Постановление Главы администрации Ульяновской области
от 24 марта 1999 г. N 51
"Об областной Программе содействия предприятиям
в развитии персонала на производстве на 1999-2000 гг."
Постановлением Правительства Ульяновской области от 9 ноября 2007 г. N 399 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях более эффективного развития экономики в рыночных условиях, создания конкурентоспособной продукции, реализации мер по укреплению и развитию кадрового потенциала предприятий и организаций и обеспечения социальной защищенности работников предприятий всех форм собственности, постановляю:
1. Утвердить областную Программу содействия предприятиям в развитии персонала на производстве на 1999-2000 гг. (прилагается).
2. Главному управлению финансов области (Крючков), комитету по экономике администрации области (Чая), управлению по труду администрации области (Буркин) изыскать ассигнования на реализацию Программы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Гуриновича В.И. и начальника управления по труду Буркина Н.Г.
Проинформировать о выполнении постановления в срок до 01.01.2001 года.
Глава администрации области
Ю.Ф. Горячев
Областная межведомственная программа
содействия развития персонала на производстве на 1999-2000 годы
(утв. постановлением Главы администрации области от 24 марта 1999 г. N 51)
Паспорт
областной межведомственной программы
содействия развитию персонала на производстве
в Ульяновской области на 1999-2000 годы
Наименование программы | Областная межведомственная программа содействие развитию персонала на производстве в Ульяновской области на 1999-2000 годы |
Основание для разработки | Распоряжение Главы Администрации Ульяновской области от 10.12.98 г. N 1485-р |
Заказчик программы | Управление по труду Администрации Ульяновской области |
Основные разработчики программы |
Управление по труду Администрации Ульяновской области Ульяновский государственный технический университет Ульяновский центр стандартизации, метрологии и сертификации |
Основные исполнители мероприятий Программы |
Управление по труду Администрации Ульяновской области Ульяновский государственный технический университет Управление образования Администрации Ульяновской области Районные Администрации Департамент занятости населения Ульяновской области Областные комитеты профсоюзов по отраслям Центр содействия развитию персонала на производстве |
Цель программы | Обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышение качества рабочей силы в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства в Ульяновской области |
Задачи программы | Создание нормативно-правовой базы, научно-методического, организационного и информационного обеспечения развития персонала на производстве Создание областной системы переобучения, повышение квалификации, и профессиональной переподготовки работников предприятий Восстановление, укрепление и развитие внутрифирменной системы обучения персонала на предприятиях области Введение сертификации персонала на предприятиях Разработка и создание механизмов финансирования и стимулирования деятельности предприятий по развитию персонала |
Основные мероприятия программы |
Нормативно-правовое, научно-методическое и информационное обеспечение развития персонала на производстве Развитие консультационных и образовательных услуг для предприятий по переобучению персонала Восстановление и развитие системы внутрифирменного обучения персонала, укрепление и переоснащение ее учебно-производственной базы Разработка и введение стимулов для работодателей и работников в повышении профессиональной подготовки персонала Подготовка к введению аттестации и сертификации персонала на производстве |
Сроки реализации программы | 1999-2000 годы |
Объем и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования 2,8 млн.руб: - средства областного бюджета всего: - 380 тыс. руб. в том числе: 1999 г. - 160 тыс. руб. 2000 г. - 200 тыс. руб. - средства местных бюджетов всего: - 420 тыс. руб. в том числе: 1999 г. - 200 тыс. руб. 2000 г. - 220 тыс. руб. - внебюджетные источники 2,0 млн. руб. всего: - 2,0 млн.руб. в том числе: 1999 г. - 800 тыс. руб. 2000 г. - 1,2 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Ежегодное переобучение не менее 20% персонала ИТР и рабочих предприятий, в т. ч. не менее 10% в учебных заведениях области, и до 10% - в системе внутрифирменной подготовки Ежегодное повышение квалификации не менее 25% руководителей предприятий и работников кадровых служб Снижение безработицы среди молмдежи до 30 лет на 15-20% Повышение качества выпускаемой продукции |
Система и орган контроля | Коллегия Управления по труду Комиссия экономического Совета при Главе Администрации области |
1.1. Введение
Областная программа содействия развитию персонала на производстве на 1998-2000 годы подготовлена управлением по труду администрации области с участием государственного технического университета, представителей областных ведомств, управлений, промышленных предприятий в соответствии с программой социальных реформ в области, утвержденной постановлением Главы администрации от 10.12.98 N 1485-р и распоряжением от "О создании рабочей группы по разработке областной программы содействия предприятиям в развитии персонала на производстве".
Настоящая программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области содействия предприятиям в развитии персонала и реализации государством кадровой политики.
Программа развития персонала носит системный комплексный характер, учитывающий не только стремление получить содержательную, хорошо оплачиваемую работу, но и нравственно-психологический климат на производстве, гарантии занятости, высокий уровень жизни. Программа учитывает российскую специфику и кризисное состояние экономики.
1.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Настоятельной задачей реформирования экономики России в настоящий период является обеспечение конкурентоспособности предприятий и организаций, как основы стабилизации и последующего экономического роста. Опыт развития стран с эффективной рыночной экономикой убедительно показывает, что наиболее устойчивой базой конкурентоспособности является развитие на предприятиях систем качества и продуктивности, основанных на высокой квалификации работников, их мотивации и вовлеченности в решение проблем совершенствования производства. Проведение в жизнь стратегий накопления и сохранения человеческого капитала, побуждающих работников поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои знания, навыки и умения в течение всей трудовой жизни посредством внутрифирменного обучения и повышения квалификации, явились ключевым инструментом достижения стабильности экономического положения предприятий, каждого отдельного работника. Высокая квалификация работников становится также основой их социальной защищенности на рынке труда. Такие работники наиболее конкурентоспособны и мобильны на рынке рабочей силы.
Анализ сложившегося положения дел в сфере развития кадрового потенциала предприятий Ульяновской области показывает, что проводимая на большинстве из них кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте результативности труда. Практически престала действовать система повышения квалификации кадров. За последние три года резко снзилось число работников, прошедших повышение квалификации (с 54 тыс. человек в 1994 году до 11 тысяч человек в 1997 году). Значительно снизилось число рабочих, повышающих свою квалификацию на транспорте, строительстве, ЖКХ, бытовом обслуживании населения, и составило 8% от общего числа работающих. В целом процент рабочих, прошедших повышение квалификации в 1997 году от уровня 1994 года составил: в промышленности - 31%, в сельском хозяйстве - 60%, торговле и общепите - 48%.
Из числа руководителей, специалистов и служащих повысили свою квалификацию в 1997 году лишь около 3 тыс. человек, что в десять раз меньше, чем в 1994 году. А оставшаяся система подготовки кадров на производстве ориентирована в основном на получение первичной квалификации в виде упрощенных требований. В то же время, практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций, реализацией проблем качества, продуктивности, повышения мотивации работников и др. Практически на большинстве предприятий отсутствуют специалисты-организаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку.
Фактически без контроля со стороны органов государственном управления функционирует на предприятиях система присвоения общероссийских профессиональных квалификаций в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий работ и профессий рабочих. На большинстве предприятий квалификационные комиссии упразднены, либо их функции переданы структурным подразделениям, зачастую квалификации присваиваются и вносятся в трудовые книжки работникам без экзаменов или после упрощенных формальных процедур. И в то же самое время были сокращены отделы технического обучения на таких предприятиях, как АО "Волжские моторы", АО "Автодетальсервис", АО "Гидроаппарат", АО "Радиоламповый завод", Ульяновский мебельный комбинат и т. д. Это не только ставит под сомнение возможности предприятий в части обеспечения качества товаров и услуг, но серьезно подрывает конкурентоспособность работников на рынке труда, резко сужает их профессиональную мобильность. Не могут организовать эффективную систему контроля и поддержки работодателей в реализации указанной проблемы органы по труду, несущие ответственность за качество рабочей силы на рынке рабочей силы, гармонизацию социально-трудовых отношений в сфере производства.
Сложившаяся на предприятиях ситуация в области внутрифирменного развития работников практически лишает их возможности реализации прав на продолжение профессионального образования и переподготовку, декларированных КЗОТ РФ, из-за отсутствия механизма и процедур согласования интересов работодателей и работников в указанной области, а также участившихся отказов в предоставлении работникам возможности для обучения в образовательных учреждениях.
Одной из наиболее важных проблем обеспечения качественного уровня кадрового потенциала предприятий являются вопросы финансирования. В настоящее время уровень затрат предприятий на организацию внутрифирменного обучения кадров составляет в годовом отчислении в среднем 0,5-0,7% от размера выплаченной заработной платы. Причем, во многих случаях большая часть указанных средств практически направляется на оплату мероприятий, не имеющих отношения к указанной проблеме. В то же время, практика показывает, что затраты в размере не менее 1,5% от начисленной в течение года суммы заработной платы работников являются минимально-необходимыми для простого воспроизводства профессионального потенциала предприятия на достигнутом уровне. Опыт российских реформ, а также прогнозирование развития ситуации в кадровом обеспечении намеченных программ экономического роста показывает, что отсутствие механизмов регулирования в указанной сфере усугубляет негативное развитие ситуации и не создает предпосылок для управляемого качественного роста.
Успешное решение проблемы требует прежде всего принципиального изменения существующей концепции внутрифирменного обучения. Переход от механизма ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ к комплексу взаимосвязанных мер целенаправленного воздействия на качество рабочей силы, посредством интеграции и постоянного развития индивидуальных знаний, навыков и умений работников, их созидательной деятельности, формальной и неформальной подготовки в области качества, производительности, технологии и организации работы предприятия для обеспечения его конкурентоспособности.
В связи с этим, управление по труду совместно с государственным техническим университетом, проявляя инициативу в рамrах своих полномочий и руководствуясь интересами развития производства, роста количества рабочих мест, предлагает разработать областную программу содействия развитию персонала на производстве.
1.3. Основные цели, задачи и программы
Программа предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки предприятий в области развития персонала и ставит своей главной целью рациональное использование профессионального потенциала предприятий, обеспечение их эффективной деятельности на основе распространения знаний и опыта применения современных технологий, эффективных методов организации труда и управления производством.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение оживления экономики и ее дальнейшего устойчивого развития в условиях рыночной экономики на основе организации внутрифирменной подготовки персонала в соответствии с целями и задачами обеспечения конкурентоспособности продукции ульяновских предприятий, их реструктуризации, решения проблем качества, продуктивности, реализации программ инновационных мероприятий;
- создание условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников предприятий, как основы их социальной защищенности;
- поддержка инновационных преобразований для обеспечения роста производительности труда, конкурентоспособности товаров и услуг, достижения современного уровня экологической безопасности;
- создание возможностей для профессионального роста, самореализации работников на основе повышения мотивации к труду и обучению использования новейших программных средств и технологий обучения;
- повышение профессионализма и компетентности персонала на предприятиях и в организациях;
- повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда и на этой основе социальной защищенности высококвалифицированных работников;
- организация системы развития персонала, отвечающей требованиям предприятий, работающих в рыночных условиях;
- сохранение на предприятиях рабочих мест и уменьшение числа безработных на рынке труда.
Для достижения этих целей необходимо:
- создание нормативно-правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения развития персонала;
- организация приоритетной поддержки предприятий, осуществляющих под будущее развитие переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
- определение структур управления развитием персонала, укрепление и переоснащение учебно-производственной базы предприятий в соответствии с запросами производства товаров и услуг;
- повышение общего культурного уровня работников, их коммуникативных способностей;
- подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющее развитие и профессиональное обучение персонала непосредственно на предприятиях;
- создание механизмов финансирования системы развития персонала;
- введение системы сертификации персонала на соответствие его квалификационным требованиям.
1.4. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2 года с 01.01.99 г. по 31.12.2000 г.
Реализация программы осуществляется в 2 этапа:
1 этап - с 01.01.99 г. по 01.10.99 г. - этап организационно-методической и структурной подготовки и обеспечения функционирования системы развития персонала на производстве в Ульяновской области. Он включает разработку основных нормативно-правовых документов, структур и экономических механизмов функционирования системы развития персонала на производстве.
2 этап - с 01.10.99 г. по 31.12.2000 г. этап непосредственной планомерной работы исполнителей (органов управления, сформированных структур, учреждений образования и предприятий) по развитию персонала на производстве.
2. Тенденции и основные направления развития персонала
на производстве в Ульяновской области
Данные, полученные в ходе специальных исследований рынка труда, занятости и профессионального потенциала Ульяновской области, проведенных НИСЛ "Перспектива" УлГТУ с 1991 по 1998 гг., свидетельствует, с одной стороны, о наличии потребности в дополнительном профессиональном образовании среди различных слоев и групп населения и спросе на образовательные услуги в этой сфере. С другой - о расширении предложения образовательных услуг по повышению квалификации, переобучению и переподготовке, параллельному и другим формам дополнительного образования.
За последние 3-5 лет в нашей области сформировалось несколько относительно самостоятельных, не связанных между собой, систем профобучения и переподготовки.
1. Сложившаяся уже давно и практически не изменившаяся по существу система профориентации и трудового обучения в общеобразовательных школах. По экспертным оценкам руководителей школ в половине из них (52%) организовано начальное профобучение.
2. Система дополнительного профессионального образования в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, которая в последние годы существенно преобразована в сторону расширения структуры предлагаемых специальностей коммерциализации.
3. Новая складывающая система платных образовательных услуг в сфере профподготовки, переподготовки на базе государственных центров повышения квалификации различной отраслевой принадлежности.
4. Система профобучения, переподготовки и повышения квалификации на крупных мероприятиях.
5. Система профобучения и переподготовки службы занятости, предназначенная для высвобождающихся работников и безработных граждан.
В результате дополнительного образовательного процесса по данным опросов:
а) в среднем каждые 5 лет в сфере общего образования подготавливается 25-30 тысяч рабочих и служащих начальной (низшей) квалификации, в том числе только 15-17 тысяч с наличием документа, установленного образца;
б) в системе профессионального образования всех уровней (ПУ, ССУЗ, ВУЗ) подготавливается по дополнительным профессиям за 5 лет в среднем 6-7 тысяч специалистов, квалифицированных рабочих и служащих. Но только около 20% из них имеют конвертируемый документ о профессии, квалификации;
Реальная же картина соотношения базисного и дополнительного профессионального образования выглядит, мягко говоря, негармонично. А в сравнении с спросом на рабочую силу на предприятиях области - резко перекошенной.
Наиболее распространенными профессиями в атомных системах дополнительного образования являются:
более тысячи человек в год - секретарь, водитель, механизатор сельскохозяйственного производства;
от 400 до 1000 человек в год - бухгалтер, оператор ПЭВМ, столяр, плотник, портной, швея, продавец, агент по коммерческой деятельности, медсестра;
от 200-400 человек в год - парикмахер, портной, закройщик, юрист, правовед, воспитатель ДОУ, штукатур, маляр отделочных работ, монтажник РЭА, электромонтер, электрик, токарь, слесарь по ремонту автомобилей и слесарь механосборочных работ.
В системе основного профессионального образования наибольшее перепроизводство по профессиям:
- бухгалтер, экономист, слесарь механосборочных работ, токарь, электромонтер, монтажник РЭА, штукатур, маляр отделочных работ, водитель, воспитатель ДОУ и учитель начальных классов, фармацевт, медсестра, механизатор и организатор сельскохозяйственного производства, юрист, правовед, технолог трикотажного и швейного производства.
Из чего следует: дополнительная профподготовка осуществляется в расширенных объемах по профессиям, подготавливаемым базисными учебными заведениями начального, среднего и высшего профессионального образования с заранее известным перепроизводством, в результате ежегодно формируемый профессиональный потенциал молодой рабочей силы в системах основного и дополнительного профобразования абсолютно как по объему, так и по структуре превышает спрос: положительный индекс баланса спроса и предложения имеют только две профессии - продавец, агент по коммерческой деятельности и каменщик-монтажник, при этом, если общие отрицательные характеристики баланса спроса и предложения можно объяснить спадом производства, то величины индекса отрицательного баланса, по подавляющему большинству профессий свидетельствует об отсутствии какого-либо учета учебными заведениями нашей области реального состояния производства и спроса на рабочую силу; организаторы дополнительного профобразования и профподготовки, естественно, решают собственные проблемы выживания и преследуют собственные интересы.
Анализ баланса спроса и предложения на рабочую силу на предприятиях области приводит к выводам:
а) о превышении суммарного объема предложений в 10 раз по отношению к суммарному объему спроса на рабочую силу;
б) об отсутствии какого-либо учета реального спроса на рабочую силу учебными заведениями, осуществляющими основную и дополнительную профессиональную подготовку населения;
в) об отрицательной роли дополнительного профессионального образования в сфере занятости, которое не корректирует возникшие перекосы, а усугубляет количественное и структурное перепроизводство рабочей силы;
г) об отсутствии всякой координирующей и прогнозирующей деятельности областных структур в сфере дополнительного профессионального образования.
Характер спроса на рабочую силу на предприятиях области
В современной ситуации возрастает роль качества профессионального образования. Чем выше уровень его соответствия квалификационным требованиям работодателей, тем больше шансов получить работу при наличии вакансий.
Обратимся к качественным показателям спроса.
Типичные требования работодателей на вакансии рабочих:
- квалификация - 4-6 разряды;
- наличие стажа работы по специальности;
- широкая специализация, возможность совмещать специальности
(профессии).
Для вновь выпускаемых специалистов первые два требования невыполнимы.
Поэтому повышение их конкурентоспособности связано с расширением профессиональных возможностей за счет владения смежными профессиями и использования новейших технологий.
Типичные требования работодателей на вакантные должности служащих:
специальное образование;
стаж работы;
владение современными техническими средствами;
предприимчивость инициатива.
Повышение конкурентоспособности вновь выпущенных специалистов, претендующих на указанные должности, а также специалистов и служащих, занятых в современном производстве, связано с повышением уровня их компьютерной и технической грамотности, овладения современными технологиями управления (менеджмента).
Поэтому организация системы дополнительного постпрофессионального образования для предприятий и системы развития персонала на предприятиях области является важнейшей задачей управления трудовыми квалифицированными ресурсами области.
Результаты комплексного исследования соотношения спроса и предложения на рынке труда Ульяновской области стали основанием для следующих выводов.
1. Сложившийся в настоящее время баланс предложения и спроса на рабочую силу по своим количественным показателям является перекошенным; ежегодно формируемый профессиональный потенциал в системах основного н дополнительного профобразования абсолютно превышает спрос, что является следствием отсутствия прогноза, планирования и координации действий всех учреждений, связанных с воспроизводством и использованием трудовых ресурсов области;
отсутствия какого-либо учета учебными заведениями, осуществляющими основную и дополнительную профессиональную подготовку населения, реального состояния спроса на рабочую силу.
2. Региональная система дополнительного профессионального образования, состоящая из автономных, не связанных друг с другом и с производством систем на базе учебных заведений всех типов, малоэффективна.
во-первых, потому, что она не дополняет основное профобразование, корректируя объем и качество подготовки специалистов по конкретным профессиям, а осуществляет воспроизводство тех специальностей и профессий, которые и без того в массовом масштабе готовятся базовыми учебными заведениями;
во-вторых, увеличивая объем специалистов, поставляемых на рынок труда, система дополнительного профессионального образования, как правило, не решает проблему качества подготовки специалистов.
3. Система программных мероприятий
Таблица 1
3.1. Нормативно-правовое, научно-методическое
и информационное беспечение развития персонала
N п/п | Мероприятие | Срок исполнения |
Исполнители | Стоимость в тыс.руб |
Источники финансирования |
Ожидаемый результат |
3.1.1 | Создание научно-методического совета при областном центре содействия раз- витию персонала на производстве |
Апрель 1999 г. |
Управление по труду, ЦСРПП |
- | - | Повышение эф- фективности управления |
3.1.2 | Создание учебно-методического кабине- та при областном центре содействия развитию персонала на производстве |
Июнь 1999 г. |
Управление по труду, ЦСРПП |
20,0 | средства ЦСРПП |
Улучшение на- учно-методи- ческого обес- печения |
3.1.3 | Подготовить и издать сборник норматив но-правовых документов по обеспечению развития персонала на производстве |
Октябрь 1999 г. |
УлГТУ | 15,0 | Областной бюд- жет - 10,0 Собственные средства - 5,0 |
Повышение пра вовой грамот- ности руково- дителей |
3.1.4 | Разработать предложения и проекты до- кументов по созданию Ассоциации раз- вития персонала на производстве как органа социального партнерства |
Июль 1999 г. |
Управление по труду |
5,0 | областной бюджет |
Координация действий орга нов государст венной власти работодателей |
3.1.5 | Организовать постояннодействующий се- минар для профсоюзного актива по во- просам развития (переобучения) персо- нала |
Постоянно 1 раз в квартал |
ЦСРПП | 40.0 (5,0 на семинар) |
Средства профсоюзов |
Повышение уровня подго- товки профсо- юзного актива |
3.1.6 | Разработать рекомендации по включению в Коллективные договоры разделов по переобучению персонала и льготах ра- ботников |
Октябрь 1999 г. |
Профсоюзы Управление по труду |
10,0 | областной бюджет |
Повышение эф- фективности и роли профсою- зов |
3.1.7 | Подготовка законодательных предложе- ний по установлению стимулов льгот (налоговых, социальных и иных) пред- приятиям активно совершенствующим свой персонал |
Постоянно | Управление по труду Комитет по экономике Фин.управление |
10,0 | Собственные средства |
Стимулирова- ние переподго товки кадров |
3.1.8 | Разработать формы,систему учета и контроля за переобучением кадров на производстве |
январь 2000 г. |
Управление по труду |
25,0 | Собственные средства |
Повышение эф- фективного управления |
Итого по разделу |
125.0 |
Таблица 2
3.2. Развитие консультационных и образовательных
услуг для предприятий
N п/п | Мероприятие | Срок исполнения |
Исполнители | Стоимость в тыс.руб |
Источники финансирования |
Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3.2.1 | Создание областного Центра содействия развитию персонала на производстве |
01.03.99 | Управление по труду УлГТУ УКК"Строитель" |
40,0 | Средства учредителей |
Создание учеб но-методичес- кой базы для обучения ра- ботников кад- ровых служб предприятий и др. категорий |
3.2.2 | Создание банка-данных и издание инфор мационного бюллетеня по образователь- ным услугам учебных заведений города и области для персонала предприятий |
01.06.99 | УлГТУ | 30,0 | Средства исполнителей |
Улучшение ин- формирован- ности пред- приятий |
3.2.3 | Организация постоянно действующего семинара для руководителей и работни- ков кадровых служб предприятий |
1 раз в квартал, начиная с 01.04.99 |
Управление по труду, ЦРПП |
10,0 (на один семинар) 70,0 |
Средства предприятий |
Улучшение уп- равления пер- соналом |
3.2.4 | Определение перечня дефицитных специ- альностей и профессий, по которым не ведется подготовка в Ульяновской об- ласти |
01.06.99 | Управление об- разования, ЦРПП |
5,0 | Средства исполнителей |
Оптимизация структуры об- разовательных услуг |
3.2.5 | Развитие сети дистанционного обучения персонала в г. Ульяновске и в районах области |
Постоянно | УлГТУ, ЦРПП |
200,0 | Областной, го- родской бюджеты |
Расширение доступа пер- сонала к об- разовательным услугам |
3.2.7 | Создание центра тестирования профес- сиональной пригодности |
01.03.99 | УлГТУ Ульяновский технопарк |
20,0 | Средства исполнителей |
Повышение ка- чества пер- сонала |
3.2.8 | Создание системы прогнозирования рын- ка труда, формирование рынка труда и областного заказа на подготовку кад- ров для предприятий |
01.09.2000 | Управление по труду ЦРПП |
80,0 | Областной бюджет |
Повышение за- нятости насе- ления |
3.2.9 | Создание филиалов (отделений) Центра развития персонала в городах области |
31.12.2000 | ЦРПП | 20,0 на филиал |
Средства районных |
Создание 5-филиалов |
3.2.10 | Организация обучения дополнительной квалификации "Преподаватель" инже- нерно-технических работников |
Апрель 1999 г. |
Совет ректоров УлГТУ вузы города |
10,0 | Собственные средства |
Расширение сферы образо- вательных ус- луг Улучшение пре подавательс- ких кадров на производстве |
3.2.11 | Использование учебной базы департа- мента занятости для переобучения персонала |
Постоянно | Департамент занятости |
- | - | Повышение эф- фективности учебной базы Департамента занятий |
Итого по разделу | 475.0 |
Таблица 3
3.3. Развитие системы внутрифирменного обучения персонала
N | Мероприятие | Срок исполнения |
Исполнитель | Стоимость в тыс.руб |
Источники | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3.3.1 | Разработка методических рекомендаций по организаций внутрифирменного раз- вития персонала |
Апрель 1999 |
Управление по труду ЦРПП |
5,0 | Средства исполнителей |
Повышение эф- фективности внутрифирмен- ной системы |
3.3.2 | Разработка нормативных требований к преподавателям и инструкторам внут- рифирменной системы обучения персо- нала |
Май 1999 | Ведущие пред- приятия "УАЗ", "Авиастар" |
10,0 | Средства исполнителей |
Повышение ка- чественного уровня пре- подавательс- кого состава внутрифирмен- ной системы |
3.3.3 | Организация аттестации и переобуче- ния (пов. квалификации) инструктор- ско-преподавательского состава внут- рифирменной системы обучения персо- нала |
Май 1999 | ЦРПП | 240,0 | Средства предприятий |
Повышение ка- чества препо- давательского состава внут- рифирменной системы под- готовки пер- сонала |
3.3.4 | Организация централизованного изда- ния учебно-методической литературы для внутрифирменной системы обучения персонала |
Апрель 1999 | УлГТУ Ульяновский технопарк |
100,0 | Средства областного бюджета и предприятий |
Укрепление учебно-мето- дического экономия средств |
3.3.5 | Формирование сети базовых предприя- тий по подготовке обучению рабочим профессиям |
Постоянно | Управление по труду |
- | - | Экономия ресурсов |
3.3.6 | Формирование плана графика обучения персонала на базовых предприятиях на условиях кооперации |
Ежегодно к 1.09 |
ЦРПП | - | - | Улучшение подготовки преподавате- лей, экономия средств |
3.3.7 | Укрепление и переоснащение матери- альной учебной базы ведущих предпри- ятий с учетом внедрения дистанцион- ных форм обучения |
Сентябрь 2000 |
Ведущие (базо- вые) предприя- тия |
400,0 | Средства предприятий |
Повышение ка- чества обуче- ния и его про изводитель- ности |
3.3.8 | Научно-методическая помощь предприя- тиям по внедрению новых информацион- ных технологий и форм в учебном про- цессе |
Постоянно | УлГТУ Ульяновский технопарк |
100,0 | Областной бюджет Средства предприятий |
Повышение ка- чества обуче- ния во внут- рифирменной системе под- готовки |
Итого по разделу | 855.0 |
3.4. Разработка и внедрение системы стимулов для работодателей
и работников по повышению профессионального мастерства
N | Мероприятие | Срок исполнения |
Исполнитель | Стоимость тыс. руб. |
Источники | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3.4.1 | Создать региональный фонд развития системы дополнительного профессио- нального образования (повышения ква- лификации) кадров за счет отчислений от ФОТ предприятий и бюджетов всех уровней. Разработать положение о фонде. |
Январь 2000 г. |
Управление по труду, Комитет по экономике |
- | - | Создание фи- нансового ме- ханизма сти- мулирования развития пер- сонала |
3.4.2 | Развитие системы моральных стимулов через профсоюзы, общественные органи- зации |
Постоянно | ЦСРПП Профсоюзы |
- | - | Улучшение ор- ганизации раз вития персо- нала |
3.4.3 | Проведение конкурсов "Лучший по про- фессии" с награждением победителей |
Ноябрь 1999 | Профсоюзы | 20,0 (5,0 на конкурс) |
Бюджеты различных уровней |
Повышение ка- чества персо- нала |
3.4.4 | Ежегодно готовить предложения по по- ощрению руководителей предприятий, активно развивающих персонал |
Ежегодно (декабрь) |
Управление по труду |
20,0 в год |
Бюджеты различных уровней |
Улучшение ор- ганизации уп- равления раз- вития персо- нала |
3.4.5 | Разработка механизмов гарантирования (страхования) переобучения работников при потере квалификации |
Февраль 2000 |
Страховые фирмы |
20,0 | Средства пред- приятий и граж- дан |
Снижение со- циальной на- пряженности |
Итого по разделу | 60.0 |
4. Мероприятия по подготовке и проведению сертификации персонала
NN п/п |
Наименование | Срок исполнения |
Исполнитель | Затраты тыс.руб. |
Источники |
1 | Определить номенклатуру продукции (услуг) для предпринимателей области, подлежащих обязательной сертификаций, а также для внедрения системы качест- ва на производстве |
Апрель 1999 |
УЦСМС | 10 тыс.руб. |
Областной бюджет |
2 | Составить реестр экспертов (кандида- тов в эксперты) по продукции,услугам, системе качества работающих на пред- приятиях Ульяновской области и аттес- тованных специалистов в области мет- рологии |
II кв. 1999 |
УЦСМС | 5 тыс.руб. |
- " - |
3 | Разработать положение о применении опыта работы экспертов предприятий с целью привлечения их к проведению ра- бот по серт-ции |
II кв. 1999 |
УЦСМС | 10 тыс.руб. |
- " - |
4 | Определить номенклатуру перспективных предприятий, подлежащих первоочеред- ному проведению аттестации рабочих мест согласно Постановлению Правитель ства РФ от 14.03.97 N 12 |
II кв. 1999 |
УСРПП УЦСМС |
10 тыс.руб. |
- " - |
5 | Разработать перспективный план подго- товки экспертов (кандидатов) и прове- дения цикла семинаров по обучению специалистов в области стандартизации метрологии и сертификации с целью ак- туализации знаний в данной области и аттестации специалистов |
I кв. 1999 |
УЦСМС | 10 тыс.руб |
- " - |
6 | Подготовить сведения о перспективных специалистах производств, соискателей звания эксперта с целью привлечения их к работам по сертификации |
I кв. 1999 |
Управление по труду |
- " - |
5. Развитие персонала в АПК
N п/п |
Наименование | Срок исполнения |
Исполнитель | Источник поступления |
1 | Возродить по агропромышленному комп- лексу систему кадрового планирования с определением структуры рабочих мест, расчета потребностей в трудовых ресурсах в размере требуемых специа- лизаций, квалификаций, источников ее покрытия |
1 половина 1999 г. |
Управление сельского хозяйства и продовольствия |
средства исполнителей |
2 | Разработать структуру программы кад- рового обеспечения аграрных реформ |
январь 1999 г. |
Управление с/х, УИПК и агробизнеса |
средства исполнителей |
3 | Составить программу кадрового обес- печения аграрных реформ на 1999-2000 гг. |
2 квартал 1999 г. |
Обл. управле- ние с/х и про- довольствия |
средства исполнителей |
4 | Провести анализ состояния обеспечен- ности агропромышленного комплекса кадрами |
2 квартал 1999 г. |
Обл. управле- ние с/х и про- довольствия |
средства исполнителей |
5 | Создать механизм кадрового обеспече- ния производственных структур и стру- ктур управления АПК |
1999-2000гг. | 0бл. управле- ние с/х и про- довольствия |
средства исполнителей |
6 | Создать постоянно действующую систе- му переподготовки и повышения квали- фикации кадров АПК, их аттестации и рационального использования |
1999-2000гг. | УИПК и агробизнеса |
средства исполнителей |
7 | Создать постоянно действующую аттес- тационную комиссию по комплексной |
1999 год | Областное уп- равление сель- |
средства исполнителей |
оценке кадров управления в агропро- мышленном комплексе, формированию резерва кадров на выдвижение, Про- вести очередную аттестацию руководя- щих кадров и специалистов АПК в 1999-2000 годах |
ского хозяйст- ва и продоволь ствия, инсти- тут переподго- товки кадров и агробизнеса |
|||
8 | Создать информационно-консультацион- ную службу АПК при Ульяновском инсти туте переподготовки и агробизнеса для информационного и консультацион- ного обеспечения работников АПК по внедрению новых технологий |
2 квартал 1999 года |
коллегия обл. управления с/х и продовольст- вия, ИПК и аг- робизнеса |
средства исполнителей |
6. Организация управления программой
Управление реализацией программой осуществляется Управлением по труду администрацией области. Текущее управление по труду администрацией области. Текущее управление осуществляется областным центром развития персонала на производстве, созданным совместно с Ульяновским государственным техническим университетом.
Областной центр развития персонала координирует деятельность образовательных учреждений, ведущих повышение квалификации и переподготовки кадров для производства, постоянно действующих курсов при предприятиях, и выполняет следующие функции:
изучает и обобщает потребности предприятий в программном и методическом обеспечении;
приобретает учебно-методические материалы;
комплектует, тиражирует и доводит до предприятий в соответствии с их заявками учебные планы, программы, учебные пособия;
по договорам с предприятиями организует обучение персонала;
обучает и повышает квалификацию преподавателей внутрифирменной системы обучения и руководителей служб управления персоналом;
помогает предприятиям, не имеющим учебной базы, организовать обучение кадров на базе других предприятий.
Система мер
по организации управления программой
N | Мероприятия | Время проведения | Ответственный | Прим |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Разработать положение об областном цент- ре развития персонала |
декабрь 1998 г. | Управление по труду, УлГТУ |
|
2 | Разработать положение об учебно-методи- ческом кабинете |
январь 1998 г. | Управление по труду |
|
3 | Провести семинар совещание с руководите- лями подразделений, входящих в структуру ОЦРП |
декабрь 1998 г. | Управление по труду, УлГТУ |
|
4 | Рекомендовать создание на предприятиях, численностью свыше 1000 человек, внутри- фирменных центров развития персонала. Ленинский район: АО "Контактор", АО "Элегант", АО "Искра" Железнодорожный район: АО "Волжские моторы", АО фирма "Русь", ОАО "Волжанка", ОАО "Кожевенно-обувное объединение". Засвияжский район: АО "Ульяновскэнерго", АО "Радиоламповый завод". Заволжский район: АО "Электромаш", АО "Машиностроительный завод" |
1999 г. | Руководители предприятий, управление по труду |
|
5 | Провести с руководителями кадровых служб научно-практическую конференцию "Кадро- вая политика и развитие персонала в ус- ловиях рыночной экономики |
апрель-май 1999 г | УлГТУ, Управление по труду |
|
6 | Провести для работодателей совместно с журналом "Деловое обозрение" семинар на тему "Программа развития персонала - путь к успеху" |
сентябрь 1999 г | Управление по труду, УлГТУ |
|
7 | Провести областной конкурс среди работо- дателей на лучшую организацию работы с персоналом. Разработать положение о кон- курсе |
1999-2000 гг. | Управление по труду, УлГТУ, ЦСРПП |
|
8 | Совершенствовать систему финансирования подготовки персонала. Осуществлять ее за счет отчислений в размере до 5% от фонда оплаты труда организации, включаемых в затраты на производство и реализацию то- варов |
1999 г. | Предприятия и организации области, налоговая инспекция |
|
9 | Решить вопрос с налоговой службой, чтобы средства, затраченные на развитие персо- нала, включались в затраты на производ- ство и реализацию товаров только при на- личии плана развития персонала, согласо- ванного с органами по труду |
1999 г. | Управление по труду |
|
10 | Организовать ежегодное планирование всех форм обучения кадров в образовательных учреждениях и издавать рекламный про- спект |
1999 г. | Управление по труду, ОЦРП |
Приложение 1
Структура
областного центра развития персонала на производстве
/-------------------\ /-------\
|Управление по труду|----\ /-------------------| УлГТУ |
|администрации УО | | | \-------/
\-------------------/ | |
| |
/--------\ /-------------------\
| ОЦРП |-------------|Учебно методический|
\--------/ | комбинат |
| \-------------------/
| |
/---------------------------------------------------------\
|Учебно-курсовые комбинаты, постоянно действующие курсы на|
|предприятиях, специальные отделения по переподготовке |
|кадров при среднеспециальных учебных учреждениях |
\---------------------------------------------------------/
Схема
формирования рынка учебных услуг на региональном уровне
/----------------------------\
| Административные структуры |
| Предприятия |------\
| Финансовые структуры | | заказы
\----------------------------/ |
|
/----------------------------\
| ОЦРП |
| формирование предложений и |
| заказов |
\----------------------------/
|
/----------------------------\ |
| Образовательные учреждения | | предложения
| Предприятия, организации и |------/
| учреждения |
\----------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Ульяновской области от 24 марта 1999 г. N 51 "Об областной Программе содействия предприятиям в развитии персонала на производстве на 1999-2000 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Ульяновской области от 9 ноября 2007 г. N 399 настоящее Постановление признано утратившим силу