Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации области
от 9 января 1995 г. N 8-п
Временный порядок
сертификации продукции (услуг) общественного питания
на территории области
См. также:
Постановление Госстандарта РФ от 16.02.94 г. N 3 "Об утверждении "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации",
Постановление Госстандарта РФ от 21.09.94 г. N 15 "Об утверждении "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации",
Постановление Госстандарта РФ от 17.04.96 г. N 4 "О введении в действие Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья".
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ разработан в соответствии с Законами Российской Федерации N 2300-1 от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей", N 5151-1 от 18 июня 1993 года "О сертификации продукции и услуг", постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 332 "Об утверждении правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания".
1.2. Временный порядок устанавливает организационно-правовые основы сертифицирования услуг общественного питания, определяет перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации, порядок сертифицирования услуг, статус и функции органов сертификации, порядок выдачи, приостановления действия сертификата и его аннулирования.
1.3. Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, межгосударственных стандартах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам.
1.4. При сертификации услуг общественного питания проверяются характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и используются методы, позволяющие:
- провести идентификацию услуги, в т.ч. по производству кулинарной продукции:
проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам, функциональному назначению и др.;
- полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности для жизни, здоровья потребителей, охраны окружающей среды и установленным во всех нормативных документах для этой услуги, а также требованиям, которые в соответствии с законодательными актами проверяются при обязательной сертификации.
1.5. Субъектами обязательной сертификации являются юридические и физические лица, производящие и реализующие услуги общественного питания, независимо от ведомственной принадлежности (обслуживаемого контингента) и форм собственности.
1.6. Деятельность предприятий общественного питания без наличия сертификата на каждый вид услуги или предприятия в целом запрещена и рассматривается как незаконная.
1.7. В случае, когда порядок проведения сертификации установлен законодательными или иными нормативными актами, сертификация услуг общественного питания производится в соответствии с этим порядком.
2. Система сертификации услуг общественного питания
2.1. Организационную структуру системы сертификации услуг общественного питания на территории г. Омска и области образуют:
- органы Госсанэпиднадзора и Госстандарта России - Областной центр ГСЭН, Омский ЦСМ;
- орган по сертификации;
- испытательные лаборатории, образуемые на базе ТОО "Омсксерт", санитарно-технологических пищевых лабораторий, центра Госсанэпиднадзора.
2.2. Орган по сертификации и испытательные центры должны быть аккредитованы в установленном порядке и иметь необходимую материально-техническую базу, квалифицированный персонал.
2.3. Орган по сертификации является самостоятельным и независимым от потребителей и исполнителей услуг общественного питания, выполняет роль методологического и координационного центра системы по вопросам сертификации.
2.4. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) действуют как экспертные специализированные органы на территории области по подготовке заключений (протоколов испытаний) на выдачу сертификатов на услуги общественного питания.
2.5. Орган по сертификации и испытательные центры действуют в соответствии с утвержденным Порядком, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, администрации области, касающихся сертификации услуг общественного питания.
3. Перечень сертифицируемых услуг и схемы сертификации
3.1. Перечень сертифицируемых услуг и нормативной документации, на соответствие которым проводится сертификация услуг общественного питания, приведен в приложении N 1 к порядку.
3.2. Схемы сертификации услуг общественного питания представлены в таблице N 1.
Таблица 1 - Схемы сертификации услуг
Схема Оценка Оценка Аттестация Серти- Выборочная Инспекционный серти- мастер- процесса предприятия фикация проверка контроль фикации ства оказания системы результатов испол- услуги качества услуги нителя |
1 + + + 2 + + + 3 + + 4 + + |
3.3. Схемы для обязательной сертификации определяет орган по сертификации, с учетом предложений заявителя.
3.4. Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуги (официантов, метрдотелей, барменов, кондитеров, поваров, продавцов), что включает проверку его квалификации, знаний технологической, нормативной документации, выполнения им санитарно-гигиенических требований, правил личной гигиены, а также выборочную проверку результатов услуги (реализуемой кулинарной продукции) и последующий инспекционный контроль за сертифицированной услугой.
Применяется в основном для сертификации услуг общественного питания по изготовлению и реализации кулинарной продукции, оказываемых гражданами - предпринимателями и небольшими специализированными предприятиями.
3.5. Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, включающую проверку выполнения всех операций технологического процесса, состояния технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, соблюдения санитарно-гигиенических требований, проверку квалификации исполнителя, условий обслуживания или оценку системы качества, а также выборочную проверку результатов услуги и инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги.
Данная схема является основной и применяется при обязательной сертификации услуг общественного питания, оказываемых средними и крупными предприятиями.
3.6. Схема 3 аналогична схеме 2 в части оценки процесса оказания услуги или системы качества, но без проверки результатов услуги. Инспекционный контроль проводится с использованием социологических методов оценки качества услуг.
Схема применяется в основном для услуг общественного питания, несвязанных с производством и реализацией кулинарной продукции.
3.7. Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия общественного питания, что включает проверку:
- санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей, производства и реализации кулинарной продукции;
- состояние материально-технической базы;
- ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги;
- качества обслуживания (этики общения, комфортности, эстетичности и т.д.);
- профессионального мастерства обслуживающего персонала;
- ассортимента и качества блюд, кулинарных изделий и напитков.
Результатом оценки предприятия в целом является присвоение предприятию общественного питания класса.
3.8. При наличии у заявителя сертификата на систему качества, оценка процесса оказания услуги не проводится.
3.9. Помимо указанных схем сертификации на ограниченный срок может применяться схема, основанная на заявлении-декларации исполнителя и последующим инспекционным контролем за сертифицированной услугой.
4. Порядок проведения сертификации услуг
4.1. Рассмотрение заявки.
Для проведения сертификации услуг в сфере общественного питания заявитель направляет заявку в аккредитованный орган по сертификации. Форма заявки приведена в приложении 2.
Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги. Срок рассмотрения заявки и принятия решения по ней не должен превышать одного месяца со дня ее получения.
Орган по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию услуги выполняет следующие работы:
- анализирует нормативно-технический документ, представленный заявителем для сертификации услуги, на соответствие требованиям безопасности;
- выбирает схему сертификации услуги;
- определяет испытательную (социологическую) лабораторию;
- запрашивает у заявителя дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность производства и качества услуги, в т.ч. руководство по качеству, данные о поставщиках сырья и материалов и контингенте потребителей и др.;
- осуществляет инспекционный контроль за сертифицируемой услугой.
По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов ОС принимает решение по заявке. Если решение по заявке принимается отрицательное, то ОС аргументированно сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации услуги.
Причинами отказа в сертификации услуги могут быть:
- непригодность заявленных нормативных документов для сертификации;
- значительное количество претензий к качеству услуг по информации контролирующих органов и других организаций;
- несоблюдение требований, указанных в нормативных документах на услуги.
При положительном решении по заявке, ОС направляет заявителю решение, оформленное в соответствии с приложением N 3.
4.2. Заключение договора на проведение сертификации услуг и инспекционного контроля.
Одновременно с положительным решением по заявке, ОС направляет заявителю проект договора на проведение сертификации услуг, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами в виде третьего этапа работ.
К договору прилагается:
- календарный план работ по этапам с расчетной ценой,
- калькуляция работ,
- протокол соглашения о договорной цене.
В сопроводительном письме к договору указываются контрагенты, привлекаемые ОС к работе:
- аккредитованная испытательная лаборатория,
- центр стандартизации и метрологии (по необходимости).
После получения от заявителя подписанного договора орган по сертификации приступает к сертификационным проверкам (испытаниям) услуг.
4.3. Проведение сертификационных проверок.
Сертификационные проверки проводятся для удостоверения соответствия сертифицируемых услуг требованиям нормативных документов.
Сертификационные проверки (испытания) услуг общественного питания выполняются комиссией, в состав которой включаются эксперты - аудиторы и консультанты (при необходимости).
Для проведения проверок заявитель обеспечивает необходимые условия.
Порядок проведения сертификационных проверок (испытаний) определяется схемой сертификации (табл. 1).
Сертификационные проверки (испытания) услуг проводятся в соответствии с аттестованными методиками и по утвержденным программам проверок (испытаний). Результаты сертификационных проверок оформляются протоколами.
Протоколы сертификационных проверок (испытаний) направляются органу по сертификации и в копии заявителю.
4.4. Оценка процесса оказания услуг.
Оценка процесса оказания услуг осуществляется с целью установления возможности и готовности заявителя производить сертифицируемые услуги в соответствии с требованиями распространяющихся на них документов.
Порядок, методика оценки и требования к ее проведению устанавливаются органом по сертификации.
Оценка процесса оказания сертифицируемых услуг осуществляется органом по сертификации с привлечением, при необходимости, специалистов испытательной лаборатории.
Оценка процесса оказания услуг может осуществляться двумя способами:
- проверкой технологического процесса, оборудования, мастерства исполнителя, условий обслуживания;
- оценкой системы качества.
Методика оценки процесса оказания услуг предусматривает выявление и проверку:
структуры управления предприятием - изготовителем в части распределения ответственности руководителей служб предприятия за обеспечение качества услуг; наличие функционального подразделения, ответственного за качество услуг на всех этапах технологического процесса и контролирующего деятельность структурных подразделений предприятия по обеспечению стабильности уровня качества сертифицируемых услуг;
полноты соответствия нормативной документации на услуги и методы их проверки (испытаний);
- достаточности и полноты проведения операций контроля при предоставлении услуг, в т.ч.: обеспечения необходимой точности контрольного измерительного оборудования, наличия систем регистрации проверок средств измерений (СИ) оборудования;
соответствия характеристик оказываемых услуг и реализуемой продукции требованиям нормативной документации;
наличия процедур, обеспечивающих выявление причин несоответствия сертифицируемых услуг требованиям нормативной документации, и корректирующих мероприятий по устранению и предупреждению недостатков;
условий и качества обслуживания потребителей;
соблюдение предприятием - заявителем правил и порядка предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о предприятии и оказываемых им услугах (в соответствии с законодательными актами, правилами и нормативными документами);
соблюдение предприятием установленных технологических режимов;
соблюдение предприятием сроков исполнения услуг;
наличие претензий потребителей к качеству обслуживания, к качеству исполнения услуги и реализуемой продукции;
наличия контроля за профессионально-квалификационным уровнем исполнителей услуг.
4.5. Оценка мастерства исполнителей услуг.
Оценка мастерства исполнителей услуг является составной частью процедуры сертификации услуг.
Порядок, методика оценки мастерства исполнителей услуг и требования к ее проведению устанавливается органом по сертификации.
4.6. Аттестация предприятия общественного питания.
Аттестацию предприятия проводят на соответствие требованиям государственных стандартов, строительных и санитарных норм и правил.
Порядок, методику аттестации предприятия устанавливает орган по сертификации.
По результатам аттестации предприятию присваивают определенный тип и класс.
4.7. Выдача сертификата соответствия и использования знака соответствия.
Орган по сертификации на основании протокола проверки сертифицируемых услуг, при условии положительных результатов этих проверок и заключения по анализу состояния процесса предоставления услуг:
- принимает решение о выдаче Сертификата соответствия на услуги;
- оформляет Сертификат соответствия услуг общественного питания;
- регистрирует его в Государственном Реестре Системы и выдает его заявителю.
Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера Госреестра.
Сертификат выдается на конкретную услугу или несколько услуг общественного питания.
Срок действия сертификата соответствия устанавливается с учетом срока действия нормативной документации на сертифицированные услуги, но не более чем на два года.
В случае отказа в выдаче сертификата соответствия на услугу, орган по сертификации направляет заявителю письменный мотивированный отказ (приложение N 4). Основанием для отказа в выдаче сертификата может быть отсутствие положительного результата сертифицированных проверок, несоответствия услуги в полном объеме требованиям нормативной документации и т.д., а также отказ исполнителя услуги от оплаты процедур сертификации.
В случае необходимости орган по сертификации может выдать исполнителю копии сертификата, заверенные подлинной подписью и печатью органа за плату, не превышающую его стоимость, исходя из фактических затрат. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание (электрографическим, фотографическим и т.п.).
В технической документации на сертифицированные услуги (СТП, Техническое описание) делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи сертификата.
4.8. Применение знака соответствия.
При обязательной сертификации исполнитель услуги обязан обеспечить маркировку документации на услуги (квитанции, абонемента, счета и др. аналогичных документов) знаком соответствия, установленным в Системе сертификации ГОСТ Р.
Маркировка должна выполняться при полном соответствии услуги и условий обслуживания требованиям нормативных документов, на соответствие которым она должна быть сертифицирована.
Маркировку знаком соответствия осуществляет исполнитель услуги. Порядок и правила применения знака соответствия для каждой конкретной услуги устанавливает орган по сертификации при выдаче сертификата заявителю.
Форма и размеры знака соответствия установлены в ГОСТ 50460-92.
5. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами
5.1. Инспекционный контроль (ИК) проводится в порядке надзора за соблюдением требований к сертифицированным услугам и осуществляется в период действия Сертификата на услуги.
5.2. Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ:
- анализ поступающей информации о сертифицированных услугах;
- создание группы для проведения контроля;
- проведение контроля;
- оформление результатов контроля и принятие решений.
5.3. Целью ИК является проверка сертифицированных услуг на предприятии-исполнителе и соответствие их всем требованиям нормативных документов, по которым была проведена сертификация.
5.4. ИК проводится Органом по сертификации услуг, выдавшим сертификаты.
При необходимости для проведения ИК привлекаются представители общества защиты прав потребителей и торговой инспекции.
5.5. ИК предусматривает проведение проверки услуг непосредственно на предприятии-заявителе. Оценка качества кулинарной продукции (отобранных проб) производится аккредитованной испытательной лабораторией.
5.6. Работа по ИК оплачивается заявителем в порядке, установленном договором между заявителем и ОС о проведении сертификации по фактическим затратам ОС.
5.7. ИК проводится без предварительного оповещения о нем заявителя, за исключением случаев, когда предприятие-заявитель внес изменение в нормативную документацию или после проведения предприятием-заявителем переоснащения. В этих случаях предприятие-заявитель заблаговременно извещает ОС о необходимости проведения ИК, который должен быть проведен в обязательном порядке.
5.8. Периодичность и объем проведения ИК зависит от состояния стабильности процесса оказания сертифицированной услуги и должен осуществляться не реже 1 раза в 6 месяцев.
5.9. Внеплановый инспекционный контроль проводится при получении сообщений государственных органов контроля об отрицательных результатах проверок предприятий, сертифицировавших услуги.
5.10. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки (испытаний) образцов продукции, условий обслуживания и делается общее заключение о состоянии процесса оказания услуги и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации. Копии направляются предприятию-исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. По окончании срока действия сертификата составляется отчет о результатах инспекционного контроля и принимается решение о продлении срока действия сертификата или проведении сертификации услуг вновь.
6. Приостановление или аннулирование действия сертификата
соответствия
6.1. ОС может приостановить или аннулировать действие Сертификата или приостановить право применять знак соответствия по результатам ИК в случае:
- несоблюдения требований нормативных документов, исполнение которых контролируется при сертификации услуг;
- изменения нормативного документа, регламентирующего услуги или методы испытаний;
- изменения процесса оказания сертифицируемой услуги и условий обслуживания, системы обеспечения качества, методов контроля и испытаний, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации.
6.2. ОС принимает решение о приостановлении действия Сертификата соответствия или применения Знака соответствия в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с ОС, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.
6.3. Информация о приостановлении действия или отмене Сертификата доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей услуг и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.
6.4. Аннулирование сертификата действует с момента исключения его из Государственного Реестра Системы сертификации ГОСТ Р.
6.5. Повторное представление на сертификацию услуг, на которые был отменен сертификат, осуществляется по той же процедуре, что и первичное представление.
7. Рассмотрение апелляций
7.1. Заявитель, несогласный с отказом в проведении сертификации услуг или другими действиями ОС, возникающими в процессе сертификации услуг, обращается к руководству ОС с апелляцией.
7.2. Если заявитель не удовлетворен решением по апелляции, принятым ОС, то он может подать апелляцию в апелляционную комиссию при Госстандарте России.
8. Ответственность
См. также:
Ст. 43 Федерального закона от 09.01.96 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс об административных правонарушениях",
Ст. 146.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,
Приказ Госстандарта РФ от 24.02.93 г. N 50 "Об утверждении "Правил выдачи предписаний и применения штрафов органами Госстандарта России за нарушение требований по безопасности и правил сертификации товаров (работ, услуг)",
Приказ Госстандарта РФ от 27.06.94 г. N 112 "Об утверждении "Порядка выдачи предписаний и применения штрафов Госстандартом России при проведении государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов".
8.1. При отсутствии сертификата на услуги общественного питания, подлежащие обязательной сертификации, предприятию (предпринимателю) начисляются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.
8.2. При необоснованной выдаче сертификата органом по сертификации, а также фальсификации испытательными центрами (лабораториями) результатов анализа продукции, к ним применяются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.
8.3. При грубых нарушениях требований, повлекших нанесение ущерба здоровью и жизни потребителей, заявитель привлекается к уголовной ответственности согласно действующему законодательству.
См. ст. 156.5 Уголовного кодекса РСФСР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.