Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 881
"Об утверждении федеральной целевой программы
"Русский язык"
27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г.
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 891 действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2000 г. в части финансирования текущих расходов по позиции "русский язык в системе образования"
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966 действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г. в части финансирования текущих расходов по позиции "русский язык в системе образования"
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 839 действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 1998 года в части финансирования текущих расходов по позиции: "русский язык в системе образования"
Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 13 действие настоящего постановления приостановлено до 1 января 1998 г.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4905) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" (далее именуется - Программа).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации указанной программы продлен на 2001 год
2. Утвердить Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:
включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы.
4. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить в 1996 году финансирование мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ее исполнителям на 1996 год.
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Федеральная целевая программа
"Русский язык"
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 881)
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей федеральной целевой программы продлен на 2001 год
Паспорт федеральной целевой программы "Русский язык"
Наименование Программы |
- |
федеральная целевая программа "Русский язык" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации" |
Государственный заказчик |
- |
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию |
Основные разработчики |
- |
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова |
Цели и задачи Программы |
- |
духовное, художественное и научное возрождение России; обеспечение всестороннего развития и распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, культурным достоянием народов России; развитие и культивирование русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России и стран СНГ и Балтии; расширение функций русского языка как одного из распространенных языков широкого международного употребления; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве; разработка комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры России в средствах массовой информации |
Сроки реализации Программы |
- |
1996-2000 годы |
Перечень разделов |
- |
Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры |
Исполнители Программы |
- |
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Российская академия наук, Российская академия образования, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Комитет Российской Федерации по печати |
Объем и источники финансирования (в ценах 1996 года) |
- |
825 140 млн. рублей за счет средств федерального бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
гарантирование конституционных прав личности в языковой сфере; создание условий для реализации Закона РСФСР "О языках народов РСФСР"; укрепление российской государственности путем создания условий для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия и расширения сферы функционирования русского языка; обеспечение благоприятных условий для функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории страны; укрепление позиций русского языка в России и мире; повышение грамотности населения и культуры владения русским языком; удовлетворение потребностей в научной, популярной и справочной литературе по русскому языку; выпуск нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку; создание и освоение новых методов преподавания русского языка в средней и высшей школе |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
определяется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию |
1. Содержание проблемы
Федеральная целевая программа "Русский язык" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации".
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций, принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. Русский язык в Российской Федерации призван выполнять многообразные функции, играть важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в сотрудничестве с народами Содружества Независимых государств и Балтии, с мировым сообществом в целом.
В связи с развитием процессов межнациональной и межгосударственной интеграции в настоящее время необходимо обеспечить на общегосударственном уровне поддержку русского языка как мощного социального фактора консолидации стран СНГ, как стимула развития культурных, правовых, экономических и политических отношений внутри Российской Федерации, реализации геополитических интересов России. Программа предусматривает усиление позиций русского языка в России, в странах СНГ и за их пределами.
Основными целями Программы являются:
духовное возрождение и обновление России;
формирование государственной политики в области русского языка;
развитие и поддержка русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации;
повышение статуса русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов России и зарубежных стран;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России и СНГ;
расширение функций русского языка как одного из распространенных языков мира;
разработка комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры в средствах массовой информации.
Указанные цели реализуются в Программе в следующих разделах:
Русский язык как национальный язык русского народа, основа его духовной и художественной культуры.
Русский язык как мировой язык.
В законе РСФСР "О языках народов РСФСР", принятом 25 октября 1991 г., русский язык объявлен государственным языком на всей территории России. В пункте 2 статьи 3 Закона сказано: "Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, имеет статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР". В соответствии с конституциями и законами о языках, принятыми в 10 республиках Российской Федерации, языки титульных народов также объявлены государственными. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации был подтвержден Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
Статья 68 Конституции Российской Федерации провозглашает:
"1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития".
Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются иа состоянии русского языка:
сокращаются сферы функционирования русского языка на территории бывшего СССР, в результате чего многие миллионы людей, говорящих на русском языке, не могут в полной мере использовать его в сферах управления, образования, культуры, литературы и информатики;
меняется концепция развития национально-русского двуязычия в бывших республиках СССР, что приводит к ослаблению значения русского языка в странах СНГ и Балтии; это, в свою очередь, отрицательно влияет и на отношение к проблемам двуязычия в отдельных регионах Российской Федерации;
сокращается объем деловой корреспонденции на русском языке; изменение форм и методов управления в условиях перехода к рыночной экономике не обеспечено новыми стандартами и правилами деловой корреспонденции, делопроизводства и архивного дела;
сокращается издание книг на русском языке, значительно уменьшились их тиражи, рынок книг ущербен и примитивен, резко сократился выпуск серьезных научных и художественных публикаций, в том числе книг по русскому языку, из-за перепрофилирования многих издательств на выпуск конъюнктурной литературы;
не вполне отвечают потребностям современного российского общества преимущественно переводные информационные системы;
отстала нормализаторская работа: создание и распространение норм русского литературного языка не вполне отвечает потребностям современного общества;
возникли серьезные трудности в преподавании русского языка и литературы в школах и вузах: существующая учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям;
отсутствует налаженная система пропаганды русского языка в средствах массовой информации, в средней и высшей школе, в профессиональных сферах.
Эти и другие проблемы приобретают острый характер, что побуждает к принятию на государственном уровне срочных мер для их разрешения, а именно к разработке и реализации федеральной целевой программы, которая должна стать основой современной языковой политики.
Будучи национальным достоянием общества, язык охраняется и поддерживается государством. Языковая политика как одна из составных частей государственной политики направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах жизни общества, их дальнейшего развития и взаимодействия. Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации:
обладает особым политико-правовым статусом на территории Российской Федерации, пользуется специальной поддержкой и заботой со стороны общества и государства;
совместно с государственными языками республик обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере;
выполняет исторически сложившееся функции языка межнационального общения всех народов страны;
является языком государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.
Программа направлена на обновление языковой политики, осуществляемой прежде всего путем правового регулирования, предусматривающего создание законов и нормативных правовых актов в языковой сфере, в частности разработку и принятие закона о русском языке, составление долгосрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных), нормирование и совершенствование языковой деятельности. При этом на территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.
Стержнем языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации и поощряется изучение национальных языков населением ее республик. Должны быть созданы условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, относящийся вместе с украинским и белорусским языками к восточнославянской группе славянских языков, имеет длительную историю, обладает устойчивыми культурно-историческими традициями, тесно связан с развитием словесности и культуры русского народа.
По данным переписи населения 1989 года, в Российской Федерации русским языком владело 143,7 млн. человек, то есть 97,8 процента всего населения, а также 88 млн. человек в государствах, входивших в СССР. В Российской Федерации 16,4 млн. нерусских свободно владеют русским языком, а 7,5 млн. нерусских назвали его родным.
Происходящие в России преобразования неоднозначно отражаются на состоянии и путях развития русского языка. Он освобождается от многих искажавших его стереотипов и штампов. Вместе с тем происходит снижение речевой культуры в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистики, в бытовом общении. В русскую речь все больше внедряются вульгарные, а иногда и просто непристойные выражения, она засоряется жаргонными словами и оборотами, неоправданными заимствованиями из иностранных языков.
Решение всего комплекса задач, поставленных в Программе, невозможно без опоры на фундаментальные научные исследования. Однако из-за недостатка сил и средств не обеспечивается необходимый объем и уровень научно-исследовательской работы в области русского языка и словесности. В результате не хватает словарей, справочников, научно-популярной литературы о русском языке и культуре русского народа, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы.
Русский язык является основой литературы, устного народного творчества, книгоиздания, театра, кино, телевидения и радио, эстрады. Ядром русской национальной художественной культуры стала великая русская литература. Через литературу человек с детских лет овладевает нормами русского языка. Классические произведения литературы формируют нравственные ценности, эстетический вкус, внутреннюю культуру, в том числе культуру речи.
В последнее время наблюдается крайне опасная тенденция коммерциализации культуры и литературы, в результате чего подлинные художественные ценности подменяются массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, искажающей литературные нормы русского языка.
В таких условиях чрезвычайно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что будет иметь не только общенациональное, но и мировое значение. Подготовка и издание научных академических собраний сочинений классиков русской литературы, начиная с Пушкина, помогут сохранению и исследованию богатств русского литературного языка.
Необходимы также общедоступные издания русской и мировой классики. Должен быть разработан и осуществлен проект массовой народной библиотеки классических произведений "Древо чтения".
Необходимо вернуть художественное слово на радио и телевидение, на эстраду, проводить конкурсы чтецов - мастеров художественного слова, театральные и концертные фестивали русской классики и русской народной песни.
Значительный вклад в развитие русского литературного языка внесла русская школа художественного перевода, благодаря которой читателям в России и за ее пределами стали доступны шедевры мировой классики и фольклора народов мира. Необходимо всемерно поддерживать эту культурную традицию.
Настоящая Программа обращена в будущее, поэтому для ее реализации необходимо использовать не только традиционные полиграфические, но и новейшие электронные средства, включая информационные сети, текстовые и мультимедийные носители.
Реальная грамотность населения и культура речи в обществе в решающей степени зависят от того, как поставлено обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов. Между тем состояние преподавания русского языка в целом не может быть признано удовлетворительным. Выпускники школ и даже вузов не обладают необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, стилистике, устной речи, деловом общении и письме, общий уровень их грамотности и речевой культуры во многих случаях низок, они стали меньше читать. Русский язык вытесняется из перечня вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Качественное улучшение обучения русскому языку на базе использования новых программ, учебников нового поколения и новых образовательных технологий - одно нз приоритетных направлений Программы.
На состояние русского языка оказывают огромное влияние средства массовой информации. В этой сфере функционирования русского языка возникают особенно серьезные проблемы. Основными нз них являются резкое снижение общей и речевой культуры, нарушение грамматических и лексических норм, обеспечивающих правильность, точность, образность в художественную ценность письменной и устной речи. Многие газеты и журналы, телевидение и радио не знают меры в использовании жаргонных и вульгарных слов, заимствований из других языков.
Современные средства массовой информации, к сожалению, перестали быть для читателей, слушателей в зрителей образцом письменной и устной речи, что ведет к резкому снижению языковой и общей культуры населения, особенно молодежи. Перестали существовать образовательные передачи на телевидении и радиовещании по проблемам русского языка.
Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Однако современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают озабоченность.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие центры русского языка за рубежом, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде стран СНГ и Балтии создание национальных систем образования приводит к свертыванию обучения на русском языке, что усиливает социальную напряженность. В связи с этим необходима государственная поддержка со стороны России 25 миллионам русских, проживающих в странах СНГ и Балтии, в их стремлении сохранить свой язык и культуру.
Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
Российское государство должно осуществлять целенаправленную политику в области распространения русской культуры и языка. Усилия, направленные на поддержку русского языка в зарубежных странах, расширение сфер его использования в мире, будут способствовать решению геополитических задач России, усилению ее политического влияния, включению широких слоев населения зарубежных стран в непосредственное общение с российскими гражданами, облегчению доступа к нашим духовным и культурным ценностям. Владение русским языком создает объективные предпосылки для выхода зарубежных партнеров на российский рынок.
Укрепление позиций русского языка в мире отвечает стратегическим интересам России, повышает эффективность ее экономической, научно-технической, культурной, дипломатической деятельности, способствует поддержке исторических связей государств, содействует возрастанию престижа нашей страны.
Анализ состояния русского языка показывает, что тревожные негативные тенденции в его развитии, о которых шла речь выше, заслуживают большего внимания со стороны государства и могут быть преодолены путем последовательной реализации государственных мер, объединенных в единую федеральную программу.
2. Основные цели и задачи программы
2.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка
Основными целями этого раздела Программы являются: анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в регионах с разным уровнем политической и экономической стабильности; изучение воздействия процессов миграции на языковое поведение граждан, определение роли русского языка в национальной идентификации; выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития языков в условиях перехода к рыночной экономике; подготовка и переподготовка специалистов из числа носителей различных языков.
Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:
определение основных принципов государственной политики в области русского языка, обеспечивающих создание условий для его нормального функционирования и развития как национального языка русского народа и государственного языка страны, средства межнационального общения, для оптимального взаимодействия русского языка как государственного с другими государственными языками, включая изучение и творческое использование опыта зарубежных стран в сфере языковой политики;
совершенствование действующего в Российской Федерации законодательства в языковой сфере;
разработка правовой системы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие русского языка, законодательных актов, регулирующих использование русского языка в информатике, в издательской деятельности, в средствах массовой информации и в деловой корреспонденции, положений о соблюдении норм русского языка, а также об ответственности за нарушение этих норм в печатной продукции, информатике, средствах массовой информации, в кино и на телевидении, в рекламе, в образовании, в действиях по связям с общественностью;
разработка мер помощи при комплектовании фондов научных и технических библиотек литературой на русском языке и специализированной литературой по русскому языку (словари, справочники и т.п.), а также мер по упорядочению деятельности архивов и пользования массивами информации; создание системы документов, обслуживающих экономическую деятельность субъектов рынка, административное управление и общественное самоуправление;
систематическое обследование состояния русского языка, его функционирования в различных сферах деятельности и в различных регионах Российской Федерации.
2.2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры
2.2.1. Научные исследования в области русского языка и культуры речи
Целями данного подраздела Программы являются сохранение и развитие современного русского языка во всех его функциональных разновидностях; формирование бережного отношения к языковым традициям; воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности; повышение языковой культуры общества.
Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи: организация регулярных передач и публикаций о русском языке в средствах массовой информации;
подготовка и издание массовыми тиражами словарей различного типа и назначения;
расширение и углубление исследований в области грамматического строя русского языка, фонетики, словообразования, лексики и терминологии;
усиление нормотворческой работы в области русского языка, разработка теоретических основ культуры речи, создание справочных и учебных пособий по речевой культуре; проведение социологических и социолингвистических исследований речевых особенностей различных групп населения;
активизация изучения языка художественной литературы как важного компонента отечественной культуры;
поддержка исследований в области истории русского языка и его диалектов в связи с историей общественной мысли, науки и просвещения;
издание памятников русской письменности различных исторических периодов;
издание научно-популярной литературы о русском языке;
создание комплексных автоматизированных систем и банков данных по различным направлениям русистики;
подготовка кадров исследователей русского языка в системе аспирантуры и докторантуры.
2.2.2. Русский язык как основа художественной и духовной культуры русского народа
Основными целями этого подраздела являются максимально широкое приобщение людей к ценностям художественной культуры, литературы, русского языка; защита ценностей литературы, в первую очередь классической, и фольклора, воспитание художественного вкуса и чувства слова, повышение уровня духовной культуры общества.
Для достижения этих целей предполагается решить следующие задачи:
поддержка исследований по русской художественной литературе, фольклору и духовной культуре;
подготовка и издание академических собраний сочинений классиков русской литературы;
внедрение новейших информационных технологий в сферу гуманитарной науки, формирование банков и баз данных по отечественной культуре, выпуск компакт-дисков, в первую очередь с записями произведений русской классической литературы;
массовое издание лучших произведений отечественной литературы, в первую очередь классики, разработка в соответствии с государственными образовательными стандартами и реализация проекта "Древо чтения";
проведение творческих, научных, учебных, памятных и иных мероприятий, направленных на более широкое приобщение к богатствам русской словесности;
улучшение языковой подготовки специалистов профессионального и любительского художественного творчества;
подготовка кадров исследователей русской литературы в системе аспирантуры и докторантуры.
2.2.3. Русский язык в системе среднего и высшего образования
В системе образования русский язык занимает особое место: в разных геополитических, этно- и социолингвистических условиях он выступает как родной язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации, как язык межнационального общения.
Основными целями подраздела являются обновление содержания и методов обучения русскому языку, освоение новейших концепций преподавания языков.
Для достижения этих целей в системе образования необходимо решить следующие задачи:
оценка уровня преподавания и владения русским языком как родным и неродным в школах и вузах Российской Федерации;
разработка программы приоритетных научных исследований в области методики преподавания русского языка как родного и как неродного в Российской Федерации;
создание единой системы языкового образования;
создание учебных программ и учебников нового поколения по русскому языку для различных категорий учащихся и типов учебных заведений;
разработка государственных образовательных стандартов по русскому языку;
совершенствование системы обучения студентов в педучилищах и вузах России, а также переподготовки преподавателей русского языка школ и вузов;
создание единой системы подготовки специалистов по русскому языку;
подготовка и издание комплекта учебно-методической и справочной литературы, отражающей современное состояние русского языка;
усиление контроля за качеством преподавания русского языка;
создание координационного центра по подготовке и переподготовке преподавателей русского языка на базе ведущих российских университетов;
введение курса русского языка на естественно-научных факультетах университетов и в технических вузах, разработка соответствующих программ и учебных пособий.
2.2.4. Русский язык в средствах массовой информации
Основными целями этого подраздела являются: деятельность, направленная на соблюдение норм современного русского литературного языка в средствах массовой информации; регулирование стихийного процесса заимствований и нововведений в языке; повышение с помощью средств массовой информации общей речевой культуры граждан, воспитание в них уважения к русскому языку; распространение русского языка с помощью средств массовой информации за рубежом.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
повышение уровня владения нормами и выразительными средствами русского языка журналистов средств массовой информации и электронной прессы; организация практических конференций, постоянно действующих курсов, школ, семинаров, фестивалей, консультативных служб;
обеспечение работников средств массовой информации словарной, учебно-методической и научно-популярной литературой, отражающей тенденции развития современного русского языка; издание научной литературы, посвященной языку средств массовой информации;
восстановление системы постоянных теле- и радиопередач по актуальным проблемам русской словесности;
организация в средствах массовой информации широкого обсуждения актуальных проблем современного состояния русского языка;
создание "кодекса речевого поведения" для сотрудников газет, журналов, телевидения, радиовещания, информационных и рекламных агентств, содержащего этические и эстетические нормы речевой деятельности в средствах массовой коммуникации;
создание научно-экспертного совета по культуре русской речи при Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию.
2.3. Русский язык как мировой язык
Распространение русского языка в мире отвечает национальным и государственным интересам Российской Федерации. Укрепление позиций русского языка как мирового повышает эффективность экономической, научно-технической, культурной, дипломатической деятельности, способствует поддержанию исторических связей различных государств, содействует возрастанию престижа России в мировом сообществе.
Программа государственной поддержки изучения русского языка за пределами России предполагает:
координацию деятельности по распространению русского языка и культуры в зарубежных странах;
обеспечение целенаправленной политики по использованию русского языка наравне с другими мировыми языками в международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.) и повышению престижа русского языка в мире; повышение уровня изучения и расширение использования русского языка русскоязычным населением в странах СНГ и Балтии;
предоставление гражданам зарубежных стран интересующей их информации на русском языке;
распространение научно-методического опыта в области преподавания русского языка как иностранного;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров, в том числе кадров высшей квалификации;
поддержку научных и методических изданий по русистике, прежде всего журнала "Русский язык за рубежом";
открытие на базе российских центров науки и культуры и национальных учебных заведений в зарубежных странах русских лингвистических центров;
совместную деятельность ведущих российских ученых и научно-исследовательских учреждений с международными лингвистическими организациями и ассоциациями русистов, в первую очередь с Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы;
осуществление согласованной с зарубежными государствами языковой политики в целях формирования единого образовательного пространства;
разработку системы определения уровней владения русским языком;
выработку договорно-правовой основы изучения русского языка в зарубежных странах;
разработку региональных программ по русскому языку для русской диаспоры;
проведение семинаров по повышению квалификации филологов-русистов с целью подготовки их к преподаванию русского языка и культуры России в новых геополитических условиях;
поддержку на государственном уровне проведения совместных конференций, семинаров, посвященных преподаванию русского языка и культуры России в иноязычной аудитории; организацию школьных и студенческих олимпиад, конкурсов, обменов;
учреждение специальных квот и стипендий для обучения в российских филологических вузах молодежи из зарубежных стран;
усиление роли средств массовой информации в распространении русского языка, организацию радио-, кино-, теле- и видеокурсов русского языка;
проведение межкультурных исследований, а также исследований русского языка в сопоставлении с другими языками;
развитие новых направлений в лингводидактике и в методике преподавания русского языка, разработку теории учебных комплексов по русскому языку для иностранцев.
3. Система программных мероприятий
В целях реализации Программы предусматривается осуществить по трем разделам Программы следующие мероприятия:
государственная языковая политика и ее правовое обеспечение;
функционирование русского языка как государственного;
научные исследования в области русского языка и культуры речи;
русский язык как основа художественной и духовной культуры русского
народа;
русский язык в системе среднего и высшего образования;
русский язык в средствах массовой информации;
русский язык как иностранный в системе образования;
подготовка и повышение квалификации преподавателей;
русский язык для соотечественников, живущих за рубежом;
русский язык как средство ознакомления иностранцев с культурой России;
распространение русского языка за рубежом через средства массовой
информации.
Подробный перечень программых# мероприятий приведен в приложении N 1.
4. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 825140 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе на 1996 год - 33125 млн. рублей и на 1997 год - 186780 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования работ по Программе на последующие годы определяются ежегодно при формировании федерального бюджета в порядке, установленном для федеральных целевых программ (приложение N 2).
Источником финансирования Программы является федеральный бюджет.
Осуществление программных мероприятий не потребует привлечений дополнительных трудовых ресурсов.
Система информационной поддержки Программы поможет ее реализации и контролю за ходом ее исполнения.
5. Механизмы реализации программы
В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы:
совершенствование законодательной и нормативной базы функционирования русского языка;
бюджетное финансирование;
взаимодействие с государственными, общественными организациями, а также с предприятиями любых форм собственности.
6. Социально-экономическая эффективность программы
Изложенная в Программе концепция государственной поддержки русского языка в России и за рубежом отвечает стратегическим интересам Российской Федерации.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать социально-экономическому и духовному возрождению и обновлению России, активизации процессов межнациональной и межгосударственной интеграции народов России, СНГ и Балтии, укреплению авторитета России в современном мире, развитию и распространению российской литературы и культуры, укреплению позиций России в науке, искусстве и образовании, в торговле, предпринимательстве, туризме, в международных и межнациональных информационных системах.
Дальнейшее развитие и оптимальное использование русского языка во всех сферах его функционирования приведет к приумножению духовного богатства и экономического могущества российского государства.
7. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком.
Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям и механизм реализации Программы.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Русский язык"
Мероприятия по реализации программы
1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка
N п/п |
Основные мероприятия Программы и механизмы их реализации |
Исполнители |
Срок исполнения |
Объем финансирования за счет федерального бюджета (млн. руб., в ценах II квартала 1996 г.) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|||||||||||||
1996 год |
1997 - 2000 годы |
в том числе |
||||||||||||||||
1997 год |
1998 год |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||||||||
1.1. Правовое обеспечение
| ||||||||||||||||||
1.1.1. |
Анализ федерального законодательства и нормативных правовых актов по языковой политике |
Госкомвуз России, Российская академия наук (далее - РАН), Миннац России |
1998-2000 годы |
|
600 |
|
200 |
Аналитический обзор федерального законодательства по языковой политике. Внесение предложений по изменению законодательства по языковой политике |
||||||||||
1.1.2. |
Внесение изменений и дополнений В# Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1996-1997 годы |
100 |
200 |
200 |
|
Приведение действующего закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации |
||||||||||
1.1.3. |
Разработка законодательных актов, регулирующих использование русского языка в средствах массовой информации, в издательской деятельности, в информатике, в делопроизводстве и рекламе |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России, Госкомпечать, ФСТР России |
1996-2000 годы |
200 |
15340 |
4340 |
3500 |
Принятие законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации. Регулирование, оптимизация, улучшение использования русского языка в перечисленных сферах |
||||||||||
1.1.4. |
Анализ законодательства и нормативных актов о языках субъектов Российской Федерации |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1996-2000 годы |
100 |
870 |
100 |
130 |
Разработка рекомендаций для создания правовых актов субъектов Российской Федерации; приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации законодательства о языках субъектов Российской Федерации |
||||||||||
1.1.5. |
Исследование по теме "Языковое законодательство Российской Федерации: теория и практика" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1997-2000 годы |
|
2500 |
500 |
700 |
Разработка теоретических основ языковогозаконодательстваипрактических# рекомендаций по их реализации. Издание материалов |
||||||||||
1.1.6. |
Подготовка и серийное издание антологии, содержащей законы о языках Российской Федерации, республик Российской Федерации и зарубежных стран, законодательные акты, государственные программы Российской Федерации по реализации языковой политики |
Госкомвуз России, РАН, Миинац России, ФСТР России |
1997-1998 годы |
|
640 |
300 |
340 |
Обеспечение информационной базы для органов законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации, органов образования |
||||||||||
1.1.7. |
Исследование правовых основ развития русского языка и других национальных языков (исторический, современный и перспективный аспекты) |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1997-2000 годы |
|
880 |
220 |
220 |
Аналитический обзор и сборник по проблеме правового и социального статуса русского и других языков народов России в историческом развитии |
||||||||||
1.1.8. |
Анализ международного законодательства о языках |
Госкомвуз России, РАН |
1997-2000 годы |
|
1100 |
250 |
260 |
Аналитический обзор международного языкового законодательства. Издание монографии "Сравнительный анализ законодательства о языках стран мира" |
||||||||||
1.1.9. |
Разработка и внедрение справочно-информационной системы, компьютерной базы и банка данных по языковой политике |
Госкомвуз России, РАН |
1997-2000 годы |
|
1500 |
250 |
300 |
Оптимизация законотворческой работы; повышение эффективности законодательных актов |
||||||||||
1.2. Государственная языковая политика в Российской Федерации
| ||||||||||||||||||
1.2.1. |
Разработка теории языковой политики в многонациональном государстве (место русского языка в языковой политике Российской Федерации, международный опыт языкового развития). Проведение цикла работ, посвященных проблемам языковой политики |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1997-2000 годы |
|
3000 |
500 |
600 |
Научное обоснование языковой политики в многонациональном государстве. Учет положительного международного опыта. Рекомендации по реализации языковой политики. Издание материалов |
||||||||||
1.2.2. |
Проведение анализа федеральной государственной политики и государственной политики субъектов Российской Федерации в области языков |
Госкомвуз России, Миннац России |
1998-2000 годы |
|
750 |
|
250 |
Аналитический обзор по проблеме государственной политики в области языков в центре и в регионах для органов законодательной и исполнительной власти и средств массовой информации |
||||||||||
1.2.3. |
Проведение сравнительного анализа государственной языковой политики Российской Федерации в области языков |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России, ФСТР России |
1998-2000 годы |
|
880 |
|
280 |
Аналитический обзор государственной языковой политики в России и зарубежных странах для органов законодательной и исполнительной власти и средств массовой информации |
||||||||||
1.2.4. |
Исследование динамики языковой ситуации в регионах Российской Федерации |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1997-2000 годы |
|
800 |
200 |
200 |
Аналитический обзор состояния и динамики языковой ситуации, тенденций развития, прогнозирования, взаимодействия русского языка с языками народов России |
||||||||||
1.2.5. |
Проведение исследования по теме "Национальные и языковые конфликты в разных странах мира. Русский язык как язык единения многонационального государства", цикла исследований по национально-языковой политике |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1997-2000 годы |
|
2000 |
450 |
550 |
Рекомендации по предотвращению национально-языковых конфликтов, бесконфликтному функционированию языков |
||||||||||
1.2.6. |
Исследование по теме "Современная языковая политика в Российской Федерации" |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1996-2000 годы |
200 |
2000 |
500 |
550 |
Системное изучение языковой ситуации в России, научное прогнозирование межъязыковых отношений в России, выработка рекомендаций по формированию сбалансированной государственной политики |
||||||||||
1.2.7. |
Исследование по теме "Государственные языки в Российской Федерации" |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1997-2000 годы |
|
2500 |
500 |
700 |
Социолингвистический анализ функционирования государственных языков республик России в сравнении с русским языком как государственным языком страны |
||||||||||
1.2.8. |
Исследование по теме "Языковые общности в России" |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1997-2000 годы |
|
1500 |
350 |
400 |
Характеристика основных типов языковой и культурной общности народов России, культурообразующей роли русского языка |
||||||||||
1.2.9. |
Исследование по теме "Русский язык как компонент государственного двуязычия в Российской Федерации" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1996-2000 годы |
100 |
890 |
200 |
250 |
Научно-практические рекомендации по прогнозированию состояния и динамики языковой ситуации, рациональности определения социальных функций языков, перспективы развития |
||||||||||
1.2.10. |
Исследование по теме "Русский язык как язык межнационального общения" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1996-2000 годы |
200 |
2000 |
400 |
450 |
Изучение реальных сфер функционирования русского языка как межнационального и перспектив развития его общественных функций, уровня и качества владения русским языком в инонациональной среде, взаимоотношения языка межнационального общения и национальных языков в России |
||||||||||
1.2.11. |
Проведение этносоциологических исследований по изучению развития двуязычия у нерусских народов России |
Госкомвуз России, Минобразование России, РАН, Миннац России |
1996-2000 годы |
100 |
1200 |
300 |
300 |
Анализ этноязыковой и этно-политической ситуации. Выявление потребностей в уровне знания и масштабах использования русского языка как государственного языка и языка своей национальности |
||||||||||
1.2.12. |
Вхождение в мировые информационные сети |
Госкомвуз России, РАН, Роскомпечать |
1997-2000 годы |
|
21000 |
3000 |
6000 |
Внедрение русского языка в мировые компьютерные системы, повышение престижа русского языка, укрепление международного сотрудничества русистов |
||||||||||
1.2.13. |
Организация регулярных передач по русскому языку на центральном и республиканском телевидении для народов России |
Госкомвуз России, РАН, Минобразование России, ФСТР России |
1997-2000 годы |
|
31000 |
3000 |
5000 |
Повышение уровня знаний русского литературного языка, приобщение народов России к истории и культуре русского народа |
||||||||||
1.2.14. |
Информационное обеспечение программы "Социолингвистические словари и энциклопедии" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России, Российская академия образования (далее - РАО) |
1996-2000 годы |
1000 |
20000 |
4500 |
5000 |
Издание социолингвистических словарей и справочников для государственных и научных организаций |
||||||||||
1.2.15. |
Преобразование журналов "Русская речь" и "Русский язык за рубежом" в органы Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации (совместно с РАН и Минобразованием России); поддержка журналов "Русская словесность", "Родной язык"; возобновление издания журнала "Русский язык в национальной школе" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России, Роскомпе-чать, Минобразование России |
1996-2000 годы |
1000 |
30000 |
7000 |
7500 |
Расширение тематики журналов за счет включения в нее материалов по государственной политике в области русского языка, по реализации федеральной целевой программы "Русский язык" |
||||||||||
1.3. Функционирование и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации
| ||||||||||||||||||
1.3.1. |
Проведение регулярного мониторинга состояния русского языка, его функционирования в различных сферах деятельности, в субъектах Российской Федерации |
Госкомвуз России, РАН, Минобразование России, Миннац России |
1996-2000 годы |
800 |
3200 |
800 |
800 |
Аналитические доклады в Совет по русскому языку при Президенте Российской Федерации |
||||||||||
1.3.2. |
Систематическое обследование состояния русского языка и уровня речевой культуры в официально-деловых сферах общения, в средствах массовой информации, в рекламе и кино |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России, ФСТР России |
1996-2000 годы |
500 |
2400 |
600 |
600 |
Аналитические доклады и рекомендации по усовершенствованию норм русского языка и повышению речевой культуры |
||||||||||
1.3.3. |
Подготовка нового Свода правил орфографии и пунктуации |
Госкомвуз России, РАН, Минобразование России, Роскомпечать |
1996-1997 годы |
300 |
700 |
700 |
|
Обсуждение и утверждение нового Свода правил соответствующими ведомствами. Издание проекта Свода правил |
||||||||||
1.3.4. |
Исследование по теме "Нормы деловой письменности" |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1996-2000 годы |
500 |
2000 |
500 |
500 |
Усовершенствование норм в области деловой письменности, официальной документации. Издание нормативных справочников для госслужащих |
||||||||||
1.3.5. |
Разработка теоретических и прикладных аспектов темы "Русский язык - государственный язык Российской Федерации" |
Госкомвуз России, Миннац России |
1996-2000 годы |
500 |
4600 |
650 |
800 |
Исследование функционирования русского языка как государственного языка России и второго государственного языка в республиках Российской Федерации. Подготовка информационных материалов для Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Издание монографий |
||||||||||
1.3.6. |
Подготовка издания "Энциклопедия русской словесности" |
Госкомвуз России, Миннац России, Роскомпечать |
1997-2000 годы |
|
2800 |
500 |
800 |
Издание энциклопедии, посвященной видам и жанрам русской словесности, лучшим образцам словесного творчества, языка художественной литературы и фольклора |
||||||||||
1.3.7. |
Исследование по теме "Русский язык в средствах массовой информации" |
Госкомвуз России, РАН, ФСТР России |
1997-1999 годы |
|
900 |
300 |
300 |
Издание обзора, разработка практических рекомендаций по соблюдению норм языка в средствах массовой информации |
||||||||||
1.3.8. |
Исследование по теме "Государственный язык Российской Федерации в деловых сферах общения" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1998-2000 годы |
|
1200 |
|
400 |
Издание социологического исследования с приложением практических рекомендаций по использованию русского языка в деловых сферах общения |
||||||||||
1.3.9. |
Исследование по теме "Общий лексико-терминологический фонд языков народов России. Русский язык как основной источник его формирования" |
Госкомвуз России, Миннац России |
1997-1999 годы |
|
2300 |
400 |
600 |
Издание монографии со словарем, освещающей роль русского языка в формировании общего лексического и терминологического фонда языков народов России; практические рекомендации по унификации и использованию этого фонда в лексикографии, учебной литературе и т. п. |
||||||||||
1.3.10. |
Исследование по теме "Русский язык. Проблемы контактов с языками народов России" |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1997-2000 годы |
|
2000 |
500 |
600 |
Характеристика функционирования русского языка как государственного в иноязычном окружении, взаимодействия с другими государственными языками. Издание словаря контактов русского языка с языками народов России |
||||||||||
1.3.11. |
Проведение исследований по русской исторической и современной ономастике |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1997-2000 годы |
|
1800 |
350 |
400 |
Разработка принципов государственной политики в области наименований и переименований. Издание энциклопедических словарей и справочников |
||||||||||
1.3.12. |
Исследование по теме "Концепты русской культуры и их отражение в языке" |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1997-2000 годы |
|
2500 |
500 |
600 |
Описание концептосферы русского языка, построение лингвокультурологического тезауруса русского языка. Издание монографии и словаря концептов русской культуры |
||||||||||
1.3.13. |
Исследование по теме "Культура русской речи в условиях двуязычия и многоязычия" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1996-2000 годы |
100 |
900 |
200 |
250 |
Подготовка монографии и справочника с научно-практическими рекомендациями для национальной школы и вуза |
||||||||||
1.3.14. |
Разработка унифицированной передачи русского текста латиницей и иностранного текста кириллицей |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1996-2000 годы |
30 |
600 |
120 |
150 |
Создание единой государственной системы передачи русского текста латиницей и иностранного текста кириллицей |
||||||||||
1.3.15. |
Создание банка социолингвистических данных о функционировании русского языка как государственного языка России и как языка межнационального общения |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1996-2000 годы |
400 |
2500 |
500 |
500 |
Информационная система, оперативная ииформация о состоянии дел и динамике |
||||||||||
1.3.16. |
Лексикографическая работа: двуязычные словари (русско-национальные, национально-русские) |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН, Роскомпечать |
1996-2000 годы |
700 |
20000 |
2000 |
4000 |
Подготовка двуязычных словарей для практической работы в сфере образования в республиках Российской Федерации |
||||||||||
1.3.17. |
Подготовка библиографических указателей по проблемам русского языка как государственного языка России и языка межнационального общения народов России |
Госкомвуз России, Миннац России |
1996-2000 годы |
150 |
1300 |
275 |
300 |
Издание аннотированных библиографических указателей, содержащих сведения по всем проблемам русского языка как государственного языка России и языка межнационального общения народов России |
||||||||||
1.3.18. |
Разработка государственных образовательных стандартов изучения русского языка как государственного языка России |
Госкомвуз России, Минобразование России |
1996-2000 годы |
400 |
2200 |
400 |
600 |
Утверждение государственных образовательных стандартов |
||||||||||
1.3.19. |
Разработка государственных стандартов по русскому языку для всех ступеней обучения |
Госкомвуз России, РАО, Минобразование России |
1997-2000 годы |
|
2900 |
500 |
600 |
Утверждение государственных стандартов по русскому языку для всех ступеней обучения |
||||||||||
1.4. Контроль
| ||||||||||||||||||
1.4.1. |
Разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка как государственного работниками различных профессий и должностей в Российской Федерации |
Госкомвуз России, Миннац России, Минюст России |
1996-1998 годы |
300 |
1500 |
700 |
800 |
Квалификационные требования по использованию русского языка как государственного работниками различных профессий и должностей |
||||||||||
1.4.2. |
Разработка стандартов контроля качества владения русским языком (концепция, стандарты, тесты стандартов) |
Госкомвуз России, Минобразование России, РАН |
1997-1998 годы |
|
1500 |
1000 |
500 |
Создание единой системы контроля владения русским языком в соответствии с языковыми квалификационными требованиями |
||||||||||
1.4.3. |
Создание Центра тестирования по русскому языку для госслужащих |
Госкомвуз России, Минобразование России, Минкультуры России, РАН |
1997-2000 годы |
|
20000 |
2500 |
3500 |
Создание федеральной службы тестирования (состав, штаты). Разработка тестовых материалов в соответствии с языковыми квалификационными требованиями |
||||||||||
1.4.4. |
Внесение в порядок лицензирования положений об использовании норм русского языка, а также об ответственности за нарушение норм и правил русского языка в печатной продукции, в кино и на телевидении, в рекламе, в действиях по связям с общественностью |
Госкомвуз России, Роскомпечать, ФСТР России |
1996-1997 годы |
500 |
1200 |
1200 |
|
Принятие законодательных актов |
||||||||||
1.4.5. |
Создание (с учетом требований государственных стандартов) единой системы сертификации образовательных учреждений и организаций, действующих в сфере языкового образования |
Госкомвуз России, Минобразование России |
1997-1998 годы |
|
1200 |
600 |
600 |
Повышение качества работы образовательных учреждений и организаций, действующих в сфере языкового образования |
||||||||||
1.4.6. |
Разработка современных формуляров документов и системы делопроизводства |
Госкомвуз России, РАН |
1997-1999 годы |
|
1700 |
400 |
500 |
Создание новых стандартов документов для хозяйственного, правового и административного управления в новых условиях |
||||||||||
1.4.7. |
Регулярное обследование речевой занятости населения. Разработка принципов мониторинга речевой занятости |
Госкомвуз России, РАН |
1997-2000 годы |
|
1000 |
175 |
250 |
Анализ речевой занятости населения и выработка соответствующих рекомендаций |
||||||||||
1.4.8. |
Описание системы речевых коммуникаций в современном обществе |
Госкомвуз России |
1997 год |
|
100 |
100 |
|
Выработка принципов управления речевыми процессами. Рекомендация по управлению массовыми процессами |
||||||||||
1.4.9. |
Создание информационной базы по проблемам русского языка |
Госкомвуз России, Минобразование России, РАН, Миннац России |
1997-2000 годы |
|
2370 |
900 |
470 |
Создание информационного поля, необходимого для эффективной реализации федеральной целевой программы "Русский язык" |
||||||||||
1.4.10. |
Системное обследование состояния русского языка, функционирования его в различных сферах и регионах |
Госкомвуз России, РАО, ФСТР России, Миннац России |
1997-2000 годы |
|
3200 |
800 |
800 |
Рекомендации по повышению языковой грамотности учащихся, студентов, государственных служащих, работников СМИ, сферы сервиса, коммерческих структур, предпринимателей |
||||||||||
1.4.11. |
Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета но русскому языку при Президенте Российской Федерации, координации и контроля за исполнением Программы |
Госкомвуз России |
1996-2000 годы |
500 |
5000 |
1250 |
1250 |
Обеспечение разработки и реализации программных мероприятий |
||||||||||
1.5. Конференции, семинары и школы
| ||||||||||||||||||
1.5.1. |
Проведение конференции "Русский язык как государственный язык Российской Федерации: проблемы контактов и регулирования иноязычных заимствований" |
Госкомвуз России, Миннац России, Минобразование России, РАН |
1997 год |
|
500 |
500 |
|
Проведение конференции, выработка рекомендаций, публикация материалов |
||||||||||
1.5.2. |
Проведение Всероссийского конгресса по правовым аспектам развития и функционирования русского языка как государственного языка России |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России, Роскомпечать |
1997 год |
|
400 |
400 |
|
Совершенствование правовой основы использования и взаимодействия языков, обладающих статусом государственного или официального в субъектах Российской Федерации |
||||||||||
1.5.3. |
Проведение конференции "Русский язык и языки народов России: функциональное и структурное взаимодействие" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1997 год |
|
200 |
200 |
|
Проведение конференции. Научно-практические рекомендации |
||||||||||
1.5.4. |
Проведение конференции "Русский язык как государственный язык Российской Федерации: статус и функционирование в республиках" |
Госкомвуз России, Миннац России |
1998 год |
|
500 |
|
500 |
Проведение конференции. Выработка рекомендаций, публикация материалов |
||||||||||
1.5.5. |
Проведение международного семинара (симпозиума) по проблемам правового обеспечения статуса государственных и официальных языков |
Госкомвуз России, РАН, МИД России, Миннац России |
1998 год |
|
400 |
|
400 |
Изучение зарубежного опыта в создании правовой базы, в развитии и функционировании официальных языков во внутригосударственных и межгосударственных отношениях |
||||||||||
1.5.6. |
Проведение Всероссийского совещания учителей и работников народного образования по вопросу о правовом статусе русского языка |
Госкомвуз России, Минобразование России |
1998 год |
|
400 |
|
400 |
Изучение функционирования русского языка как государственного языка России и его роли в общеобразовательных системах |
||||||||||
1.5.7. |
Проведение конференции "Культура русской речи народов России" |
Госкомвуз России, РАН, Миннац России |
1998 год |
|
350 |
|
350 |
Научно-практические рекомендации по повышению культуры русской речи в инонациональной среде |
||||||||||
1.5.8. |
Проведение конференции "Русский язык как государственный язык Российской Федерации: проблемы государственной политики" |
Госкомвуз России, Миннац России |
1999 год |
|
700 |
|
|
Научно-практические рекомендации по государственной политике в области русского языка; публикация материалов |
||||||||||
1.5.9. |
Проведение конференции "Русский язык как государственный язык Российской Федерации и государственные языки зарубежных стран" |
Госкомвуз России, Минобразование России, РАН, Миннац России |
1999 год |
|
500 |
|
|
Проведение конференции. Выработка рекомендаций; публикация материалов |
||||||||||
1.5.10. |
Проведение конференции "Исторические названия - памятники культуры русского народа" |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН |
1999 год |
|
600 |
|
|
Проведение конференции. Выработка рекомендаций; публикация материалов |
||||||||||
1.5.11. |
Организация ежегодных школ-семинаров (летних и зимних) по русскому языку как государственному языку России: 1) для служащих госаппарата, депутатов Федерального Собрания; 2) для работников СМИ, редакций и издательств; 3) для предпринимателей и работников сферы обслуживания |
Госкомвуз России, Миннац России, РАН, ФСТР России |
1997-2000 годы |
|
900 |
200 |
200 |
Повышение профессиональной квалификации по русскому языку и уровня культуры речи у работников различных профессий и должностей |
||||||||||
1.5.12. |
Организация школы русской словесности: 1) для учащихся; 2) для учителей |
Госкомвуз России, Миннац России |
1997-2000 годы |
|
850 |
180 |
200 |
Организация очной и заочной школ русской словесности с целью повышения квалификации учителей-словесников и уровня филологических знаний учащихся |
||||||||||
1.5.13. |
Организация постоянно действующей выставки (с передвижным фондом) с представлением разделов: 1) русский язык как государственный язык России; 2) русский язык как язык русского народа и культуры; 3) русский язык как мировой язык |
Госкомвуз России, РАН, Минобразование России, Миннац России, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (далее - Росзарубежцентр) |
1997-2000 годы |
|
1000 |
500 |
200 |
Подготовка экспозиции по соответствующим разделам |
2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры
3. Русский язык как мировой язык
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Русский язык"
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы
(млн. рублей, в ценах 1996 года)
|
1996 год |
1997 год |
1997-2000 годы |
Объем финансирования за счет средств федерального бюджета - всего |
33125 |
186780 |
792015 |
в том числе: |
|
|
|
научные исследования |
5000 |
45815 |
209535 |
текущие расходы |
28125 |
140965 |
582480 |
из них: |
|
|
|
русский язык в системе образования |
13275 |
54675 |
182210 |
подготовка и повышение квалификации преподавателей |
1430 |
12000 |
48950 |
обеспечение государственной языковой политики |
8680 |
48460 |
246020 |
русский язык в средствах массовой информации и как основа культуры |
3840 |
19330 |
77350 |
инфраструктура и система управления |
900 |
6500 |
27950 |
Финансовые затраты на реализацию федеральной целевой программы "Русский язык" по первому разделу "Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка"
(млн. рублей, в ценах 1996 года)
N п/п |
Рубрики раздела |
1996 год |
1997- 2000 годы |
в том числе |
Всего |
|
1997 год |
1998 год |
|||||
1.1. |
400 |
23630 |
6160 |
5650 |
24030 |
|
1.2. |
2600 |
119520 |
20900 |
28030 |
122120 |
|
1.3. |
Функционирование и развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации |
4380 |
56800 |
9795 |
12800 |
61180 |
1.4. |
1300 |
38770 |
9625 |
8670 |
40070 |
|
1.5. |
- |
7300 |
1980 |
2250 |
7300 |
|
|
Всего |
8680 |
246020 |
484 |
57400 |
254700 |
Финансовые затраты на реализацию федеральной целевой программы "Русский язык" по второму разделу "Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры"
(млн. рублей, в ценах 1996 года)
N п/п |
Рубрики раздела |
1996 год |
1997-2000 годы |
В том числе |
Всего |
|
1997 год |
1998 год |
|||||
2.1. |
Научные исследования в области русского языка и культуры речи |
4510 |
204080 |
44500 |
44095 |
208590 |
2.2. |
Русский язык как основа художественной и духовной культуры русского народа |
1150 |
55100 |
13350 |
14350 |
56250 |
2.3. |
10880 |
132800 |
40640 |
35350 |
143680 |
|
2.4. |
1350 |
10900 |
2900 |
2750 |
12250 |
|
|
Всего |
17890 |
402880 |
101390 |
96545 |
420770 |
Финансовые затраты на реализацию федеральной целевой программы "Русский язык" по третьему разделу "Русский язык как мировой язык"
(млн. рублей, в ценах 1996 года)
N п/п |
Рубрики раздела |
1996 год |
1997-2000 годы |
В том числе |
Всего |
|
1997 год |
1998 год |
|||||
3.1. |
Научные исследования в области русского языка как иностранного и культура речи |
490 |
5455 |
1315 |
1375 |
5945 |
3.2. |
750 |
2200 |
800 |
900 |
2950 |
|
3.3. |
1255 |
16640 |
5225 |
3750 |
17895 |
|
3.4. |
Русский язык в системе образования иностранных граждан. Русский язык в системе высшего образования |
600 |
22500 |
5550 |
5650 |
23100 |
3.5. |
Подготовка и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного |
1430 |
48950 |
12000 |
13000 |
50380 |
3.6. |
Русский язык как неродной и иностранный в системе школьного образования |
540 |
10270 |
3260 |
2310 |
10810 |
3.7. |
Русский язык для иностранцев через средства массовой информации |
590 |
9150 |
2280 |
2280 |
9740 |
3.8. |
900 |
27950 |
6500 |
6050 |
28850 |
|
|
Всего |
6555 |
143115 |
36930 |
35315 |
149670 |
Утверждена федеральная целевая программа "Русский язык" на 1996-2000 годы, которой предусмотрено создание условий для нормального функционирования и развития русского языка как национального языка русского народа и государственного языка страны, средства межнационального общения. Также программой включает в себя мероприятия по совершенствованию законодательства в языковой сфере, разработку законодательных актов, регулирующих использование русского языка, положений о соблюдении норм русского языка, комплектование фондов научных и технических библиотек литературой на русском языке и специализированной литературой по русскому языку, систематическое обследование состояния русского языка, издание массовыми тиражами словарей, расширение и углубление исследований в области грамматического строя русского языка, фонетики, словообразования, лексики и терминологии.
Программа состоит из разделов: "Русский язык как государственный язык Российской Федерации", "Государственная политика в области русского языка", "Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной и духовной культуры", "Русский язык как мировой язык". Каждый раздел имеет свои собственные цели, задачи и мероприятия по выполнению этих задач.
Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 881 "Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 августа 1996 г. N 32 ст. 3925, в "Российской газете" от 8 августа 1996 г. N 149
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 891 действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2000 г. в части финансирования текущих расходов по позиции "русский язык в системе образования"
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966 действие настоящего постановления было приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г. в части финансирования текущих расходов по позиции "русский язык в системе образования"
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 839 действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 1998 года в части финансирования текущих расходов по позиции: "русский язык в системе образования"
Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 13 действие настоящего постановления приостановлено до 1 января 1998 г.