Омское территориальное Соглашение о социальном партнерстве
на 2004-2005 годы
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока действия
Договорившиеся стороны: Территориальное Общественное Объединение Федерация омских профсоюзов, именуемая в дальнейшем "Профсоюзы", в лице ее председателя Якубовича В.С., действующего на основании Устава ТОО ФОП, Омская региональная Ассоциация промышленников и предпринимателей в лице председателя Совета Ассоциации Грезина А.К., действующего на основании Устава Ассоциации, и Омский областной Союз предпринимателей в лице президента Союза Третьякова А.Г., действующего на основании Устава Союза, именуемые в дальнейшем "Работодатели", администрация города. Омска, именуемая в дальнейшем "Администрация", в лице Мэра города Омска Белова Е.И., действующего на основании Устава города Омска, заключили настоящее Соглашение о социальном партнерстве с целью создания необходимых условий для жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей города.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях и организациях.
В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций в рамках городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, Омской области и органов местного самоуправления, добиваются их реализации.
Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Стороны договорились совместными усилиями обеспечить реализацию и разрешение вопросов и проблем в следующих направлениях:
1. Экономическая политика
Администрация:
1.1. Обеспечивает финансирование социальных программ, утвержденных в установленном порядке.
1.2. Проводит активную политику прямых контактов с сельскими товаропроизводителями и переработчиками сельхозсырья всех форм собственности, предоставляет им на взаимно выгодных условиях право на размещение на территории города торговых точек и иных необходимых для них помещений.
1.3. Развивает конкуренцию между товаропроизводителями города и области, путем проведения закупок для муниципальных нужд на конкурсной основе через систему муниципального заказа.
1.4. Обеспечивает своевременную оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по муниципальному заказу в соответствии со сводной бюджетной росписью.
1.5. Осуществляет финансирование строительства социальных объектов согласно Городской адресной инвестиционной программе на 2004 год и на 2005 год.
Работодатели:
1.6. Обеспечивают стабилизацию и развитие производства, увеличение объемов выпускаемой продукции не менее, чем на 10% в год.
1.7. Регулярно информируют трудовые коллективы о социально-экономическом положении организаций и тенденциях его изменения.
Администрация и работодатели:
1.8. Принимают меры по обеспечению устойчивого снабжения города энергоресурсами и энергоносителями в объемах, достаточных для нормальной жизнедеятельности города.
1.9. Осуществляют в установленном порядке передачу жилого фонда с баланса предприятий на баланс соответствующих муниципальных предприятий.
Профсоюзы:
1.10. Выступают инициаторами заключения коллективных договоров в организациях и соглашений.
1.11. Через территориальные, областные отраслевые соглашения и коллективные договоры добиваются стабилизации и развития производства, вовлечения трудящихся в процесс повышения эффективности труда, дисциплины и ответственности работников, уровня их социальной защищенности.
1.12. Участвуют в разработке проектов городского бюджета, программ, законопроектов и нормативных документов по вопросам социально-экономического развития города.
2. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны совместно:
2.1. Участвуют в разработке и реализации муниципальной программы содействия занятости населения, в том числе инвалидов, несовершеннолетних граждан. Вырабатывают и реализуют меры поддержки городских товаропроизводителей всех форм собственности с целью сокращения уровня безработицы в городе.
2.2. Обеспечивают реализацию программы по развитию кадрового потенциала города Омска.
2.3. Содействуют использованию потенциала ВУЗов и учебных центров в осуществлении подготовки и повышения квалификации специалистов организаций за счет средств организаций и других источников финансирования.
Администрация:
2.4. Информирует профсоюзы и работодателей о направлениях и эффективности расходования средств, направляемых на обеспечение занятости.
2.5. Обеспечивает участие профсоюзов и работодателей в определении направлений и эффективности расходования средств, направляемых на организацию общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан и молодежи в городе Омске из городского бюджета.
2.6. Предусматривает ежегодно в городском бюджете статьи расходов на финансирование мероприятий по организации общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан и молодежи.
Работодатели:
2.7. Обеспечивают трудоустройство высвобождаемых работников при реорганизации юридического лица.
2.8. Не допускают массового увольнения работников. Под массовым увольнением работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников в рамках настоящего Соглашения понимается:
а) увольнение при ликвидации организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) увольнение при сокращении численности или штата работников в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
В случае его угрозы информируют профсоюзы, органы по труду и занятости не менее чем за три месяца, и разрабатывают совместно меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих сокращению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и т.д.)
Согласовывают с профсоюзами перенос сроков или временное прекращение реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
2.9. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
2.10. Способствуют участию представителей профсоюзных комитетов в выборных органах управления организацией.
2.11. Обеспечивают повышение квалификации, подготовку и переподготовку не менее 15% кадрового состава организаций ежегодно.
Работодатели, профсоюзы:
2.12. В коллективных договорах и соглашениях предусматривают мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций с обеспечением их достаточного финансирования.
2.13. Организуют соревнование в трудовых коллективах, проводят конкурсы профессионального мастерства, чествование передовиков производства. Восстанавливают галереи, музеи и комнаты трудовой славы.
2.14. Включают в коллективные договоры и соглашения мероприятия, направленные на развитие производства, увеличение количества рабочих мест, повышение их качества.
Профсоюзы:
2.15. Добиваются включения в коллективные договоры (соглашения) мероприятий по организации обучения (в том числе опережающего), повышения квалификации работающих, а также установления за счет средств организаций дополнительных льгот и компенсаций работникам, попавшим под сокращение.
2.16. Вносят на рассмотрение органов власти и работодателей предложения о переносе сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
2.17. Организуют обучение членов профсоюзов, профсоюзного актива основам законодательства о занятости населения, проводят для них бесплатные консультации.
3. Защита социально-экономических интересов и гарантий работников, повышение уровня жизни населения
Стороны совместно:
3.1. Создают условия:
- для роста реальных денежных доходов населения ежегодно не менее чем на 20%;
- для снижения числа граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума.
3.2. Осуществляют контроль за соблюдением в организациях всех форм собственности законодательных и иных нормативных актов по труду, в том числе по вопросам оплаты труда.
Ежеквартально на заседании городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривают вопросы своевременной выплаты заработной платы и принимают меры по ликвидации задолженности.
3.3. Выплачивают задержанную заработную плату с индексацией в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки.
3.4. Обеспечивают своевременную и полную реализацию социальных гарантий и трудовых прав работников, установленных законодательством Российской Федерации и Омской области, региональным, отраслевыми соглашениями, заключенными на федеральном и областном уровнях, коллективными договорами, настоящим Соглашением.
Администрация:
3.5. Обеспечивает повышение заработной платы работников отраслей бюджетной сферы, финансируемых из городского бюджета, в размерах и в сроки, установленные федеральными и областными нормативными актами.
3.6. Обеспечивает выплату надбавок и доплат к должностным окладам (тарифным ставкам), установленных нормативными актами Мэра города Омска.
3.7. При подготовке проектов городского бюджета на очередной финансовый год учитывает мнение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о размерах повышения заработной платы работникам бюджетных отраслей, финансируемых из городского бюджета.
3.8. Принимает меры по обеспечению финансирования муниципального транспорта. Обеспечивает компенсацию выпадающих доходов муниципальных пассажирских предприятий в соответствии с утвержденным бюджетом города Омска на текущий год.
3.9. Обеспечивает выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы в соответствии с Трудовым Кодексом РФ в сроки, установленные отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
3.10. Вносит предложения в органы законодательной власти по приведению тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с их качеством и уровнем рентабельности и с учетом роста реальных доходов населения.
3.11. Участвует в разработке мер по внедрению на территории города Омска ипотечного кредитования.
Предусматривает в городском бюджете статью расходов на приобретение и строительство жилья для работников бюджетных отраслей на льготных условиях с выделением в бюджете на эти цели не менее 20 млн. рублей ежегодно.
3.12. Продолжает разработку, утверждение и реализацию программы строительства муниципального социального жилья и работу над расселением ветхого и аварийного жилого фонда на территории города.
3.13. Принимает меры по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан.
Работодатели и профсоюзы:
3.14. Повышают заработную плату в зависимости от роста производительности труда.
Обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в порядке, установленном законодательством, соглашениями, коллективными договорами.
3.15. При заключении коллективных договоров принимают меры по повышению в 2004-2005 гг. минимальной заработной платы до уровня не ниже величины прожиточного минимума лиц трудоспособного возраста в Омской области.
3.16. Принимают меры по увеличению средней заработной платы работающих в 2004 году до уровня не ниже минимального потребительского бюджета лиц трудоспособного возраста, рассчитываемого ежеквартально Комитетом по социальной политике Омской области.
Работодатели, администрация:
3.17. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, разрабатывают и реализуют комплекс мер по ликвидации задолженности заработной платы. Обеспечивают безусловное погашение долгов по зарплате работникам в 2004 году.
Профсоюзы:
3.18. Добиваются своевременной выплаты текущей зарплаты, ликвидации задолженности по заработной плате не позднее чем в 2004 году.
3.19. Организуют учебу профсоюзного актива, оказывают членам профсоюзов бесплатную юридическую консультационную помощь по заявлениям членских организаций и членов профсоюзов отстаивают их интересы в КТС и судах по вопросам оплаты труда, иным трудовым, жилищным и социальным вопросам. Обеспечивают членские организации сведениями об уровне жизни населения, в том числе через газету "Позиция".
3.20. Обобщают и распространяют опыт работы членских профсоюзных организаций по вопросам оплаты труда, защиты социальных трудовых интересов и гарантий работников, рассматривают указанные вопросы коллегиальными органами Совета ФОП, обкомов профсоюзов.
4. Развитие отраслей социальной сферы
Стороны совместно:
4.1. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города, загородных детских баз отдыха предприятий и организаций.
4.2. Обеспечивают подготовку детской оздоровительной базы и организуют отдых и оздоровление детей в загородных оздоровительных лагерях и в лагерях с дневным пребыванием ежегодно не менее 40 тысяч детей.
4.3. Принимают долевое участие в финансировании летней оздоровительной кампании детей и обеспечивают выделение средств в течение всего летнего периода.
4.4. Обеспечивают проведение комплекса профилактических мероприятий по противодействию распространению наркомании и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, в том числе в образовательных учреждениях, молодежных центрах, клубах по месту жительства.
4.5. Обеспечивают развитие системы оказания комплексных социальных услуг подросткам и молодежи в учреждениях социальной сферы.
4.6. Организуют круглогодичную временную трудовую занятость подростков и молодежи в организациях города Омска.
4.7. Обеспечивают проведение мероприятий, направленных на предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Администрация:
4.8. Обеспечивает организацию деятельности и развитие системы учреждений, оказывающих социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социально-досуговые услуги подросткам и молодежи, определяет объем и порядок предоставления им бесплатных услуг.
4.9. Выходит с предложениями в администрацию Омской области о предоставлении льгот загородным оздоровительным лагерям на период проведения оздоровительной кампании.
4.10. В рамках своей компетенции обеспечивает исполнение Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи. Не допускает закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим организациям под другие цели помещений медицинских учреждений, участвующих в Территориальной программе Обязательного медицинского страхования.
4.11. Разрабатывает и реализует программы, направленные на поддержку и развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной поддержки населения, организацию свободного времени молодежи и подростков.
Работодатели:
4.12. В соответствии с заключенными коллективными договорами организаций обеспечивают финансирование и поддерживают на должном уровне техническое состояние учреждений социально-культурного назначения, находящихся на балансе организаций.
4.13. Обеспечивают в организациях своевременное и достоверное оформление сведений о стаже и заработной плате работающих для предоставления их в пенсионные фонды.
Работодатели, администрация:
4.14. Обеспечивают в полном объеме текущие отчисления платежей по единому социальному налогу. Принимают меры по погашению долга перед Пенсионным фондом РФ с учетом реструктуризации задолженности.
Профсоюзы и работодатели:
4.15. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях целевое выделение средств на оздоровление, лечение, отдых и социальную поддержку работников и членов их семей.
Профсоюзы:
4.16. Осуществляют контроль за своевременным перечислением единого социального налога в рамках своей компетенции.
4.17. Контролируют правильность оформления документов, сохранность архивных документов, дающих право работникам на оформление пенсий, инвалидности, получение дополнительных льгот, периодически информируют об этом работающих.
5. Охрана труда и экологическая безопасность
Стороны совместно:
5.1. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по реализации раздела X "Охрана труда" Трудового кодекса РФ, закона РФ "Об основах труда в Российской Федерации", закона РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", закона РФ "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности".
5.2. Публикуют в средствах массовой информации данные об экологическом состоянии территории города Омска и нарушениях, связанных с вредными выбросами.
Администрация:
5.3. Обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и окружающей среды в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных органам городского самоуправления органами Государственной власти Омской области в установленном порядке.
Работодатели:
5.4. Продолжают работу по аттестации рабочих мест в организациях города Омска.
5.5. Обеспечивают обучение и проверку знаний руководителей, специалистов, работников предприятий и организаций по вопросам охраны труда и техники безопасности.
5.6. Предоставляют в соответствии с заключенными коллективными договорами и соглашениями дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
5.7. Предусматривают в коллективных договорах предоставление необходимого оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда, членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения ими возложенных на них обязанностей по контролю и организации работ по охране труда в организации.
5.8. Обеспечивают страхование работников организаций от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
5.9. Обеспечивают финансирование мероприятий по улучшению и охраны труда в размерах не ниже предусмотренных статьей 226 Трудового кодекса РФ, а также установленных коллективными договорами и соглашениями.
5.10. Предусматривают в коллективных договорах обеспечение прохождения профосмотра работниками один раз в два года, а с вредными условиями труда - один раз в год.
Профсоюзы:
5.11. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятий по охране труда, окружающей среды, их финансирования и осуществляют контроль за их реализацией.
5.12. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда силами технической инспекции труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов, комиссий по охране труда.
5.13. Организуют обучение профсоюзного актива применению Трудового кодекса РФ, федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", закона Омской области "Об охране труда в Омской области" и других нормативно-правовых актов по охране труда, оказывают методическую помощь уполномоченным по охране труда профсоюзных комитетов, совместным комитетам (комиссиям) по охране труда.
5.14. Участвуют в системе управления охраной труда на предприятиях и в организациях через формирование совместных комиссий по охране труда.
6. Развитие социального партнерства
6.1. Социальное партнерство
Стороны совместно:
6.1.1. Основывают социальное партнерство на принципах:
- взаимного уважения и доверительности отношений;
- организации совместной работы по реализации Соглашения;
- взаимного контроля за выполнением принятых обязательств.
6.1.2. Оказывают содействие в работе по предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров.
6.1.3. После консультаций на уровне городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принимают решения по вопросам и проблемам, предусмотренным в Соглашении.
6.1.4. Разрабатывают проекты актов по социально-трудовым отношениям.
6.1.5. Содействуют формированию объединений работодателей в городе Омске в соответствии с Федеральным Законом "Об объединениях работодателей".
6.1.6. Осуществляют через средства массовой информации освещение хода выполнения настоящего Соглашения.
6.1.7. Содействуют обучению представителей сторон переговорного процесса по вопросам заключения соглашений и коллективных договоров.
Администрация:
6.1.8. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.1.9. Осуществляет подготовку и обсуждение проектов решений, программ по социально-экономическим и социально-трудовым вопросам с участием представителей сторон социального партнерства с учетом их мнения. Доводит до сведения сторон Соглашения принятые решения.
Работодатели:
6.1.10. Обеспечивают условия для законной деятельности профсоюзов и их выборных органов, содействуют созданию профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности.
6.1.11. Обеспечивают права профсоюзов по уплате членских профсоюзных взносов в безналичной форме в соответствии с заключенными коллективными договорами. В соответствии с согласованными с профсоюзами графиками производят погашение задолженности по профсоюзным взносам.
6.1.12. Обеспечивают включение представителей профкомов в состав выборных коллегиальных органов управления организаций с правом голоса, в состав комиссий при реорганизации или ликвидации организаций.
6.1.13. При формировании финансовых планов на 2004 и 2005 годы предусматривают средства на финансирование обязательств и мероприятий по социальному партнерству.
6.1.14. Рассматривают вопросы, затрагивающие социально-трудовые права работников, с учетом мнения профсоюзов.
Профсоюзы:
6.1.15. Инициируют разработку и заключение соглашений в отраслях экономики города Омска, коллективных договоров в организациях всех форм собственности.
6.1.16. В период действия настоящего Соглашения не организовывают акций протеста по вопросам, включенным в Соглашение, при условии их выполнения.
6.2. Механизм реализации Соглашения
6.2.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует в течение 2004-2005 гг.
Срок действия Соглашения может быть продлен по соглашению сторон.
6.2.2. Каждая из сторон в течение 3-х месяцев после подписания Соглашения разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет в городскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
6.2.3. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию сторон.
6.2.4. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также сторонами самостоятельно в пределах полномочий.
Выполнение Соглашения рассматривается через каждые полгода на заседании городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и освещается в средствах массовой информации.
6.2.5. Лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств настоящего Соглашения, в непредставлении информации, необходимой для осуществления контроля за исполнением Соглашения, несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6.2.6. Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других объединений профсоюзов и работодателей в течение всего срока его действия. Неприсоединение к Соглашению не является препятствием для его выполнения.
6.2.7. Текст Соглашения в двухнедельный срок с момента подписания публикуется в городских средствах массовой информации.
Подписано договаривающимися сторонами в _________ четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
Администрация города Омска Территориальное Общественное
Объединение
Федерация омских профсоюзов
Мэр города Омска Е.И. Белов Председатель В.С. Якубович
Омская региональная Омский областной
Ассоциация промышленников Союз предпринимателей
и предпринимателей
Председатель Совета Вице-президент
Ассоциации А.К. Грезин Союза В.П. Путинцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Омское территориальное Соглашение о социальном партнерстве на 2004-2005 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует в течение 2004-2005 гг.
Текст документа получен по рассылке
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока действия