Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Главы
администрации области
от 17 июня 1994 г. N 288-п
Типовые правила
работы предприятий розничной торговли в Омской области
23 февраля 1995 г., 7 мая 1998 г.
О договоре розничной купли-продажи см. ст.ст. 492-505 Гражданского Кодекса РФ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятий розничной торговли (в дальнейшем предприятие) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
2. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности, выдаваемую органами местного самоуправления районов и городов области в установленном порядке - в соответствии с постановлением главы администрации области от 30 декабря 1993 года N 527-п "О создании системы лицензирования отдельных видов деятельности на территории области" и последующими документами областной администрации по данному вопросу и от 1 марта 1993 года N 75-п.
3. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей, своевременные расчеты с поставщиками продукции, соблюдение кассовой дисциплины.
4. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется Уставом и согласовывается с соответствующими органами местной администрации при его регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ "коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом"
5. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес.
В торговом зале на доступном для покупателя месте должна находится Книга отзывов и предложений.
6. Режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли устанавливается по решению соответствующих администраций. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником по согласованию с администрацией соответствующего района.
7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до закрытия торгового предприятия покупатели предупреждаются о прекращении обслуживания.
Запрещается закрывать магазин до начала обеденного перерыва или до окончания работы.
8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией администрация или руководитель заблаговременно уведомляют об этом районную администрацию. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия торгующего аналогичными товарами.
9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным органами исполнительной власти для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями, сроками и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы области. Результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
10. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже по требованию покупателя. Образцы товаров, являющиеся инвентарем магазина, продаже не подлежат.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
II. Приемка, хранения и подготовка товаров к продаже
11. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами. В муниципальных магазинах приемка товаров осуществляется лицами, на которых возложена материальная ответственность.
12. Принятые предприятиями в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товаров с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в свободных отпускных ценах, а также причин невозможности оприходования товара в день его поступления.
13. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.
14. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
15. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.п.).
16. Все работники муниципального торгового предприятия, и в первую очередь, материально-ответственные лица, обязаны обеспечить сохранность товаров и принимать необходимые меры к недопущению снижения их качества.
III. Продажа товаров
17. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными и заверенными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
18. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях за наличный и безналичный расчеты.
Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения представляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.
Постановлением Главы администрации (Губернатора) Омской области от 7 мая 1998 г. N 152-п в пункт 19 настоящих Типовых правил внесены изменения
19. На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятие торговли должно иметь сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то на территории области органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основ гражданского законодательства предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров в соответствии с действующим законодательством.
Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.
20. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
21. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
22. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, овоскоп.
23. По решению органов местного самоуправления в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному покупателю.
24. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается Правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими, товарами, выдаваемой лицензионными службами или соответствующими администрациями в установленном порядке. На товары, подлежащие лицензированию по решению соответствующих органов, также должны быть лицензии.
В настоящее время перечень товаров, облагаемых акцизами, установлен Федеральным законом от 07.03.96 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"
25. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионные, посылочная торговля) осуществляется с соблюдением также и этих правил.
См. Постановления Правительства РФ:
- N 169 от 20.02.95 г. "Об утверждении Правил продажи товаров по заказам и на дому у покупателей",
- N 1090 от 26.09.94 г. "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами",
- N 1088 от 26.09.94 г. "Об утверждении Порядка розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации",
- N 987 от 19.08.96 г., утвердившее Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации,
- N 895 от 09.09.93 г. "Об утверждении Правил продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит",
- N 684 от 15.06.94 г. "Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней",
- N 553 от 24.05.94 г. "Об утверждении Правил продажи меховых товаров",
- N 1256 от 02.12.93 г. "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об оружии".
26. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
27. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
Постановлением главы администрации Омской области от 23 февраля 1995 г. N 98-п в пункт 28 настоящих Типовых правил внесены изменения
28. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовый чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием, или мягкий чек, заверенный штампом магазина.
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименование и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Предприятие, реализующее продукцию в стеклопосуде отечественного производства с взиманием ее залоговой стоимости, обязано осуществлять прием стеклопосуды с возвратом залога и не допускать случаев отказа в приеме.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В случае приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется согласно ст.ст. 17 - 21 этого Закона.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.
29. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов.
30. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
IV. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях) самообслуживания
31. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую и целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
32. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
33. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре - оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.
34. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
35. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
V. Расчеты с покупателями
36. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 30 июля 1993 года N 745 и дополнений к указанному Перечню, утвержденному областной администрацией.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
37. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры.
38. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
печатает чек на контрольно-кассовой машине;
объявляет покупателю общую стоимость покупок;
называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
39. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
40. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производятся только в едином узле расчета. В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного - двух предметов.
В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
41. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
VI. Права и обязанности покупателя
42. Покупатель имеет право:
на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядка эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;
проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
требовать соблюдения положений, Закона РФ "О защите прав потребителей" и настоящих Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
оставить на хранение отобранные или оплаченные товары в соответствии с п.п. 29, 30 настоящих Правил;
в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-за купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
43. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товаров покупатель обязан:
соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;
набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
VII. Информация покупателей
Постановлением Главы администрации (Губернатора) Омской области от 7 мая 1998 г. N 152-п в пункт 44 настоящих Типовых правил внесены изменения
44. В предприятиях рекомендуется следующая информация для покупателей:
указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
выписка из Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55;
порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом - схема разруба мяса по сортам;
телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия.
45. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией.
VIII. Санитарные требование к содержанию предприятия и его работникам
46. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами госсанэпиднадзора, а продовольственных предприятиях также и специальным санитарным правилам для таких предприятий, утверждение решением малого Совета областного Совета народных депутатов от 21 мая 1992 г. N 112.
47. Работники в продовольственных предприятиях проходят обязательно медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.
IX. Контроль за работой предприятия
Постановлением Главы администрации (Губернатора) Омской области от 7 мая 1998 г. N 152-п в пункт 48 настоящих Типовых правил внесены изменения
48. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании ст. 43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
49. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.
50. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
51. В предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация торговых предприятий обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
52. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лишения его лицензии или ликвидации.
53. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.