Решение Арбитражного суда Костромской области
от 8 апреля 2008 г. N А31-32/2008-10
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью г. Кострома обратилось в суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Костромской области, г. Кострома и Администрации города Костромы, г. Кострома о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Костромской области от 31.10.2007 г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома ул. Советская - Кинешемское шоссе и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома, район путепровода, ул. Советская - Кинешемское шоссе, площадью 1904,99 кв. м. с кадастровым номером 44:27:06 12 01:0100.
Заявитель считает отказ в предоставлении земельного участка необоснованным, поскольку не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ).
По мнению заявителя, испрашиваемый земельный участок из оборота не исключен, запрет на приватизацию земельного участка не установлен, земельный участок для государственных и муниципальных нужд не зарезервирован.
Департамент имущественных отношений Костромской области возражает против заявленных требований, поскольку в соответствии с документами территориального планирования спорный участок расположен в красных линиях автодорожной развязки путепровода через железнодорожные пути, который является землями общего пользования.
Администрация города Костромы считает требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах "красных линий", отделяющих территорию общего пользования.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Администрации города Костромы от 28.01.2003 г. N 248 ООО разрешена разработка проекта реконструкции контейнерной АЗС в стационарную в районе путепровода через ж/д пути по ул. Совесткая - Кинешемское шоссе.
Пунктом 2.1 постановления предусмотрена разработка проекта в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного задания с учетом размещения АЗС в непосредственной близости от путепровода.
Архитектурно-планировочным заданием от 23 сентября 2003 года N 211 установлены планировочные ограничения: при проектировании учесть санитарно-защитные зоны подземных коммуникаций, проходящих через участок проектируемой АЗС, противопожарные требования, красные линии улиц.
Постановлением Администрации города Костромы от 12.09.2001 г. N 3242 обществу с ограниченной ответственностью в аренду предоставлены земельные участки, сроком на пять лет для эксплуатации контейнерных АЗС:
- площадью 756,55 кв. м. по улице Галичской, 120;
- площадью 1904,99 кв. м. в районе путепровода ул. Советская - Кинешемское шоссе.
Между ООО (продавец) и ООО (покупатель) заключен договор купли-продажи от 03.10.2006 г., согласно которому продавец продал, а покупатель купил объекты недвижимости, в том числе нежилое строение - незавершенную строительством реконструкцию контейнерной автозаправочной станции в стационарную, расположенную по адресу: г. Кострома, район путепровода, ул. Советская-Кинешемское шоссе.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области зарегистрирован переход права собственности на незавершенный строительством объект.
Между Департаментом имущественных отношений Костромской области (арендодатель) и ООО (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 10.04.2007г. N Д.0357.4, согласно которому арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок площадью 1904,99 кв. м., кадастровый номер 44:27:06 12 01:0100, находящийся по адресу: г. Кострома, ул. Советская - Кинешемское шоссе, для реконструкции незавершенной строительством контейнерной автозаправочной станции в стационарную.
Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Костромы 08.08.2007 г. обществу с ограниченной ответственностью выдано разрешение N 31-Г/2007 на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства: автозаправочной станции, расположенной по адресу: г. Кострома в районе путепровода через ж/д пути по улице Советской -Кинешемское шоссе.
Право собственности ООО на нежилое строение (автозаправочная станция), общая площадь 46,88 кв. м., основная площадь 28,37 кв.м., вспомогательная площадь 18,51 кв. м. (лит. А), навес (лит.1), инвентарный номер 9057, расположенное по адресу: г. Кострома, ш. Советская - Кинешемское, Район путепровода: ул. Советская - Кинешемское шоссе, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02 октября 2007 года (свидетельство о государственной регистрации от 02.10.2007г. серия 44АБ N 162684).
ООО обратилось в Департамент имущественных отношений Костромской области с заявлением от 04 октября 2007 г о продаже в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома в районе путепровода через ж/д пути по улице Советской -Кинешемское шоссе для эксплуатации АЗС.
Департамент имущественных отношений Костромской области письмом от 31.10.2007 г. N 8790/з отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на информацию, полученную из Администрации города Костромы, согласно которой испрашиваемый земельный участок расположен в "красных линиях" автодорожной развязки путепровода через железнодорожные пути, которая является землями общего пользования.
Считая отказ в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Кострома ул. Советская - Кинешемское шоссе незаконным, общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с документами территориального планирования спорный участок располагается в месте автодорожной развязки путепровода через железнодорожные пути, которая является землями общего пользования (письмо Администрации города Костромы от 16.03.2007 г. N 33-756/07, выписка из протокола N 109 заседания Комиссии по земельным вопросам на территории города Костромы от 06.03.2007 г.).
Строительство объекта недвижимости осуществлялось на основании архитектурно-планировочного задания, предусматривающего планировочные ограничения: при проектировании учесть санитарно-защитные зоны подземных коммуникаций, проходящих через участок проектируемой АЗС, противопожарные требования, красные линии улиц.
Из представленных в дело документов и пояснений представителя Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Костромы испрашиваемый земельный участок не подлежит передаче в собственность, поскольку размещен в зоне транспортной инфрастуктуры, граничащей с территорией зеленых насаждений общего пользования (площадь Машиностроителей).
Отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) и земельные участки земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Поскольку земельный участок, предоставленный в аренду ООО под автозаправочную станцию находится в красных линиях и относится к землям общего пользования, то он не может быть приватизирован в силу прямого указания закона.
При данных обстоятельствах основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167, 169, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции; вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 8 апреля 2008 г. N А31-32/2008-10 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Костромской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании