Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Омского городского Совета от 16 октября 1996 г. N 247 "Об утверждении Положения о выборах депутатов Омского городского Совета"

2. Настоящее Положение ввести в действие с момента вступления в силу соответствующих изменений в Уставе г. Омска.

3. Информационно-аналитической службе администрации города (Михайлов Н.П.) опубликовать Положение "О выборах депутатов Омского городского Совета" в средствах массовой информации.

Глава городского самоуправления

В.П. Рощупкин

 

22 октября 1996 г.

 

Положение
о выборах депутатов Омского городского Совета

 

Настоящее Положение определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Федеральным Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Омской области, Законом Омской области "О местном самоуправлении в Омской области", Законом Омской области "О выборах в органы местного самоуправления Омской области", Уставом г. Омска порядок подготовки и проведения выборов депутатов Омского городского Совета.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основы избирательной системы

1. Выборы депутатов Омского городского Совета проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Выборы депутатов Совета проводятся на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам (один округ - два мандата) на основе единой для городского Совета нормы представительства.

3. В соответствии с Уставом города Омска городской Совет состоит из 34 депутатов со сроком полномочий четыре года.

Состав Совета обновляется наполовину через каждые два года, путем выборов 17-ти депутатов очередного созыва. 17 депутатов избираются последовательно через два года, замещая один мандат в двухмандатных округах.

4. Участие граждан в выборах является добровольным и свободным.

Статья 2. Избирательное право

1. Право избирать депутатов городского Совета (активное избирательное право) принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, проживающему на территории г. Омска и достигшему на день выборов 18-летнего возраста. Право быть избранным депутатом городского Совета (пассивное избирательное право) принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории города Омска и достигшему на день выборов 18-летнего возраста.

2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.

3. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся на день выборов в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Гражданину, выбывающему в период подготовки и проведения выборов депутатов Омского городского Совета за пределы данной территории, избирательное право обеспечивается посредством досрочного голосования.

Статья 3. Назначение выборов депутатов городского Совета

Выборы назначаются Омским городским Советом в один из выходных дней. Решение о дате проведения выборов обнародуется (публикуется) не позднее чем за 2 месяца до дня выборов.

Статья 4. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов

Подготовку и проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые в пределах своей компетенции независимы от избираемого органа, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных органов и организаций.

Избирательные комиссии работают коллегиально, подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.

Глава 2. Избирательные округа и избирательные участки

 

Статья 5. Образование избирательных округов

1. Для проведения выборов депутатов Омского городского Совета на территории г. Омска образуются 17 двухмандатных избирательных округов по численности городского Совета.

2. Избирательные округа образуются городской избирательной комиссией по представлению главы городского самоуправления и должны отвечать следующим требованиям:

- охватывать всю территорию города;

- иметь примерно равное число избирателей с допустимым взаимным отклонением не более 15%;

- обеспечивать территориальное единство: не допускается создание избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3. При проведении выборов депутатов очередного созыва границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются городской избирательной комиссией и утверждаются городским Советом. Списки избирательных округов с указанием границ, числа избирателей и места нахождения окружных избирательных комиссий публикуются городской избирательной комиссией не позднее 55 дней до выборов.

Статья 6. Образование избирательных участков

1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах образуются избирательные участки.

2. Избирательные участки образуются главой городского самоуправления по представлению глав районных администраций и согласованию с соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня выборов.

3. В целях создания максимальных удобств для избирателей избирательные участки образуются с учетом следующих требований:

- не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;

- недопустимость пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков.

4. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях, СИЗО и других местах временного пребывания избирателей, избирательные участки могут образовываться в срок, установленный п. 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения.

5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки в воинских частях могут образовываться в случаях,установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания Омской области В этих случаях избирательные участки образуют командиры воинских частей по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой и вышестоящих избирательных комиссий, кандидатам по данному избирательному округу, их доверенным лицам и наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения.

6. Глава городского самоуправления оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования не позднее чем за 40 дней до выборов.

7. Нумерация участков устанавливается единая для города Омска.

Глава 3. Списки избирателей

 

Статья 7. Список избирателей и порядок его составления

1. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых по установленной форме главой районной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава районной администрации. Данные об избирателях глава районной администрации направляет в избирательную комиссию не позднее 40 дней до выборов.

2. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя.

3. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают на территории расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи.

4. Военнослужащие, проживающие вне территории расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

5. Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях, СИЗО и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.

6. Список избирателей составляется в двух экземплярах, и подписывается председателем участковой избирательной комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов.

Статья 8. Порядок включения граждан в списки избирателей

1. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 2 настоящего Положения.

2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации.

3. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

4. Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях, СИЗО и других местах временного пребывания избирателей, включаются в список избирателей по месту их нахождения.

5. Студенты аспиранты и другие граждане, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития.

6. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.

Статья 9. Ознакомление избирателей со списками избирателей

1. Списки избирателей представляются для сверки и уточнения не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

2. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

3. Участковая избирательная комиссия обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

4. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Глава 4. Избирательные комиссии

 

Статья 10. Система избирательных комиссий

1. Для подготовки, организации и проведения выборов депутатов Омского городского Совета образуются:

а) городская избирательная комиссия;

б) окружные избирательные комиссии;

в) участковые избирательные комиссии.

Статья 11. Образование избирательных комиссий

1. Избирательные комиссии образуются Омским городским Советом по представлению главы городского самоуправления на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.

2. Избирательные комиссии образуются:

городская избирательная комиссия не позднее чем за 60 дней до дня проведения выборов - в составе председателя, его заместителя, секретаря и 9 - 21 члена комиссии;

окружные избирательные комиссии - не позднее чем за 50 дней до проведения выборов - в составе председателя, секретаря и 6 - 13 членов комиссии;

участковые избирательные комиссии не позднее чем за 44 дня до проведения выборов - в составе председателя, секретаря и 6 - 15 членов комиссии.

При совмещении выборов депутатов городского Совета и Законодательного Собрания Омской области окружные и участковые избирательные комиссии могут формироваться в порядке, предусмотренном законом Омской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области".

3. Председатель или один из членов городской и окружной избирательной комиссии должен иметь высшее юридическое образование.

4. Количество работников городской и районных администраций в составах избирательных комиссий не может превышать 50% от общего числа членов соответствующей избирательной комиссии.

5. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

6. Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в городской Совет; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов.

7. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

Статья 12. Полномочия городской избирательной комиссии

1. Городская избирательная комиссия:

а) осуществляет контроль за организацией выборов и законностью их проведения;

б) входит в случае необходимости в городской Совет с предложениями о толковании настоящего Положения;

в) дает разъяснения и методические указания, обеспечивает единообразную реализацию настоящего Положения, при необходимости издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

г) образует избирательные округа;

д) руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий;

е) рассматривает заявления и жалобы на действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

ж) соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов;

з) денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;

и) утверждает формы избирательных бюллетеней, образцы удостоверений кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей, других избирательных документов, образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление и хранение;

к) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в депутаты и публикует сведения о зарегистрированных кандидатах;

л) получает от окружных или участковых избирательных комиссий протоколы о результатах выборов депутатов;

м) устанавливает итоги выборов в целом по территории города и публикует их в печати;

н) передает в Омский городской Совет документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов;

о) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов;

п) обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;

р) может исполнять функции окружной избирательной комиссии;

с) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

2. Решения городской избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания Омской области обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно - правовых форм деятельности, и их должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы, помещения и информацию.

3. Срок полномочий городской избирательной комиссии четыре года. Комиссия действует до образования в соответствии с настоящим Положением городской избирательной комиссии в новом составе.

Статья 13. Полномочия окружных избирательных комиссий

1. Окружные избирательные комиссии:

а) кандидатов и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;

б) утверждают текст избирательного бюллетеня по данному избирательному округу, обеспечивают снабжение ими участковых избирательных комиссий;

в) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в городскую избирательную комиссию;

г) руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимают по ним решения;

д) контролируют обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;

е) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов;

ж) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов по округу;

з) регистрируют избранных депутатов и вручают им удостоверения об избрании;

и) обеспечивают досрочное голосование;

к) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

2. Окружные избирательные комиссии действуют до признания полномочий избранных депутатов.

Статья 14. Полномочия участковых избирательных комиссий

1. Участковые избирательные комиссии:

а) оповещают население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) составляют список избирателей по избирательному участку;

в) проводят ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривают заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решают вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

г) обеспечивают подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;

д) контролируют соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;

е) организуют на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;

ж) производят подсчет голосов, устанавливают итоги голосования на избирательном участке;

з) рассматривают жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения и принимают по ним мотивированные решения;

и) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Участковые избирательные комиссии знакомят избирателей по их просьбе с Законом Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Законом Омской области "О местном самоуправлении в Омской области", настоящим Положением.

3. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает с момента передачи ею избирательной документации в архив соответствующей администрации.

Статья 15. Организация работы избирательных комиссий, гласность в деятельности избирательных комиссий

1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии или по его поручению заместителем. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.

3. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательной комиссии большинством от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

4. Решения избирательной комиссии по другим вопросам принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса.

5. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.

6. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об итогах голосования публикуются в печати.

7. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок.

8. По решению городской избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий на период работы в избирательной комиссии могут освобождаться от выполнения обязанностей по основному месту работы.

9. По решению городской избирательной комиссии председатель, заместитель председателя,секретарь избирательной комиссии могут работать в комиссии на штатной основе. Оплата их труда осуществляется за счет выделенных комиссии бюджетных ассигнований. Городская избирательная комиссия,в пределах выделенных бюджетных ассигнований, на период выборов может создавать временный аппарат, структура и штаты которого устанавливаются решением комиссии.

10. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться депутаты Омского городского Совета, кандидаты в депутаты по данному избирательному округу, наблюдатели, представляющие кандидатов, доверенные лица кандидатов, иностранные (международные) наблюдатели, осуществляющие свою деятельность в соответствии с федеральными законами, а также представители средств массовой информации.

Наблюдатель имеет право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом в депутаты. В документе указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, место жительства, а также номер избирательного участка, на который он направляется. Документ действителен при предъявлении паспорта либо удостоверения личности, его заменяющего. Предварительное уведомление участковой избирательной комиссии о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.

Лица, указанные в настоящей статье, вправе в письменной форме потребовать от избирательных комиссий устранения нарушений избирательного законодательства. Письменное заявление составляется в двух экземплярах, один из которых вручается председателю избирательной комиссии, второй с подписью председателя избирательной комиссии или лица, его замещающего, о приеме данного заявления находится у лица, подавшего заявление.

11. Избирательная комиссия незамедлительно принимает меры к устранению нарушения избирательного законодательства и в письменной форме дает ответ заявителю либо мотивированный отказ в удовлетворении заявления.

12. Неправомерное вмешательство в деятельность избирательных комиссий, нарушение избирательного законодательства, иные случаи нарушения правопорядка со стороны любого лица, присутствующего на избирательном участке, оформляется протоколом и подписывается членами участковой избирательной комиссии, а при наличии избирателей или официальных лиц - избирателями и этими лицами. В этом случае по требованию председателя комиссии нарушитель может быть удален из помещения, где работает избирательная комиссия.

Статья 16. Статус члена избирательной комиссии

1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

3. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;

вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов.

4. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:

подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;

выезда из города Омска на постоянное место жительства;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;

признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

6. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса может быть досрочно освобожден от выполнения своих обязанностей по основаниям, предусмотренным п. 5 настоящей статьи, а также по заявлению назначившего его кандидата.

7. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.

Статья 17. Содействие избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий путем предоставления помещений, транспорта, средств связи, оборудования, материалов.

2. Ответы на обращения избирательных комиссий даются в пятидневный срок, а в день голосования - немедленно.

Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

1. Решения и действия городской избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

3. Городская избирательная комиссия или окружная избирательная комиссия, рассматривающие в пределах своей компетенции жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий, отдельных ее членов, обязаны не позднее чем в 5-дневный срок дать ответ избирателю по существу, а в день выборов - немедленно, а при необходимости дополнительной проверки содержащихся в жалобе фактов - в 10-дневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по жалобе.

Глава 5. Выдвижение и регистрация кандидатов

 

Статья 19. Право выдвижения кандидатов

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Статья 20. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями

1. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов, являются:

- омские областные и городские организации общероссийских и межрегиональных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы в установленном законом порядке и предусматривают участие в выборах;

- областные и городские общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в установленном законом порядке и предусматривают участие в выборах.

2. Избирательными блоками являются добровольные объединения для совместного участия в выборах двух и более избирательных объединений.

3. Избирательные блоки подлежат регистрации в городской избирательной комиссии после предоставления ими в комиссию решения по выдвижению кандидата.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть в одном избирательном округе не более одного кандидата.

4. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

5. Выдвижение кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков проводится на областных (городских) съездах (конференциях) и иных руководящих органах объединений и организаций.

6. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.

Статья 21. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

1. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки в депутаты городского Совета принадлежит каждому гражданину, отвечающему требованиям ст. 2 настоящего Положения.

2. Право выдвинуть кандидата по избирательному округу принадлежит также избирателю (группе избирателей) по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного избирательного округа.

3. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата по избирательному округу уведомляют в письменной форме городскую избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), согласно записи в трудовой книжке и постоянное место жительства кандидата.

Статья 22. Порядок выдвижения и регистрация кандидатов

1. Выдвижение кандидатов начинается со дня опубликования решения об утверждении границ избирательных округов.

2. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 30 дней.

3. Каждое избирательное объединение, группа избирателей вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата.

4. Для выдвижения кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 1 процента от общего числа избирателей округа.

5. Подписные листы изготавливаются по форме, утверждаемой городской избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий, согласно записи в трудовой книжке, и постоянное место жительства кандидата.

6. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности, и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.

7. Собирать подписи избирателей вправе граждане, обладающие активным избирательным правом.

Подписные листы после сбора подписей группируются инициаторами выдвижения, нумеруются, прошнуровываются и заверяются лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.

Подписные листы и заявления граждан о согласии баллотироваться по данному избирательному округу принимаются окружной избирательной комиссией до 24 часов не позднее чем за 25 дней до дня выборов.

8. В случае возникновения сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах или в достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует соответствующую проверку.

9. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов регистрирует кандидата, обеспечивает опубликование данных о нем, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и выдает ему удостоверение о регистрации либо письменный мотивированный отказ в регистрации. Мотивом отказа в регистрации могут быть нарушения законодательства о выборах.

10. Данные о зарегистрированных кандидатах немедленно после регистрации передаются в городскую избирательную комиссию.

11. Если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению городской избирательной комиссии на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Статья 23. Равенство,права и обязанности кандидатов

1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

2. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, обязаны по личному заявлению освободиться от своих служебных обязанностей со дня регистрации до опубликования общих итогов выборов и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

3. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере не более средней заработной платы по области за календарный месяц, предшествующий выборам, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

4. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории г. Омска (кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии.

5. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации кандидата и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется городской избирательной комиссией.

6. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут деятельность, способствующую избранию кандидата.

7. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе.

В случае совмещения выборов в городской Совет с выборами в иные представительные органы власти, кандидат, баллотирующийся в иные органы власти, не может одновременно баллотироваться в депутаты городского Совета.

8. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

О принятом решении кандидат письменно уведомляет соответствующую окружную избирательную комиссию, которая немедленно принимает решение об аннулировании регистрации, изменении в тексте бюллетеня и уведомляет об этом городскую и участковые избирательные комиссии.

9. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей в день голосования о том, что голосование по данной кандидатуре не проводится.

10. Одновременно с принятием решения об аннулировании регистрации кандидата избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, принимает решение об отзыве всех выделенных комиссией кандидату средств на подготовку выборов.

11. Решение избирательной комиссии направляется в банк, открывший временный счет кандидата, для немедленного возврата выделенной суммы на счет избирательной комиссии.

12. Расчет с другими участниками избирательного фонда кандидат производит самостоятельно в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании регистрации.

13. В случае снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры без вынуждающих на то оснований (болезнь и прочее),избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов.

14. Настоящий порядок исключения фамилии кандидата из текста бюллетеня и возврата денежных средств предусматривается также в случае, если регистрация кандидата аннулируется по решению городской избирательной комиссии или суда.

Статья 24. Неприкосновенность кандидатов

Кандидат после регистрации в соответствии с действующим законодательством не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора г. Омска. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, в течение 24 часов.

Статья 25. Предвыборная программа кандидата

Кандидат может выступать с программой своей будущей деятельности. Программа кандидата не должна содержать положений, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, пропаганду войны, призывов к разжиганию расовой, межнациональной и религиозной розни, нарушению прав и свобод человека.

Глава 6. Предвыборная агитация

 

Статья 26. Право на предвыборную агитацию

1. Избиратели, общественные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.

2. Предвыборная агитация должна соответствовать требованиям законодательства и может осуществляться через средства массовой информации, а также путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат имеет право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.

3. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

- органам государственной власти,органам местного самоуправления, а также их должностным лицам;

- членам избирательных комиссий.

Данное ограничение не распространяется на агитацию избирателей за участие в выборах.

5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами,могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

6. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной компании,через средства массовой информации если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

7. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Статья 27. Порядок проведения предвыборных мероприятий

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими районными администрациями в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом соответствующей избирательной комиссией.

2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставить их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Помещения, находящиеся у иных собственников, арендуются у последних за счет средств, выделенных на выборы. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.

Статья 28. Предвыборная агитация через средства массовой информации

1. Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет бюджета области или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для предвыборной агитации всех кандидатов.

Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы,либо которое финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета и которое предоставило кандидату в депутаты место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в депутаты в месте на полосе на тех же условиях и обязано сделать это в ближайших номерах.

2. Порядок выступления кандидатов по телевидению, радио, в печати определяется на заседаниях городской избирательной комиссии с участием кандидатов или их представителей (доверенное лицо, член избирательной комиссии с совещательным голосом).

Статья 29. Выпуск агитационных печатных материалов

1. Лица, общественные объединения, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

3. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

4. Агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни. При распространении таких программ и материалов избирательные комиссии действуют в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 30. Сроки проведения агитационной кампании

1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов.

2. В день выборов и в день, предшествующий дню выборов, любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

3. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанными с выборами, не допускается.

Глава 7. Финансирование выборов

 

Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств городского бюджета.

2. Омский городской Совет по совместному представлению городской избирательной комиссии и главы городского самоуправления не позднее двух недель с момента принятия решения о проведении выборов вносит в бюджет необходимые изменения.

3. Средства, выделенные на проведение выборов, в 10-дневный срок после внесения изменений в городской бюджет поступают на счет городской избирательной комиссии и распределяются ею в течение трех дней между избирательными комиссиями.

4. Порядок перечисления денежных средств избирательным комиссиям и их использования определяются городской избирательной комиссией.

5. Избирательные комиссии представляют городской избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

6. Городская избирательная комиссия представляет городскому Совету отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца после официального опубликования результатов выборов.

Статья 32. Избирательные фонды кандидатов и порядок их создания

1. Кандидаты вправе создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании.

2. Избирательные фонды могут состоять из следующих средств:

а) средств, выделенных кандидату в равных размерах на предвыборную кампанию окружной избирательной комиссией;

б) собственных средств кандидата, которые не могут превышать 20-кратного размера минимальной оплаты труда;

в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые не могут превышать 200-кратного размера минимальной оплаты труда;

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.

4. Сумма пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного размера минимальной оплаты труда.

Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать размера минимальной оплаты труда более чем в 200 раз.

5. Если добровольные пожертвования и другие перечисления поступили в избирательные фонды в размерах, превышающих установленные настоящей статьей пределы, кандидаты обязаны в 5-дневный срок сообщить соответствующей избирательной комиссии данные о лицах, внесших такие пожертвования.

6. Добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов, поступившие в размерах, превышающих пределы, установленные настоящей статьей, возвращаются лицу, их внесшему, в полном объеме с указанием причины возврата.

7. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 10 тысяч раз минимальный размер оплаты труда.

8. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной кампании, кроме средств, находящихся на счетах их избирательных фондов.

9. Если кандидаты, физические или юридические лица использовали денежные средства для ведения предвыборной кампании, кроме средств, перечисленных в их избирательные фонды, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.

10. Кандидаты не позднее 30 дней после выборов обязаны представить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и источниках создания избирательных фондов и произведенных из них затратах, а избирательная комиссия после проверки отчета обязана опубликовать этот отчет не позднее 30 дней после представления его в избирательную комиссию.

Статья 33. Порядок расходования средств избирательных фондов

1. Все денежные средства, поступившие в избирательный фонд кандидата в депутаты, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом с разрешения окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата.

Отделения уполномоченного банка предоставляют сведения о поступлении средств на специальные счета кандидатов окружной избирательной комиссии в течение двух дней со дня поступления.

2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам.

3. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается городской избирательной комиссией.

Порядок возврата денежных средств участникам избирательного фонда кандидата в связи со снятием кандидата с баллотирования осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

4. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществлявших перечисления и пожертвования.

5. Окружная избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах, источниках создания и расходования фондов на основании сведений кандидатов.

Глава 8. Порядок голосования

 

Статья 34. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой районной администрации.

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.

3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех баллотирующихся по данному избирательному округу кандидатах. В информационных материалах о кандидатах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней, помещенных на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся по данному округу.

Статья 35. Избирательные бюллетени

1. Для выборов депутатов Омского городского Совета каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.

2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, постоянного места жительства, занимаемой должности и места работы, согласно записи в трудовой книжке.

Принадлежность к какому-либо избирательному объединению указывается по желанию кандидата.

После фамилий всех кандидатов указывается позиция "против всех кандидатов".

Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

3. Избирательные бюллетени передаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 0.5%. На обороте полученных бюллетеней ставятся печать участковой избирательной комиссии или подпись двух ее членов.

4. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию городской избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах и обеспечивают информирование избирателей в день голосования о том, что голосование по данной кандидатуре не проводится.

5. На каждую передачу избирательных бюллетеней комиссиями составляется протокол.

Статья 36. Порядок голосования

1. В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.

2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения.

3. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать окружной избирательной комиссии либо подпись двух ее членов. Заполненный избирательный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать избирательной комиссии либо подписи двух ее членов. Окружная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня выборов.

4. В случае досрочного голосования в помещении окружной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательными бюллетенями из окружной избирательной комиссии) и расписывается.

5. В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

6. Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлению паспорта или иного заменяющего его документа. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или иного заменяющего его документа, вносятся в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

7. В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательных бюллетеней" с указанием своей фамилии.

8. Избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней.

9. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".

Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

10. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность всем избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.

11. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.

12. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Статья 37. Подсчет голосов на избирательном участке

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.

2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам кандидатов и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.

3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования.

4. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.

5. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

6. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.

7. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

8. Участковая избирательная комиссия составляет протоколы об итогах голосования по избирательному округу.

В каждый из указанных протоколов вносятся следующие данные:

а) число зарегистрированных избирателей, в том числе избирателей, дополнительно внесенных в список;

б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;

г) число погашенных избирательных бюллетеней;

д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;

е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;

ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

з) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

и) число действительных избирательных бюллетеней;

к) фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

л) число голосов, поданных за каждого кандидата;

м) число голосов, поданных против всех кандидатов.

9. Указанный протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей от кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член участковой избирательной комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.

10. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

11. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.

12. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

13. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.

14. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По просьбе указанных лиц заверяются составленные ими копии.

15. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов по избирательному округу.

Статья 38. Установление и опубликование результатов выборов в избирательном округе

1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении подлинных протоколов всех участковых комиссий избирательного округа производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, и устанавливает общие итоги выборов по округу.

2. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.

3. Выборы признаются недействительными, если допущенные при их проведении нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

4. Выборы признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей, либо если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списке избирателей при получении избирательных бюллетеней.

5. Окружная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования по округу, в котором указывает:

а) число участковых избирательных комиссий в округе;

б) число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;

в) число избирателей, зарегистрированных по данному округу;

г) число выданных избирательных бюллетеней;

д) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

е) число действительных избирательных бюллетеней;

ж) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

з) фамилии,имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;

и) число голосов, поданных за каждого кандидата;

к) число голосов, поданных против всех кандидатов;

л) фамилия, имя, отчество избранного кандидата.

6. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Первый экземпляр вместе со сводной таблицей направляется в городскую избирательную комиссию, второй экземпляр со сводной таблицей хранится в окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий и затем передается в архив, третий экземпляр протоколов со сводной таблицей предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.

По просьбе указанных лиц заверяются составленные ими копии.

Статья 39. Установление итогов выборов на территории города и их опубликование

1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий городская избирательная комиссия не позднее чем через две недели после дня выборов устанавливает общие итоги выборов по городу.

2. Не позднее чем через 20 дней со дня выборов городская избирательная комиссия публикует в местной печати информацию об общих итогах выборов, включая полные данные протоколов всех окружных избирательных комиссий, а также данные об избранных депутатах, предусмотренные п. 2 статьи 35 настоящего Положения.

3. Вся документация избирательных комиссий подлежит хранению в соответствующих архивах. Избирательные бюллетени хранятся не менее года со дня проведения выборов, протоколы избирательных комиссий не менее года со дня назначения даты следующих выборов, иные документы избирательных комиссий - не менее шести месяцев со дня проведения выборов.

Статья 40. Регистрация избранных депутатов

Окружные избирательные комиссии после официального опубликования общих итогов выборов производят регистрацию избранных депутатов и выдают им удостоверения об избрании.

Глава 9. Решение жалоб и споров

 

Статья 41. Оспаривание неточностей в списках избирателей

1. Избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей.

Участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд.

Статья 42. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов

1. В случае отказа в регистрации кандидата избирательные комиссии обязаны выдать кандидату справку с решением и изложением мотивов отказа.

2. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в суд.

Глава 10. Заключительные положения

 

Статья 43. Повторные выборы

1. Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, городская избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, что и на общих выборах.

2. Повторные выборы проводятся не позднее чем в четырехмесячный срок после общих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и другие избирательные действия проводятся в порядке, установленном настоящим Положением.

3. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется.

Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению права жителей города Омска избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующих работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут установленную законом уголовную и административную ответственность.

2. Городская избирательная комиссия по предложению соответствующей окружной избирательной комиссии отменяет решение о регистрации кандидата в случаях:

- фальсификации подписей в подписных листах, собранных в поддержку этого кандидата, если количество таковых превышает 3 процента собранных подписей, либо количество подлинных подписей не достаточно для регистрации кандидата;

- использования кандидатом в целях предвыборной агитации денежных средств, не перечисленных в его избирательный фонд.

Приложение N 1

 

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

 

     Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты
Омского городского Совета по избирательному округу N ______

 

_________________________________________________________________________
                       (фамилия, имя, отчество)

 

"_____"______________ года рождения, ____________________________________
                                             (занятие кандидата)
проживающего по адресу: _________________________________________________
                             (постоянное место жительства кандидата)

 

NN
п/п
Фамилия,
имя, отчество
Год рождения,
(в возрасте
18 лет число и
месяц
рождения)
Район
г. Омска,
адрес места
жительства
Серия и номер
паспорта или
заменяющего
его документа
Подпись и
дата ее
внесения
1.          
2.          
3.          
     и т.д. (до 10 граф)

 

     Подписной лист удостоверяю:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта
_________________________________________________________________________
                лица, собиравшего подписи, его подпись)

 

     Кандидат в депутаты ________________________
                            (личная подпись)

Приложение N 2

 

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

 

     Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты
Омского  городского  Совета  от  избирательного  объединения      (блока)
"__________________" по избирательному округу N ______

 

_________________________________________________________________________
                       (фамилия, имя, отчество)

 

"_____"______________ года рождения, ____________________________________
                                             (занятие кандидата)
проживающего по адресу: _________________________________________________
                             (постоянное место жительства кандидата)

 

NN
п/п
Фамилия,
имя, отчество
Год рождения,
(в возрасте
18 лет число и
месяц
рождения)
Район
г. Омска,
адрес места
жительства
Серия и номер
паспорта или
заменяющего
его документа
Подпись и
дата ее
внесения
1.          
2.          
3.          
     и т.д. (до 10 граф)

 

     Подписной лист удостоверяю:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта
_________________________________________________________________________
                лица, собиравшего подписи, его подпись)

 

     Кандидат в депутаты ________________________
                            (личная подпись)

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Омского городского Совета от 16 октября 1996 г. N 247 "Об утверждении Положения о выборах депутатов Омского городского Совета"


Настоящее Положение вводится в действие с момента вступления в силу соответствующих изменений в Уставе г. Омска


Текст решения опубликован в "Бюллетене Омского городского Совета" N 4, декабрь 1996 г., ст. 163


Решением Омского городского Совета от 24 октября 2001 г. N 414 настоящее решение признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Решение Омского городского Совета от 3 декабря 1997 г. N 418