Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
городского самоуправления
от 06.08.97 г. N 252-п
Положение
о звене территориальной подсистемы
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Омска
1. Настоящее Положение определяет принципы построения (Приложение 1), состав сил и средств (Приложение 2, 3), порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования (Приложение 4) эвена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Омска (далее именуется - ЗТП РСЧС города).
2. ЗТП РСЧС города предназначено для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь.
3. Деятельность ЗТП РСЧС города организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом г. Омска, областным Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями и распоряжениями главы городского самоуправления и комиссии по чрезвычайным ситуациям города, другими нормативно-правовыми актами и настоящим Положением.
4. Основными задачами ЗТП РСЧС города являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются организациями), а также подведомственных им объектов производственного и специального назначения (далее именуется объекты) в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. ЗТП РСЧС города объединяет органы управления, силы и средства городского самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
6. ЗТП РСЧС города является составной частью территориальной подсистемы РСЧС области и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению города.
7. Оно имеет два уровня:
- местный, охватывающий территорию города (административного округа);
- объектовый, охватывающий территорию объекта (предприятия).
8. Каждый уровень ЗТП РСЧС города имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
9. Координирующими органами ЗТП РСЧС города являются:
- на местном уровне, охватывающем территорию города (административного округа) - комиссии по чрезвычайным ситуациям города, (административного округа в городе);
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям потенциально опасных объектов.
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям и их состав утверждаются постановлениями глав городского самоуправления и администраций, соответствующих уровней и решениями руководителей организаций.
10. Руководителями городской, окружных комиссий по чрезвычайным ситуациям являются первые заместители глав администраций, их первыми заместителями - руководители органов, специально уполномоченных решать вопросы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, заместителями - заместители глав администраций.
Руководителями объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются руководители этих организаций, объектов и предприятий, их первыми заместителями - штатные заместители.
11. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям г. Омска (административных округов) являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении территориальных целевых и научно-технических программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении помощи этим комиссиям для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуированного населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений ЗТП РСЧС города к действиям в чрезвычайных ситуациях.
12. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
13. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - органы управления по делам ГОЧС) являются:
- на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям, органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемые при органах исполнительной власти и при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
14. Органами повседневного управления ЗТП РСЧС города являются:
- оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.
Повседневное управление ЗТП РСЧС города осуществляется с пункта управления ГО Администрации области, оснащенного средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, находящегося в постоянной готовности к работе.
15. В состав сил и средств ЗТП РСЧС города входят силы и средства органов городского самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием природной среды, потенциально опасными объектами и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На базе соединений и частей Омского гарнизона, полка гражданской обороны, частей и подразделений УВД области, Государственной противопожарной службы области, отрядов пожарной охраны, организаций, военизированных газоспасательных подразделений, медицинских формирований, строительных, монтажных организаций и других аналогичных профессиональных служб различных организаций города создаются аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные подразделения, силы постоянной готовности.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться решением комиссии ЧС, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
16. Специально подготовленные силы и средства Омского гарнизона привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определенном областным Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Силы и средства УВД области применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Омской области.
17. Решением руководителей, являющихся по должности начальниками ГО организаций и объектов на базе существующих организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) в установленном порядке могут создаваться нештатные объектовые аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
18. В целях определения объема мероприятий, состава сил и средств, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе, административных округах и на объектах экономики, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды осуществляется категорирование города и объектов.
19. Информационное обеспечение функционирования ЗТП РСЧС города осуществляется:
- абонентскими пунктами городского (окружных) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- информационными центрами организаций и объектов;
- средствами связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен этой информацией между территориальными органами исполнительной власти, органами городского самоуправления, органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется регламентом информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (постановление Главы Администрации области от 18.03.96 г. N 146-п).
20. Официальный статистический учет и статистическую отчетность о чрезвычайных ситуациях и их масштабах ведут органы специально-уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок учета чрезвычайных ситуаций и их масштабов осуществляется органами, специально уполномоченными решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с областным статистическим управлением по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти.
21. Учебными заведениями, предназначенными для подготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов ЗТП РСЧС города, а также методического руководства подготовкой по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
- курсы ГО г. Омска;
- курсы и учебные заведения повышения квалификации.
22. Деятельность ЗТП РСЧС города включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.
23. Основными планирующими документами в ЗТП РСЧС города являются:
- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера города (административного округа);
- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организации;
- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объекта экономики.
24. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением глав администраций, соответствующих уровней в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ЗТП РСЧС города;
- режим повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
25. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ЗТП РСЧС города, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и восполнение резервов финансовых и продовольственных, медицинских материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием ЗТП РСЧС города, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерских служб;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определение масштабов и границ зоны чрезвычайной ситуации;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайней ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
26. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- местный резерв финансовых продовольственных, медицинских и материальных ресурсов администраций г. Омска, округов - за счет средств органов городского самоуправления;
- объектовый резерв финансовых продовольственных, медицинских и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.
Номенклатура и объемы резервов финансовых продовольственных, медицинских и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может координировать или руководить ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
При недостатке имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства областных и федеральных органов исполнительной власти.
28. В случае недостатка ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов ЗТП РСЧС города по ходатайству руководства органа городского самоуправления.
29. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
30. Финансирование ЗТП РСЧС города осуществляется на каждом уровне за счет городского бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с нормативными актами города.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов городского самоуправления, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостатке указанных средств, выделяются в установленном порядке средства из областного резервного фонда, резервного фонда Правительства Российской Федерации.
31. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, осуществляется планирование действий в рамках ЗТП РСЧС города на основе плана действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных или иных бедствий города Омска, планов действий органов городского самоуправления, организаций и объектов.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий ЗТП РСЧС города осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям, органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с территориальной подсистемой РСЧС области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.