Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
8. В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот.
Данная проблема нашла свое отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и направленных на его реализацию поручениях Президента Российской Федерации, в которых поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.
9. Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.
Выпускники нуждаются в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают проблемы с коммуникацией, в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве, которое может быть оказано усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).
10. В Костромской области создана информационная база лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 18 до 23 лет), в которой в настоящее время состоит на учете 710 человек.
11. Разработана нормативная правовая база по работе с выпускниками, улучшению условий их социальной адаптации в постинтернатный период. Нормативными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, указанными в подпунктах 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16 пункта 2 Программы, установлены дополнительные гарантии для выпускников государственных учреждений:
1) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы;
2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы;
3) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются:
стипендия, размер которой увеличивается на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении;
ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;
пособие в размере двадцати процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;
4) выпускники государственных областных и муниципальных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, установленным постановлением администрации Костромской области, а также единовременным денежным пособием в размере пятисот рублей. В 2010 году денежная компенсация для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования составила 29324 руб., в 2011 году - 30000 руб. По желанию выпускника образовательного учреждения компенсация выдавалась на руки или перечислялась в качестве вклада на имя выпускника в кредитную организацию;
5) выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения зачисляются на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении;
6) при предоставлении обучающимся - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.
Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
12. В 2010 году помощь в трудоустройстве центрами занятости населения Костромской области оказана 178 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 1 полугодие 2011 года - 95 лицам.
В целях приобретения опыта и навыков работы, закрепления на первом рабочем месте, социальной адаптации выпускников органами службы занятости населения реализуются мероприятия:
1) временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - в рамках Программы содействия занятости населения Костромской области на 2011 - 2013 годы;
2) стажировка выпускников учреждений профессионального образования в рамках Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Костромской области на 2011 год.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, ищущим работу впервые, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации, сроком на 6 месяцев.
Постановлением администрации Костромской области от 22 января 2013 г. N 9-а в пункт 13 главы 2 настоящего приложения внесены изменения
13. Сопровождением выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специалисты организаций, выполняющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства (комплексных центров социального обслуживания, детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров). К работе для более успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привлекаются волонтеры-студенты, бывшие выпускники детских домов.
Кадровое, информационное, методическое обеспечение деятельности по социальной адаптации выпускников, подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов учреждений осуществляет Ресурсный центр при государственном казенном учреждении "Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям".
В каждом детском доме и школе - интернате для детей, оставшихся без попечения родителей, разработана и реализуется программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, для выпускников выпускается справочная и информационная литература.
14. Разработаны критерии успешности социализации выпускников, критерии эффективности деятельности учреждений, занимающихся их сопровождением.
15. Профессиональную поддержку выпускникам детских домов и школ - интернатов в области психологической реабилитации, социальной адаптации и успешной интеграции в общество оказывает некоммерческий благотворительный фонд "Надежда" (свидетельство о регистрации N СП-1117/0348 от 18 июля 1996 года) - (далее - фонд).
В Костромском филиале фонда для выпускников детских домов и школ-интернатов открыты компьютерный класс, тренажерный и музыкальный залы, стоматологический кабинет, игровая комната для выпускниц детских домов, имеющих детей дошкольного возраста, 3 комнаты для временного проживания выпускников, попавших в сложные жизненные ситуации, кабинеты социального педагога, психолога.
Филиал фонда ежемесячно посещают 120 - 140 выпускников детских домов и школ-интернатов. Им оказывается помощь в трудоустройстве, материальная, психологическая, медицинская помощь, оплачиваются услуги репетиторов и другие образовательные услуги. За счет фонда выпускники получают путевки для оздоровления и отдыха, имеют возможность временно проживать в социальной гостинице либо для них арендуются жилые помещения.
16. В феврале 2011 года на базе ГОУ Ченцовского детского дома организована опорная опытно-экспериментальная площадка по теме "Сопровождение выпускников детских домов" для разработки и обоснования технологии сопроводительной деятельности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17. В соответствии с программой по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейнозамещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Семья для каждого ребенка" на 2011 - 2014 годы, реализуемой совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется открытие 2 социальных гостиниц для выпускников.
18. Одной из важных проблем для Костромской области, как и для многих регионов России, является обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При исполнении полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципальными образованиями в течение длительного времени жилье не предоставлялось ввиду отсутствия свободных жилых помещений и необходимого финансирования.
В связи с передачей полномочий по приобретению жилых помещений от муниципальных образований на уровень субъекта Российской Федерации для данной категории детей с 1 января 2005 года ежегодно в областном бюджете предусматриваются денежные средства.
На 1 июля 2011 года в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, состоит 1247 человек, из них право на предоставление жилого помещения наступило у 273 человек.
На приобретение жилых помещений для вышеуказанной категории граждан в областном бюджете 2009 года предусмотрены денежные средства в размере 48871,8 тыс. руб., в том числе субсидии из средств федерального бюджета - 1041,8 тыс. руб.; в бюджете 2010 года - 51971,1 тыс. руб. (средства федерального бюджета - 4076,1 тыс. руб.); в бюджете 2011 года - 61251,3 тыс. руб. (средства федерального бюджета - 32496,8 тыс. руб.).
На указанные денежные средства в 2009 - 2010 годах приобретены 76 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В 2011 году приобретено 4 квартиры, планируется приобретение 64 квартир.
Отсутствие своевременного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, остается основной проблемой в социализации выпускников детских домов. Для ее решения необходимо выделение дополнительных субсидий из федерального и областного бюджетов.
19. Можно выделить несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.
Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование, профессиональную подготовку и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в учреждении для детей-сирот.
Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.
Третья группа - выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития. Как правило, это выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот, не получившие основного общего образования. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают трудности с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи, которая может быть оказана усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).
Четвертая группа - выпускники, имеющие нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Многие из них не имеют среднего (полного) общего образования. Таким выпускникам также необходима специальная помощь, организация сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.