Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
13. В настоящее время проблемы семьи, материнства и детства выходят на одно из первых мест по своей значимости в общественной жизни.
В Послании Президента Российской Федерации 30 ноября 2010 года Федеральному Собранию Российской Федерации отмечено, что необходима современная эффективная государственная политика в области детства, отвечающая интересам национального развития страны.
В Костромской области проживает около 107 тысяч семей, в которых воспитывается 119 тысяч детей.
Неотъемлемой частью государственной социальной политики и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона являются: социальная поддержка семей с детьми; социальная адаптация безнадзорных несовершеннолетних; интеграция в общество детей с инвалидностью; создание необходимых условий для выявления и поддержки одаренных детей.
Однако, несмотря на принимаемые меры, остается ряд острых вопросов.
14. Демографическая ситуация в Костромской области развивается под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая по состоянию на 1 января 2011 года определяет сокращение численности населения Костромской области.
Среднегодовая численность постоянного населения в регионе в 2010 году снизилась по сравнению с 2009 годом на 26 000 человек и по состоянию на 1 января 2011 года составляет 666 306 человек.
В регионе сохраняется наивысший в Центральном федеральном округе уровень рождаемости. Если в 2008 году он составлял 11,3 промилле, то в 2010 году увеличился до 11,8 родившихся на 1000 человек населения. Однако современные параметры рождаемости ниже, чем требуется для замещения поколений. Число родившихся в области по сравнению с 2009 годом снизилось на 0,6% и составило 8104 человек.
15. В Костромской области, по состоянию на 1 января 2011 года, проживает 2901 многодетная семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более несовершеннолетних детей, что составляет 2,7% от общего количества семей с детьми.
Вопросы обеспечения достойного качества жизни многодетных семей регулируются нормативными правовыми актами региона.
С принятием Закона Костромской области от 21 июля 2008 года N 351-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области" с 2009 года значительно расширен перечень мер социальной поддержки многодетных семей.
Меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат, единовременных денежных пособий, ежегодных компенсаций.
Принятые меры не оказывают существенного значения по формированию престижа многодетных семей. Количество многодетных семей, несмотря на широкий спектр предоставленных мер социальной поддержки, ежегодно увеличивается в среднем только на 3%.
16. В 2010 году, по сравнению с 2009 годом, на 1,6% увеличилось число зарегистрированных в органах ЗАГС браков. Коэффициент брачности составил 8,8 промилле на 1000 населения. На каждую 1000 заключенных браков в 2010 году приходилось 500 расторгнутых (в 2009 году - 548).
Однако, несмотря на положительную тенденцию, не уменьшается количество несовершеннолетних детей у распавшихся семей. В 2010 году из всех распавшихся пар 1801 имели несовершеннолетних детей (2131 человека).
Сокращение числа родившихся, рождение детей вне зарегистрированного брака в значительной степени связано с изменением репродуктивных установок и семейных ценностей, снижением роли семьи в обществе. Социально-экономические проблемы общества на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей.
Результатами этих процессов является увеличение числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
На учете в органах социальной поддержки населения состоит более 18 тысяч семей с несовершеннолетними детьми, 1207 семей находятся в социально опасном положении.
17. По состоянию на 1 января 2011 года, на территории Костромской области проживают следующие категории детей, нуждающихся в особой заботе со стороны государства:
подростки, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, - 940 человек;
дети с инвалидностью - 2367 человек;
дети - сироты - 2446 человек.
Указанные категории детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.
В целях профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, развития семейнозамещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 31 января 2011 года N 22-а в регионе реализуется программа "Семья для каждого ребенка".
18. Актуальными являются вопросы профессиональной ориентации и профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из важнейших задач региональной политики в области образования.
За последние 3 года в регионе повысилась доступность образовательных услуг для инвалидов. С 2009 года последовательно реализуется проект "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов". В настоящее время для 87 детей-инвалидов оборудованы специализированные рабочие места для организации их обучения на дому, до конца 2012 года планируется обеспечить компьютерной техникой и оборудовать рабочие места всех детей-инвалидов, нуждающихся в обучении дистанционно.
Для координации данной деятельности создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов. На базе профессионального училища N 5 г. Костромы открыт ресурсный центр по подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Получило развитие интегрированное образование. 17 муниципальных образовательных учреждений получили право реализовывать специальные (коррекционные) программы, что позволило около 450 детям с умственной отсталостью обучаться в условиях общеобразовательных учреждений по месту жительства.
В то же время, имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы не обеспечивают необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам образования. За последние 3 года прошли курсовую переподготовку для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 844 педагога, что составляет третью часть от общей потребности. В образовательных учреждениях недостаточно специальной учебно-методической литературы. В государственном образовательном учреждении, осуществляющем обучение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (школа-интернат 5-6 вида), отсутствуют пандусы и поручни, специально оборудованные санузлы, недостаточно специальной учебной мебели.
Необходимо не только расширять систему учреждений, работающих с детьми с инвалидностью, но и совершенствовать их деятельность, повышать качество и доступность социальных и медицинских услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, требуется усиление мероприятий профилактической работы.
Координация усилий позволит комплексно решать проблемы социализации детей с инвалидностью и их семей, создавать условия для реабилитации детей с инвалидностью, интеграции их в общество, обеспечивать им доступность к образованию, культуре, творчеству, спорту.
19. Актуальной проблемой, затрагивающей все категории семей c несовершеннолетними детьми, является недостаток мест в дошкольных образовательных учреждениях Костромской области. По состоянию на 1 января 2011 года, в Костромской области функционируют 306 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), что на 21 ДОУ меньше, чем на 1 января 2010 года и связано с закрытием малокомплектных сельских детских садов и открытием дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений. Всего дошкольным образованием охвачено 36 337 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 85%.
С целью обеспечения общедоступного дошкольного образования в Программу включены мероприятия, позволяющие увеличить охват дошкольным образованием детей, не посещающих образовательные учреждения, а также поддержать семьи с детьми дошкольного возраста.
20. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из главных социальных задач исполнительных органов государственной власти Костромской области. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов: педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта.
В целях сохранения и преумножения интеллектуального потенциала области необходимо в рамках реализации Программы обеспечить усиление поддержки одаренных детей, организовать условия выявления и развития их способностей, в том числе и подготовку педагогических кадров.
21. Здоровье населения является важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны. В настоящее время растет понимание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества.
Охрана материнства и детства, сохранение и укрепление здоровья населения в целом остаются стратегическими целями и приоритетными государственными задачами.
В условиях многолетнего реформирования и модернизации здравоохранения сохраняется устойчивое состояние депопуляции нации.
В то же время ухудшается здоровье населения в целом и женщин репродуктивного периода в частности. Болезни беременных, материнская и младенческая смертность, заболеваемость новорожденных называются в числе приоритетных проблем здоровья, по которым общество несет наибольшие потери.
Проблема беременности и родов у подростков, не достигших половой зрелости, актуальна для Костромской области.
На фоне вышеуказанной проблемы особую роль в настоящее время приобретает внедрение мер по оказанию медико-социальной помощи беременным женщинам, способствующей улучшению положения как в сфере укрепления здоровья будущих матерей, так и в социальной сфере.
Анализ результатов диспансеризации детей показывает, что отклонение в состоянии здоровья детей отмечается уже в школьном возрасте и прогрессирует с момента поступления в дошкольное образовательное учреждение и до окончания общеобразовательной школы.
Установлено, что только 22,8% детей могут считаться абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 53,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 22,1% детей страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации (III группа) и 1,4% - хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья).
В связи с высокими показателями заболеваемости детей необходимо обеспечить внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовку квалифицированных специалистов, наличие в учреждениях соответствующей аппаратуры и оснащения.
22. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в Программу включены мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей.
23. Программой предусмотрен комплекс мер по улучшению качества жизни семей с детьми, что должно привести к улучшению демографической ситуации, повышению социальной значимости семьи как основного института общества, укреплению интеллектуального потенциала области, сохранению и поддержанию благоприятных условий основных параметров жизнедеятельности семей, имеющих несовершеннолетних детей.
24. Социальная значимость проблем семей и детей свидетельствует о необходимости их решения программно-целевым методом. Таким образом, программный механизм выбран по следующим причинам:
1) программно-целевой метод управления позволяет создавать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на решение социальных проблем семей с детьми и детей области, возникающих в новых социально-экономических условиях;
2) программно-целевой метод управления позволяет предупредить ряд организационных проблем за счет гибкости действий исполнителей программных мероприятий.
25. Применение программно-целевого метода позволит:
обеспечить адресность, последовательность привлечения федеральных и областных средств, а также внебюджетных источников финансирования на реализацию государственной семейной политики;
осуществлять меры по улучшению качества жизни детей и семей с детьми, что должно привести к улучшению демографической ситуации, повышению социальной значимости семьи как основного института общества, укреплению интеллектуального потенциала области, сохранению и укреплению здоровья детей, снижению их заболеваемости, сохранению и поддержанию благоприятных условий основных параметров жизнедеятельности семей, имеющих несовершеннолетних детей;
комплексно решать проблемы социализации детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, создавать условия для реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество, обеспечивать им доступность к образованию, культуре, творчеству, спорту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.