программы
- - - -   I кв.
2004 г.
Минобра-
зование
России,
органы
исполни-
тельной
власти
субъектов
РФ и
местного
самоупра-
вления
3. Создание и оснащение
региональных центров
по обеспечению
безопасности на базе
образовательных
учреждений (15
региональных центров в
2004 г.)
30 20 10   Внебюд-
жетные
средст-
ва
вузов
2004-2007
гг.
Минобра-
зование
России и
образова-
тельные
учрежде-
ния
4. Проведение
организационных
мероприятий по
определению
региональных центров и
формированию головных
организаций и
научно-технических
советов по разделам
Программы
- - - -   I кв.
2004 г.
Минобра-
зование
России
5. Разработка, принятие и
финансирование
региональных целевых
программ по
обеспечению пожарной
безопасности
образовательных
учреждений субъектов
РФ и органов местного
самоуправления
- - - - Бюджеты
субъек-
тов РФ
IV кв.
2003 г.
Органы
исполни-
тельной
власти
субъектов
РФ и
местного
самоупра-
вления
6. Организация работ по
обследованию
технического состояния
зданий, сооружений и
инженерных систем
образовательных
учреждений, их
паспортизации, оценке
пожарной,
электрической и
конструкционной
безопасности и
разработка
рекомендаций по ее
повышению до
требований
существующих норм и
правил
- - - -   2004-2007
гг.
Минобра-
зование
России,
органы
управле-
ния
образова-
нием
субъектов
РФ,
террито-
риальные
органы
Госстроя
России
7. Определение на
конкурсной основе
организаций и
предприятий по
поставке оборудования
и средств обеспечения
безопасности, их
монтажу, наладке и
сервисному
обслуживанию
- - - -   2004-2007
гг.
Минобра-
зование
России
8. Проведение заседаний
коллегий
Минобразования России
и органов управления
образованием субъектов
РФ о состоянии
безопасности
образовательных
учреждений (по
отдельному плану)
- - - -   Ежегодно Минобра-
зование
России,
органы
управле-
ния
образова-
нием
субъектов
РФ
9. Проведение
региональных совещаний
по федеральным округам
по обеспечению
безопасности
образовательных
учреждений (по
отдельному плану)
- - - -   2004-2007
гг.
Минобра-
зование
России
10. Корректировка
региональных и
муниципальных
эвакуационных схем,
систем технического
резерва и
транспортного
обеспечения на случай
возникновения
чрезвычайных ситуаций
на объектах
образовательных
учреждении с учетом их
специфики и текущего
состояния
коммуникационных
систем защиты
- - - - - 2004-2007
гг.
Органы
исполни-
тельной
власти
субъектов
РФ и
местного
самоупра-
вления

2. Оснащение современным противопожарным оборудованием, средствами и пожаротушения образовательных учреждений

 

N
п/п
Мероприятия Финансовые затраты,
млн. руб.
Источник
финанси-
рования
Сроки
проведе-
ния
Исполни-
тель
2004 2005 2006 2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Организация
работы по
осуществлению
поставок
оборудования и
средств защиты в
соответствии с
установленными
противопожарными
нормативами, его
монтажа и
наладки:
          2004-2007
гг.
 
а) в специальных
коррекционных
образовательных
учреждениях
70 - - - Средства
федера-
льного
бюджета,
выделяе-
мые
Минобра-
зованию
России,
ФПРО
  Минобра-
зование
России,
органы
Исполни-
тельной
власти
субъектов
РФ
б) в
образовательных
учреждениях с
круглосуточным
пребыванием
обучающихся и
воспитанников
(школы-интернаты
общего типа,
детские дома)
230 - - - Средства
федера-
льного
бюджета,
выделяе-
мые
Минобра-
зованию
России,
ФПРО
Бюджеты
субъек-
тов РФ
  Минобра-
зование
России,
органы
исполни-
тельной
власти
субъектов
РФ
в) в
образовательных
учреждениях,
подведомственных
Минобразованию
России:

школы-интернаты


учреждения
дополнительного
образования детей
и молодежи

детские дома

образовательные
учреждения:

начального
профессионального
образования

среднего
профессионального
образования

высшего
профессионального
образования

дополнительного
профессионального

образования

прочие







0,923


129,51




0,383

969,929


285,461



1279,46



5






4,772

218,824







-


-




-

-


-



-



-






-

-







-


-




-

-


-



-



-






-

-







-


-




-

-


-



-



-






-

-
Средства
федера-
льного
бюджета,
выделяе-
мые
Минобра-
зованию
России*
2004 г. Минобра-
зование
России,
органы
Исполни-
тельной
власти
субъектов
РФ,
образова-
тельные
учрежде-
ния
г) в
школах-интерна-
тах, сельских,
поселковых,
городских школах
и дошкольных

учреждениях
органов
исполнительной
власти субъектов
РФ и местного
самоуправления на
условиях
софинансирования
-






-
400






600
-






-
-






-
Средства
федера-
льного
бюджета,
выделяе-
мые
Минобра-
зованию
России
Бюджеты
органов
исполни-
тельной
власти
субъек-
тов РФ и
местного
самоуп-
равления
2005 г. Минобра-
зование
России,
органы
исполни-
тельной
власти
субъектов
РФ,
образова-
тельные
учрежде-
ния

 

______________________________

* 40% сметных назначений на приобретение оборудования и капитальный ремонт, выделяемых Минобразованием России подведомственным образовательным учреждениям, должны быть направлены на выполнение мероприятий Программы.

3. Обучение, повышение квалификации, подготовка и профессиональная переподготовка кадров по пожарной безопасности

 

N
п/п
Мероприятия Финансовые
затраты, млн. руб.
Источник
финанси-
рования
Сроки
прове-
дения
работ
Исполни-
тель
2004 2005 2006 2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Разработка примерного
положения о центре по
обучению и проверке
знаний требований
пожарной безопасности
работников
образовательных
учреждений
- - - -   I кв.
2004
г.
Минобра-
зование
России
2. Организация системы
подготовки и
профессиональной
переподготовки кадров
в образовательных
учреждениях высшего и
среднего
профессионального
образования
- - - -   2004-
2007
гг.
Минобра-
зование
России
3. Организация
противопожарной
пропаганды и
распространение
передовых достижений
по защите от пожара
образовательных
учреждений через
средства массовой
информации
- - - -     Минобра-
зование
России,
МЧС
России,
исполни-
тельной
власти
субъек-
тов РФ
4. Разработка комплекта
учебных пособий и
методических
материалов для
обучения работников и
обучающихся
противопожарной
безопасности
1,2       Средства
федераль-
ного
бюджета,
выделяе-
мые
Минобра-
зованию
России,
НТП
"Феде-
рально-
регио-
нальная
политика
в науке
и образо-
вании"
2004
г.
Органи-
зация -
исполни-
тель на
конкурс-
ной
основе
5. Разработка
научно-методических
материалов по
организации тренинга
работников и
обучающихся при
возникновении пожара
в образовательных
учреждениях
0,3 - - - -"- 2004
г.
-"-
6. Разработка учебных
пособий и
методических
материалов по
подготовке и
профессиональной
переподготовке кадров
по пожарной
безопасности
1,6 - - - -"- 2004
г.
-"-

4. Нормативное правовое и методическое обеспечение противопожарной безопасности

 

N
п/п
Мероприятия Финансовые затраты,
млн.руб.
Источник
финансиро-
вания
Сроки
прове-
дения
работ
Исполни-
тель
2004 2005 2006 2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Разработка Правил
пожарной
безопасности для
образовательных
учреждений всех
типов и видов с
учетом требовании
Федерального
закона от
27.12.2002 N
184-ФЗ "О
техническом
регулировании"
1,6 - - - Средства
федераль-
ного
бюджета,
выделяемые
Минобразо-
ванию
России НТП
"Федераль-
но-регио-
нальная
политика в
науке и
образова-
нии"
2004 г. Минобра-
зование
России
организа-
ция -
исполни-
тель на
конкурс-
ной
основе
2. Разработка общего
технического
регламента,
устанавливающего
обязательные
требования к
эксплуатации
образовательных
учреждений в
соответствии с
Федеральным
законом от
27.12.2002 N
184-ФЗ "О
техническом
регулировании"
0,8 - - - -"- 2004 г. -"-
3. Разработка системы
мониторинга
обеспеченности
состояния
противопожарной
защиты
образовательных
учреждений на базе
геоинформационных
технологий и
создание единой
информационной
среды
11 - - - -"- 2004 г. -"-
4. Разработка и
согласование
нормативных
правовых
документов и
методического
обеспечения по
охране труда,
пожарной
безопасности и
обеспечению
безопасности
образовательного
процесса в
образовательных
учреждениях, в том
числе:
0,95 - - - Средства
федераль-
ного
бюджета,
выделяемые
Минобразо-
ванию
России,
НТП
"Федераль-
но-регио-
нальная
политика в
науке и
образова-
нии"
2004 г. Минобра-
зование
России,
организа-
ция -
исполни-
тель на
конкурс-
ной
основе
а) разработка и
введение с 2004
года отраслевой
отчетности о
состоянии пожарной
безопасности в
образовательных
учреждениях,
0,25 - - -      
б) разработка
методических
рекомендаций о
деятельности:

- регионального
центра
безопасности
жизнедеятельности;

- центра по
обучению и
проверке знаний
требований
пожарной
безопасности
работников
образовательных
учреждений;
0,20




0,25




0,25
-




-




-
-




-




-
-




-




-
     
в) разработка
правового и
экономического
механизма
стимулирования
исполнителей
Программы и
участников работ
по обеспечению
пожарной
безопасности
             
5. Разработка правил
и методов
оперативной
деятельности
работников на
основе
моделирования
процесса развития
пожара в здании
образовательного
учреждения
0,4 - - - -"- 2004 г. -"-
6. Разработка
методики и
рекомендаций по
эвакуации людей из
образовательных
учреждений
различных типов и
видов при
чрезвычайных
ситуациях,
вызванных пожаром
0,6 - - - -"- 2004 г. -"-
7. Разработка
методических
рекомендаций по
пожарной
профилактике и
типовых наглядных
средств (плакатов)
для
образовательных
учреждений
0,85 - - - -"- 2004 г. -"-

5. Научное обеспечение безопасности образовательных учреждений

 

N
п/п
Мероприятия Финансовые затраты,
млн. руб.
Источ-
ник
финан-
сиро-
вания
Сроки
прове-
дения
работ
Исполни-
тель
2004 2005 2006 2007      
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Создание комплексной
системы безопасности
тепло-, электро-,
газоснабжения объектов
образования на основе
компьютеризированных
программно-аппаратных
комплексов
0,8 - - - -"- 2004 г. -"-
2. Определение и
апробирование
принципиально новых
устройств
автоматического контроля
параметров электросетей,
сигнализации и
принудительного
отключения при
возникновении
пожароопасных ситуаций
0,35 - - - -"- 2004 г. -"-
3. Разработка методики
расчета допустимых
электрических нагрузок
на действующие и
проектируемые
электросети с учетом
требований пожарной
безопасности
0,5 - - - -"- 2004 г. -"-
4. Разработка устройств
автоматического контроля
параметров электросетей,
сигнализаций и
принудительного
отключения при
возникновении пожарной
ситуации
0,8 - - - -"- 2004 г. -"-
5. Разработка методики
проведения
тепловизорного
экспресс-обследования
электросетей и
распределительного
оборудования
образовательных
учреждений
0,7 - - - -"- 2004 г. -"-
6. Разработка типового
учебного
стенда-имитатора
"Охранно-пожарная
сигнализация"
0,75 - - - -"- -"- -"-
7. Исследование и
разработка эффективных
огнезащитных покрытий и
методов их нанесения на
деревянные и
металлические
поверхности строительных
конструкций
образовательного
учреждения
0,8 - - - Средс-
тва
феде-
раль-
ного
бюдже-
та,
выде-
ляемые
Миноб-
разо-
ванию
Рос-
сии,
НТП
"Феде-
раль-
но-ре-
гиона-
льная
поли-
тика в
науке
и
обра-
зова-
нии"
2004 г. Минобразо-
вание
России,
организа-
ция -
исполни-
тель на
конкурсной
основе
8. Разработка методики
расчета параметров и
средств системы
автоматического
пожаротушения оснащения
замкнутых помещений в
образовательных
учреждениях
0,6 - - - -"- 2004 г. -"-
9. Разработка типовых
комплектов
малогабаритного
автоматизированного
противопожарного
оборудования для
отдаленных сельских школ
0,8 - - - -"- 2004 г. -"-
10. Разработка нормативов и
создание типовых
комплектов специальных
средств пожарной защиты
для специальных
коррекционных
образовательных
учреждений
1,2 - - - -"- 2004 г. -"-
11. Создание новых
модифицированных
сорбентов -
специализированных
агентов фильтрующих
противогазов,
адаптированных для
безопасного
использования в
образовательных
учреждениях по работе с
детьми с ограниченными
возможностями здоровья
0,7 - - - -"- 2004 г. -"-
12. Разработка системы
персонального
(пейджингового)
оповещения людей (в том
числе слабослышащих и
глухих) о чрезвычайных
ситуациях в здании
образовательного
учреждения
0,6 - - - -"- 2004 г. -"-

 

______________________________

* Обращаем внимание читателей на то, что в ряде средств массовой информации (в частности, в еженедельнике "Образовательное право", N 1 от 08.01.2004) опубликованный текст данной программы не соответствует официальному, утвержденному приказом Минобразования России от 12.01.2004 N 31.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Приказ Минобразования РФ от 12 января 2004 г. N 31 "Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"


Текст приказа опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", февраль 2004 г., N 6, в журнале "Вестник образования", апрель 2004 г., N 7