Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 13 мая 1996 г. N 577 "О федеральной целевой программе "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года"

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации указанной программы продлен на 2001 год

 

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, и предусматривать при разработке государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение необходимых лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей предусматривать для финансирования мероприятий Программы привлечение средств бюджетов областей и внебюджетных источников.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин

 

Федеральная целевая Программа
"Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года"
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 1996 г. N 577)

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год

 

Паспорт
федеральной целевой Программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года"

 

 Наименование Программы      -  Социальная  и  радиационная  реабилитация
                                населения   и    территорий    Уральского
                                региона,     пострадавших      вследствие
                                деятельности            производственного
                                объединения "Маяк",  на  период  до  2000
                                года

 

 Дата  принятия   решения о  -  распоряжение    Совета        Министров -
 разработке Программы, дата     Правительства Российской Федерации  от  2
 ее             утверждения     августа 1993 г. N 1351-р
 (наименование    и   номер     постановление  Правительства   Российской
 соответствующего               Федерации от 13 мая 1996 г. N 577
 нормативного акта)         

 

 Государственные  заказчики  -  Министерство  Российской     Федерации по
 Программы                      делам гражданской  обороны,  чрезвычайным
                                ситуациям   и   ликвидации    последствий
                                стихийных бедствий (координатор)
                                Министерство  Российской     Федерации по
                                атомной энергии
                                органы исполнительной власти Челябинской,
                                Курганской и Свердловской областей

 

 Основные      разработчики  -  Министерство  Российской     Федерации по
 Программы                      атомной энергии
                                Министерство  Российской     Федерации по
                                делам гражданской  обороны,  чрезвычайным
                                ситуациям   и   ликвидации    последствий
                                стихийных бедствий
                                Министерство     экономики     Российской
                                Федерации
                                Министерство     финансов      Российской
                                Федерации
                                Министерство            здравоохранения и
                                медицинской   промышленности   Российской
                                Федерации
                                Министерство охраны  окружающей   среды и
                                природных ресурсов Российской Федерации
                                Министерство   сельского      хозяйства и
                                продовольствия Российской Федерации
                                Министерство социальной защиты  населения
                                Российской Федерации
                                Государственный                   комитет
                                санитарно-эпидемиологического     надзора
                                Российской Федерации
                                Федеральная     служба          России по
                                гидрометеорологии      и      мониторингу
                                окружающей среды
                                Федеральная  служба   лесного   хозяйства
                                России
                                Российская академия наук
                                органы исполнительной власти Челябинской,
                                Курганской и Свердловской областей

 

 Цели и задачи Программы     -  решение проблем, связанных с обеспечением
                                безопасных  условий  проживания  в   зоне
                                влияния  потенциально   опасных   ядерных
                                объектов,   со    снижением    негативных
                                медицинских, социальных и психологических
                                последствий радиационного воздействия  на
                                население,  проживающее  на  радиоактивно
                                загрязненных территориях, с оказанием ему
                                высококвалифицированной       медицинской
                                помощи,    улучшением        уровня жизни
                                пострадавших граждан

 

 Сроки и  этапы  реализации  -  1996 - 2000 годы
 Программы                      I этап - 1996 - 1997 годы
                                II этап - 1998 - 2000 годы

 

 Перечень     подпрограмм и  -  снижение  степени   риска   возникновения
 основных мероприятий           радиационных    аварий    и    катастроф,
                                связанных         с         деятельностью
                                производственного   объединения   "Маяк",
                                ликвидация   источников    радиоактивного
                                загрязнения;
                                охрана здоровья  населения, подвергшегося
                                радиационному  воздействию;
                                социально-психологическая    реабилитация
                                пострадавшего населения  и  экономическая
                                реабилитация   территорий,   подвергшихся
                                радиоактивному загрязнению;
                                агропромышленное  производство  и  лесное
                                хозяйство;
                                обеспечение  экологической и радиационной
                                безопасности  проживания населения в зоне
                                влияния    производственного  объединения
                                "Маяк"  и  других    ядерных    объектов;
                                научное  обеспечение Программы

 

 Исполнители подпрограмм  и  -  Министерство  Российской     Федерации по
 основных мероприятий           делам гражданской  обороны,  чрезвычайным
                                ситуациям   и   ликвидации    последствий
                                стихийных бедствий
                                Министерство  Российской     Федерации по
                                атомной энергии
                                органы исполнительной власти Челябинской,
                                Курганской и Свердловской областей
                                территориальные    органы    Министерства
                                здравоохранения       и       медицинской
                                промышленности Российской Федерации,
                                Министерства   сельского      хозяйства и
                                продовольствия Российской Федерации,
                                Министерства охраны  окружающей   среды и
                                природных ресурсов Российской Федерации,
                                Государственного                 комитета
                                санитарно-эпидемиологического     надзора
                                Российской Федерации, Федеральной  службы
                                России по гидрометеорологии и мониторингу
                                окружающей среды
                                Российская академия наук
                                производственное объединение "Маяк"

 

 Объемы     и     источники  -  1734194,9  млн.  рублей,  в   том   числе
 финансирования                 105824,1 млн. рублей из средств  бюджетов
                                областей и 91600 млн. рублей  из  средств
                                внебюджетных источников

 

 Ожидаемые         конечные  -  снижение  степени   риска   возникновения
 результаты      реализации     радиационных    аварий    и    катастроф,
 Программы                      связанных         с         деятельностью
                                производственного   объединения   "Маяк",
                                ликвидация   источников    радиоактивного
                                загрязнения, обеспечение  радиационной  и
                                экологической   безопасности   проживания
                                населения      в             зоне влияния
                                производственного  объединения   "Маяк" и
                                других   ядерных   объектов,    улучшение
                                состояния  здоровья  и  повышение  уровня
                                жизни     граждан,         проживающих на
                                территориях,  подвергшихся  радиационному
                                воздействию

 

 Система        контроля за  -  контроль   за   выполнением   мероприятий
 исполнением Программы          Программы   осуществляется   в   порядке,
                                установленном для контроля за реализацией
                                федеральных целевых программ

 

1. Состояние проблемы

 

Федеральная целевая программа "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 г. N 1351-р и на основе Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

Радиоактивное загрязнение Уральского региона, включающего часть территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей (более 23 тыс. кв. км), обусловлено многолетней деятельностью производственного объединения "Маяк", которое являлось источником радиоактивного загрязнения территорий, радиационного воздействия на население и продолжает оставаться потенциально опасным источником возникновения крупных радиационных аварий.

Проводимые производственным объединением "Маяк" работы первоочередной государственной важности, направленные на достижение международного ядерного паритета, сопровождались беспрецедентными в мировой практике радиационными инцидентами и авариями.

Из-за отсутствия надлежащих технологических мер обращения с жидкими отходами радиохимического производства и упрощенного подхода к проблеме утилизации отходов в 1949-1956 годах было сброшено 2,75 млн. Ки радиоактивных отходов в используемую населением в хозяйственных целях мелководную реку Теча, являющуюся частью речной системы Исеть-Тобол-Иртыш-Обь.

В результате взрыва в 1957 году одной из емкостей с высокоактивными отходами, ветрового разноса в 1967 году радионуклидов с берегов озера Карачай, используемого для депонирования среднеактивных отходов, газоаэрозольных выбросов предприятия и постоянного разноса радиоактивных веществ с открытой поверхности водоемов - хранилищ радиоактивных отходов произошло массовое облучение населения Уральского региона и радиоактивное загрязнение значительной части территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Свыше 900 человек, проживавших вдоль реки Теча, получили лучевую болезнь.

Повышенному радиационному воздействию подверглось около 500 тыс. человек, из сельскохозяйственного оборота изъято в Челябинской, Свердловской и Курганской областях 111 тыс. га угодий.

С целью ограничения дальнейшего облучения населения в 1949 - 1962 годах произведено переселение 7969 жителей из 39 населенных пунктов, расположенных вдоль реки Теча, и установлена санитарно-защитная зона площадью 80 кв.км. Для предотвращения дальнейшего загрязнения речной системы в верховьях реки Теча был создан каскад непроточных водоемов-накопителей и были прекращены сбросы в реку Теча значительного количества радиоактивных отходов.

После аварии в 1957 году в производственном объединении "Маяк" на основании оценки радиационной обстановки было эвакуировано население с загрязненных территорий, в 1957 - 1960 годах произведено переселение жителей из 23 населенных пунктов. Введен режим ограничения хозяйственной деятельности на части загрязненной территории, снижен уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции за счет оптимизации землепользования и внедрения специальных технологий, дезактивации части территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, прекращен сброс радиоактивных отходов в реку Теча и создан каскад непроточных водоемов в ее пойме, значительно снижено количество выбросов радионуклидов в атмосферу.

Радиоактивное загрязнение части территорий Уральского региона и многолетняя деятельность производственного объединения "Маяк" отрицательно повлияли на здоровье населения и социально-экономическое развитие региона. Разрушение социально-производственной инфраструктуры, изъятие из землепользования пахотных и пастбищных угодий привели к деформации демографических, миграционных и других социальных процессов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Принятые до 1992 года меры по ослаблению последствий радиоактивного загрязнения региона не соответствовали реальному экономическому ущербу, не охватили всего пострадавшего населения и не обеспечили в полной мере защиты здоровья населения, экологической и экономической реабилитации загрязненных территорий.

Не направлялись специальные инвестиции на компенсацию ущерба, нанесенного социально-экономической сфере пострадавших районов.

Компенсационные выплаты жителям, предоставление жилья, создание условий жизнедеятельности на новом месте жительства оказались неадекватными фактическому ущербу. Медицинское наблюдение и лечение проводились в недостаточных объемах и не охватывали всего пострадавшего населения.

Действующий в настоящее время режим ограничений сдерживает хозяйственную деятельность и ограничивает нормальную жизнедеятельность населения, проживающего на загрязненных территориях. Вместе с тем эффект привыкания и пренебрежение к основным требованиям режима способствуют дополнительному облучению населения.

Состояние социально-экономической сферы радиоактивно загрязненных районов Челябинской, Курганской и Свердловской областей характеризуется показателями, особенно в сельской местности, более низкими, чем в среднем по этим областям и Российской Федерации в целом.

В населенных пунктах, расположенных на загрязненных территориях, низок уровень материально-технической базы здравоохранения, народного образования, культуры. Жилые дома построены более тридцати лет назад без инженерного обустройства. Слабо развиты сети внутрихозяйственных дорог и газоснабжения, имеются серьезные проблемы в водоснабжении.

Вследствие многолетнего проживания в зоне повышенного радиационного риска при отсутствии объективной информации об опасности у большинства жителей этих районов сформировалась радиофобия. Социально-психологическая ситуация в регионе характеризуется устойчивым состоянием напряженности и тревожности, особенно за судьбы будущих поколений.

Несмотря на значительный объем выполненных реабилитационных работ и технологических усовершенствований, производственное объединение "Маяк" продолжает оставаться потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиационного облучения населения.

Накоплено более 600 млн. Ки жидких высокоактивных отходов, которые не могут быть переработаны в полном объеме на действующих установках, около 13 млн. Ки твердых высокоактивных и около 30 тыс. Ки средне- и низкоактивных отходов. В каскаде промышленных водоемов на реке Теча накоплено около 400 млн. м3 загрязненной воды. Более 120 млн. Ки радиоактивных отходов накоплено в водоемах-хранилищах "Карачай" и "Старое болото".

Теченский каскад водоемов, водоемы - хранилища жидких отходов, емкости - хранилища высокоактивных отходов в настоящее время представляют реальную угрозу для окружающей среды и являются источником повышенного риска для населения.

С целью компенсации ущерба, нанесенного социально-экономической сфере региона, и предотвращения дальнейшего радиоактивного загрязнения в 1993 году была принята Государственная программа Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года (далее именуется - Программа 1993 года), в которой предусматривались меры по ликвидации источников радиоактивного загрязнения, осуществлению контроля эколого-радиационной обстановки и радиационной реабилитации территорий, охране здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию.

Одной из главных установок Программы 1993 года была ликвидация сложившегося отставания в развитии социальной и производственной инфраструктуры пострадавших территорий.

Значительная часть финансовых средств была направлена на оснащение действующих медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений современным оборудованием и обеспечение их лекарствами, осуществление постоянного контроля за здоровьем пострадавших граждан, их лечение и реабилитацию. В медико-дозиметрические регистры внесены данные на 126174 человека.

Созданы центры детской реанимации, в Челябинской области организуется центр нейтронной терапии на базе Всероссийского научно-исследовательского института технической физики.

Введены в действие жилые дома общей площадью более 119 тыс.кв.м, станция скорой помощи и водолечебница, поликлиники на 1725 посещений в смену, продолжается строительство онкологического диспансера и областного родильного дома в г.Челябинске.

Для контроля эколого-радиационной обстановки организуется радиоэкологический мониторинг, позволяющий следить за степенью загрязнения окружающей среды. Созданы банки данных первичной радиоэкологической информации, крупномасштабные карты плотности загрязнения части пойменных земель реки Теча, ряда населенных пунктов цезием-137.

Выполнен значительный объем работ, направленных на снижение риска возникновения новых аварий и катастроф, ликвидацию источников радиоактивного загрязнения.

Вместе с тем из-за неудовлетворительного финансирования предусмотренные в Программе 1993 года мероприятия по социальной, медицинской и радиационной реабилитации территорий реализованы лишь на 4 - 10 процентов.

Уровень обеспечения населения жильем, медицинскими учреждениями, укомплектования их кадрами медицинских работников остается низким, не хватает медицинского оборудования и лекарственных средств.

Со значительным отставанием осуществлялись мероприятия по снижению неблагоприятного влияния производственного объединения "Маяк" на радиационную обстановку в регионе. В критическом положении находятся радиационно опасные объекты - водоем "Карачай" и Теченский каскад водоемов.

 

2. Цели Программы

 

Целями Программы является решение комплекса проблем, связанных с обеспечением безопасных условий проживания в зоне влияния ядерных объектов, со снижением негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационного воздействия на здоровье населения Уральского региона, с оказанием ему высококвалифицированной медицинской помощи, улучшением условий жизни (приложение N 1).

Указанные цели достигаются путем снижения степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидации источников радиоактивного загрязнения, создания условий для систематического наблюдения за состоянием здоровья облученных, выявления среди них больных, их лечения и оздоровления, оказания помощи в преодолении психологической напряженности людям, подвергшимся облучению, экономической и социальной реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию, организации системы эколого-радиационного контроля и оздоровления населения пострадавших территорий.

Предусмотренные Программой меры являются продолжением начатых в 1992 году работ по радиационной реабилитации Уральского региона, которые разделены на 2 этапа.

На первом этапе необходимо завершить предусмотренные в Программе 1993 года первоочередные меры по ликвидации последствий аварийных ситуаций и снижению степени риска возникновения новых радиационных аварий и катастроф.

В связи с отсутствием в настоящее время официальных данных по накопленным населением дозам радиационного облучения на первом этапе (1996 - 1997 годы) в качестве критерия проведения реабилитационных мероприятий принимаются уровни радиоактивного загрязнения местности, на втором этапе (1998 - 2000 годы) - показатели расчетных доз облучения населения, подвергшегося радиационному воздействию.

На первом этапе, наряду с проведением практических мероприятий, уточняются карты радиоактивного загрязнения территорий, дорабатывается методика расчета доз облучения населения, проживающего на этих территориях, и на ее основе производятся расчет доз облучения и уточнение численности населения, подвергшегося радиационному воздействию, по категориям, определенным Концепцией радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, принятой в 1995 году Российской научной комиссией по радиационной защите.

На втором этапе с учетом численности указанных категорий населения уточняется и конкретизируется адресность специализированной медицинской помощи и других мероприятий по социальной защите граждан и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, продолжаются работы по ликвидации источников радиоактивного загрязнения.

 

3. Снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения

 

Предотвращение крупномасштабных радиационных аварий и радиоактивного загрязнения территорий, прилегающих к производственному объединению "Маяк", заключается в решении комплекса технологических и геотехнических задач, направленных на ликвидацию источников риска. К таким источникам относятся технологические емкости с высокоактивными отходами, озеро Карачай, линза радиоактивно загрязненных подземных вод под ним, Теченский каскад промышленных водоемов - хранилищ низкоактивных отходов, грунтовые могильники твердых радиоактивных отходов, интенсивно загрязненные объекты территории промышленной площадки предприятия.

Основой комплексного решения проблемы предотвращения аварий является создание замкнутой схемы обращения с радиоактивными отходами, предусматривающей сокращение объемов хранящихся жидких радиоактивных отходов, концентрирование их на всех уровнях активности с последующим их отверждением и контролируемое технологическое хранение. Это позволит исключить сброс средне- и низкоактивных отходов в поверхностные водоемы, освободить технологические емкости для временного хранения части жидких радиоактивных отходов. После прекращения сбросов жидких радиоактивных отходов в поверхностные водоемы-хранилища предполагается ликвидация водоемов-хранилищ, и в первую очередь водоема "Карачай", упорядочение хранения твердых радиоактивных отходов в грунте.

В Программе предусматривается:

полное закрытие акватории водоема "Карачай";

завершение строительства цеха отверждения жидких среднеактивных отходов;

перевод жидких высокоактивных отходов в безопасную форму методом остекловывания;

ликвидация источников радиоактивного загрязнения территорий (выведенные из эксплуатации и имеющие высокие уровни загрязнения технологические здания);

экологическая реабилитация (ликвидация) водоема N 17, который после ликвидации водоема "Карачай" станет основным источником радиационной опасности;

стабилизация и в дальнейшем снижение уровня воды в Теченском каскаде водоемов для обеспечения их безопасной эксплуатации;

локализация загрязненных подземных вод, сформировавшихся под водоемом "Карачай";

пуск северного "куста" откачных скважин для перехвата потока подземных грунтовых вод и частичного предотвращения проникновения грунтовых вод в каскад водоемов;

строительство очистных сооружений для загрязненных радионуклидами сточных вод промышленной площадки производственного объединения "Маяк".

Кардинальным решением проблемы обеспечения безопасности эксплуатации каскада промышленных водоемов является сооружение Южно-Уральской атомной станции. Ввод в эксплуатацию только одного энергоблока станции позволит стабилизировать уровень воды в водоемах-хранилищах за счет испарения более 7 млн. м3 воды в год.

 

4. Охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию

 

В Программе предусматриваются следующие мероприятия в области охраны здоровья населения:

повышение эффективности системы контроля за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, на базе создания и функционирования специализированных медико-дозиметрических регистров;

создание эффективной системы оздоровления населения, предусматривающей развитие сети и оптимизацию структуры медицинских учреждений;

повышение эффективности профилактики, выявление на ранней стадии и лечение заболеваний, предупреждение инвалидности и реабилитация населения, подвергшегося радиационному воздействию и проживающего на радиоактивно загрязненных территориях;

обеспечение ежегодного осмотра населения, проживающего на загрязненных территориях, диспансеризация и углубленное обследование лиц из групп повышенного риска;

предоставление гражданам специализированной медицинской помощи по наиболее распространенным видам заболеваний.

Для выполнения указанных задач предусматриваются обеспечение лечебно-профилактических учреждений лечебно-диагностической аппаратурой и лекарственными препаратами, создание новых специализированных медицинских учреждений, укомплектование их кадрами специалистов, в частности развитие Уральского научно-профилактического центра радиационной медицины в г.Челябинске, создание на его базе медицинского реабилитационного центра для лиц, подвергшихся воздействию радиации, укрепление материально-технической базы сети территориальных учреждений здравоохранения для проведения регулярной диспансеризации граждан и их детей, улучшение стоматологической помощи, оказываемой населению пострадавших территорий.

В Программе предусматриваются строительство больниц на 1875 коек, поликлиник на 1070 посещений в смену, расширение и реконструкция действующих учреждений здравоохранения, развитие местной оздоровительной базы, дооснащение оборудованием санаторно-курортных учреждений, меры по подготовке и переподготовке медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических кадров, развитие контрактной системы найма.

 

5. Социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению

 

В настоящее время на территориях Уральского региона, подвергшихся воздействию радиации, социально-психологическая ситуация характеризуется устойчивым состоянием напряженности, тревожности, особенно за судьбы будущих поколений.

Очень важной является проблема медицинской и социальной адаптации детей к условиям проживания на пострадавших территориях. У подавляющего большинства детей снижены устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов, умственная и физическая работоспособность.

В Программе предусматривается решение следующих задач в этой области:

организация службы социально-психологической и правовой поддержки населения загрязненных радионуклидами территорий, ее методологическое обеспечение и сопровождение;

формирование системы отношений со средствами массовой информации, партиями и общественными движениями, культурно-национальными центрами, экологическими организациями;

организация социологического и психологического мониторинга на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;

обеспечение социально-педагогической помощи детям и подросткам.

Экономическая реабилитация территорий предусматривает:

повышение благосостояния населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, ликвидацию отставания в социальном развитии пострадавших районов, доведение обеспеченности населения местами в общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и клубах до средних показателей по Курганской, Свердловской и Челябинской областям;

обеспечение жителей, подвергшихся воздействию радиации, благоустроенным жильем;

переселение жителей, пострадавших в результате радиационной аварии в производственном объединении "Маяк", в первую очередь эвакуированных и участников ликвидации последствий аварии, из ветхих и аварийных домов в благоустроенные дома;

улучшение обеспечения населения питьевой водой, соответствующей по качеству действующим нормативам, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, а также инженерного обустройства населенных пунктов.

Планируется строительство жилых домов общей площадью 168,6 тыс.кв.м, общеобразовательных школ на 9268 ученических мест, детских дошкольных учреждений на 1640 мест, домов-интернатов для престарелых на 924 места, газовых сетей протяженностью 408 км.

 

6. Агропромышленное производство и лесное хозяйство

 

Радиационные загрязнения, произошедшие в 1957 и 1967 годах, наиболее негативно проявились в сельском хозяйстве. Изъятию из землепользования подверглась значительная часть сельскохозяйственных угодий, на большой территории введены ограничения на производство продукции. Эти ограничения и сдержанная инвестиционная политика в отношении хозяйств, расположенных в загрязненных районах, привели к снижению урожайности и резкому падению производства продукции, экономической отсталости пострадавших хозяйств, сокращению рабочих мест, нарушению социально-демографической структуры сельского населения и снижению уровня его жизни.

В Программе предусматривается:

повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий путем улучшения плодородия почв и применения высокоэффективных приемов агротехники, что позволит снизить попадание радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию;

агромелиоративное улучшение естественных кормовых угодий;

создание кормовой базы для молочного скота, принадлежащего населению, использующему в настоящее время заливные и лесные малопродуктивные пастбища, путем залужения пахотных угодий на незагрязненных территориях;

увеличение производства местных органических и минеральных удобрений с использованием их в первую очередь в хозяйствах пострадавших районов;

создание условий для перепрофилирования животноводства, имея в виду максимальное развитие свиноводства и птицеводства как наиболее радиационно безопасных и экономически эффективных отраслей животноводства;

охрана лесов от пожаров, использование лесных площадей для обеспечения потребностей общественных и личных хозяйств в топливе и кормах для животных;

проведение лесопосадок на радиационно опасных территориях в поймах рек Теча и Исеть и в неперспективных в сельскохозяйственном отношении загрязненных угодьях;

стимулирование развития рыбного хозяйства в пострадавших районах;

укрепление областных служб радиационного контроля за содержанием радионуклидов в почве и сельскохозяйственной продукции;

модернизация и перевооружение предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, в том числе с лечебно-профилактическими свойствами.

 

7. Обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов

 

В области контроля радиационного и химического загрязнения окружащей среды на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в Программе предусматривается:

уточнение границ радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона, пострадавших в результате деятельности производственного объединения "Маяк";

завершение создания карт радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона;

организация регулярных наблюдений за уровнями радиационного и химического загрязнения окружающей среды;

совершенствование, развитие и кооперирование ведомственных систем наблюдения и контроля состояния окружающей среды;

мониторинг облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях;

создание системы комплексного радиационного мониторинга в регионе и единого информационного центра;

контроль за соблюдением нормативов содержания радиоактивных и химических веществ в питьевой воде и продуктах питания;

снижение уровня дозы облучения населения, проживающего в пойме реки Теча;

регулирование гидрологического режима реки Теча посредством отвода излишних паводковых вод из Иртяшско-Каслинской системы озер от реки Теча, снижение выноса радионуклидов в речную систему;

реабилитация поймы реки Теча, в первую очередь в районе села Муслюмово и на участке от Асановских болот до села Муслюмово, с проведением специальных агромелиоративных мероприятий, лесотехнических, гидрологических и природоохранных работ;

организация прямого оперативного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов местного управления в чрезвычайных ситуациях на основе разработки, создания и внедрения прикладных геоинформационных систем с электронными картами.

 

8. Научное обеспечение Программы

 

Специфика радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона в совокупности со сверхнакоплением радиоактивных отходов на территории промышленной площадки производственного объединения "Маяк" требует комплексного подхода к решению проблем радиоэкологической, медицинской и социальной реабилитации населения и территорий, проведения комплексной оценки ситуации, выявления тенденции ее изменения.

Планируется:

продолжение инженерно-геологических и геофизических изысканий и создание единой системы мониторинга подземных и поверхностных вод в районе производственного объединения "Маяк";

разработка научно обоснованных рекомендаций по локализации линзы загрязненных радионуклидами подземных вод под озером Карачай;

разработка двухстадийной технологии отверждения высокоактивных отходов с использованием прямоточного испарителя и индукционного плавителя с холодным тиглем;

разработка технологий переработки, хранения и захоронения накопленных радиоактивных отходов;

разработка и совершенствование методов комплексного экологического и радиационного мониторинга, в том числе сельскохозяйственных угодий;

комплексное медико-эпидемиологическое исследование влияния радиационного и нерадиационных факторов на здоровье населения и разработка критериев для его оценки;

исследование изменения иммуногематологического статуса, генетических нарушений и других отклонений в состоянии здоровья у потомков лиц, проживавших и проживающих на радиоактивно загрязненных территориях;

разработка рекомендаций по совершенствованию медицинской помощи лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", повышению адаптационных возможностей населения в условиях длительного радиационного и общего техногенного воздействия;

оценка доз облучения населения;

прогнозирование социально-экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

разработка рекомендаций по совершенствованию системы социальных гарантий, включающей законодательные и нормативные акты;

разработка технологий получения витаминизированных продуктов питания с улучшенными лечебно-профилактическими свойствами, переработки сельскохозяйственного сырья, загрязненного ксенобиотиками;

разработка руководства по комплексной радиационно-экологической реабилитации и развитию агропромышленного производства на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

 

9. Международное сотрудничество

 

Необходимость скорейшего решения проблем, возникших в результате многолетней деятельности производственного объединения "Маяк", их чрезвычайность и сложность требуют расширения международного научно-технического сотрудничества.

В ходе реализации мероприятий по международному сотрудничеству, связанному с радиационной реабилитацией Уральского региона, установлены деловые связи с научными организациями США, Японии, Франции, ФРГ, Австралии, Европейской Комиссией, Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями. Сотрудничество ведется на основе заключенных межгосударственных и межправительственных соглашений.

В Программе предусматриваются организация и проведение специализированных конференций и совещаний, стажировка российских ученых и специалистов за рубежом, прием зарубежных ученых и специалистов, разработка и реализация совместных проектов в области радиационной реабилитации населения и территорий.

 

10. Финансирование Программы

 

Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 1734194,9 млн. рублей, в том числе 1536770,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 105824,1 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 91600,4 млн. рублей за счет внебюджетных источников. Кроме того, на приобретение импортного оборудования и приборов предусматриваются валютные ассигнования в объеме 14 млн. долларов США.

Объем ассигнований на 1996 год составляет 300693,3 млн. рублей, в том числе 252310 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

Объемы бюджетных ассигнований, предназначенных для реализации Программы, не включают затраты, связанные с предоставлением льгот и компенсаций гражданам, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

Объемы финансирования мероприятий Программы представлены в приложении N 2.

 

11. Механизм реализации Программы, организация управления и контроль за ходом ее реализации

 

Программа реализуется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления следует читать как "от 26 июня 1995 г."

 

Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство Российской Федерации по атомной энергии и органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.

Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками. Органами исполнительной власти областей и производственным объединением "Маяк" ежегодно разрабатываются мероприятия по реализации Программы, согласованные с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Координация и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляются Территориальным управлением по радиационной реабилитации Уральского региона Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г.Челябинск), которое работает в тесном взаимодействии с территориальными структурами заинтересованных министерств и ведомств и органами исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.

В органах исполнительной власти указанных областей выполнение мероприятий Программы организуют отделы (в Свердловской области - дирекция). На них возлагается также контроль за эффективностью работ. Методическое руководство деятельностью этих отделов (дирекции) осуществляет Территориальное управление по радиационной реабилитации Уральского региона Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководство научным обеспечением Программы осуществляет региональный научный совет, входящий (на правах секции) в научно-технический совет Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Тематический план научных исследований утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии и органами исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей в установленном порядке.

Финансирование научных работ производится на основе договора между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии и органами исполнительной власти указанных областей. Отчеты о научных исследованиях по основным направлениям и предложения по внедрению их результатов представляются поэтапно в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство Российской Федерации по атомной энергии.

Порядок финансирования и учета расходов на выполнение Программы, а также составления отчетности об использовании выделенных на ее реализацию средств определяется нормативными документами Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Порядок и механизм управления реализацией Программы могут уточняться на основании совместных решений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и органов исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Контроль за выполнением Программы осуществляется государственными заказчиками.

Государственные заказчики ежегодно, до 1 февраля, представляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования бюджетных и других средств.

 

12. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

 

В результате реализации Программы ожидается снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, оздоровление населения районов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии в производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, снижение возможных негативных последствий радиационного воздействия на здоровье граждан, повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению, и улучшение условий проживания граждан на пострадавших территориях.

 

Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Социальная и радиационная реабилитация

населения и территорий Уральского региона,

пострадавших вследствие деятельности

производственного объединения "Маяк",

на период до 2000 года"

 

Мероприятия
по реализации федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года"

 

(млн. рублей, в ценах 1996 года)

Наименование мероприятий Затраты
- всего
В том числе
1996 год 1997 год 1998 -
2000 годы
1. Снижение степени риска возникновения радиационных аварий и
катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения
"Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения
Переработка накопленных жидких
радиоактивных отходов на
установке фракционирования
УЭ-35
15200 2500 3200 9500
Отработка двухстадийной
технологии отверждения
высокоактивных отходов на печи
ИПХТ
3900 350 800 2750
Отработка технологии
переработки высокоактивных
отходов на печи с защитой
электродов диоксидом олова
3200 300 700 2200
Комплексное обследование и
выполнение необходимых работ
для обеспечения безопасной
эксплуатации гидротехнических
сооружений водоемов -
накопителей жидких
радиоактивных отходов
29350 2780 4750 21820
Дезактивация территорий в
промышленной и
санитарно-защитной зоне и
консервация радиационно опасных
объектов
23500 3800 5600 14100
Проведение режимных наблюдений
за состоянием геологической
среды, водного и воздушного
бассейнов в зоне
производственного объединения
"Маяк" (район водоема "Карачай"
и Теченского каскада водоемов)
15150 2519 3000 9631
Переработка дренажных и
подземных вод, в том числе на
установке ДОУ-10
4000 570 700 2730
Ликвидация акватории водоема
"Карачай" (капитальные
вложения) - всего
60809 14968 9029 36812
в том числе водоснабжение
пос.Новогорный
18400 4070 6200 8130
Строительство цеха отверждения
среднеактивных отходов
(капитальные вложения)
31200 9720 10000 11480
Стабилизация уровня
низкоактивных отходов в каскаде
водоемов-хранилищ (капитальные
вложения) - всего
34039 1112 6471 26456
в том числе:        
строительство I очереди
очистных сооружений сточных вод
промышленной площадки
(капитальные вложения)
31191 1112 5623 24456
проектирование комплексной
схемы водопонижения водоема N
11 (капитальные вложения)
2848 - 848 2000
Строительство I очереди ЮАС* 4263732 199800 757242 3306690
Создание II очереди цеха
остекловывания высокоактивных
отходов (капитальные вложения)
8300 8300 - -
Проектирование комплексной
схемы ликвидации водоема N 17
(капитальные вложения)
1500 - - 1500
Строительство комплекса
переработки твердых
радиоактивных отходов
(капитальные вложения)
19000 1500 2000 15500
Локализация линзы загрязненных
вод водоема "Карачай" с
проектно-изыскательскими
работами (капитальные вложения)
6000 1500 2000 2500
Консервация зданий N 190, 191
(капитальные вложения)
14500 4000 3500 7000
Итого 305648 53919 63750 187979
2. Охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию
Развитие и обеспечение работы
медико-дозиметрического
регистра (в том числе
специализированного) граждан,
подвергшихся радиационному
воздействию, и их потомков -
всего
3315,6 306 630 2379,6
в том числе:        
Челябинская область 1657,8 156 315 1186,8
Курганская область 1105,1 100 210 795,1
Свердловская область 552,7 50 105 397,7
Целевая диспансеризация лиц,
подвергшихся радиационному
воздействию, и их потомков -
всего
23909 1802 4536,2 17570,8
в том числе:        
Челябинская область 10078,8 500 1915,2 7663,6
Курганская область 6962,2 660 1323 4979,2
Свердловская область 6868 642 1298 4928
Совершенствование
специализированной медицинской
помощи лицам, подвергшимся
радиационному воздействию, и их
потомкам - всего
8820,9 853 1699 6268,9
в том числе:        
Челябинская область 3145,4 292,8 600 2252,6
Курганская область 1205 134,2 247 823,8
Свердловская область 4470,5 426 852 3192,5
Создание и обеспечение
деятельности реабилитационных
отделений для лиц, подвергшихся
воздействию радиации, и их
потомков - всего
9946,3 910 1890 7146,3
в том числе:        
Челябинская область 2762,9 260 525 1977,9
Курганская область 6630,7 600 1260 4770,7
Свердловская область 552,7 50 105 397,7
Обеспечение квалифицированными
кадрами
лечебно-профилактических,
санитарно-эпидемиологических и
фармацевтических учреждений на
радиоактивно загрязненных
территориях - всего
2122,1 160 403,2 1558,9
в том числе:        
Челябинская область 740,5 70 140,7 529,8
Курганская область 608 50 115,5 442,5
Свердловская область 773,6 40 147 586,6
Дополнительное обеспечение
оборудованием и лекарственными
средствами
лечебно-профилактических и
санаторно-курортных учреждений,
обслуживающих население,
подвергшееся воздействию
радиации, а также учреждений
интернатного типа на
радиоактивно загрязненных
территориях для престарелых,
инвалидов, детей-инвалидов и
детей, оставшихся без попечения
родителей, - всего
97970 11459 18510,8 68000,2
в том числе:        
Челябинская область 52493,5 6500 9925 36068,5
Курганская область 28346,8 3015 5330,8 20001
Свердловская область 17129,7 1944 3255 11930,7
Приобретение импортного
медицинского оборудования и
приборов для обеспечения
лечебно-профилактических
учреждений (валютные
ассигнования, млн. долларов
США) - всего
14 2,66 4 7,34
в том числе:        
Челябинская область (оснащение
медицинского реабилитационного
центра для облученных лиц в
г.Челябинске)
10 2 3 5
Курганская область 2 0,16 0,7 1,14
Свердловская область 2 0,5 0,3 1,2
Обеспечение работы
регионального и
специализированных экспертных
советов по установлению
причинной связи заболеваний,
инвалидности и смерти лиц,
подвергшихся радиационному
воздействию (средства
передаются в распоряжение
Минздравмедпрома России)
442,4 39,9 84,1 318,4
Совершенствование
стоматологической помощи лицам,
подвергшимся воздействию
радиации, включая организацию
зубопротезных отделений, -
всего
6661,2 633 1265,8 4772,4
в том числе:        
Челябинская область 4561,4 423 866,8 3271,6
Курганская область 1105,1 100 210 795,1
Свердловская область 994,7 100 189 705,7
Развитие деятельности
учреждений общего оздоровления,
расходы на оздоровление детей,
обеспечение дополнительным
питанием и витаминизированными
продуктами детей, беременных
женщин и кормящих матерей -
всего
42341,5 4430,3 8240,1 29671,1
в том числе:        
Челябинская область 25868,3 2330 5144,5 18493,8
Курганская область 11097,1 1467,5 2077,6 7552
Свердловская область 5376,1 732,8 1018 3625,3
Дополнительные расходы на
лечение детей и взрослых в
специализированных центрах и
научно-исследовательских
институтах, в том числе за
рубежом, - всего
600 81 120 399
в том числе:        
Челябинская область 200 21 40 139
Курганская область 200 40 40 120
Свердловская область 200 20 40 140
Минимизация медицинского
облучения населения в целях
снижения индивидуальной дозы
облучения жителей загрязненных
радионуклидами территорий -
всего
240 35 48 157
в том числе:        
Челябинская область 120 13 24 83
Курганская область 100 20 20 60
Свердловская область 20 2 4 14
Развитие
материально-технической базы
здравоохранения и
реабилитационных учреждений
(капитальные вложения)
219302 37146 45491 136665
Итого 415671 57845,2 82918,2 274907,6
3. Социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и
экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному
загрязнению
Обеспечение деятельности
образовательных учреждений и
учреждений культуры в районах,
подвергшихся радиоактивному
загрязнению, - всего
3640 265 732 2643
в том числе:        
Челябинская область 830 85 167 578
Курганская область 2300 130 460 1710
Свердловская область 510 50 105 355
Социально-психологическая
реабилитация детей и подростков
в семье и школе, подвергшихся
радиационному воздействию, -
всего
3040 312 623 2105
в том числе:        
Челябинская область 1850 197 373 1280
Свердловская область 1190 115 250 825
Мониторинг
социально-психологического
состояния населения,
подвергшегося радиационному
воздействию, - всего
2112 165 422 1525
в том числе:        
Челябинская область 845 85 169 591
Курганская область 845 80 169 596
Свердловская область 422 - 84 338
Создание и обеспечение
деятельности кабинетов
(пунктов) для работы с
населением по вопросам
радиационной безопасности,
правовой защиты,
социально-психологической
реабилитации населения,
подготовка специалистов - всего
4417 293,9 899,4 3223,7
в том числе:        
Челябинская область 1813,5 196,9 368,7 1247,9
Курганская область 1813,5 97 368,7 1347,8
Свердловская область 790 - 162 628
Строительство жилых домов для
участников ликвидации
последствий аварии на
производственном объединении
"Маяк" и переселенных жителей
(капитальные вложения) - всего
291358 40955 59672 90731
в том числе:        
Челябинская область 239000 35314 50000 153686
Курганская область 23758 2559 5272 15927
Свердловская область 28600 3082 4400 21118
Строительство объектов
социально-культурной сферы
(капитальные вложения) - всего
129544 41237 27329 60978
в том числе:        
Челябинская область 105200 25299 22605 57296
Курганская область 7334 4536 1526 1272
Свердловская область 11785 10174 1611 -
Коммунальное строительство
(капитальные вложения) - всего
138967 46191 28423 64353
в том числе:        
Челябинская область 95300 35781 19850 39669
Курганская область 28282 7026 6510 14746
Свердловская область 13885 3384 2063 8438
Строительство дорог, объектов
транспорта, связи, инженерных
коммуникаций (капитальные
вложения) - всего
63842 21478 10010 32354
в том числе:        
Челябинская область 36000 6842 7600 21558
Курганская область 5872 2276 1250 2346
Свердловская область 21970 12360 1160 8450
Итого 636920 150896,9 128110,4 357912,7
4. Агропромышленное производство и лесное хозяйство
Проведение специальных
мероприятий по ведению
сельского хозяйства в условиях
радиоактивного загрязнения с
целью получения продукции,
соответствующей по качеству
действующим нормативам, - всего
28650 3633,2 5360 19656,8
в том числе:        
Челябинская область 16000 2602,9 3200 10197,1
Курганская область 5550 449 1200 3901
Свердловская область 7100 581,3 960 5558,7
Укрепление служб контроля за
загрязнением почв,
сельскохозяйственной продукции
радионуклидами и другими
токсикантами, включая
приобретение радиометрической и
другой аппаратуры, - всего
6600 434 1370 4796
в том числе:        
Челябинская область 5100 250 1020 3830
Курганская область 500 59 100 341
Свердловская область 1000 125 250 625
Обеспечение населения
экологически чистыми продуктами
питания, продукцией сельского и
лесного хозяйства, в том числе
с лечебно-профилактическими
свойствами, - всего
8054,2 730 1645 5679,2
в том числе:        
Челябинская область 3000 320 600 2080
Курганская область 4054,2 368 900 2786,2
Свердловская область 1000 42 145 813
Добыча и переработка
минеральных удобрений из сырья
местных источников (торфа,
сапропеля, глауконита и других)
и приобретение техники - всего
4000 193 680 3127
в том числе:        
Челябинская область 1500 110 300 1090
Курганская область 500 59 100 341
Свердловская область 2000 24 280 1696
Снижение дозового облучения
населения в результате
употребления в пищу продукции
животноводства и птицы с учетом
перепрофилирования хозяйств на
развитие свиноводства и
птицеводства - всего
3800 461 750 2589
в том числе:        
Челябинская область 3000 240 600 2160
Курганская область 800 221 150 429
Проведение комплекса работ по
лесному хозяйству на территории
ВУРСа и залесению радиационно
опасных территорий в пойме реки
Теча и на неперспективных
загрязненных
сельскохозяйственных угодьях -
всего
17440 884 3280 13276
в том числе:        
Челябинская область 12575 540 2530 9505
Курганская область 3390 294 670 2426
Свердловская область 1475 50 80 1345
Подготовка и повышение
квалификации специалистов
агропромышленного комплекса и
лесного хозяйства - всего
725 75,5 145 504,5
в том числе:        
Челябинская область 500 50 100 350
Курганская область 200 22,5 40 137,5
Свердловская область 25 3 5 17
Создание малых предприятий по
переработке в хранению
продуктов питания
(мясоперерабатывающие и
овощеконсервные предприятия,
овощехранилища) и складских
помещений для хранения
удобрений и средств защиты
растений (капитальные вложения)
- всего
37149 1653 7774 27722
в том числе:        
Челябинская область 32000 1303 7000 23697
Курганская область 2574 350 774 1450
Свердловская область 2575 - - 2575
Создание в Челябинской области
предприятий по производству
экологически чистых продуктов
питания, предназначенных для
детей и больных граждан,
подвергшихся радиационному
воздействию (капитальные
вложения)
18000 - 3800 14200
Итого 124418,2 8063,7 24804 91550,5
5. Обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания
населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других
ядерных объектов
Создание карт интегрального
загрязнения от всех источников
стронцием-90, цезием-137,
изотопами плутония на
территории Уральского региона в
границах Челябинской,
Курганской и Свердловской
областей в масштабе 1:200000 по
состоянию на 1957 и 1995 годы и
карт пойм рек Теча и Исеть в
масштабе 1:10000 по состоянию
на 1995 год - всего
1340 729,7 610,3 -
в том числе:        
Челябинская область 750 400 350 -
Курганская область 160 40 120 -
Свердловская область 430 289,7 140,3 -
Контроль радиационного и
химического загрязнения
объектов окружающей среды в
зоне влияния производственного
объединения "Маяк",
совершенствование системы и
методов радиационного и
экологического контроля - всего
8324,9 845 1656,7 5823,2
в том числе:        
Челябинская область 6950 700 1370 4880
Курганская область 402,9 30 61,7 311,2
Свердловская область 972 115 225 632
Мониторинг облучения населения,
проживающего на радиоактивно
загрязненных территориях, -
всего
3056 315 686,5 2054,5
в том числе:        
Челябинская область 1290,5 160 366 764,5
Курганская область 955,5 80 175,5 700
Свердловская область 810 75 145 590
Обеспечение реабилитационных
работ в пойме реки Теча - всего
9500 1050 1990 6460
в том числе:        
Челябинская область 5000 600 1100 3300
Курганская область 4500 450 890 3160
Развитие системы управления
территорией в кризисных
ситуациях - всего
10500 800 2300 7400
в том числе:        
Челябинская область 7500 550 1700 5250
Курганская область 1500 150 300 1050
Свердловская область 1500 100 300 1100
Создание системы
информационно-аналитической
поддержки работ по социальной,
экологической, экономической
защите населения, проживающего
в зоне влияния ядерных
объектов, - всего
8500 684,9 1700 6115,1
в том числе:        
Челябинская область 5500 424,9 1100 3975,1
Курганская область 1500 160 300 1040
Свердловская область 1500 100 300 1100
Образование регионального
учебно-информационного центра
по проблемам радиоэкологии и
техногенной безопасности
(Челябинская область)
4000 415,6 1000 2584,4
Подготовка специалистов по
вопросам радиоэкологии - всего
700 56,4 160 483,6
в том числе:        
Челябинская область 500 40 100 360
Курганская область 50 6,4 10 33,6
Свердловская область 150 10 50 90
Укрепление лабораторной базы
учреждений
санитарно-эпидемиологического
надзора (капитальные вложения)
- всего
10300 2009 2100 6191
в том числе:        
Челябинская область 8000 1509 1600 4891
Курганская область 2000 500 500 1000
Свердловская область 300 - - 300
Проведение реабилитационных
работ в пойме реки Теча на
территории Челябинской области
(капитальные вложения)
45000 1539 8500 34961
Проектирование и строительство
северного канала для отвода
паводковых вод в Челябинской
области (капитальные вложения)
54000 1000 11000 42000
Завершение строительства базы
аварийно-спасательной службы в
Челябинской области
(капитальные вложения)
32300 12458 8700 11142
Завершение строительства
регионального центра экологии и
реабилитации загрязненных
территорий в Челябинской
области (капитальные вложения)
10000 2612 5000 2388
Итого 197520,9 24514,6 45403,5 127602,8
6. Научное обеспечение Программы
Снижение степени риска
возникновения радиационных
аварий и катастроф, связанных с
деятельностью производственного
объединения "Маяк", ликвидация
источников радиоактивного
загрязнения
23700 2342,2 4900 16457,8
Охрана здоровья населения,
подвергшегося радиационному
воздействию
5150 494 1100 3556
Социально-психологическая
реабилитация пострадавшего
населения и экономическая
реабилитация территорий,
подвергшихся радиоактивному
загрязнению
4000 416 900 2684
Агропромышленное производство и
лесное хозяйство
2300 265,2 530 1504,8
Обеспечение экологической и
радиационной безопасности
проживания населения в зоне
влияния производственного
объединения "Маяк" и других
ядерных объектов
8000 808,5 1650 5541,5
Итого 43150 4325,9 9080 29744,1
7. Международное сотрудничество
Разработка и реализация
совместных с зарубежными и
международными организациями
проектов по реабилитации
населения и территорий - всего
2375,7 211,4 471,7 1692,6
в том числе:        
государственный заказчик 1800 186,4 360 1253,6
Челябинская область 575,7 25 111,7 439
Организация международных
конференций, симпозиумов,
совещаний, участие ученых и
специалистов в зарубежных
конференциях, симпозиумах и
совещаниях
818,1 170 158,4 489,7
в том числе:        
Челябинская область 575,7 152 111,6 312,1
Курганская область 29 3 5,6 20,4
Свердловская область 213,4 15 41,2 157,2
Стажировка ученых и
специалистов за рубежом и прием
зарубежных ученых и
специалистов - всего
1597,4 95,8 309,7 1191,9
в том числе:        
Челябинская область 1151,4 48,7 223,4 879,3
Курганская область 232,6 20,5 45,1 167
Свердловская область 213,4 26,6 41,2 145,6
Итого 4791,2 477,2 939,8 3374,2
8. Организация управления Программой
Обеспечение функционирования
подразделений по организации
реабилитационных работ - всего
3662 422,7 746,5 2492,8
в том числе:        
государственный заказчик 800 80 160 560
Челябинская область 1080 100 210 770
Курганская область 984 108 196,5 679,5
Свердловская область 798 134,7 180 483,3
Организация и обеспечение
работы координационных
научно-технических советов,
проведение экспертиз и
корректировка мероприятий
Программы - всего
927,5 80,3 185 662,2
в том числе:        
государственный заказчик 500 55,3 100 344,7
Челябинская область 190 8 38 144
Курганская область 140 12 30 98
Свердловская область 97,5 5 17 75,5
Повышение квалификации
специалистов, участвующих в
реализации Программы, - всего
214,1 23,2 42,8 148,1
в том числе:        
Челябинская область 95,3 5,2 19,1 71
Курганская область 65,6 8 13,1 44,5
Свердловская область 53,2 10 10,6 32,6
Издание специальной зарубежной
и отечественной литературы,
методических пособий, создание
аудио-, видео-, кинопродукции и
ее распространение - всего
1272 124,8 243,3 903,9
в том числе:        
Челябинская область 845 99 162 584
Курганская область 189 20,8 36,3 131,9
Свердловская область 238 5 45 188
Итого 6075,6 651 1217,6 4207

 

______________________________

* Источники финансирования строительства первого блока ЮАС определяются отдельным решением Правительства Российской Федерации.

 

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Социальная и радиационная реабилитация

населения и территорий Уральского региона,

пострадавших вследствие деятельности

производственного объединения "Маяк",

на период до 2000 года"

 

Объем финансирования
мероприятий федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года"

 

(млн. рублей, в ценах 1996 года)

  Источник
финансирования
Текущие расходы Капитальные вложения Затраты -
всего
1996 год 1997 год 1998 -
2000
годы
всего 1996 год 1997 год 1998 -
2000
годы
всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Снижение степени
риска
возникновения
радиационных
аварий и
катастроф,
связанных с
деятельностью
производственного
объединения
"Маяк", ликвидация
источников
радиоактивного
загрязнения
федеральный
бюджет
4919 10050 33531 48500 32000* 35500 98048 165548 214048
внебюджетные
источники
7900 8700 29200 45800 9100 9500 27200 45800 91600
  итого 12819 18750 62731 94300 41100 45000 125248 211348 305648
Охрана здоровья
населения,
подвергшегося
радиационному
воздействию
федеральный
бюджет
17193,9 33746,6 125959,4 176899,9 31356 39981 124865 196202 373101,9
бюджеты
областей
3505,3 3680,6 12283,2 19469,1 5790 5510 11800 23100 42569,1
итого 20699,2 37427,2 138242,6 196369 37146 45491 136665 219302 415671
  валютные
ассигнования
(млн. долларов
США)
2,8 4 72 14 - - - - 14
Социально-психоло-
гическая
реабилитация
пострадавшего
населения и
экономическая
реабилитация
территорий,
подвергшихся
радиоактивному
загрязнению
федеральный
бюджет
1035,9 2676,4 9496,7 13209 132673 118887 330196 581756 594965
бюджеты
областей
- - - - 17188 6317 18220 41955 41955
итого 1035,9 2676,4 9496,7 13209 149861 125434 348416 623711 636920
Агропромышленное
производство и
лесное хозяйство
федеральный
бюджет
6410,7 13230 49628,5 69269,2 1653 11574 41922 55149 124418,2
Обеспечение
экологической и
радиационной
безопасности
проживания
населения в зоне
влияния
производственного
объединения "Маяк"
и других ядерных
объектов
федеральный
бюджет
4896,6 10103,5 30920,8 45920,9 14718 28700 86882 130300 176220,9
бюджеты
областей
- - - - 4900 6600 9800 21300 21300
итого 4896,6 10103,5 30920,8 45920,9 19618 35300 96682 151600 197520,9
Научное
обеспечение
Программы
федеральный
бюджет
4325,7 9080 29744,3 43150 - -     43150
Международное
сотрудничество
федеральный
бюджет
477,2 939,8 3374,2 4791,2 - - - - 4791,2
Организация
управления
Программой
Итого
федеральный
бюджет
651 1217,6 4207 6075,6 - - - - 60756
федеральный
бюджет
39910 81043,9 286861,9 407815,8 212400 234642 681913 1128955 1536770,8
бюджеты
областей
3505,3 3680,6 12283,2 19469,1 27878 18657 39820 86355 105824,1
внебюджетные
источники
7900 8700 29200 43800 9100 9500 27200 45800 91600
итого 51315,3 93424,5 328345,1 473084,9 249378 262799 748933 1261110 1734194,9
валютные
ассигнования
(млн. долларов
США)
2,8 4 7,1 14 - - - - 14
______________________________

* Финансируются через администрацию Челябинской области.

 


Постановление Правительства РФ от 13 мая 1996 г. N 577 "О федеральной целевой программе "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 мая 1996 г., N 21, ст. 2505, в Ведомственном приложении к "Российской газете" от 25 мая 1996 г.


Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации указанной программы продлен на 2001 год


Открыть документ в системе ГАРАНТ