Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Администрации области
от 18.08.93 г. N 306-п
Положение
о регулировании отношений по недропользованию в Омской области
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Российской Федерации: "О недрах", "Об охране окружающей природной среды", "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О местном самоуправлении в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации.
1.2. Настоящее Положение регулирует отношения между органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр на территории Омской области.
1.3. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы Омской области, ее рационального использования и охраны недр.
1.4. Регулирование отношений недропользования осуществляется посредством:
- определения объемов добычи полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по области;
- выдачи лицензий на пользование недрами;
- установления квот на поставку добываемого минерального сырья и продуктов его переработки;
- установления и взимания платежей, связанных с пользованием недрами;
- государственного контроля и надзора в области недропользования.
1.5. Регулирование отношений недропользования осуществляется на основе принципа невмешательства государственных органов и органов самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанную с пользованием недрами.
Недропользователи вправе обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании неправомерными и недействительными актов любых государственных органов и органов самоуправления и действий должностных лиц, касающихся недропользователей.
2. Разграничение компетенции органов власти и управления
2.1. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления на основе принципа разграничения компетенции.
2.2. Ведению областного Совета народных депутатов подлежит:
- утверждения перечня объектов, предлагаемых в пользование на территории области, порядка и условий предоставления их в пользование;
- установление дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей за пользование недрами, поступающих в областной бюджет;
- установление скидки за истощение недр;
- установление льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет;
- решение вопросов об освоении месторождений полезных ископаемых с участием иностранного капитала;
- утверждение положения о государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Областной Совет народных депутатов вправе:
- получать от органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления своих функций;
- запрещать строительство экологически вредных объектов;
- приостанавливать или досрочно прекращать по основаниям, предусмотренным п. 5.2 настоящего Положения, право недропользования в случае непринятия мер Новосибгеолкомом.
2.3. Ведению областной администрации подлежит осуществление практической работы по определению и реализации стратегии развития минерально-сырьевого комплекса и согласованию условий предоставления недр в пользование:
- утверждение программы развития и использования минерально-сырьевой базы по Омской области;
- утверждение порядка регулирования отношений недропользования на территории области;
- утверждение состава и положения о координационной комиссии по недропользованию на территории Омской области;
- предоставление совместно с Комитетом по геологии и использованию недр Новосибирской и Омской областей (Новосибгеолкомом) лицензий на пользование недрами;
- определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение областных экологических программ;
- установление порядка направления средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сборов за выдачу лицензий и акцизных сборов;
- утверждение сметы расходов государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- заключение договоров на комплексное природопользование на основе лицензий на комплексное природопользование и специальных лицензий.
Компетенция областной администрации распределяется между ее структурными подразделениями.
2.3.1. Экономический комитет администрации области:
- разрабатывает стратегию развития и использования минерально-сырьевой базы области, осуществляет функции заказчика по разработке областной программы развития минерально-сырьевого комплекса с подключением к ее разработке научно-исследовательских институтов и других организаций;
- на основании лицензии на комплексное природопользование или специальных лицензий от имени администрации заключать договора на комплексное природопользование;
- организует реализацию областной программы развития минерально-сырьевого комплекса, определяет объем необходимых для этой цели инвестиций;
- участвует в работе комиссии по рассмотрению конкурсных проектов на получение лицензий и их оформлению;
- участвует в определении форм и размеров платежей за пользование недрами, в решении вопроса о замене этих платежей в полном размере или частично полезными ископаемыми, иной продукцией, производимой пользователями недр или оказанием услуг;
- участвует в определении квот на добычу и реализацию полезных ископаемых, продуктов их переработки;
- рассматривает схемы, программы, технико-экономические обоснования, технические проекты в области недропользования и готовит заключения по ним;
- согласовывает с соответствующими местным Советом народных депутатов предварительный выбор и резервирование земельного участка в целях недропользования;
- готовит соглашение о хозяйственно-экономических отношениях между областной администрацией, местной администрацией и недропользователем;
- осуществляет организационную работу по размещению и созданию предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых;
- подготавливает проекты актов, регулирующих отношения недропользования в области.
Экономический комитет администрации области вправе:
- получать от субъектов предпринимательской деятельности и государственных органов информацию, необходимую для осуществления им своих функций;
- вносить предложения в областную и местные администрации об изменении формы платежей за пользование недрами в полном размере или частично;
- вносить предложения в областную и местные администрации по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий, занимающихся недропользованием;
- ставить вопрос о досрочном прекращении или приостановлении права пользования недрами.
2.3.2. Областной комитет по охране природы:
- организует проведение экологической экспертизы пакета документов на получение лицензий;
- координирует деятельность экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, других государственных специально уполномоченных природоохранных органов;
- организует учет и оценку состояния природной среды, учет экологически вредных объектов;
- выдает разрешения на бурение скважин на воду.
Областной комитет по охране природы вправе:
- получать информацию, необходимую для осуществления им своих функций;
- ставить вопрос о запрещении строительства экологически вредных объектов;
- участвовать в планировании расходов средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы.
- утверждать лимиты использования природных ресурсов;
- согласовывать специальные лицензии по отдельным видам природных ресурсов и выдает лицензию на комплексное природопользование.
2.3.3. Финансовое управление администрации области:
- участвует в подготовке предложений по установлению форм и размеров платежей за пользование недрами, заключения о возможности установления дополнительных к предусмотренным законодательством оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в областной бюджет, а также льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет;
- участвует в работе комиссии по рассмотрению конкретных проектов на получение лицензии;
- организует финансирование мероприятий по регулированию отношений недропользования в области;
- организует финансирование природоохранных мероприятий;
- обеспечивает исполнение бюджета области, проводит мероприятия по обеспечению поступления предусмотренных доходов, по экономному расходованию бюджетных средств строго по целевому назначению;
- осуществляет в установленном порядке взаимные расчеты областного бюджета с республиканским бюджетом Российской Федерации, бюджетами области и районов;
- организует работу по исчислению и взиманию федеральных, областных и местных налогов и сборов, платежей при пользовании недрами.
Финансовое управление вправе:
- получать от субъектов предпринимательской деятельности материалы, необходимые для составления проекта бюджета и исполнения бюджета области, отчетные данные, необходимые для финансирования, контроля за выполнением субъектами предпринимательской деятельности обязательств по платежам в бюджет и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
- ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из бюджета области предприятий, учреждений, организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также при непредставлении отчетов об израсходовании ранее отпущенных средств.
2.3.4. Ведению Новосибгеолкома подлежит:
- разработка с участием специалистов научно-исследовательских институтов и производственных геологических организаций федеральных и территориальных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы области во взаимодействии с экономическим комитетом администрации области;
- выполнение функций единого заказчика геологоразведочных работ, осуществляемых за счет государственных средств;
- согласование условий специального водопользования;
- участие совместно с органами государственного управления области в координации и согласовании внешнеэкономических связей предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности в области геологии и использовании минеральных ресурсов области;
- государственный учет и государственная регистрация работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей;
- государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
- ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых;
- учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования, подготовка предложений о порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение или зачисления в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых;
- создание областного фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета;
- предоставление на платной основе субъектам предпринимательской деятельности геологической информации о наличии и запасах полезных ископаемых;
- проведение расчетов по установлению видов и размеров платежей за пользование недрами;
- обоснование размеров квот на добычу полезных ископаемых;
- выдача лицензий на пользование недрами совместно с администрацией области;
- организационное обеспечение государственной системы лицензирования (информационной, научно-аналитической, экономической и юридической подготовки материалов и их оформления);
- организация и обеспечение поступления отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- подготовка предложений по использованию средств внебюджетного фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- организация и проведение конкурсов и аукционов совместно с администрацией области;
- решение вопроса о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права недропользования в случаях и порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах" и п. 5.2. настоящего Положения;
- государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр во взаимодействии с управлением Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора, областным комитетом по охране природы, центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Омской области и другими государственными органами.
Новосибгеолком вправе:
- получать от субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории Омской области и занимающихся изучением недр, добычей и переработкой полезных ископаемых, информацию для участия в разработке программ развития использования минерально-сырьевой базы области и создания фондов геологической информации;
- вносить предложения в администрацию области и местные администрации по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий, занимающихся недропользованием и изучением недр;
- принимать в установленном порядке меры по устранению нарушений правил геологического изучения недр, их использования, а также использования геологической информации;
- применять меры ответственности, установленные законодательством за нарушение Закона Российской Федерации "О недрах" и других нормативно-законодательных актов в сфере недропользования.
2.4. Ведению органов местного самоуправления подлежит:
- решение вопроса о предоставлении земельных участков для разработки полезных ископаемых;
- выдача разрешений на занятие хозяйственной деятельностью;
- государственный контроль за исполнением и охраной земель;
- организация проведения экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных организаций;
- выдача лицензий на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
- государственная регистрация предприятий различных организационно-правовых форм, осуществляющих недропользование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- заключение соглашения об экономических отношениях с недропользователем.
Органы местного самоуправления вправе:
- приостановить строительство или эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории;
- запретить проведение на подведомственной территории реализацию проектов, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия на основании заключений соответствующих органов, осуществляющих контроль и надзор;
- приостановить работы по пользованию недрами на земельных участках в случаях нарушений положений ст. 18 Закона Российской Федерации "О недрах";
- ввести ограничения на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это использование может создать угрозу жизни и здоровья людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде;
- объявить природные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определять правила их охраны и использования;
- ставить вопрос о приостановлении или досрочном прекращении права пользования недрами при нарушении недропользователем соответствующих законов Российской Федерации.
2.5. Областной и местные комитеты по земельной реформе и землеустройству:
- осуществляют выбор земельного участка в натуре (на местности);
- готовят материалы по изъятию и предоставлению земельных участков;
- осуществляют отвод земельного участка;
- оформляют право пользования земельным участком;
- осуществляют государственный контроль за:
а) соблюдением субъектами предпринимательской деятельности земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
б) своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
в) проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель;
г) своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию земель;
Земельные комитеты вправе:
- направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
- предъявлять иски о взыскании ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства;
- вносить в местную администрацию предложения о приостановлении разработки месторождений полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, поисковых, геофизических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию процессов, снижающих плодородие почв, включая сопредельную территорию;
- вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии земель в случаях: использования земель не по целевому назначению, нерационального использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки, неиспользования земельных участков в сроки, предусмотренные земельным законодательством;
- давать предприятиям, учреждениям и организациям обязательные для исполнения указания и предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
- получать от предприятий, учреждений и организаций в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда.
2.6. Омское управление водных ресурсов:
- рассматривает представляемые на согласование предложения по определению мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, с учетом заключений по ним иных заинтересованных органов, а также проекты строительства и реконструкции указанных объектов;
- согласовывает в установленном порядке разрешения на специальное водопользование, включая разрешения на пользование водными объектами для сбора сточных вод;
- рассматривает представляемые на согласование материалы о проведении работ по добыче полезных ископаемых, влияющих на состояние вод;
- рассматривает представляемые на согласование условия вторичного водопользования на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование;
Омское управление водных ресурсов вправе:
- предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, должностным лицам требования по проведению соответствующих мероприятий по улучшению использования и охраны вод;
- давать после согласования с заинтересованными органами и организациями заключения, имеющие обязательную силу, по представляемым на рассмотрение проектам на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод (водных объектов);
- приостанавливать действия разрешений на специальное водопользование в случае нарушения правил пользования водами и их охраны либо в случае использования водного объекта не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен в пользование;
- ограничивать, приостанавливать или запрещать сброс сточных вод, производимой с нарушением установленных требований, вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.
2.7. Ведению Омского управления лесами подлежат:
- согласование в установленном порядке разрешений на проведение геологоразведочных работ на территории гослесфонда;
- подготовка заключений на отвод земель лесного фонда;
- отвод в гослесфонде на местности совместно с земельными комитетами земельных участков для целей недропользования и при необходимости охранных зон;
- определение сроков эксплуатации участков гослесфонда;
- определение размеров платы за пользование лесами, связанное с недропользованием;
- установление для недропользователей требований по лесовосстановлению, соблюдению противопожарных правил и санитарного состояния лесов, в том числе на прилегающих к горному отводу участках леса;
- выдача лесорубочных билетов.
Омское управление лесами вправе:
- участвовать в работе комиссии, предусмотренной в п. 3 настоящего Положения;
- вносить предложения об использовании выделенного под недропользование леса;
- вносить предложения по определению порядка распределения платежей при недропользовании в части, относящейся к лесопользованию;
- запрещать или приостанавливать ведение геологоразведочных и горных работ в случаях нарушения лесного законодательства и правил пожарной безопасности в лесах на срок до устранения нарушений.
2.8. Государственный контроль и надзор за использованием недр осуществляется областным Советом народных депутатов, областной администрацией, органами местного самоуправления, областным комитетом по охране природы, центром санитарно-эпидемиологического надзора, Государственной налоговой инспекцией, Западно-Сибирским отделом госгортехнадзора России, а также другими специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством.
3. Предоставление недр в пользование
3.1. Недра предоставляются в пользование для:
3.1.1. геологического изучения;
3.1.2. добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
3.1.3. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3.1.4. образования особо охраняемых экологических объектов;
3.1.5. сбора геологических коллекционных материалов.
Недра могут представляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых, а также для сбора геологических коллекционных материалов.
3.2. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
3.3. Сроки пользования недрами определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и могут быть продлены по инициативе пользователя недр.
3.4. Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии.
Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования в соответствии с Положением о порядке лицензирования недропользования в Омской области.
3.5. Отношения по недропользованию закрепляются договорами об экономических отношениях между областной администрацией, местной администрацией и недропользователем.
Проект договора между областной администрацией и недропользователями разрабатывается экономическим комитетом администрации области по согласованию со всеми заинтересованными органами.
4. Условия недропользования
4.1. Условия недропользования закрепляются в лицензии.
4.2. Пользователь недр имеет право:
- использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
- самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательным актам;
- использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и законодательством;
- использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
- ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;
- проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в пределах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;
- обращаться в органы, выдающие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.
Пользователь недр имеет преимущество перед другими претендентами при продлении срока действия лицензии.
4.3. Пользователь недр обязан обеспечить:
- соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ;
- ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе геологического изучения недр и обеспечение ее сохранности;
- представление геологической информации или сведений о ней в федеральный и территориальный фонд геологической информации на условиях, определяемых в лицензии;
- представление данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
- безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
- соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
- приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
- сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
- выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами.
4.4. Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.
Геологическая и иная информация представляется в федеральный и территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и использование.
Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, определяют условия представления и использования данной информации.
Новосибгеолком обеспечивает конфиденциальность информации во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования.
4.5. Пользование недрами является платным. Система платежей, их формы и размеры, порядок взимания и распределения по бюджетам определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" лицензий на пользование недрами.
4.6. Областной Совет народных депутатов вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным ст. 40 Закона Российской Федерации "О недрах" основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в областной бюджет, а также скидку за использование недр.
5. Прекращение права недропользования
5.1. Право на пользование недрами прекращается:
5.1.1. по истечении установленного в лицензии срока ее действия, если он не продлен;
5.1.2. при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами;
5.1.3. при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права.
5.2. Право на пользование недрами досрочно прекращается, приостанавливается или ограничивается в случаях:
5.2.1. возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с использованием недр;
5.2.3. систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
5.2.4. возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5.2.5. если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
5.2.6. ликвидация субъекта предпринимательской деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.
Решение о прекращении, приостановлении или ограничении права на пользование недрами пользователь недр вправе обжаловать в комиссию, созданную распоряжением администрации области, Роскомнедра или суд.
5.3. В случаях, предусмотренных пунктами 5.2.1; 5.2.4 настоящего Положения, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 5.2.2, 5.2.3, 5.2.5 настоящего Положения, решение о прекращении права на пользование недрами принимается по истечении трех месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных им нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.
5.4. В том случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. При этом время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр, не включается в общий срок действия лицензии.
5.5. При прекращении права недропользования предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет:
- пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах (при наличии вины предприятия) 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.3 настоящего Положения или по инициативе пользователя недр;
- государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пунктах (при отсутствии вины предприятия) 5.2.4. и 5.2.1 настоящего Положения.
5.6. Ликвидация, консервация считаются завершенными после подписания акта о ликвидации и консервации органами, выдавшими лицензию, и органами государственного горного надзора.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет возложенную на него ответственность.
5.7. При ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
6. Заключительные положения
6.1. Ответственность за нарушение порядка недропользования предусматривается действующим законодательством и договорами об экономических отношениях между администрацией области, местной администрацией и недропользователем.
6.2. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, решаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.