Приказ Министерства экономического развития Ульяновской области
от 22 октября 2015 г. N 05-339
"Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных программ Ульяновской области"
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 21 июня 2017 г. N 04-71 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 N 351-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области", приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке государственных программ.
Признать утратившим силу приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 26.11.2013 N 05-451 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных программ Ульяновской области".
Министр |
О.В. Асмус |
Методические рекомендации
по разработке государственных программ Ульяновской области
(утв. приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 22 октября 2015 г. N 05-339)
Методические рекомендации по разработке государственных программ Ульяновской области разработаны в соответствии с:
постановлением Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 N 351-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области";
распоряжением Правительства Ульяновской области от 12.08.2013 N 543-пр "Об утверждении перечня государственных программ Ульяновской области".
Правоотношения, возникающие в части разработки, утверждения и реализации государственных программ, регулируются статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой государственные программы субъекта Российской Федерации, реализуемые за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, формирования и реализации указанных программ устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Ульяновской области принято постановление Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 N 351-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области", в соответствии с которым государственная программа Ульяновской области (далее - государственная программа) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Ульяновской области.
Программно-целевой метод - метод, используемый в планировании, при котором постановка целей определена в качестве первоочередной задачи, после решения которой, подбираются пути достижения уже определённых целей. В широком смысле, используется логическая связка: "Цели - Способы - Средства". Метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению в условиях ограниченного ресурсного обеспечения.
Учитывая, что реализация поставленных задач будет осуществляться, как правило, в условиях ограниченного ресурсного обеспечения, основным акцентом программно-целевого планирования становится отбор основных целей (приоритетов) социального, экономического и научно-технического развития. В связи с этим разработка взаимоувязанных мероприятий по достижению целей в намеченные сроки должна стать инструментом, обеспечивающим эффективный и сбалансированный механизм реализации всей государственной программы в целом. Последнее должна обеспечить эффективно выстроенная система управления государственной программой.
Непосредственной подготовке проектов государственных программ должно предшествовать изучение законодательства в соответствующей и смежных сферах отношений с тем, чтобы не только обеспечить единство применяемой в них терминологии с терминологией, используемой в актах федерального законодательства, и исключить дублирование определений основных используемых в них понятий, уже определённых актами федерального законодательства, но и чётко представлять себе механизм реализации проектных положений.
Положения проектов государственных программ должны быть сформулированы чётко, определённо и ясно с тем, чтобы исключить возможность их неоднозначного толкования и применения, и быть как можно более конкретными.
Общие положения
Методические рекомендации по разработке государственных программ Ульяновской области (далее - Методические рекомендации) определяют требования к разработке проектов государственных программ, подготовке ежеквартальных отчётов о ходе реализации государственной программы, сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ульяновской области, а также требования к подготовке Плана-графика реализации государственных программ Ульяновской области.
Понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области (далее - Порядок), утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 N 351-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области".
Основанием для разработки государственных программ является перечень государственных программ Ульяновской области (далее - Перечень), утверждённый распоряжением Правительства Ульяновской области от 12.08.2013 N 543-пр "Об утверждении перечня государственных программ Ульяновской области", формируемый в соответствии с Порядком.
При этом основные направления деятельности в рамках реализации государственных программ могут дополняться путем внесения изменения в Перечень.
Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:
формирования государственных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития, определённых Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (далее - Стратегия) с учётом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа и в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Ульяновской области, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Ульяновской области, поручениями Губернатора и Правительства Ульяновской области;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области;
установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития Ульяновской области, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, то есть характеристики объёма и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы));
интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, тарифных, долговых и иных) инструментов для достижения целей государственных программ;
наличия у участников реализации государственной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации государственных программ.
Внесение изменений в государственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта государственной программы в соответствии с требованиями Порядка.
В целях повышения эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, рассмотрения проекта перечня государственных программ Ульяновской области (проекта распоряжения Правительства Ульяновской области о внесении в перечень государственных программ Ульяновской области изменений), повышения качества разработки проектов государственных программ Ульяновской области (проектов постановлений Правительства Ульяновской области о внесении в государственные программы Ульяновской области изменений) создана комиссия по государственным программам Ульяновской области (далее - Комиссия), совещательный орган, сформированный Правительством Ульяновской области.
Порядок принятия решения о разработке государственной программы
Разработка государственных программ осуществляется на основании принятого Правительством Ульяновской области решения, оформляемого посредством включения государственной программы в перечень государственных программ.
Перечень утверждается распоряжением Правительства Ульяновской области.
Проект перечня формируется Министерством экономического развития Ульяновской области на основании положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Ульяновской области, предусматривающих реализацию государственных программ, во исполнение поручений Губернатора и Правительства Ульяновской области, а также с учётом предложений исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (далее - ИОГВ).
Внесение в перечень изменений производится по решению Правительства Ульяновской области до 01 июня года, предшествующего очередному финансовому году, на основании предложений Министерства экономического развития Ульяновской области, подготовленных в соответствии с положениями нормативных правовых актов Ульяновской области, предусматривающих реализацию государственных программ, а также во исполнение поручений Губернатора и Правительства Ульяновской области и по предложениям ИОГВ.
Для включения государственной программы в перечень Правительством Ульяновской области либо ИОГВ области в Комиссию направляется документ, содержащий:
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей будущей государственной программы приоритетам развития Ульяновской области, закреплённым в Стратегии.
В разделе указываются:
- анализ причин возникновения проблемы;
- факторы, которые в наибольшей степени повлияли на развитие процессов в данной области;
- обоснование необходимости решения проблемы программным методом;
- основание разработки государственной программы (наименование нормативного правового акта Российской Федерации, Ульяновской области, протокола заседания Правительства Ульяновской области и пр.);
- соответствие будущей государственной программы целевым ориентирам Стратегии, с указанием конкретных положений, подтверждающих наличие соответствия.
Возможные варианты решения проблемы и оценка, как преимуществ, так и возможных негативных последствий каждого из возможных вариантов.
В разделе описывается альтернативные варианты решения проблемы, в том числе различных вариантов, не требующих привлечения бюджетных средств, обоснование выбора наилучшего варианта.
В разделе приводится предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений.
Указывается обоснование важности и необходимости решения существующих проблем посредством государственной программы, достижения результатов государственной программы для Ульяновской области, населения или отдельных его групп.
В качестве обоснования преимущества достижения поставленной цели путём реализации государственной программы могут использоваться такие аргументы, как:
высокие удельные затраты на реализацию альтернативных вариантов достижения заявленных целей;
более продолжительные сроки подготовки и реализации альтернативных вариантов достижения заявленных целей;
низкая бюджетная эффективность реализации альтернативных вариантов;
организационные, экономические, финансовые, правовые и иные проблемы, возникающие в случае реализации альтернативных вариантов достижения поставленных целей и ожидаемых результатов, и др.
Предложения по целям государственной программы, целевым индикаторам государственной программы, позволяющим оценивать ход её реализации, с обоснованием выбора этих индикаторов, т.е.:
- сроки выполнения государственной программы;
- цели государственной программы с описанием предлагаемого способа их достижения с разбивкой на года (этапы) реализации государственной программы;
- предложения по целевым индикаторам для оценки степени достижения поставленных целей с учётом специфики отрасли и решаемых проблемных вопросов, на вариантной основе, с обоснованием выбора этих индикаторов.
Предложения по объёмам и источникам финансового обеспечения реализации государственной программы.
После выбора наиболее оптимального варианта решения проблемы и определения ключевых направлений деятельности и целей государственной программы описываются:
а) основные мероприятия, реализация которых обеспечит максимально эффективное достижение поставленных целей;
б) сроки реализации мероприятий государственной программы и требуемые объёмы финансирования - общий объём финансирования мероприятий государственной программы и разбивку финансирования по годам в соответствии со сроками их выполнения, источниками, видами работ.
В отношении всех источников финансирования мероприятий программы указываются виды этих источников, механизм привлечения средств, порядок и сроки финансирования, условия использования, обоснование степени гарантированности выделения указанных средств.
В случае, если к решению затронутой проблемы в рамках государственной программы планируется привлекать средства федерального бюджета, местных бюджетов или средства из иных источников финансирования, то необходимо иметь в виду следующее:
- средства федерального бюджета в государственной программе указываются в качестве прогнозных;
- средства местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об организации местного самоуправления в Российской Федерации не являются и не могут являться источником финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации. Поэтому средства местных бюджетов указываются в качестве прогнозных;
- в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об организации местного самоуправления в Российской Федерации в государственной программе недопустимо определять конкретный размер средств местных бюджетов, подлежащих выделению в целях решения той или иной затронутой в программе проблемы. Равным образом, неправильными являются записи в государственных программах о том, что "средства местных бюджетов привлекаются на условиях софинансирования", поскольку именно предусмотренные государственными программами межбюджетные субсидии местным бюджетам являются "софинансированием" (дополнительным финансированием) исполнения органами местного самоуправления расходных обязательств по решению соответствующих вопросов местного значения;
- по тем же основаниям межбюджетные субсидии местным бюджетам предоставляются исключительно по результатам отбора, поэтому недопустимым является указание в государственных программах на конкретные муниципальные образования, которым будут предоставляться такие субсидии, а также перечисление в них конкретных объектов муниципальной собственности, которые, например, будут построены (отремонтированы, реконструированы) за счёт межбюджетных субсидий из областного бюджета Ульяновской области.
в) обоснование прогнозных затрат на реализацию государственной программы. Приводятся укрупнённые предварительные расчёты по определению потребности в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения (средства областного бюджета, средства федерального бюджета, бюджет муниципального образования, внебюджетные средства и т.д.).
В данном разделе приводится обоснование необходимости и целесообразности финансирования мероприятий государственной программы в запланированных объёмах.
Предварительную оценку ожидаемой эффективности предлагаемого варианта решения проблемы. Указываются:
- ожидаемые конечные результаты выполнения государственной программы;
- оценка влияния результатов реализации государственной программы на показатели социально-экономического развития Ульяновской области;
- сведения об объектах основных средств, имущественных комплексах, которые планируется создать в ходе государственной программы, в том числе остающихся в собственности Ульяновской области и передаваемых прочим собственникам;
- целевые количественные индикаторы для оценки степени достижения результатов;
- показатели социальной и бюджетной эффективности реализации государственной программы.
Предложения по государственным заказчикам государственной программы (государственным заказчикам-координаторам государственной программы) государственной программы (далее - государственный заказчик), соисполнителям.
- наименование государственного заказчика;
- наименование соисполнителей;
- порядок разработки программы;
- сроки разработки программы;
- состав ответственных за разработку программы исполнителей;
- оценочная стоимость работ по разработке проекта государственной программы.
Предложения по возможным методам управления и системе мониторинга реализации государственной программы.
Описание альтернативных вариантов управления реализацией и мониторинга программы, обоснованный выбор оптимального и наиболее эффективного варианта.
2.3.8. Предполагаемый срок подготовки проекта государственной программы (подпрограммы).
Анализ итогов реализации государственной программы в предыдущие годы (в случае разработки государственной программы в качестве продолжения действовавшей государственной программы).
При необходимости продления срока реализации государственной программы более чем на 1 год разрабатывается новая государственная программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с Порядком. При этом обоснование разработки новой государственной программы должно включать в себя:
- основные сведения по предшествующей государственной программы: наименование, сроки реализации, государственный заказчик, исполнители, объёмы финансирования, мероприятия;
- описание результатов по итогам реализации предшествовавшей государственной программе: достижение поставленных целей, соблюдение условий государственной программы, объёмы финансирования, выполнение поставленных государственной программой задач, степень достижения целевых индикаторов и др.;
- подтверждение актуальности нерешённых проблем, причины, по которым они не были решены.
При одобрении Комиссией предложений о разработке проекта государственной программы и рекомендаций Правительству Ульяновской области включить её в перечень государственных программ по результатам представленной на обсуждение информации начинается разработка проекта государственной программы государственным заказчиком совместно с соисполнителями в соответствии с Порядком.
Государственные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утверждённые государственные программы подлежат утверждению Правительством Ульяновской области до принятия Законодательным Собранием Ульяновской области закона Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период. Ориентировочная дата утверждения государственных программ (внесения изменений в них) 01 сентября.
Разработка проекта государственной программы
Разработка государственной программы и её структура
Государственная программа содержит паспорт, текстовую часть и приложения.
Государственная программа имеет следующую структуру:
Паспорт государственной программы согласно Приложению N 1.
В составе текстовой части государственной программы формируются следующие разделы:
Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа.
Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы.
Сроки и этапы реализации государственной программы.
Система мероприятий государственной программы.
Ресурсное обеспечение государственной программы.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий государственной программы.
Организация управления государственной программой.
В качестве приложения государственная программа содержит:
Методику оценки эффективности реализации государственной программы, содержащую порядок проведения указанной оценки и её критерии, разрабатываемую государственным заказчиком с учётом специфики государственной программы.
Материалы по отдельным разделам государственной программы (таблицы, диаграммы, карты и иные детализирующие проект государственной программы материалы).
Структура государственной программы может включать в себя подпрограммы.
Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности, решаемых в рамках государственной программы целей и задач.
Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на финансовое обеспечение создания условий для реализации государственной программы.
Подпрограммы и мероприятия одной государственной программы не могут быть включены в другую государственную программу.
Подпрограммы государственной программы разрабатываются, утверждаются и реализуются в порядке, принятом для государственных программ.
В случае если государственная программа содержит более чем одну подпрограмму, то в основной государственной программе указываются общие сведения о реализации государственной программы, а в подпрограммах указываются подробные сведения о реализации государственной программы.
Подпрограмма должна содержать следующие разделы:
Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма.
Цели, задачи и целевые индикаторы подпрограммы.
Сроки и этапы реализации подпрограммы.
Система мероприятий подпрограммы.
Ресурсное обеспечение подпрограммы.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий подпрограммы.
Организация управления подпрограммой.
Наличие иных разделов допускается только в случае, если в качестве финансового обеспечения мероприятий Программы предусмотрены субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета областному бюджету Ульяновской области. Состав и содержание разделов Программы могут быть изменены с учётом требований федеральных правовых актов.
Рекомендуемый объём государственной программы не более 50 страниц.
Государственная программа печатается на стандартных листах бумага формата А4 с использованием текстового редактора Word или в другом совместимом с ним, формате, шрифтом Times New Roman размером 14 через 1-2 межстрочных интервала, а для оформления табличных материалов допускается использование шрифта размером N 12.
Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Каждый лист должен иметь поля не менее: 30 мм - левое, 10 мм - правое, 20 мм - верхнее, 20 мм - нижнее.
Номера страниц проставляются посередине верхнего поля страницы. Номер на первой странице не ставится.
Для выделения части текста документа, наименования, заголовка, примечания могут использоваться полужирное начертание, курсив, подчёркивание или смещение относительно границ основного текста.
Рекомендуется создание рабочей группы по подготовке государственной программы, состоящей из руководителей и специалистов ИОГВ, осуществляющего полномочия в сфере деятельности государственной программы, и других ИОГВ, а также органов местного самоуправления, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, общественных объединений (ассоциаций, союзов), образовательных учреждений, профсоюзных организаций, научно-исследовательских и других организаций (при необходимости).
Проект государственной программы необходимо разместить на официальном сайте ИОГВ - государственного заказчика для публичного обсуждения. Для обсуждения проекта рекомендуется привлекать органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность, некоммерческие организации, объединяющие такие хозяйствующие субъекты, общественные объединения (ассоциации, союзы), образовательные учреждения, профсоюзные организации, научно-исследовательские и другие организации.
Разработка проекта государственной программы производится государственным заказчиком совместно с соисполнителями в соответствии с Порядком.
Заполнение паспорта государственной программы
Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно Приложению N 1.
Наименование государственной программы указывается в соответствии с Перечнем государственных программ Ульяновской области с указанием годов её реализации.
Государственным заказчиком является только Правительство Ульяновской области либо ИОГВ, определённый Правительством Ульяновской области в качестве государственного заказчика.
В случае наличия нескольких государственных заказчиков в проекте постановления Правительства Ульяновской области об утверждении государственной программы определяется государственный заказчик - координатор из их числа, на которого возлагается ответственность за разработку и реализацию государственной программы в целом.
Органы местного самоуправления не могут являться соисполнителями реализации программных мероприятий, даже по согласованию.
Цели, задачи и целевые индикаторы, а также этапы и сроки реализации государственной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка, а также настоящими Методическими рекомендациями.
Ресурсное обеспечение государственной программы включает в себя бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области на реализацию государственной программы в целом. Указывается общий объём бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом, а также по каждой подпрограмме и по годам реализации государственной программы.
Объём бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до второго знака после запятой.
Возможно указание кроме общего объёма бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом, а также по каждой подпрограмме государственной программы по годам реализации государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) в сфере реализации государственной программы, сроков их достижения.
Содержание государственной программы
При разработке государственной программы рекомендуется придерживаться следующих принципов:
комплексный подход к решению проблем на территории Ульяновской области, который предусматривает учёт всех факторов (социально-экономических, демографических, экологических, культурных, организационно-административных и др.), оказывающих влияние на состояние и развитие проблемной сферы деятельности;
системность, предусматривающая формирование системообразующих элементов сферы деятельности и их функциональной взаимосвязи;
чёткое разграничение сфер ответственности ИОГВ, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов;
эффективное использование ресурсов, направляемых на разработку и реализацию государственной программы.
Разработка государственной программы в качестве самостоятельного документа целесообразна только в том случае, если в действующих на территории Ульяновской области программных документах не предусмотрена реализация мероприятий аналогичной направленности.
Разделы государственной программы заполняются следующим образом.
Раздел 1 "Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа". В данном разделе необходимо:
описать содержание и состояние проблемы, на решение которой направлена разрабатываемая программа;
обосновать необходимость разработки программы;
определить взаимосвязь программы с действующими федеральными и региональными программными документами (стратегиями, концепциями, программами социально-экономического развития, программами развития, реализуемыми в проблемной сфере экономики и социальной сфере на территории Российской Федерации и на территории Ульяновской области).
При описании текущей ситуации в проблемной сфере деятельности, а также при характеристике существующих проблем, требующих решения посредством разработки и реализации государственной программы, рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие положение в обозначенном секторе экономики и/или социальной сфере Ульяновской области, и обозначить перечень мер, которые могут способствовать решению проблемных вопросов. Значения количественных показателей рекомендуется представлять в динамике за последние три года. При этом на основании статистических данных, мониторингов и обзоров проблемной сферы деятельности, исследований анализируется ситуация в Ульяновской области. Для более полного анализа ситуации в Ульяновской области рекомендуется сравнить средние значения отдельных показателей с показателями Приволжского федерального округа, субъектов Российской Федерации, сходных по типу экономики и уровню развития социальной сферы.
Описание основных проблем рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы, с выделением основных экономических, социально-демографических, организационно-административных и иные факторов, оказывающих влияние на состояние и развитие проблемной сферы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены в целях улучшения ситуации.
Проблемы должны соответствовать следующим требованиям:
проблема должна находиться в сфере ИОГВ, ответственного за проведение государственной политики в этой сфере;
проблема не должна быть слишком общей и глобальной;
проблема должна быть описана доступным языком с возможностью донесения до заинтересованных сторон, почему сложившаяся ситуация неприемлема и что необходимо изменить;
проблемы не должны дублироваться;
формулировка проблемы должна быть краткой и лаконичной;
обоснование проблемы должно подтверждаться цифровым материалом.
Если ИОГВ в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов.
В описании текущей ситуации следует избегать декларативных положений, не подтверждённых фактической (в том числе количественной) информацией. Необходимо дать обоснование соответствия государственной программы приоритетам Стратегии и других программных документов, реализуемых на территории Ульяновской области.
В данном разделе также необходимо привести обоснование необходимости решения существующих проблем программным методом, преимущества его использования. Целесообразность применения данного метода определяется такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем; необходимость комплексной увязки мероприятий по развитию данного направления; необходимость выполнения крупных по объёмам и длительным по срокам реализации инвестиционных проектов; необходимость консолидации усилий ИОГВ, органов местного самоуправления и бизнеса.
В качестве обоснования преимущества достижения поставленной цели, путём реализации государственной программы, могут использоваться такие аргументы, как:
высокие удельные затраты на реализацию альтернативных вариантов достижения заявленных целей;
более продолжительные сроки подготовки и реализации альтернативных вариантов достижения заявленных целей;
низкая бюджетная эффективность реализации альтернативных вариантов;
организационные, экономические, финансовые, правовые и иные проблемы, возникающие в случае реализации альтернативных вариантов достижения поставленных целей и ожидаемых результатов, и др.
Так же в данном разделе приводится анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривают:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы;
качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.
При этом производится описание основных технических, организационных, финансовых и иных рисков, с которыми связана реализация государственной программы.
По каждому виду риска указываются наиболее значимые влияющие факторы, степень их влияния на результаты реализации государственной программы, способы и мероприятия по минимизации.
Кроме того, данный раздел включает в себя основные понятия и термины, используемые в государственной программе. Кратко раскрывается содержание основных понятий и терминов, употребляемых в тексте государственной программы. Указываются лишь те термины и понятия, которые не определены законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области.
Раздел 2 "Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы". Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы и отражать конечные результаты реализации государственной программы.
Приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Ульяновской области определяются в указах Президента Российской Федерации, концепции долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, отраслевых документах государственного стратегического планирования, стратегиях социально-экономического развития Ульяновской области, Бюджетном послании Губернатора Ульяновской области Законодательному Собранию Ульяновской области и иных стратегических документах, в том числе в:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года";
Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года, утверждённой Постановлением Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 N 16/319-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года";
стратегиях долгосрочного развития отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации, Приволжского федерального округа и Ульяновской области;
государственных программах Российской Федерации;
прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и Ульяновской области на долгосрочную перспективу, прогнозах развития отраслей экономики и социальной сферы в Ульяновской области и в Российской Федерации в целом.
Цели должны обладать следующими свойствами: значимость для Ульяновской области;
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
конкретность, что подразумевает их ясность и отсутствие причин для произвольной или неоднозначной трактовки (не допускаются размытые (нечёткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость, что подразумевает исключение разногласий, насколько успешно они достигнуты (или нет), облегчает установление обратной связи по промежуточным результатам;
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, затрудняющие понимание лицам, не обладающими профессиональными знаниями в сфере бюджетного планирования и финансовой деятельности; указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы, а так же описание путей, средств и методов достижения цели. Достижение цели обеспечивается за счёт решения задач государственной программы.
Задача государственной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций, в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели. Государственная программа не должна содержать избыточное количество задач программы (подпрограммы).
При постановке целей и задач необходимо охватить все направления реализации государственной программы и обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать целевые индикаторы, характеризующие достижение целей или решение задач.
Оптимальным количеством целей, решаемых в рамках государственной программы является одна или две цели. Оптимальным количеством задач для решения поставленных целей, является три - пять задач. Целевые индикаторы устанавливаются на основе: показателей прогноза социально-экономического развития Ульяновской области;
целевых индикаторов государственных программ Российской Федерации в соответствующей сфере социально-экономического развития.
В случае если в рамках государственной программы предусмотрены субсидии или субвенции бюджетам муниципальных образований области, в государственную программу включаются сведения о составе и значениях целевых индикаторов государственной программы, характеризующих достижение конечных результатов по годам ее реализации, в разрезе муниципальных образований Ульяновской области.
При заключении соглашений с муниципальными образованиями на предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей государственной программы Ульяновской области, в обязательном порядке устанавливаются показатели результативности межбюджетных субсидий.
Используемые целевые индикаторы должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (индикатор должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искажённому представлению о результатах реализации государственной программы);
объективность (не допускается использование индикаторов, улучшение отчётных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им ИОГВ и организаций к искажению результатов реализации государственной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки государственной программы);
однозначность (определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов и индикаторов, не имеющих чёткого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчётных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые индикаторы должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор индикаторов следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с индикаторами, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с индикаторами, используемыми в других субъектах Российской Федерации);
своевременность и регулярность (отчётные данные должны поступать со строго определённой периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком её использования).
Целевые индикаторы государственной программы должны отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация государственной программы.
Целевые индикаторы государственной программы могут отражать основные параметры государственного задания в части качества и объема предоставляемых государственных услуг.
Целевые индикаторы государственной программы должны являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесса, объекта).
Индикаторы должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утверждённым методикам и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.
В разделе целесообразно привести обоснование состава и значений целевых индикаторов государственной программы и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
В число используемых целевых индикаторов целесообразно включать показатели, увязанные с показателями, определенными в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года, в том числе и в Указе Президента Российской Федерации от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Индикаторы подпрограмм должны быть увязаны с индикаторами, характеризующими достижение целей и решение задач государственной программы. Следует привести обоснование состава и значений индикаторов и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
К проекту государственной программы прилагается методика сбора исходной информации и расчёта целевых индикаторов.
Пояснения к индикатору должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений индикатора. Пояснения к индикатору включают в текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Базовым считается индикатор, с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (ВВП, объём промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
Информация о составе и значениях целевых индикаторов приводится по форме, установленной Приложением N 2.
В разделе 3 "Сроки и этапы реализации государственной программы" устанавливается общий срок реализации государственной программы. Индикаторы должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утверждённым методикам и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения. На основе последовательности решения задач государственной программы определяются этапы её реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации государственной программы.
Государственную программу необходимо разрабатывать на срок не менее 5 лет.
Срок реализации государственной программы не может быть менее периода, который определен для реализации подпрограммы, сформированной в составе государственной программы.
Раздел 4 "Система мероприятий государственной программы". Для достижения определённых государственной программой целей и решения поставленных задач рекомендуется предусматривать систему программных мероприятий, направленных на:
совершенствование нормативной правовой базы;
реализацию мероприятий некоммерческого характера;
реализацию коммерческих (инвестиционных) проектов.
Перечень основных мероприятий государственной программы, а также подпрограмм содержит обоснование выделения подпрограмм, разделов, обобщённую характеристику основных мероприятий государственной программы.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения государственной программы, но не усложнять систему контроля и отчётности.
Основные мероприятия:
формируются в рамках подпрограммы (при её наличии);
представляют собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных целей, задач, объединённых исходя из необходимости рациональной организации их решения;
отражают цель государственной поддержки, предоставления межбюджетного трансферта.
Наименование основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач государственной программы (подпрограммы).
В формулировках мероприятий описываются предпринимаемые в рамках своей компетенции действия государственного заказчика и исполнителя по решению поставленных задач в ходе достижения целей государственной программы.
Наименования мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации государственной программы, не допускалась неоднозначная трактовка и исключалась возможность иного применения, чем было заложено при утверждении проекта государственной программы.
Инвестиционные проекты, финансирование которых в рамках мероприятий государственной программы планируется осуществлять полностью или частично за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, проходят интегральную оценку и проверку на предмет эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на капитальные вложения, в порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области от 26.04.2010 N 135-П "Об оценке эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на капитальные вложения".
Не допускается включение в государственную программу мероприятий, связанных с полным или частичным финансированием за счёт средств областного бюджета Ульяновской области инвестиционных проектов, не прошедших оценку эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на капитальные вложения, либо получивших отрицательное заключение при их оценке в порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области от 26.04.2010 N 135-П "Об оценке эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области, направляемых на капитальные вложения".
Если мероприятие государственной программы предусматривает предоставление государственной поддержки в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, то государственным заказчиком одновременно разрабатывается проект постановления Правительства Ульяновской области об утверждении порядка предоставления государственной поддержки, который подлежит оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области от 16.12.2013 N 607-П "Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и признании утратившими силу отдельных постановлений (отдельного положения постановления) Правительства Ульяновской области".
В случае получения государственным заказчиком отрицательного заключения по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Ульяновской области об утверждении порядка предоставления указанной государственной поддержки включение соответствующего мероприятия в государственную программу не допускается.
Информация об основных мероприятиях программ и подпрограмм государственной программы отражается по форме, установленной Приложением N 3.
Раздел 5 "Ресурсное обеспечение государственной программы" должен содержать информацию с обоснованием объёма финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы за счёт бюджетных ассигнования областного бюджета Ульяновской области с расшифровкой по основным мероприятиям подпрограмм, разделам, а также по годам реализации государственной программы.
Ресурсное обеспечение государственной программы рекомендуется рассчитывать на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия государственной программы. Расчёт финансовых ресурсов проводится в ценах текущего года.
Окончательные объемы бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий программы устанавливаются Законом Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области" на очередной финансовый год и плановый период.
Данный раздел должен включать в себя обоснование возможности или невозможности привлечения, помимо средств областного бюджета Ульяновской области, средств из федерального, внебюджетные средства, а также содержать описание механизмов привлечения этих средств.
В качестве обеспечения основных мероприятий подпрограмм государственной программы могут быть предусмотрены субсидии из федерального бюджета в случае, если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач, по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и Ульяновской области. В данном случае необходимо прописать, что для достижения поставленных целей и задач будут использованы средства межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых ежегодно по итогам конкурсных процедур, проводимых федеральным органов исполнительной власти.
В случае, если к решению затронутой в проекте государственной программы планируется привлекать средства местных бюджетов, необходимо учитывать положения пункта 2.3.4. настоящих Методических рекомендаций.
Пункт 2.3.8 в настоящем приказе отсутствует
В случае, если государственная программа предусматривает мероприятия по поддержке муниципальных образований с целью улучшения ситуации в заданной сфере деятельности, то указанная программа должна содержать принципы софинансирования мероприятий программы из государственного бюджета и бюджетов муниципальных образований, методику расчета субсидий, порядок и условия их предоставления (пункт 3 статьи 139, пункт 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В данном разделе описывается, на какие цели будут предоставлены субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.
В случае необходимости предоставления средств областного бюджета Ульяновской области конкретному муниципальному образованию на решение конкретной проблемы, необходимо предусматривать предоставление им иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (статья 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Расчёт инвестиционных затрат на мероприятия государственной программы выполняется на основе данных проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. В случае отсутствия проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, расчёт инвестиционных затрат на мероприятия государственной программы выполняется на основе сметных расчётов, выполненных заказчиком в соответствии с требованиями по определению стоимости строительства объектов, осуществляемого за счёт средств бюджета Ульяновской области.
В состав инвестиционных затрат включаются затраты в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов для областных государственных нужд и их финансировании за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 22.09.2014 N 432-П "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для областных государственных нужд, финансируемых за счёт средств областного бюджета Ульяновской области", а именно:
на выполнение проектно-изыскательских работ, согласование и проведение экспертиз проектов или на приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации (в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения);
на выполнение пусконаладочных работ, необходимых для ввода в эксплуатацию включённых в Перечень объектов, в случае, если они неразрывно связаны с проводимыми работами на строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектах государственной собственности Ульяновской области;
на приобретение незавершённых строек, а также объектов недвижимого имущества;
на выполнение пусконаладочных работ по приобретённым объектам недвижимого имущества;
на оплату договоров подряда на строительство, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов недвижимого имущества, относящихся к основным средствам, а также на оплату договоров оказания услуг по осуществлению строительного контроля на стройках и объектах, включённых в Перечень;
на оплату услуг по осуществлению авторского надзора;
на оформление земельно-правовых документов на земельные участки, на которых расположены стройки и объекты;
на оплату технических условий подключения (технологического присоединения) строек и объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
на оплату услуг по согласованию проектных решений с эксплуатирующими (сетевыми) организациями.
Сведения об участии иных организаций в реализации государственной программы приводятся в разрезе по подпрограммам.
В разделе 6 "Ожидаемый эффект от реализации мероприятий государственной программы" перечисляются показатели социальной, бюджетной эффективности, которые определяются при сравнении соответствующих показателей до начала реализации государственной программы и после её завершения.
При описании ожидаемого эффекта необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений в сфере реализации государственной программы.
Конкретные количественные и качественные оценки социальных, экономических, экологических и финансовых результатов реализации программы даются по каждому мероприятию.
Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в результате реализации мероприятий программы.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды.
Экономическая эффективность подразумевает снижение затрат на достижение целей мероприятий программы, а также предотвращение возможного экономического ущерба при условии бездействия. Экономическая эффективность и результативность реализации программы в основном зависят от степени достижения целевых показателей, которые приведены в программе.
Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, обеспечившим его получение.
Оценка эффективности мероприятий государственной программы проводится государственным заказчиком программы в соответствии с методикой оценки, разработанной с учётом специфики государственной программы. Методика оценки составляется таким образом, чтобы обеспечить достаточный уровень информативности, прозрачности, обоснованности и аналитичности расчётов и позволить составить достоверное и полное представление о результатах государственной программы.
Оценка ожидаемых результатов реализации государственной программы может осуществляться на основе:
- установленных показателей реализации программ, по которым планируются позитивные изменения;
- отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации (проблем) в отрасли;
- иных показателей, определённых государственной программой и характеризующих достижение целей программы.
В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учётом достижения целей и решения поставленных задач.
Оценку эффективности и результативности государственной программы необходимо осуществлять по годам и этапам в течение всего срока её реализации, а при необходимости эффективность оценивается и по итогам реализации программы.
Раздел 7 "Организация управления государственной программой" содержит систему организационных и управленческих взаимодействий государственного заказчика, соисполнителей и других субъектов, связанных с реализацией мероприятий государственной программы.
Управление и контроль реализации государственной программы должны соответствовать требованиям раздела 5 Порядка.
При подготовке раздела рекомендуется исходить из того, что управление реализацией программы включает:
а) распределение сфер ответственности и механизмы взаимодействия участников реализации государственной программы (текущее управление реализацией государственной программы осуществляется ответственным исполнителем;
б) необходимо предусмотреть механизм управления государственной программы, порядок и схему взаимодействия органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, иных участников (соисполнителей) программы;
в) координацию действий ИОГВ, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов, других участников (соисполнителей) государственной программы;
г) распределение субсидий из областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий в рамках государственной программы;
д) механизм мониторинга и оценки эффективности реализации государственной программы, процедуры обеспечения публичности (открытости) результатов мониторинга и оценки реализации государственной программы;
е) обеспечение публичности (открытости) информации о значениях целевых показателей (индикаторов) государственной программы, результатах мониторинга её реализации;
ж) корректировку государственной программы (в том числе мероприятий и целевых индикаторов) в зависимости от результатов мониторинга и оценки выполнения государственной программы, изменения ситуации в отрасли и социально-экономическом положении региона, а также досрочное прекращение реализации государственной программы с описанием возможных условий;
з) подготовку подробного ежеквартального отчёта о ходе реализации государственной программы, годового отчёта о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственной программы.
Мероприятия государственной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными государственной программой. Изменение сроков и стоимости реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров государственной программы (подпрограммы), требует корректировки государственной программы (подпрограммы).
Если государственной программой предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе, в данном разделе в обязательном порядке устанавливаются условия предоставления и методика расчёта указанных межбюджетных субсидий.
Также указанный раздел должен содержать:
ссылки на нормативные правовые акты, договоры (соглашения) и иные документы, на основании которых организовывается выполнение программных мероприятий.
механизм корректировки государственной программы, в том числе мероприятий программы и их ресурсного обеспечения;
процедуры обеспечения публичности (открытости) мероприятий, условий участия исполнителей в мероприятиях государственной программы, а также информации о проводимых конкурсах и критериях определения победителей;
порядок подготовки и предоставления обязательной отчётности. Подпрограмма государственной программы "Обеспечение реализации государственной программы" должна содержать сведения об объёмах бюджетных ассигнований выделенных на содержание государственного заказчика государственной программы, а также расходы на содержание подведомственной сети, средств предусмотренные на выполнение государственного задания и выполнение государственных функций государственного заказчика государственной программы Ульяновской области.
В качестве приложения оформляется Методика оценки эффективности государственной программы (далее - Методика). Методика представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной программы и должна быть основана на оценке результативности государственной программы с учётом объёма ресурсов, направленных на её реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Ульяновской области.
Методика составляется таким образом, чтобы обеспечить достаточный уровень информативности, прозрачности, обоснованности и аналитичности расчётов и позволить составить достоверное и полное представление о результатах государственной программы.
Методика оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области;
3) степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации);
4) оценку бюджетной эффективности государственных услуг;
5) оценку степени проработанности проекта, его задач и мероприятий.
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчётном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчётном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчётном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы (подпрограммы) в отчётном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями государственной программы (подпрограммы) в отчётном году.
Методика оценки эффективности разрабатывается для каждой государственной программы.
Методика оценки эффективности государственной программы должна предусматривать возможность проведения такой оценки в течение реализации государственной программы не реже чем один раз в год.
Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе её разработки (внесении изменений) и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое, макроэкономическое, демографическое развитие Ульяновской области, в том числе на прирост рабочих мест, рост производства и производительности труда, качество жизни населения, финансово-экономические последствия (динамику бюджетных доходов).
Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период её реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки.
При этом показатели эффективности, определяются при сравнении соответствующих показателей до начала реализации государственной программы и после её завершения.
Рекомендуется использовать конкретные количественные и качественные оценки социальных, экономических, экологических и финансовых результатов реализации государственной программы по каждому мероприятию.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Управление, контроль реализации и оценка эффективности государственной программы
Для контроля хода реализации государственной программы государственный заказчик формирует План-график реализации государственной программы на планируемый год (далее - План-график) по форме согласно приложению N 4. План-график утверждается распоряжением Правительства или исполнительного органа государственной власти Ульяновской области - государственного заказчика государственной программы.
Мероприятия государственной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными Планом-графиком. Изменение сроков и стоимости реализации мероприятий, влияющее на реализацию целей и задач государственной программы (подпрограммы), требует корректировки плана-графика реализации государственной программы, не позднее 30 дней с момента утверждения изменений.
Государственный заказчик государственной программы составляет совместно с соисполнителями и представляет в Министерство экономического развития Ульяновской области ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовой отчеты (по форме согласно приложению 4) в сроки:
1) квартальный:
по состоянию на 1 апреля - до 20 апреля текущего года;
по состоянию на 1 июля - до 20 июля текущего года;
по состоянию на 1 октября - до 20 октября текущего года;
2) годовой - по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, - до 01 февраля года, следующего за отчетным.
Отчётные материалы должны содержать информацию по всем исполнителям программы, подпрограммам. Если в рамках государственной программы предоставляются субсидии муниципальным образованиям Ульяновской области, то отчет должен быть представлен в разрезе муниципальных образований.
Мониторинг реализации государственных программ осуществляется Министерством экономического развития Ульяновской области в соответствии с Порядком на основе данных ежеквартальных отчётов ходе реализации государственных программ и годовых отчетов о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ.
По отдельным запросам Министерства экономического развития Ульяновской области государственным заказчиком государственной программы может предоставляться дополнительная (уточненная) информация о ходе реализации государственной программы.
Порядок ведения плана-графика реализации государственной программы Ульяновской области
План-график, разработанный государственным заказчиком, содержит полный перечень мероприятий государственной программы на очередной год, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы, а также полный перечень контрольных событий программы.
План-график разрабатывается в форме сетевого графика, отражающего взаимосвязь мероприятий государственной программы. По каждому мероприятию приводятся сведения об ответственном исполнителе, сроках начала и окончания его реализации, объемах бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований и ожидаемых результатах на конец очередного финансового года, первого и второго года планового периода.
Если государственный заказчик решает внести в План-график реализации государственной программы изменений и получает в связи с этим заключения Министерства экономического развития Ульяновской области о наличии влияния изменений плана реализации на основные параметры государственной программы, то внесение изменений в План-график должно осуществляться в том же порядке, что и утверждение плана.
План-график ведётся исполнительным органом государственной власти - государственным заказчиком государственной программы (государственным заказчиком-координатором государственной программы).
План-график заполняется лицом ответственным за реализацию государственной программы Ульяновской области.
В графе "Наименование мероприятия /целевого индикатора" заполняется наименование раздела программы, наименование мероприятия программы и наименование целевого индикатора относящегося к данному разделу программы. Для каждого раздела программы должно быть не менее одного целевого индикатора.
В графе "Исполнитель мероприятия (ИОГВ, ФИО ответственного исполнителя, должность)" указывается наименование исполнительного органа государственной власти, фамилия, имя и отчество, а также должность ответственного исполнителя данного мероприятия и контактный телефон.
В графе "Дата начала реализации мероприятия" указывается планируемая дата начала реализации мероприятия.
В графах "Объем средств на реализацию ГП на отчетный год / значение целевого индикатора" указываются следующая информация:
- в строках "Подпрограмма (раздел) госпрограммы "Указать наименование" - указываются объемы бюджетных ассигнований, направленных на реализацию всей подпрограммы (сумма по всем мероприятиям подпрограммы);
- в строках "1. Основное мероприятие "...", "Наименование мероприятие 1.1" и т.д. указываются суммарные объемы бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию мероприятия программы. В подстроках "федеральный бюджет", "областной бюджет", "муниципальный бюджет", "внебюджетные средства" - указываются объёмы бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию мероприятия программы с поквартальной разбивкой.
- в строках "Целевые индикаторы подпрограммы (раздела)" - указывается значения целевых индикаторов с поквартальной разбивкой;
- в строке "Итого по программе" - заполняется, как итоговая сумма финансирования, направленная на реализацию мероприятий программы.
В графе "Ожидаемый непосредственный результат реализации мероприятий (краткое описание, % выполнения работы)" указывается следующая информация:
- в строках "Подпрограмма/раздел программы" - указываются значимые результаты, достигнутые в рамках подпрограммы ("построено", "проведено", "закуплено", иное);
- в строках "1. Основное мероприятие "...", "Наименование мероприятия 1.1" и т.д. указываются результаты, достигнутые в рамках мероприятия, с разбивкой по кварталам и по источникам финансирования;
- в строках "Целевые индикаторы подпрограммы (раздела)" - строка не заполняется;
- в строке "Итого по программе" - заполняется, как сумма достигнутых результатов по итогам реализации программы в очередном финансовом году.
V. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы
5.1. Годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется в Министерство экономического развития Ульяновской области - на бумажных носителях и в электронном виде в сроки, установленные Порядком.
5.2. Годовой отчет имеет следующую структуру:
Аналитическая записка, включающая информацию о степени достижения запланированных результатов и намеченных целей государственной программы и подпрограмм; общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования и в разрезе муниципальных образований Ульяновской области, на территории которых реализовывались мероприятия государственной программы. Должны быть описаны пути решения возникших при реализации ГП проблем, в том числе в части недостигнутых целевых индикаторов и в части невыполненных мероприятий ГП в установленные сроки. По показателям, не достигшим плановых значений, должны быть приведены объективные причины их не достижения.
Годовой отчет о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы, предусматривающей предоставление субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, должен содержать аналитическую записку об эффективности использования субсидий муниципальными образованиями области, обоснование невыполнения целевых индикаторов и предложения о мерах по повышению эффективности использования субсидий.
Оценка эффективности реализации государственных программ проводится государственным заказчиком государственной программы в соответствии с методикой, приведённой в государственной программе.
Сведения об объемах финансирования. Здесь должна быть указана информация по всем источникам финансирования государственной программы, в разрезе подпрограмм и соисполнителей.
Сведения о достижении целевых индикаторов;
Итоговый отчет об исполнении Плана-графика реализации государственной программы, включающий в себя информацию
а) перечень основных мероприятий, выполненных и не выполненных в установленные сроки (с указанием причин);
б) данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств, предусмотренных на реализацию государственной программы;
в) сведения о достижении целевых индикаторов государственной программы.
Приложение N 1
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
|
Государственный заказчик государственной программы (Государственный заказчик-координатор государственной программы) |
|
Соисполнители государственной программы |
|
Подпрограммы государственной программы |
|
Цели и задачи государственной программы |
|
Целевые индикаторы государственной программы |
|
Сроки и этапы реализации государственной программы |
|
Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по этапам и годам реализации |
|
Ожидаемый эффект от реализации государственной программы |
|
Приложение N 2
Перечень
целевых индикаторов государственной программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Базовое значение целевого индикатора |
Значение целевого индикатора |
||||
|
|
|
|
20... |
20... |
20... |
20... |
20... |
Подпрограмма (раздел) "Наименование" | ||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 3
Система мероприятий государственной программы
N п/п |
Наименование основного мероприятия, (мероприятия) |
Ответственные исполнители мероприятий |
Источник финансового обеспечения |
Финансовое обеспечение реализации мероприятий по годам, тыс. руб. |
||||
Всего |
20... год |
20... год |
20... год |
20... год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Подпрограмма (раздел) "Наименование" | ||||||||
1. |
Основное мероприятие "..." |
|
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области (далее - областной бюджет) |
|
|
|
|
|
|||
бюджетные ассигнования федерального бюджета* |
|
|
|
|
|
|||
1.1. |
Наименование мероприятия |
|
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования областного бюджета |
|
|
|
|
|
|||
бюджетные ассигнования федерального бюджета* |
|
|
|
|
|
|||
2. |
Основное мероприятие "..." |
|
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования областного бюджета |
|
|
|
|
|
|||
бюджетные ассигнования федерального бюджета* |
|
|
|
|
|
|||
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по подпрограмме (разделу) |
|
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования областного бюджета |
|
|
|
|
|
|||
бюджетные ассигнования федерального бюджета* |
|
|
|
|
|
|||
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по подпрограмме (разделу) |
|
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования областного бюджета |
|
|
|
|
|
|||
бюджетные ассигнования федерального бюджета* |
|
|
|
|
|
|||
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по государственной программе |
|
Всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджетные ассигнования областного бюджета |
|
|
|
|
|
|||
бюджетные ассигнования федерального бюджета* |
|
|
|
|
|
* Бюджетные ассигнования федерального бюджета предоставляются областному бюджету в форме субсидий на реализацию государственной программы Ульяновской области.".
Приложение N 4
План-график
реализации государственной программы на ___ год
___________________________________________________________
(наименование государственной программы)
План-график разрабатывается на очередной финансовый год с поквартальной разбивкой.
Приложение N 5
Отчёт
об исполнении государственной программы по итогам ___ квартала 20__ года
______________________________________________________________________
(наименование государственной программы)
1. Анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий.
2. Сведения об объемах финансирования
3. Сведения о достижении целевых индикаторов
N п/п |
Наименование подпрограммы (раздела), мероприятия |
Наименование целевого индикатора |
Плановое значение |
Фактическое значение |
Процент достижения целевого индикатора (Факт/План) |
Причины отклонения |
|
|
|
|
|
|
|
4. Отчет об исполнении плана-графика реализации государственной программы по итогам квартала
Наименование |
Исполнитель мероприятия (ИОГВ, ФИО, должность, тел.) |
Плановый срок реализации мероприятия |
Фактический срок реализации мероприятия |
Финансирование (по всем источникам) на отчетный период, тыс. руб. |
Результат реализации мероприятий ГП (краткое описание выполненных работ, % выполнения работы)/значения целевых индикаторов |
||||
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
Плановое |
Фактическое |
Запланированные |
Достигнутые |
||
Итого по программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма (раздел) "Наименование", итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие "...": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие "..." |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Целевые индикаторы подпрограммы (раздела), ед. изм. |
|
|
|
|
|
X* |
X |
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Графы X не заполняются
Итоговый отчет об
исполнении государственной программы по итогам 20__ года
_________________________________________________________
(наименование государственной программы)
Аналитическая записка, включающая информацию о степени достижения запланированных результатов и намеченных целей государственной программы и подпрограмм; общий объем фактически произведенных расходов, всего и в том числе по источникам финансирования и в разрезе муниципальных образований Ульяновской области, на территории которых реализовывались мероприятия государственной программы. Должны быть описаны пути решения возникших при реализации ГП проблем, в том числе в части недостигнутых целевых индикаторов и в части невыполненных мероприятий ГП в установленные сроки. По показателям, не достигшим плановых, значений должны быть приведены объективные причины их не достижения. Сведения о достижении ожидаемого эффекта от реализации мероприятий государственной программы.
2. Оценка эффективности реализации ГП, выполненная по методикам, утверждённым в государственных программах.
3. Сведения об объёмах финансирования.
N п/п |
Наименование раздела, мероприятия |
Распорядитель средств |
Планируемый объем финансирования (на год), тыс. руб. |
Предоставленное финансирование (за год), тыс. руб. |
Освоение (за год), тыс. руб. |
В рамках каких соглашений поступают средства из ФБ, МБ и ИИ |
|||||||||
|
|
|
федеральный бюджет |
областной бюджет |
муниципальный бюджет |
внебюджетные средства |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
муниципальный бюджет |
внебюджетные средства |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
муниципальный бюджет |
внебюджетные средства |
|
Подпрограмма (раздел) "Наименование" | |||||||||||||||
1. |
Основное мероприятие "..." |
Государственный заказчик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соисполнитель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Соисполнитель 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Наименование мероприятия |
Государственный заказчик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соисполнитель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Соисполнитель 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2. |
Основное мероприятие "..." |
Государственный заказчик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соисполнитель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Соисполнитель 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по подпрограмме (разделу) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сведения о достижении целевых индикаторов.
N п/п |
Наименование, раздела, мероприятия |
Наименование целевого индикатора |
Значение за предшествующий год* |
Плановое значение |
Фактическое значение |
Процент достижения целевого индикатора (Факт/План) |
Причины отклонения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Если программа реализуется в первый год, то графа не заполняется
5. Итоговый отчёт об исполнении плана-графика реализации государственной программы по итогам 20 года.
Наименование |
Исполнитель мероприятия (ИОГВ, ФИО, должность, тел.) |
Плановый срок реализации мероприятия |
Фактический срок реализации мероприятия |
Финансирование (по всем источникам), тыс. руб. |
Результат реализации мероприятий ГП (краткое описание выполненных работ, % выполнения работы)/значения целевых индикаторов |
||||
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
Плановое |
Фактическое |
Запланированные |
Достигнутые |
||
Подпрограмма (раздел) "Наименование", итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие "...": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Наименование мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное мероприятие "...": |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. Наименование мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Целевые индикаторы подпрограммы (раздела), ед. изм. |
|
|
|
|
|
X* |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Графы X не заполняются
Сведения
о внесенных изменениях в государственную программу за 20__ год
"___________________________________________________________"
(наименование государственной программы)
Государственный заказчик государственной программы |
|
|||
N п/п |
Вид нормативного правового акта |
Дата принятия |
Номер |
Суть изменений (краткое изложение) |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 22 октября 2015 г. N 05-339 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных программ Ульяновской области"
Текст приказа опубликован в газете "Ульяновская правда" от 26 октября 2015 г. N 149
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 21 июня 2017 г. N 04-71 настоящий приказ признан утратившим силу