Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства экономики
и планирования Ульяновской области
от 26 ноября 2013 г. N 05-451
Методические рекомендации
по разработке государственных программ Ульяновской области
Методические рекомендации по разработке государственных программ Ульяновской области разработаны в соответствии с:
постановлением Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 N 351-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области";
распоряжением Правительства Ульяновской области от 12.08.2013 N 543-пр "Об утверждении перечня государственных программ Ульяновской области".
1. Правоотношения, возникающие в части разработки, утверждения и реализации государственных программ, регулируются статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы", в соответствии с которой государственные программы субъекта Российской Федерации, реализуемые за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Во исполнение положений статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Ульяновской области принято постановление Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 N 351-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области", в соответствии с которым государственная программа Ульяновской области (далее - государственная программа) - это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей социально-экономического развития Ульяновской области.
3. Программно-целевой метод - метод, используемый в планировании, при котором постановка целей определена в качестве первоочередной задачи, после решения которой, подбираются пути достижения уже определённых целей. В широком смысле, используется логическая связка: "Цели - Способы - Средства". Метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению в условиях ограниченного ресурсного обеспечения.
Учитывая, что реализация поставленных задач будет осуществляться, как правило, в условиях ограниченного ресурсного обеспечения, основным акцентом программно-целевого планирования становится отбор основных целей (приоритетов) социального, экономического и научно-технического развития. В связи с этим разработка взаимоувязанных мероприятий по достижению целей в намеченные сроки должна стать инструментом, обеспечивающим эффективный и сбалансированный механизм реализации всей государственной программы в целом. Последнее должна обеспечить эффективно выстроенная система управления государственной программой.
4. Непосредственной подготовке проектов государственных программ должно предшествовать изучение законодательства в соответствующей и смежных сферах отношений с тем, чтобы не только обеспечить единство применяемой в них терминологии с терминологией, используемой в актах федерального законодательства, и исключить дублирование определений основных используемых в них понятий, уже определённых актами федерального законодательства, но и чётко представлять себе механизм реализации проектных положений.
5. Положения проектов государственных программ должны быть сформулированы чётко, определённо и ясно с тем, чтобы исключить возможность их неоднозначного толкования и применения, и быть как можно более конкретными.
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке государственных программ Ульяновской области (далее - Методические рекомендации) определяют требования к разработке проектов государственных программ, подготовке ежеквартальных отчётов о ходе реализации государственной программы, годового отчёта о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственных программ.
1.2. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области (далее - Порядок), утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 N 351-П.
Основанием для разработки государственных программ является перечень государственных программ Ульяновской области (далее - Перечень), утверждённый распоряжением Правительства Ульяновской области от 12.08.2013 N 543-пр, формируемый в соответствии с Порядком.
При этом основные направления реализации могут дополняться.
1.3. Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:
формирования государственных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития Ульяновской области и целевых индикаторов их достижения и учёта положений стратегических документов, утверждённых Губернатором или Правительством Ульяновской области, и отдельных решений Губернатора и Правительства Ульяновской области, в том числе исходя из приоритетов и положений, определённых в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 N 522-пр "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия);
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области;
установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/ или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития Ульяновской области, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объёма и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы));
интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, тарифных, долговых и иных) инструментов для достижения целей государственных программ;
наличия у участников реализации государственной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
1.4. Внесение изменений в государственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта государственной программы в соответствии с требованиями Порядка.
1.5. В целях повышения эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, рассмотрения проекта перечня государственных программ Ульяновской области (проекта распоряжения Правительства Ульяновской области о внесении в перечень государственных программ Ульяновской области изменений), повышения качества разработки проектов государственных программ Ульяновской области (проектов постановлений Правительства Ульяновской области о внесении в государственные программы Ульяновской области изменений) создана комиссия по государственным программам Ульяновской области (далее - Комиссия), совещательный орган, сформированный Правительством Ульяновской области.
II. Порядок принятия решения о разработке государственной программы
2.1. Разработка государственных программ осуществляется на основании принятого Правительством Ульяновской области решения, оформляемого посредством включения государственной программы в перечень государственных программ.
Перечень утверждается распоряжением Правительства Ульяновской области.
2.2. Проект перечня формируется Министерством экономики и планирования Ульяновской области на основании положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Ульяновской области, предусматривающих реализацию государственных программ, во исполнение поручений Губернатора и Правительства Ульяновской области, а также с учётом предложений исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (далее - ИОГВ).
Внесение в перечень изменений производится по решению Правительства Ульяновской области до 01 июня года, предшествующего очередному финансовому году, на основании предложений Министерства экономики и планирования Ульяновской области, подготовленных в соответствии с положениями нормативных правовых актов Ульяновской области, предусматривающих реализацию государственных программ, а также во исполнение поручений Губернатора и Правительства Ульяновской области и по предложениям ИОГВ.
2.3. Для включения государственной программы в перечень Правительством Ульяновской области либо ИОГВ области в Комиссию направляется документ, содержащий:
2.3.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей будущей государственной программы приоритетам развития Ульяновской области, закреплённым в Стратегии.
В разделе указываются:
- описание ситуации в отрасли экономики, социальной сфере Ульяновской области, анализ существующих проблем;
- основание разработки государственной программы (наименование нормативного правового акта Российской Федерации, Ульяновской области, протокола заседания Правительства Ульяновской области и пр.);
- соответствие будущей государственной программы целевым ориентирам Стратегии, с указанием конкретных положений, подтверждающих наличие соответствия.
2.3.2. Возможные варианты решения проблемы и оценку как преимуществ, так и возможных негативных последствий каждого из возможных вариантов.
В разделе описывается альтернативные варианты решения проблемы, в том числе различных вариантов, не требующих привлечения бюджетных средств, обоснование выбора наилучшего варианта.
Указывается обоснование важности и необходимости решения существующих проблем посредством государственной программы, достижения результатов государственной программы для Ульяновской области, населения или отдельных его групп.
В качестве обоснования преимущества достижения поставленной цели путём реализации государственной программы могут использоваться такие аргументы, как:
высокие удельные затраты на реализацию альтернативных вариантов достижения заявленных целей;
более продолжительные сроки подготовки и реализации альтернативных вариантов достижения заявленных целей;
низкая бюджетная эффективность реализации альтернативных вариантов;
организационные, экономические, финансовые, правовые и иные проблемы, возникающие в случае реализации альтернативных вариантов достижения поставленных целей и ожидаемых результатов, и др.
2.3.3. Предложения по целям государственной программы, целевым индикаторам государственной программы, позволяющим оценивать ход её реализации, с обоснованием выбора этих индикаторов, т.е.:
- сроки выполнения государственной программы;
- цели государственной программы с описанием предлагаемого способа их достижения с разбивкой на года (этапы) реализации государственной программы;
- предложения по целевым индикаторам для оценки степени достижения поставленных целей с учётом специфики отрасли и решаемых проблемных вопросов, на вариантной основе, с обоснованием выбора этих индикаторов.
2.3.4. Предложения по объёмам и источникам финансового обеспечения реализации государственной программы.
После выбора наиболее оптимального варианта решения проблемы и определения ключевых направлений деятельности и целей государственной программы описываются:
а) основные мероприятия, реализация которых обеспечит максимально эффективное достижение поставленных целей;
б) сроки реализации мероприятий государственной программы и требуемые объёмы финансирования - общий объём финансирования мероприятий государственной программы и разбивку финансирования по годам в соответствии со сроками их выполнения, источниками, видами работ.
В отношении всех источников финансирования мероприятий программы указываются виды этих источников, механизм привлечения средств, порядок и сроки финансирования, условия использования, обоснование степени гарантированности выделения указанных средств.
В случае, если к решению затронутой проблемы в рамках государственной программы планируется привлекать средства местных бюджетов, то необходимо иметь в виду следующее:
- средства местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об организации местного самоуправления в Российской Федерации не являются и не могут являться источником финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации. Поэтому включение в предполагаемые источники финансирования средств местных бюджетов недопустимо;
- в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об организации местного самоуправления в Российской Федерации в государственной программе недопустимо определять конкретный размер средств местных бюджетов, подлежащих выделению в целях решения той или иной затронутой в программе проблемы. Равным образом, неправильными являются записи в государственных программах о том, что "средства местных бюджетов привлекаются на условиях софинансирования", поскольку именно предусмотренные государственными программами межбюджетные субсидии местным бюджетам являются "софинансированием" (дополнительным финансированием) исполнения органами местного самоуправления расходных обязательств по решению соответствующих вопросов местного значения;
- по тем же основаниям межбюджетные субсидии местным бюджетам предоставляются исключительно по результатам отбора, поэтому недопустимым является указание в государственных программах на конкретные муниципальные образования, которым будут предоставляться такие субсидии, а также перечисление в них конкретных объектов муниципальной собственности, которые, например, будут построены (отремонтированы, реконструированы) за счёт межбюджетных субсидий из областного бюджета Ульяновской области.
в) обоснование прогнозных затрат на реализацию государственной программы.
В данном разделе приводится обоснование необходимости и целесообразности финансирования мероприятий государственной программы в запланированных объёмах.
2.3.5. Предварительную оценку ожидаемой эффективности предлагаемого варианта решения проблемы.
Указываются:
- ожидаемые конечные результаты выполнения государственной программы;
- оценка влияния результатов реализации государственной программы на показатели социально-экономического развития Ульяновской области;
- сведения об объектах основных средств, имущественных комплексах, которые планируется создать в ходе государственной программы, в том числе остающихся в собственности Ульяновской области и передаваемых прочим собственникам;
- целевые количественные индикаторы для оценки степени достижения результатов;
- показатели социальной и бюджетной эффективности реализации государственной программы.
2.3.6. Предложения по государственным заказчикам (государственным заказчикам-координаторам) государственной программы (далее - государственный заказчик), соисполнителям.
- наименование государственного заказчика (заказчика-координатора);
- наименование соисполнителей;
- порядок разработки программы;
- сроки разработки программы;
- состав ответственных за разработку программы исполнителей;
- оценочная стоимость работ по разработке проекта государственной программы.
2.3.7. Предложения по возможным методам управления и системе мониторинга реализации государственной программы.
Описание альтернативных вариантов управления реализацией и мониторинга программы, обоснованный выбор оптимального и наиболее эффективного варианта.
2.3.8. Анализ итогов реализации государственной программы в предыдущие годы (в случае разработки государственной программы в качестве продолжения действовавшей государственной программы).
При необходимости продления срока реализации государственной программы разрабатывается новая государственная программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с Порядком. При этом обоснование разработки новой государственной программы должно включать в себя:
- основные сведения по предшествующей государственной программы: наименование, сроки реализации, государственный заказчик, исполнители, объёмы финансирования, мероприятия;
- описание результатов по итогам реализации предшествовавшей государственной программе: достижение поставленных целей, соблюдение условий государственной программы, объёмы финансирования, выполнение поставленных государственной программой задач, степень достижения целевых индикаторов и др.;
- подтверждение актуальности нерешённых проблем, причины, по которым они не были решены.
2.4. При одобрении Комиссией предложений о разработке проекта государственной программы и рекомендаций Правительству Ульяновской области включить её в перечень государственных программ по результатам представленной на обсуждение информации начинается разработка проекта государственной программы государственным заказчиком совместно с соисполнителями в соответствии с Порядком.
2.5. Государственные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утверждённые государственные программы подлежат утверждению Правительством Ульяновской области не позднее 30 дней до дня внесения в Законодательное Собрание Ульяновской области проекта закона Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период.
III. Разработка проекта государственной программы
Разработка государственной программы и её структура
3.1. Государственная программа разрабатывается исходя из приоритетов и положений, определённых в Стратегии, и в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Ульяновской области, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Ульяновской области, поручениями Губернатора и Правительства Ульяновской области.
3.2. Государственная программа содержит паспорт, текстовую часть и приложения.
3.3. Государственная программа имеет следующую структуру:
3.3.1. Паспорт государственной программы согласно Приложению N 1.
3.3.2. В составе текстовой части государственной программы формируются следующие разделы:
Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа.
Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы.
Сроки и этапы реализации государственной программы.
Система мероприятий государственной программы.
Ресурсное обеспечение государственной программы.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий государственной программы.
Организация управления государственной программой.
3.3.3. В качестве приложения государственная программа содержит:
Методику оценки эффективности реализации государственной программы, содержащую порядок проведения указанной оценки и её критерии, разрабатываемую государственным заказчиком с учётом специфики государственной программы.
Материалы по отдельным разделам государственной программы (таблицы, диаграммы, карты и иные детализирующие проект государственной программы материалы).
3.4. Структура государственной программы может включать в себя подпрограммы.
Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности, решаемых в рамках государственной программы целей и задач.
Подпрограммы государственной программы разрабатываются, утверждаются и реализуются в порядке, принятом для государственных программ.
Подпрограмма должна содержать следующие разделы:
Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма.
Цели, задачи и целевые индикаторы подпрограммы.
Сроки и этапы реализации подпрограммы.
Система мероприятий подпрограммы.
Ресурсное обеспечение подпрограммы.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий подпрограммы.
Организация управления подпрограммой.
3.5. Наличие иных разделов не допускается.
3.6. Рекомендуемый объём государственной программы не более 50 страниц.
Государственная программа печатается на стандартных листах бумаги формата А4 с использованием текстового редактора Word или в другом совместимом с ним, формате, шрифтом Times New Roman размером 14 через 1-2 межстрочных интервала, а для оформления табличных материалов допускается использование шрифта размером N 12.
Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Каждый лист должен иметь поля не менее: 30 мм-левое, 10 мм - правое, 20 мм - верхнее, 20 мм - нижнее.
Номера страниц проставляются посередине верхнего поля страницы.
Для выделения части текста документа, наименования, заголовка, примечания могут использоваться полужирное начертание, курсив, подчёркивание или смещение относительно границ основного текста.
3.7. Рекомендуется создание рабочей группы по подготовке государственной программы, состоящей из руководителей и специалистов ИОГВ, осуществляющего полномочия в сфере деятельности государственной программы, и других ИОГВ, а также органов местного самоуправления, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, общественных объединений (ассоциаций, союзов), образовательных учреждений, профсоюзных организаций, научно-исследовательских и других организаций (при необходимости).
3.8. Проект государственной программы необходимо разместить на официальном сайте ИОГВ - государственного заказчика для публичного обсуждения. Для обсуждения проекта рекомендуется привлекать органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность, некоммерческие организации, объединяющие такие хозяйствующие субъекты, общественные объединения (ассоциации, союзы), образовательные учреждения, профсоюзные организации, научно-исследовательские и другие организации.
3.9. Разработка проекта государственной программы производится государственным заказчиком совместно с соисполнителями в соответствии с Порядком.
Заполнение паспорта государственной программы
3.10. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно Приложение N 1.
Наименование государственной программы указывается в соответствии с Перечнем государственных программ Ульяновской области с указанием годов её реализации.
Государственным заказчиком является только Правительство Ульяновской области либо ИОГВ, определённый Правительством Ульяновской области в качестве государственного заказчика.
В случае наличия нескольких государственных заказчиков в проекте постановления Правительства Ульяновской области об утверждении государственной программы определяется государственный заказчик-координатор из их числа, на которого возлагается ответственность за разработку и реализацию государственной программы в целом.
Органы местного самоуправления не могут являться соисполнителями реализации программных мероприятий, даже по согласованию.
Цели, задачи и целевые индикаторы, а также этапы и сроки реализации государственной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка, а также настоящими Методическими рекомендациями.
Ресурсное обеспечение государственной программы включает в себя бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области на реализацию государственной программы в целом.
Объём бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до второго знака после запятой.
Возможно указание кроме общего объёма бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом, а также по каждой подпрограмме государственной программы по годам реализации государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) в сфере реализации государственной программы, сроков их достижения.
Содержание государственной программы
3.11. При разработке государственной программы рекомендуется придерживаться следующих принципов:
комплексный подход к решению проблем на территории Ульяновской области, который предусматривает учёт всех факторов (социально-экономических, демографических, экологических, культурных, организационно-административных и др.), оказывающих влияние на состояние и развитие проблемной сферы деятельности;
системность, предусматривающая формирование системообразующих элементов сферы деятельности и их функциональной взаимосвязи;
чёткое разграничение сфер ответственности ИОГВ, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов;
эффективное использование ресурсов, направляемых на разработку и реализацию государственной программы.
3.12. Разработка государственной программы в качестве самостоятельного документа целесообразна только в том случае, если в действующих на территории Ульяновской области программных документах не предусмотрена реализация мероприятий аналогичной направленности.
3.13. Разделы государственной программы заполняются следующим образом.
3.13.1. Раздел 1 "Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа".
В данном разделе необходимо:
описать содержание и состояние проблемы, на решение которой направлена разрабатываемая программа;
обосновать необходимость разработки программы;
определить взаимосвязь программы с действующими федеральными и региональными программными документами (стратегиями, концепциями, программами социально-экономического развития, программами развития, реализуемыми в проблемной сфере экономики и социальной сфере на территории Российской Федерации и на территории Ульяновской области).
При описании текущей ситуации в проблемной сфере деятельности, а также при характеристике существующих проблем, требующих решения посредством разработки и реализации государственной программы, рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие положение в обозначенном секторе экономики и/или социальной сфере Ульяновской области, и обозначить перечень мер, которые могут способствовать решению проблемных вопросов. Значения количественных показателей рекомендуется представлять в динамике за последние три года. При этом на основании статистических данных, мониторингов и обзоров проблемной сферы деятельности, исследований анализируется ситуация в Ульяновской области. Для более полного анализа ситуации в Ульяновской области рекомендуется сравнить средние значения отдельных показателей с показателями Приволжского федерального округа, субъектов Российской Федерации, сходных по типу экономики и уровню развития социальной сферы.
Описание основных проблем рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы, с выделением основных экономических, социально-демографических, организационно-административных и иные факторов, оказывающих влияние на состояние и развитие проблемной сферы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены в целях улучшения ситуации.
Проблемы должны соответствовать следующим требованиям:
проблема должна находиться в сфере ИОГВ, ответственного за проведение государственной политики в этой сфере;
проблема не должна быть слишком общей и глобальной;
проблема должна быть доступным языком с возможностью донесения до заинтересованных сторон, почему сложившаяся ситуация неприемлема и что необходимо изменить;
проблемы не должны дублироваться;
формулировка проблемы должна быть краткой и лаконичной;
обоснование проблемы должно подтверждаться цифровым материалом.
Если ИОГВ в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов.
В описании текущей ситуации следует избегать декларативных положений, не подтверждённых фактической (в том числе количественной) информацией. Необходимо дать обоснование соответствия государственной программы приоритетам Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года и других программных документов, реализуемых на территории Ульяновской области.
В данном разделе также необходимо привести обоснование необходимости решения существующих проблем программным методом, преимущества его использования. Целесообразность применения данного метода определяется такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем; необходимость комплексной увязки мероприятий по развитию данного направления; необходимость выполнения крупных по объёмам и длительным по срокам реализации инвестиционных проектов; необходимость консолидации усилий ИОГВ, органов местного самоуправления и бизнеса.
В качестве обоснования преимущества достижения поставленной цели, путём реализации государственной программы, могут использоваться такие аргументы, как:
высокие удельные затраты на реализацию альтернативных вариантов достижения заявленных целей;
более продолжительные сроки подготовки и реализации альтернативных вариантов достижения заявленных целей;
низкая бюджетная эффективность реализации альтернативных вариантов;
организационные, экономические, финансовые, правовые и иные проблемы, возникающие в случае реализации альтернативных вариантов достижения поставленных целей и ожидаемых результатов, и др.
В данном разделе государственной программы необходимо дать обоснование соответствия государственной программы приоритетам Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года и других программных документов, реализуемых на территории Ульяновской области.
Так же в данном разделе приводится анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривают:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы;
качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.
При этом производится описание основных технических, организационных, финансовых и иных рисков, с которыми связана реализация государственной программы.
По каждому виду риска указываются наиболее значимые влияющие факторы, степень их влияния на результаты реализации государственной программы, способы и мероприятия по минимизации.
Кроме того, данный раздел включает в себя основные понятия и термины, используемые в государственной программе. Кратко раскрывается содержание основных понятий и терминов, употребляемых в тексте государственной программы. Указываются лишь те термины и понятия, которые не определены законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области.
3.13.2. Раздел 2 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы". Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы и отражать конечные результаты реализации государственной программы.
Приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Ульяновской области определяются в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, Правительства Ульяновской области, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Губернатора Ульяновской области Законодательному Собранию Ульяновской области, долгосрочных и среднесрочных стратегиях развития отдельных отраслей и иных стратегических документах, в том числе в:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года";
Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 N 522-пр "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года";
стратегиях долгосрочного развития отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации, Приволжского федерального округа и Ульяновской области;
государственных программах Российской Федерации;
прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и Ульяновской области на долгосрочную перспективу, прогнозах развития отраслей экономики и социальной сферы в Ульяновской области и в Российской Федерации в целом.
Цели должны обладать следующими свойствами:
значимость для Ульяновской области;
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
конкретность, что подразумевает их ясность и отсутствие причин для произвольной или неоднозначной трактовки (не допускаются размытые (нечёткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость, что подразумевает исключение разногласий, насколько успешно они достигнуты (или нет), облегчает установление обратной связи по промежуточным результатам;
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, затрудняющие понимание лицам, не обладающими профессиональными знаниями в сфере бюджетного планирования и финансовой деятельности; указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы, а так же описание путей, средств и методов достижения цели.
Задача государственной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций, в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
При постановке целей и задач необходимо охватить все направления реализации государственной программы и обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать целевые индикаторы, характеризующие достижение целей или решение задач.
Рекомендуемое количество целей и задач для государственной программы. Оптимальным количеством целей, решаемых в рамках государственной программы является одна или две цели. Оптимальным количеством задач для решения поставленных целей, является три-пять задач.
Целевые индикаторы устанавливаются на основе:
показателей прогноза социально-экономического развития Ульяновской области;
целевых индикаторов государственных программ Российской Федерации в соответствующей сфере социально-экономического развития.
Используемые целевые индикаторы должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (индикатор должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искажённому представлению о результатах реализации государственной программы);
объективность (не допускается использование индикаторов, улучшение отчётных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им ИОГВ и организаций к искажению результатов реализации государственной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки государственной программы);
однозначность (определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов и индикаторов, не имеющих чёткого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчётных данных должно проводиться с минимально возможными затратами;
применяемые индикаторы должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор индикаторов следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с индикаторами, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с индикаторами, используемыми в других субъектах Российской Федерации);
своевременность и регулярность (отчётные данные должны поступать со строго определённой периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком её использования).
Целевые индикаторы государственной программы должны отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация государственной программы.
Индикаторы должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утверждённым методикам и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.
В разделе целесообразно привести обоснование состава и значений целевых индикаторов государственной программы и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
Индикаторы подпрограмм должны быть увязаны с индикаторами, характеризующими достижение целей и решение задач государственной программы. Следует привести обоснование состава и значений индикаторов и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
К проекту государственной программы прилагается методика сбора исходной информации и расчёта целевых индикаторов.
Пояснения к индикатору должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений индикатора. Пояснения к индикатору включают в текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Базовым считается индикатор, с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (ВВП, объём промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
Информация о составе и значениях целевых индикаторов приводится по форме, установленной Приложением N 2.
3.13.3. В разделе 3 "Сроки и этапы реализации государственной программы" устанавливается общий срок реализации государственной программы. Индикаторы должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утверждённым методикам и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения. На основе последовательности решения задач государственной программы определяются этапы её реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации государственной программы.
Государственную программу необходимо разрабатывать на срок не менее 5 лет.
Срок реализации государственной программы не может быть менее периода, который определен для реализации подпрограммы, сформированной в составе государственной программы.
3.13.4. Раздел 4 "Система мероприятий государственной программы". Для достижения определённых государственной программой целей и решения поставленных задач рекомендуется предусматривать систему программных мероприятий, направленных на:
совершенствование нормативной правовой базы;
реализацию мероприятий некоммерческого характера;
реализацию коммерческих (инвестиционных) проектов.
Перечень основных мероприятий государственной программы, а также подпрограмм содержит обоснование выделения подпрограмм, разделов, обобщённую характеристику основных мероприятий государственной программы.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения государственной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
По каждому основному мероприятию указывается следующая информация:
ответственный исполнитель и соисполнитель;
срок выполнения;
ожидаемый результат.
В формулировках мероприятий описываются предпринимаемые в рамках своей компетенции действия государственного заказчика и исполнителя по решению поставленных задач в ходе достижения целей государственной программы.
Наименования мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации государственной программы, не допускалась неоднозначная трактовка и исключалась возможность иного применения, чем было заложено при утверждении проекта государственной программы.
Инвестиционные проекты, финансирование которых в рамках мероприятий государственной программы планируется осуществлять полностью или частично за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, проходят интегральную оценку и проверку на предмет эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на капитальные вложения, в порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области от 26.04.2010 N 135-П "Об оценке эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на капитальные вложения".
Не допускается включение в государственную программу мероприятий, связанных с полным или частичным финансированием за счёт средств областного бюджета Ульяновской области инвестиционных проектов, не прошедших оценку эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на капитальные вложения, либо получивших отрицательное заключение при их оценке в порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области от 26.04.2010 N 135-П "Об оценке эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на капитальные вложения".
Если мероприятие государственной программы предусматривает предоставление государственной поддержки в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, то государственным заказчиком одновременно разрабатывается проект постановления Правительства Ульяновской области об утверждении порядка предоставления государственной поддержки, который подлежит оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области от 11.07.2012 N 338-П "Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия".
В случае получения государственным заказчиком отрицательного заключения по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Ульяновской области об утверждении порядка предоставления указанной государственной поддержки включение соответствующего мероприятия в государственную программу не допускается.
Информация об основных мероприятиях программ и подпрограмм государственной программы отражается по форме, установленной Приложением N 3.
3.13.5. Раздел 5 "Ресурсное обеспечение государственной программы" должен содержать информацию с обоснованием объёма финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы за счёт бюджетных ассигнования областного бюджета Ульяновской области с расшифровкой по основным мероприятиям подпрограмм, разделам, а также по годам реализации государственной программы.
Ресурсное обеспечение государственной программы рекомендуется рассчитывать на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия государственной программы. Расчёт финансовых ресурсов проводится в ценах текущего года.
Окончательные объемы бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий программы устанавливаются Законом Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области" на очередной финансовый год и плановый период.
Данный раздел должен включать в себя обоснование возможности или невозможности привлечения, помимо средств областного бюджета Ульяновской области, средств из федерального, внебюджетных источников, а также содержать описание механизмов привлечения этих средств.
В качестве обеспечения основных мероприятий подпрограмм государственной программы могут быть предусмотрены субсидии из федерального бюджета в случае, если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач, по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и Ульяновской области. В данном случае необходимо прописать, что для достижения поставленных целей и задач будут использованы средства межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых ежегодно по итогам конкурсных процедур, проводимых федеральным органов исполнительной власти.
В случае, если государственная программа предусматривает мероприятия, реализуемые за счёт средств юридических лиц, то вместе с проектом программы представляются письменные намерения бизнес-структур об участии в мероприятиях программы.
В случае, если к решению если к решению затронутой в проекте государственной программы планируется привлекать средства местных бюджетов, необходимо учитывать положения пункта 2.3.4. настоящих методических рекомендаций.
В случае, если государственная программа предусматривает мероприятия по поддержке муниципальных образований с целью улучшения ситуации в заданной сфере деятельности, то указанная программа должна содержать принципы софинансирования мероприятий программы из государственного бюджета и бюджетов муниципальных образований, методику расчета субсидий, порядок и условия их предоставления (пункт 3 статьи 139, пункт 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В данном разделе описывается, на какие цели будут предоставлены субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.
В случае необходимости предоставления средств областного бюджета Ульяновской области конкретному муниципальному образованию на решение конкретной проблемы, необходимо предусматривать предоставление им иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (статья 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Расчёт инвестиционных затрат на мероприятия государственной программы выполняется на основе данных проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. В случае отсутствия проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, расчёт инвестиционных затрат на мероприятия государственной программы выполняется на основе сметных расчётов, выполненных заказчиком в соответствии с требованиями по определению стоимости строительства объектов, осуществляемого за счёт средств бюджета Ульяновской области.
В состав инвестиционных затрат включаются затраты в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов для областных государственных нужд и их финансировании за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 24.05.2007 N 186, а именно:
затраты на выполнение проектно-изыскательских работ, согласование и проведение экспертиз проектов;
затраты на выполнение пусконаладочных работ, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию, в случае, если они неразрывно связаны с работами по строящимся, реконструируемым и модернизируемым объектам;
затраты на приобретение объектов и оборудования (основных средств);
затраты на выполнение пусконаладочных работ по приобретенным объектам и оборудованию (основным средствам), включенных в договор на приобретение;
затраты на оплату договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, а также на оплату договоров оказания услуг по осуществлению строительного контроля на стройках и объектах, включенных в перечень строек и объектов для областных государственных нужд.
Сведения об участии иных организаций в реализации государственной программы приводятся в разрезе по подпрограммам.
3.13.6. В разделе 6 "Ожидаемый эффект от реализации мероприятий государственной программы" перечисляются показатели социальной, бюджетной эффективности, которые определяются при сравнении соответствующих показателей до начала реализации государственной программы и после её завершения.
При описании ожидаемого эффекта необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений в сфере реализации государственной программы.
Конкретные количественные и качественные оценки социальных, экономических, экологических и финансовых результатов реализации программы даются по каждому мероприятию.
Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в результате реализации мероприятий программы.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды.
Экономическая эффективность подразумевает снижение затрат на достижение целей мероприятий программы, а также предотвращение возможного экономического ущерба при условии бездействия. Экономическая эффективность и результативность реализации программы в основном зависят от степени достижения целевых показателей, которые приведены в программе.
Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, обеспечившим его получение.
Оценка эффективности мероприятий государственной программы проводится государственным заказчиком программы в соответствии с методикой оценки, разработанной с учётом специфики государственной программы. Методика оценки составляется таким образом, чтобы обеспечить достаточный уровень информативности, прозрачности, обоснованности и аналитичности расчётов и позволить составить достоверное и полное представление о результатах государственной программы.
Оценка ожидаемых результатов реализации государственной программы может осуществляться на основе:
- установленных показателей реализации программ, по которым планируются позитивные изменения;
- отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации (проблем) в отрасли;
- иных показателей, определённых государственной программой и характеризующих достижение целей программы.
В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учётом достижения целей и решения поставленных задач.
Оценку эффективности и результативности государственной программы рекомендуется осуществлять по годам и этапам в течение всего срока её реализации, а при необходимости эффективность оценивается и по итогам реализации программы.
3.13.7. Раздел 7 "Организация управления государственной программой" содержит систему организационных и управленческих взаимодействий государственного заказчика, соисполнителей и других субъектов, связанных с реализацией мероприятий государственной программы.
Управление и контроль реализации государственной программы должны соответствовать требованиям раздела 5 Порядка.
При подготовке раздела рекомендуется исходить из того, что управление реализацией программы включает:
а) распределение сфер ответственности и механизмы взаимодействия участников реализации государственной программы (текущее управление реализацией государственной программы осуществляется ответственным исполнителем;
б) необходимо предусмотреть механизм управления государственной программы, порядок и схему взаимодействия органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, иных участников (соисполнителей) программы;
в) координацию действий ИОГВ, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, других участников (соисполнителей) государственной программы;
г) распределение субсидий из областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий в рамках государственной программы;
д) механизм мониторинга и оценки эффективности реализации государственной программы, процедуры обеспечения публичности (открытости) результатов мониторинга и оценки реализации государственной программы;
е) обеспечение публичности (открытости) информации о значениях целевых показателей (индикаторов) государственной программы, результатах мониторинга её реализации;
ж) корректировку государственной программы (в том числе мероприятий и целевых индикаторов) в зависимости от результатов мониторинга и оценки выполнения государственной программы, изменения ситуации в отрасли и социально-экономическом положении региона, а также досрочное прекращение реализации государственной программы с описанием возможных условий;
з) подготовку подробного ежеквартального отчёта о ходе реализации государственной программы, годового отчёта о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственной программы.
3.14. Мероприятия государственной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными государственной программой. Изменение сроков и стоимости реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров государственной программы (подпрограммы), требует корректировки государственной программы (подпрограммы).
3.15. Если государственной программой предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе, в данном разделе в обязательном порядке устанавливаются условия предоставления и методика расчёта указанных межбюджетных субсидий.
3.16. Также указанный раздел должен содержать:
ссылки на нормативные правовые акты, договоры (соглашения) и иные документы, на основании которых организовывается выполнение программных мероприятий.
механизм корректировки государственной программы, в том числе мероприятий программы и их ресурсного обеспечения;
процедуры обеспечения публичности (открытости) мероприятий, условий участия исполнителей в мероприятиях государственной программы, а также информации о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;
порядок подготовки и предоставления обязательной отчётности.
3.17. В качестве приложения оформляется Методика оценки эффективности государственной программы. Методика представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учётом объёма ресурсов, направленных на её реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Ульяновской области.
Методика оценки составляется таким образом, чтобы обеспечить достаточный уровень информативности, прозрачности, обоснованности и аналитичности расчётов и позволить составить достоверное и полное представление о результатах государственной программы.
Методика оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области;
3) степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
3.18. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчётном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчётном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчётном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы (подпрограммы) в отчётном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями государственной программы (подпрограммы) в отчётном году.
3.19. Методика оценки эффективности разрабатывается для каждой государственной программы.
Методика оценки эффективности государственной программы должна предусматривать возможность проведения такой оценки в течение реализации государственной программы не реже чем один раз в год.
3.20. Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе её разработки (внесении изменений) и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое, макроэкономическое, демографическое развитие Ульяновской области, в том числе на прирост рабочих мест, рост производства и производительности труда, качество жизни населения, финансово-экономические последствия (динамику бюджетных доходов).
3.21. Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период её реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки.
При этом показатели эффективности, определяются при сравнении соответствующих показателей до начала реализации государственной программы и после её завершения.
Рекомендуется использовать конкретные количественные и качественные оценки социальных, экономических, экологических и финансовых результатов реализации государственной программы по каждому мероприятию.
3.22. Пример оценки эффективности реализации государственной программы, возможность достижения целевых индикаторов по которым находится в пропорциональной зависимости от объёмов финансирования.
В данном случае оценка реализации государственной программы проводится на основе сопоставления планируемого и фактически достигнутого показателя социально-экономической эффективности реализации мероприятий, где степень достижения запланированных результатов предполагается оценивать на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов и показателей с их плановыми значениями.
Оценка эффективности реализации государственной программы определяется по формуле:
,
где:
Е - показатель эффективности реализации государственной программы;
- оценка достижения запланированных значений показателей;
- оценка полноты использования бюджетных средств.
Оценка достижения запланированных значений показателей определяется по формуле:
,
где:
n - количество фактически достигнутых показателей;
- фактически достигнутые значения показателей;
m - количество плановых показателей;
- плановые значения показателей.
Оценка полноты использования бюджетных средств определяется по формуле:
,
где:
k - количество мероприятий государственной программы;
- фактическое использование бюджетных средств по отдельным мероприятиям государственной программы;
- плановое использование бюджетных средств.
Оценка эффективности реализации государственной программы будет тем выше, чем выше уровень достижения показателей и меньше уровень использования бюджетных средств, при этом Е > 1,4 характеризует очень высокую эффективность реализации государственной программы (значительно превышает плановые значения показателей), 1 < Е < 1,4 - высокую эффективность реализации государственной программы (превышение значений показателей), 0,5 < Е < 1 - низкую эффективность реализации государственной программы (не в полной мере достигнуты плановые значения показателей), Е < 0,5 - крайне низкую эффективность реализации государственной программы (не достигнуты плановые значения показателей более чем в 2 раза).
3.23. Пример оценки эффективности реализации государственной программы, результаты которых не находятся в пропорциональной зависимости от объёмов финансирования государственной программы.
В данном случае степень достижения запланированных результатов так же оценивается на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями, но без учёта влияния на эффективность программы показателя "полнота использования бюджетных средств".
Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчётному и базовому показателю. На плановый период указываются плановые значения по годам, а также целевое значение на среднесрочную перспективу с указанием года достижения этого значения.
Оценка эффективности реализации государственной программы по направлениям определяется по формуле:
,
где:
- эффективность хода реализации i-го направления государственной программы (в процентах);
- фактический индикатор, отражающий реализацию i-го направления государственной программы, достигнутый в ходе её реализации;
- нормативный индикатор, концентрирующий реализацию i-го направления, утвержденный государственной программы.
Интегральная оценка эффективности реализации государственной программы определяется по формуле:
,
где:
E - эффективность реализации государственной программы (в процентах);
Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации государственной программы;
TN - нормативные индикаторы, утверждённые государственной программы;
n - количество индикаторов государственной программы.
Расчёт фактических индикаторов, достигнутых в ходе реализации государственной программы, осуществляется в порядке, установленном ответственным исполнителем государственной программы.
На основе проведённой оценки эффективности реализации государственной программы могут быть сделаны следующие выводы:
- при значении показателя эффективности менее 50% реализация признается неэффективной;
- при значении показателя эффективности от 50 до 80% реализация признается умеренно эффективной;
- при значении показателя эффективности менее от 80 до 100% реализация признается эффективной;
- при значении показателя эффективности более 100% реализация признается высокоэффективной.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Паспорт государственной программы |
|
Содержание Приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 26 ноября 2013 г. N 05-451 "Об утверждении методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.