Приказ Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
от 24 декабря 2015 г. N 99
"Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области"
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 80-АПГ16-4 решение Ульяновского областного суда от 31 августа 2016 г., которым удовлетворено заявление ООО "Нииар-Генерация" о признании недействующим данного приказа, отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение заявленных требований по существу
Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 2 декабря 2016 г. N 111 настоящий приказ признан утратившим силу
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов" приказываю:
1. Утвердить Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области (прилагается).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2016 года.
Исполняющий обязанности Министра сельского, лесного хозяйства |
А.И. Братяков |
Порядок
взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области
(утв. приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. N 99)
1. Общие положения
1.1. Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области установлен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
1.2. Настоящий Порядок устанавливает механизм взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими приём сточных вод в централизованные системы водоотведения (далее по тексту - ЦСВ) населённых пунктов и эксплуатирующие эти системы, с последующим сбросом сточных вод в водные объекты, с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в ЦСВ населённых пунктов, как платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе сточных вод в ЦСВ населённых пунктов.
Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации включает в себя:
плату за услуги по приёму, транспортировке и очистке сточных вод от загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения, по утвержденному тарифу;
плату за превышение установленного объёма сброса сточных вод (лимита водоотведения);
плату за сброс загрязняющих веществ в пределах временно согласованных норм допустимой концентрации (временно согласованная концентрация или временно установленные показатели);
плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных норм допустимой концентрации (временно согласованная концентрация или временно установленные показатели);
плату за нарушение нормативных показателей общих свойств сточных вод;
плату за залповый сброс всех видов загрязняющих веществ;
плату за сброс загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в системы канализации, и несогласованный сброс загрязняющих веществ;
плату за услуги по приёму поверхностного стока в систему канализации;
плату за размещение осадков сточных вод.
1.3. Нормативами водоотведения являются: по объёму сточных вод - лимиты водоотведения.
Устанавливаются, исходя из условий рационального пользования абонентами водой из всех источников, а также технических возможностей систем канализации и очистных сооружений в приёме сточных вод и с учетом лимитов пользования природными ресурсами, утверждённых для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке;
по качеству сточных вод - допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов. Устанавливаются, исходя из правил приёма сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, утверждённых органами местного самоуправления в установленном порядке.
Допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень и допустимые концентрации (предельно допустимая концентрация и временно согласованная концентрация) загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ.
1.4. Предельно допустимые и временно согласованные концентрации загрязняющих веществ для абонентов разрабатываются исходя из условий сброса очищенных сточных вод в водоем, утверждаемых для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации; условий защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
1.5. Абонентам, выполняющим согласованные с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства водоохранные мероприятия по сокращению сбросов загрязняющих веществ предприятие водопроводно-канализационного хозяйства может установить временные условия приёма (далее - ВУП) при условии обеспечения:
соблюдения условий сброса очищенных сточных вод в водоём, утверждённых для предприятия водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке;
защиты систем канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонента;
соблюдения условий контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с действующим законодательством.
Временные условия приема загрязняющих веществ устанавливаются дополнением к договору, при гарантии абонентом своевременной платы за сброс загрязняющих веществ.
1.6. Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ.
1.7. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Периодичность лабораторного контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Методика расчёта платы
2.1. В методике расчёта платы используются нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и коэффициент, учитывающий экологические факторы, утверждённые в соответствии с действующим законодательством, а также коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
2.2. Дополнительная плата к тарифам за услуги по водоотведению для потребителей, взимаемая предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства с абонентов за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населённых пунктов, определяется как сумма платы за сброс загрязняющих веществ в пределах временно согласованных норм допустимой концентрации (временно согласованная концентрация или временные условия приема), платы за сброс загрязняющих веществ сверх временно согласованных нормативов, платы за нарушение нормативных показателей общих свойств сточных вод и платы за размещение осадков сточных вод.
Плата за сброс загрязняющих веществ рассчитывается по каждому загрязняющему веществу и каждому нарушению нормативных показателей общих свойств сточных вод в отдельности и суммируется.
2.3. Плата за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, не превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (временно согласованная концентрация или временные условия приёма), определяется по формуле 1:
, где:
- плата за сброс загрязняющего вещества в пределах временно согласованных норм допустимой концентрации, руб.;
- временно согласованная норма допустимой концентрации загрязняющего вещества в сбрасываемых в систему канализации сточных водах абонента (соответственно временно согласованная концентрация или временные условия приема), г/куб. м;
- утверждённая норма допустимой концентрации загрязняющего вещества в сбрасываемых в систему канализации сточных водах (предельно допустимая концентрация), г/куб. м;
- норматив платы за сброс загрязняющего вещества в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных лимитов сброса, утверждённый в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации руб./тн;
- коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов). По Ульяновской области
равен 1,31;
- коэффициент перевода единиц измерения из г/куб. м в тн/куб. м;
- удельная величина, характеризующая отношение установленного управлением по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области лимита размещения осадков предприятия водопроводно-канализационного хозяйства к общему годовому объему сточных вод, отведенных через канализационные очистные сооружения в водный объект (согласно данным статистического отчета об использовании воды по форме 2-ТП водхоз), тн/куб. м;
- удельная величина, характеризующая отношение установленного норматива предельного размещения осадка, образующегося на канализационных очистных сооружениях, к общему годовому объёму сточных вод, отведенных через канализационные очистные сооружения в водный объект, тн/куб. м;
- базовый норматив платы за размещение 1 тонны вывозимых осадков IV класса опасности в пределах установленных лимитов, руб./тн;
- коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние почвы). Для Ульяновской области К равен 1,9;
- коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год;
- компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты водопроводно-канализационного хозяйства по вынужденному приёму сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в системы канализации. Для Ульяновской области
равен 1,0;
- общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчётный период, куб. м.
Примечание:
До разработки и утверждения Министерством природных ресурсов Российской Федерации норматива предельного размещения осадков и базовых нормативов платы за предельное размещение осадков показатель в расчетах не используются.
2.4. Плата за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (соответственно временно согласованная концентрация или временные условия приёма), определяется по формуле 2:
, где:
- плата за сброс загрязняющего вещества сверх временно утверждённый в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации руб./тн;
- коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов). По Ульяновской области
равен 1,31;
- коэффициент перевода единиц измерения из г/куб. м в тн/куб. м;
- удельная величина, характеризующая отношение установленного управлением по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области лимита размещения осадков предприятия водопроводно-канализационного хозяйства к общему годовому объему сточных вод, отведенных через канализационные очистные сооружения в водный объект (согласно данным статистического отчета об использовании воды по форме 2-ТП водхоз), тн/куб. м;
- удельная величина, характеризующая отношение установленного норматива предельного размещения осадка, образующегося на канализационных очистных сооружениях, к общему годовому объёму сточных вод, отведенных через канализационные очистные сооружения в водный объект, тн/куб. м;
- базовый норматив платы за размещение 1 тонны вывозимых осадков IV класса опасности в пределах установленных лимитов, руб./тн;
- коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние почвы). Для Ульяновской области К равен 1,9;
- коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год;
- компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты водопроводно-канализационного хозяйства по вынужденному приёму сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в системы канализации. Для Ульяновской области
равен 1,0;
- общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчётный период, куб. м.
Примечание:
До разработки и утверждения Министерством природных ресурсов Российской Федерации норматива предельного размещения осадков и базовых нормативов платы за предельное размещение осадков показатель в расчётах не используется.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.4. Плата за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (соответственно временно согласованная концентрация или временные условия приёма), определяется по формуле 2:
, где:
- плата за сброс загрязняющего вещества сверх временно согласованных норм допустимой концентрации, руб.;
- фактическая концентрация загрязняющего вещества, зафиксированная по результатам анализа контрольной пробы сточных вод абонента, отобранной предприятием водопроводно-канализационного хозяйства, г/куб. м.
При определении фактической концентрации учитываются поправки по содержанию одноименных веществ в потребляемой воде за исключением абонентов, использующих воду собственных водозаборов или иных источников водоснабжения. Поправки принимаются по усреднённым данным предприятия водопроводно-канализационного хозяйства за предыдущий квартал по результатам ежедекадных измерений в питьевой воде.
Если концентрация загрязняющих веществ в потребляемой воде учтена при установлении абоненту нормативов водоотведения, то поправки не учитываются;
- норматив платы за сброс загрязняющего вещества в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных лимитов сброса, утвержденный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации руб./тн;
-коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов). По Ульяновской области равен 1,31;
- коэффициент перевода единиц измерения из г/куб. м в тн/куб. м;
- удельная величина, характеризующая отношение фактически размещенной массы осадка за предыдущий год к общему годовому объёму сточных вод, отведённых через канализационные очистные сооружения в водный объект, тн/куб. м;
- удельная величина, характеризующая отношение установленного норматива предельного размещения осадка, образующегося на канализационных очистных сооружениях, к общему годовому объему сточных вод, отведённых через канализационные очистные сооружения в водный объект, тн/куб. м;
- базовый норматив платы за размещение 1 тонны вывозимых осадков IV класса опасности в пределах установленных лимитов, руб./тн;
- коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние почвы). Для Ульяновской области
равен 1,9;
5 - пятикратный повышающий коэффициент к нормативам платы в пределах установленных лимитов;
- коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год;
- компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты водопроводно-канализационного хозяйства по вынужденному приёму сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в системы канализации. Для Ульяновской области
равен 1,0;
- общий объём фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчётный период, куб. м.
2.5. Плата абонента за сброс в систему канализации загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, в концентрациях, превышающих установленные нормативные показатели состава и свойств сточных вод; загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих максимально допустимые для биологической очистки, а также веществ, по которым не установлены нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, определяется по формуле 3:
, где:
- фактическая концентрация загрязняющего вещества или фактический показатель общих свойств сточных вод по данным аналитических измерений в контрольных пробах сточных вод абонента, отобранных предприятием водопроводно-канализационного хозяйства, г/куб. м;
- норматив допустимой концентрации загрязняющего вещества или нормативный показатель общих свойств сточных вод, установленных предприятием водопроводно-канализационного хозяйства абоненту;
- тариф за услуги по водоотведению для потребителей, руб./куб. м;
- общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчётный период, куб. м.
Примечания:
1. В случае сброса абонентом сточных вод с показателем рН в диапазоне от 5 до 6 при расчёте платы учитывается отношение разности между нижним граничным значением нормативной величины рН = 6,0 и фактически зафиксированной величиной рН к нижнему граничному значению нормативной величины рН = 6,0.
2. В случае сброса абонентом сточных вод с показателем рН в диапазоне от 9 до 10 при расчёте платы учитывается отношение разности между фактически зафиксированной величиной рН и верхним граничным значением нормативной величины рН = 9 к верхнему граничному значению нормативной величины рН = 9.
3. Установленные нормативные показатели общих свойств сточных вод:
температура сточных вод <= 40 град. С;
6,0 < рН < 9,0;
ХПК : БПК5 <= 2,5
Показатель соотношения ХПК : БПК5 применяется при условии превышения ХПК 500 мг/л;
кратность разбавления, при которой исчезает окраска в столбике
10 см <= 1 : 10;
сульфиды <= 1,5 мг/л.
2.6. Плата за:
Установленный факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ определяется по формуле 2 с применением повышающего коэффициента к базовым нормативам платы в пределах установленных лимитов сброса, равного 25; за объём сточных вод принимается общий объём фактически сброшенных абонентом сточных вод за один расчётный период. При этом общий объем сточных вод учитывается с начала расчётного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб;
Сброс загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации, и несогласованный сброс загрязняющих веществ
устанавливаются исходя из пятикратной цены (тарифа) за услуги по водоотведению для потребителей, умноженной на общий объём фактически сброшенных абонентом сточных вод за один расчётный период.
Примечания:
1. Залповым сбросом считается сброс загрязняющих веществ с превышением вод более чем в 20 раз установленных нормативов и требований для ЦСВ, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в этом случае рассчитывается в соответствии требованиями действующего законодательства.
В случае залпового сброса сточных вод абонент обязан известить о таком событии организацию, осуществляющую водоотведение, в течение одного часа.
2. Несогласованным сбросом загрязняющих веществ в сточных водах абонента, отводимых в системы канализации, считается отсутствие у абонента утвержденного предприятием водопроводно-канализационного хозяйства разрешения на сброс загрязняющих веществ.
2.7. При невозможности отбора проб по вине абонента весь сброс сточных вод предприятия считается залповым. При этом плата за залповый сброс определяется в соответствии с действующим законодательством.
2.8. Абоненты с объемом водоотведения до 50 куб. м в сутки обязаны оплачивать сброс загрязняющих веществ в систему канализации, исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием водопроводно-канализационного хозяйства.
Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается отдельно на основании специальных лабораторных исследований и сведений о расходе химических реагентов или нефтепродуктов.
Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивает ежемесячный контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах жилых районов с отбором проб в 2 - 5 точках.
2.9. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации производится исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ и фактических показателей общих свойств сточных вод абонента, определяемых путём выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестованным методикам силами собственных аккредитованных лабораторий предприятия водопроводно-канализационного хозяйства или сторонних аккредитованных лабораторий в контрольных пробах сточных вод, отбираемых при проведении лабораторного контроля предприятием водопроводно-канализационного хозяйства в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.
При отсутствии у абонента средств измерений по учёту объёмов фактически сброшенных сточных вод на выпусках в системы канализации и согласованных с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственных балансов за величину фактической концентрации по одноименному загрязняющему веществу или фактическому одноименному показателю общих свойств сточных вод на различных выпусках в систему канализации принимаются усредненные величины по данным аналитических измерений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в пробах сточных вод абонента в отчетном периоде.
2.10. При отсутствии у абонента резервуара - усреднителя или автоматических пробоотборников, а также при изменяющейся концентрации загрязняющих веществ более чем на 50 процентов от средней величины, предприятие водопроводно-канализационного хозяйства определяет размер платы за сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации исходя из максимальной зарегистрированной концентрации каждого загрязняющего вещества в контрольных пробах сточных вод, отобранных предприятием в контрольных колодцах абонента в отчетном квартале.
2.11. Объем фактически сброшенных абонентом сточных вод определяется организациями водопроводно-канализационного хозяйства по данным приборов учёта согласно Правилам организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод".
2.12. При отсутствии у абонентов приборов учёта объём фактически сброшенных сточных вод определяется на основании согласованных с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственных балансов абонентов по доле от фактически учтенных (в установленном порядке) объёмов воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара и др.) с разбивкой по отдельным выпускам.
2.13. При отсутствии у абонента приборов учёта и согласованных с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственных балансов общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в системы канализации принимается равным фактически учтенным объёмам воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара и др.) без разбивки по отдельным выпускам в системы канализации.
2.14. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему канализации производится предприятием водопроводно-канализационного хозяйства для всех абонентов один раз в квартал.
2.15. Средства, взимаемые с абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, перечисляются абонентами в порядке и сроки, установленные в договоре.
2.16. Плата за превышение установленного лимита водоотведения взимается в размере пятикратного тарифа за услуги по водоотведению для потребителей за каждый кубический метр сверхлимитного объема сброса.
2.17. Приём дренажных вод и поверхностного стока с территорий городов и промышленных площадок в системы коммунальной канализации не допускается. В исключительных случаях он может быть разрешён при наличии технической возможности очистных сооружений канализации.
2.18. В случае сброса в систему канализации концентрированных растворов (отходы пищевых предприятий, жидкие отходы и т.п.) плата за сточные воды определяется по формуле 4:
П = Тк х Vво + Твс х Vвс, где:
Тк - тариф за услуги по водоотведению для потребителей, руб.;
Vво - объём водоотведения сточных вод абонента принимается равным объему водопотребления из всех источников, куб. м;
Твс - тариф за услуги по водоснабжению для потребителей, руб.;
Vвc - объем водоснабжения, необходимый для разбавления сточных вод, принимается равным объему водоотведения абонента (Vвс = Vво) согласно п. 13 СП от 10.01.75 г. "Санитарные правила устройства и содержания сливных станций".
2.19. За услуги по приему поверхностного стока абоненты обязаны вносить следующие виды платы:
за отведенные объёмы поверхностного стока в хозяйственно-бытовую канализацию - по пятикратному тарифу за услуги по водоотведению;
за отведенные объёмы поверхностного стока в ливневую канализацию - по тарифу за услуги по водоотведению.
2.20. Внесение платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему коммунальной канализации не освобождает абонента от возмещения в полном объёме реального ущерба, нанесённого предприятию водопроводно-канализационного хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. N 99 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населённых пунктов Ульяновской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Текст приказа опубликован в газете "Ульяновская правда" от 29 декабря 2015 г. N 191, от 14 января 2016 г. N 2
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 80-АПГ16-4 решение Ульяновского областного суда от 31 августа 2016 г., которым удовлетворено заявление ООО "Нииар-Генерация" о признании недействующим данного приказа, отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение заявленных требований по существу
Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 2 декабря 2016 г. N 111 настоящий приказ признан утратившим силу