Постановление Мэра города Омска от 9 апреля 2003 г. N 133-п
"О Концепции развития торговли и общественного питания города Омска до 2005 года"
30 мая 2003 г.
Постановлением Администрации города Омска от 10 ноября 2010 г. N 1063-п настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Мэра города Омска от 23 января 2004 г. N 14-п настоящее постановление снято с контроля
В соответствии с протоколом заседания Совета по промышленности и предпринимательству при Мэре города Омска от 20.02.2003, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:
1. Одобрить Концепцию развития торговли и общественного питания города Омска до 2005 года, предложенную департаментом городской экономической политики администрации города Омска (прилагается).
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра города Омска Нос С.А.
Е.И. Белов
Концепция
развития торговли и общественного питания в г. Омске до 2005 года
См. Положение о Координационном Совете по реализации концепции развития торговли и общественного питания города Омска до 2005 года, утв. постановлением Мэра города Омска от 30 мая 2003 г. N 228-п
I. Общие положения
Настоящая концепция развития торговли и общественного питания в городе Омске на период до 2005 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией стратегического развития города Омска.
Концепция нацелена на дальнейшее развитие потребительского рынка товаров и услуг в г. Омске и призвана содействовать удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, развитию экономики города, организации торгового обслуживания и общественного питания, развитию торговой инфраструктуры.
Идеология Концепции основывается на социальной значимости потребительского рынка, и исходит из того, что проблемы его развития необходимо решать консолидированными усилиями и согласованными действиями предпринимателей, их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, и общий вектор динамического развития различных форм продажи товаров должен приобрести направленность к расширению цивилизованных форм торговли.
Концепция является основой для формирования муниципальной политики развития потребительского рынка товаров и услуг в городе Омске.
Концепция ориентирована на потребительский рынок и не рассматривает рынок товаров производственного назначения.
II. Основная цель и задачи Концепции
Цель концепции - определение общей идеологии развития торговли и общественного питания в городе Омске на среднесрочную перспективу.
Основная задача концепции - создание условий саморазвития потребительского рынка для наибольшего удовлетворения потребностей населения города в безопасных и высококачественных товарах и услугах, в том числе посредством содействия развитию местного и отечественного производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
Задачами, направленными на достижение цели концепции, также являются:
1. Определение принципов и приоритетных направлений по созданию условий и механизмов, обеспечивающих формирование цивилизованных форм торговли и развитие хозяйственных связей с местными и отечественными производителями, способствующих насыщению рынка высококачественными товарами и услугами, внедрению современных торговых технологий и достижение на этой основе роста занятости и благосостояния населения города.
2. Создание действенного механизма регулирования и управления развитием торговли и общественного питания, направленного на защиту прав потребителей и ограничение возможностей теневого оборота торговли.
3. Формирование принципов развития инфраструктуры торговли, способствующих рациональному размещению торговых сетей и организаций общественного питания на территории города.
4. Определение условий и механизмов, обеспечивающих опережающее развитие магазинных форм торговли, внедрение современных торговых технологий и форм обслуживания покупателей.
5. Рационализация системы правового регулирования торговой деятельности.
III. Роль торговли и общественного питания в экономике города. Факторы, определяющие их развитие.
Торговля как процесс купли-продажи является основополагающим экономическим механизмом. В рыночных условиях с помощью торговли осуществляется регулирование спроса и предложения, происходит перетекание капитала из одной отрасли в другую, что влияет на инвестиционную привлекательность как организаций торговли, так и организаций пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности, формирующих адекватное товарное предложение для отрасли торговли и общественного питания.
Торговля выполняет важную социальную функцию, обеспечивая процессы жизнедеятельности населения. Дефицит и недостаточная доступность (в том числе и территориальная) для населения товаров и услуг повседневного спроса способны создать социальную напряженность, привести к конфликтам. Поэтому создание и функционирование соответствующего рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя является важнейшей задачей органов местного самоуправления.
Розничная торговля - ведущее звено всей системы товародвижения, так как непосредственно затрагивает интересы населения. Важную роль в обслуживании городского населения играют организации общественного питания, являющиеся частью отрасли торговли города. Оптовая торговля обеспечивает потребности полноценной торговой деятельности организаций розничной торговли и общественного питания.
Промышленные предприятия, производящие товары потребительского назначения, влияют на развитие торговой системы, являясь, с одной стороны, поставщиками товаров, а с другой стороны, часто являются владельцами организаций оптовой либо розничной торговли, и это оказывает заметное влияние на состояние торговой системы территории. Организации непосредственно формируют каналы распределения собственного товара, устанавливают отношения с организациями торговли (дилерами, дистрибьюторами, посредниками и т.д.) и создают тем самым рыночные возможности для развития оптовых и розничных торговых организаций.
В целом можно говорить о возрастающем значении торговой отрасли в экономике России, и в частности, города Омска. На сегодняшний день сферу торговли можно рассматривать как одну из самых потенциально мощных бюджетообразующих сфер хозяйственной деятельности, создающую мотивационные условия для развития легкой, пищевой, перерабатывающей и других отраслей промышленности, а также строительства и транспорта.
Важнейшими факторами, оказывающими влияние на развитие торговли и общественного питания на территории, являются: благосостояние проживающего на ней населения, наличие необходимой инфраструктуры, прозрачный и достаточно простой механизм административного регулирования и контроля.
При этом уровень жизни городского населения и темпы его изменения в значительной степени определяет структуру, количество и темпы развития организаций торговли и общественного питания. На рисунке 1 приведена динамика доходов и потребительского спроса по г. Омску.
На развитие отрасли в городе влияет привлекательность территории, как объекта инвестиций для местных и иногородних предпринимателей и торговых организаций. Эта привлекательность определяется кроме уровня жизни населения следующими факторами:
- существующее число и качественный состав организаций торговли и общественного питания, уровень производительности труда, достигнутое качество обслуживания потребителей, а также существующая степень конкуренции между ними;
- обеспеченность населения товарами местного производства и степень развития местной промышленности;
- существующая в городе торговая инфраструктура, необходимая для деятельности торговых организаций и масштабные перспективы ее развития;
- возможность получения необходимых торговых и складских площадей при соответствующих финансовых затратах и минимальных административных барьерах для их получения;
- наличие на рынке труда специалистов необходимой квалификации;
- степень развития и прозрачность местного законодательства, влияющего на отношения в отрасли и распределение ресурсов;
- возможность снижения административных барьеров со стороны органов государственного контроля и регулирования деятельности торговых организаций.
На развитие торговли влияют собственники торговых площадей, на которых размещаются организации розничной, оптовой торговли и общественного питания. Эти собственники могут либо самостоятельно создавать организации торговли, либо предоставлять принадлежащие им площади и земельные участки в аренду организациям торговли и общественного питания.
Для более динамичного развития оптовой торговли важным фактором является соответствующее развитие сети транспортных магистралей и эффективное их функционирование.
Важнейшим условием для развития частной инициативы являются системные меры по созданию инфраструктуры.
IV. Состояние и тенденции развития.
Существующая структура розничной торговли города сложилась в результате рыночных преобразований, которые привели к появлению большого количества частных предпринимателей и небольших торговых организаций, территориальное размещение которых было возможно преимущественно на открытых рынках и ярмарочных комплексах города, так как существовавшая торговая инфраструктура не была готова к такому быстрому увеличению объема отрасли. Именно этим объясняется существующее преобладание в городском товарообороте немагазинных форм торговли (64%), над магазинными (36%).
Состав участников розничной торговли выглядит следующим образом (см. рис. 2).
Состав участников розничной торговли
неторговые кр. и ср.
орг-ии орг-ии
15,1% 6,0%
физические субъекты
лица малого
26,8% предприн-ва
52,1%
Рис. 2
Оборот розничной торговли в 2001 г. составлял 25470,0 млн. руб. (что в сопоставимых ценах на 17,7% больше, чем за 2000 г.), в 2002 г. - в объеме 35000 млн. руб. (или на 23% больше предшествующего года). В структуре преобладает оборот на рынках города (64%). (См. рис. 3)
Причем, складывается тенденция сокращения оборота крупных и средних организаций на фоне роста оборотов субъектов малого бизнеса и рынков, что подтверждают статистические данные:
Изменение оборота розничной торговли по формам проявления
2002 г. в % к 2001 г. |
|
Оборот розничной торговли в том числе: оборот розничной торговли крупных и средних организаций оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства оборот розничной торговли на вещевых, смешанных и продовольственных рынках |
123,1 99,3 121,6 144,7 |
Структура формирования оборота
розничной торговли
Субъекты малого Вещевые,
предпринимательства смешанные и
51,7% продовольственные
рынки
30,9%
Крупные и средние
неторговые Крупные и средние
организации организации
10,7% розничной торговли
6,7%
Рис. 4
В настоящее время (2002 год) в организациях торговли города Омска занято 120 тысяч человек. Поступления в консолидированный бюджет налоговых платежей за 2002 г. от организаций торговли и общественного питания составили более 1 млрд. рублей, в местный бюджет - около 600 млн. рублей (в т.ч. налога с продаж - 180 млн. рублей, единого налога на вмененный доход - 180 млн. рублей).
Согласно статистическим данным 2001 года состояние системы розничной торговли города можно охарактеризовать следующими цифрами:
- в структуре торговли г. Омска преобладают рынки (ярмарочные комплексы), составляющие 81% от числа всех торговых точек, при этом, большинство торговых точек, торгующих продовольственными товарами, расположены на открытых рынках (69%)
- в структуре розничной торговли продовольственными товарами, исключая рынки (ярмарочные комплексы), примерно одинаковое число магазинов и киосков - 40,2% и 38,2% соответственно, павильоны составляют 21,4%, а супермаркеты западного типа всего 0,2% от общего числа торговых точек
- в розничном обороте продовольственных товаров и напитков (без учета открытых рынков) доля супермаркетов приближается к 3%, более половины оборота (56%) обеспечивается магазинами. Сравнимые с ними (по числу) киоски обеспечивают только 17% от совокупного оборота.
Современные тенденции развития розничной торговли определяются прежде всего соотношением магазинных* и немагазинных* форм продажи товаров. При этом развитие магазинных форм продажи товаров должно приводить к разнообразию типов** и видов** розничных торговых организаций.
В перспективе формы немагазинной торговли должны остаться в виде ярмарок сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств в продовольственной торговле, в непродовольственной торговле - в виде реализации изделий кустарного промысла. Принципиально новым видом немагазинной формы торговли становится сетевой маркетинг, посылочная торговля и различные модели электронной коммерции.
___________________________
* Под немагазинными формами торговли подразумевается торговля на открытых торгово-ярмарочных, контейнерных комплексах, мини-рынках, киосках, палатках, как правило, без применения контрольно-кассовых машин, что имеет вполне определенные негативные последствия - недополучение налоговых и иных поступлений в бюджеты различных уровней, недостаточное соответствие санитарно-гигиеническим и другим нормам и правилам.
* К магазинным формам торговли относятся:
- магазины и торговые комплексы, размещенные в капитальных сооружениях встроенно-пристроенного типа;
- отдельно расположенные магазины и торговые комплексы, размещенные в капитальных сооружениях;
- магазины и торговые комплексы, размещенные в павильонах и сооружениях временного характера, имеющие торговый зал;
- магазины в составе торговых центров.
** Тип организаций розничной торговли - организация розничной торговли, классифицированная по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей (универмаг, универсам, магазин "Ткани" и т.д.)
** Вид организаций розничной торговли - организация розничной торговли, классифицированная по ассортименту реализуемых товаров (универсальные, специализированные, с комбинированным ассортиментом товаров и т.д.) - Здесь и далее термины приводятся в соответствии с ГОСТ Р 51303-99.
Общественное питание, как и торговля, - сектор услуг для населения, который кардинально преобразился за последние годы. Сеть организаций общественного питания продолжает развиваться, и представлена в городе разнообразными формами: столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты, и т.д. Оборот общественного питания в 2002 году составил 1556 млн. рублей, что на 3% больше, чем в 2001 году. Тенденции развития общественного питания характеризуются:
- развитием общедоступной сети организаций общественного питания, включая сеть так называемого "быстрого питания", ориентированных на различные слои населения, в том числе в местах массового отдыха населения, парковых зонах, вдоль автомагистралей, в аэропортах и на вокзалах;
- восстановлением и расширением сети социально ориентированных организаций, обеспечивающих питанием различные группы потребителей: рабочих, служащих, студентов, учащихся. Развитие объектов социально ориентированных организаций питания возможно либо в составе организаций, учреждений и промышленных организаций как их структурных подразделений, либо они могут функционировать самостоятельно, осуществляя обслуживание на договорной основе, т.е. являться самостоятельным бизнесом;
- созданием объединений организаций общественного питания в составе оптового либо розничного звена;
- развитием организаций и сетей ресторанного бизнеса различных форматов.
Оптовая торговля обеспечивает потребности предприятий розничной торговли и общественного питания. Если развитие розничных предприятий и предприятий общественного питания определяет платежеспособный покупательский спрос, то инфраструктуру городской оптовой торговли формируют потребности розничных торговых организаций и сетей.
Развитие рынка оптовых организаций происходит в следующих формах:
- организации, специализирующиеся на оптовой торговле и осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар;
- посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода права собственности на товар (торговые агенты, торговые представители, комиссионеры и т.п.);
- организаторы оптового оборота, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров (выставки, ярмарки, оптовые рынки).
За 2002 год оборот оптовой торговли рос опережающими темпами (на 33%), чем оборот розничной торговли (23%). Доля оборота оптовой торговли организаций малого предпринимательства отрасли в общем объеме оптового оборота составляет более 30%.
Кроме организаций оптовой торговли, перепродажу продукции (товаров) осуществляют организации других отраслей экономики. Оборот оптовой торговли организаций других отраслей экономики в 2002 году составил 6,2% к обороту организаций оптовой торговли (в 2001 году - 5,9%).
Общими тенденциями развития торговли и общественного питания города являются:
- универсализация продовольственных магазинов и сетей;
- развитие сетей фирменных организаций торговли, работающих под единой торговой маркой;
- формирование сетей объектов местного значения, расположенных в радиусе пешеходной доступности;
- выделение в самостоятельный бизнес торговых организаций либо сетей, принадлежащих производителям или оптовым компаниям (позиционирование во внутренних бюджетах компаний в качестве центров прибыли) для увеличения объема продаж, стимулирования мотивации к развитию, оптимизации ценовой и ассортиментной политики.
Перечисленные тенденции обусловливают появление в городе новых видов организаций торговли и общественного питания, рост конкуренции между ними, поглощение неконкурентоспособных организаций, возрастание спроса на выгодно расположенные торговые площади и земельные участки.
Вместе с тем, ситуация в сфере торговли и общественного питания остается сложной. К факторам, сдерживающим их развитие, относятся: неэффективная система налогообложения, недостаточный платежеспособный спрос населения, нехватка торговых и складских площадей, недостаток у хозяйствующих субъектов собственных оборотных средств, неприемлемая система кредитования, ослабленность роли оптового звена (как следствие недостаточно развитой розницы), нарушение технологических связей товародвижения, наличие большого количества мелкооптовых посредников (приводит к увеличению розничных цен), нерешенность общесистемных проблем развития торговой инфраструктуры.
К последним относятся:
- отсутствие единого муниципального органа управления, координирующего развитие и деятельность предприятий, работающих на потребительском рынке;
- действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы торговой деятельности, требует доработки и разработки дополнительных нормативных актов, в соответствии с современными требованиями рынка;
- отсутствие информации о состоянии отрасли, необходимой для принятия решений.
Состояние рынка торговли и общественного питания характеризуется наличием ряда проблем, относящихся к компетенции субъектов рынка и являющихся вопросами саморегуляции торгового бизнеса:
- недостаток и низкая квалификация и мотивация персонала, занятого в отрасли;
- недостаточно высокий уровень развития материально-технической базы торговли и общественного питания, требуемый для новых технологических решений.
V. Основные направления развития торговли и общественного питания в г. Омске
Стратегической целью развития потребительского рынка в г. Омске является удовлетворение потребностей всех слоев населения города в доступных, безопасных, современных и качественных товарах и услугах преимущественно за счет магазинных форм торговли.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- Обеспечение для всех категорий населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации.
- Обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров, на защиту прав потребителей.
- Формирование развитой системы товародвижения, инфраструктуры торговли.
- Восстановление оптимального соотношения магазинных и немагазинных форм торговли, обеспечение условий для динамичного замещения немагазинных форм магазинными.
- Укрепление нормативно-правовой базы развития торговли.
Средствами решения данных задач является развитие таких стратегически важных направлений, как:
1. Расширение и совершенствование инфраструктуры.
Одна из основных проблем инфраструктуры торговли - катастрофическая нехватка соответствующих площадей в различных административных округах города для формирования и развития альтернативных магазинных торговых зон и комплексов с целью перемещения торговли "с улицы" в крытые помещения.
Основная задача органов местного самоуправления - создание условий для развития необходимой современной инфраструктуры торговли.
Для более эффективного использования торговых площадей в существующей структуре муниципальных нежилых помещений необходимо проработать комплекс единовременных и дополняющих друг друга мероприятий:
- приведение ставок арендной платы на муниципальные торговые площади в соответствие с рыночным уровнем. Базовая ставка аренды муниципальных объектов недвижимости должна периодически корректироваться на основе мониторинга рыночных цен. В зависимости от реальности величины базовой ставки арендной платы за квадратный метр муниципальной недвижимости зависит наполнение доходной части бюджета города. Также это создает равные возможности для всех участников рынка. Кроме того, необходимо оптимизировать правила сдачи в аренду муниципальной торговой недвижимости.
- увеличение сроков действия договоров аренды муниципальных объектов. Краткосрочность действия договоров аренды (как правило, на один год) снижает инвестиционную привлекательность для долговременной хозяйственной деятельности на муниципальных площадях, и как следствие слабо развивается необходимая инфраструктура территорий, прилегающих к торговым объектам, не уделяется должного внимания капитальному ремонту помещений, ремонту фасадов зданий, благоустройству территорий, ремонту тротуаров, вывозу мусора, организации зон парковок автомобилей за счет собственных средств торговых организаций. Увеличение сроков будет гарантировать предпринимателю возможность использования этих площадей в течение достаточно длительного промежутка времени, необходимого для возврата инвестиций, стабильного получения прибыли, а значит, и дальнейшего развития.
- разработка механизмов приватизации арендуемых муниципальных объектов посредством выкупа торговых площадей по рыночным ценам,
- разработка иных мер, стимулирующих развитие "эффективного арендатора" муниципальных объектов.
Для расширения торговой инфраструктуры на базе новых капитальных сооружений необходимо отдавать предпочтение проектам с запланированным размещением нежилых помещений на первых этажах проектируемых зданий. Существует достаточно большая потребность для размещения на первых этажах не только объектов торговли и общественного питания, но и других объектов потребительского рынка (парикмахерские, химчистки, прачечные и т.п.).
Одним из направлений развития торговой инфраструктуры является реформирование инфраструктуры существующих городских рынков и торговых зон (в том числе муниципальных) путем поэтапного (поблочного) замещения их магазинными форматами торговых организаций.
Промежуточным звеном для динамичного развития торговой инфраструктуры целесообразно более активное размещение временных сооружений магазинных форм торговли, имеющих торговые залы, в различных административных округах города. Современные строительные технологии и стройматериалы позволяют гармонично и достаточно быстро вписывать временные сооружения в городскую среду. Использование временных сооружений позволяет проводить постоянные маркетинговые исследования городской территории на пригодность для эффективного ведения торговой деятельности.
Для доведения товарной массы до конечного потребителя с наибольшей эффективностью требуется:
- существенная модернизация существующей инфраструктуры организаций оптовой торговли, создание принципиально новых предприятий оптовой торговли (например, распределительные центры и т.д.);
- создание принципиальной схемы размещения крупных оптовых и розничных структур с учетом современных градостроительных концепций, интересов и возможностей предпринимателей, исходя из интересов города и учитывая необходимость снижения напряженности транспортных потоков на городских автомагистралях;
- организация сети мощных узловых организаций оптового звена в соответствии с потребностью розничной городской торговли;
- организация ярмарок и выставочных бизнес-центров, как важного средства повышения инвестиционной привлекательности города и региона, позволяющего местным товаропроизводителям выходить на городской рынок и рынки других регионов. Поддержка и развитие выставок позволит усилить интеграцию и кооперацию как в сфере торговли и общественного питания, так и в производстве;
- развитие различных видов кредитования торговли, страхования и других финансовых инструментов.
2. Стимулирование развития интеграционных процессов.
Поддержка процессов интеграции, начавшихся в торговле, активное внедрение современных сетевых технологий, формирование позитивного общественного мнения с целью повышения степени доверия магазинным формам торговли (в т.ч. поддержка предпринимателей, открывающих торговые центры и комплексы, магазины и сети нового типа (дискаунтеры, супермаркеты и магазины-склады и т.д.).
Развитие городского рынка товаров и услуг в интересах потребителя предполагает соответствующие динамические и структурные изменения в производстве, распределении и обмене в экономическом комплексе города. Необходимо создавать условия для:
- обеспечения конкурентоспособности продукции омских предприятий, освоения и внедрения новых видов продукции;
- проведения эффективной инвестиционной политики;
- развития конструктивной демонополизации;
- обеспечения мотивационных условий развития фермерства;
- развития экономических межрегиональных связей с поставщиками и смежниками.
3. Совершенствование управления, рационализация системы регулирования торговой деятельности со снижением уровня административных барьеров.
Это направление определяет необходимость:
- Выработки согласованной политики контролирующих и регулирующих органов муниципального и федерального уровня по отношению к организациям торговли и общественного питания.
- Дальнейшей оптимизации процедуры перевода помещений из жилого в нежилой фонд при размещении организаций торговли, общественного питания и сферы платных услуг населению на первых этажах жилых домов.
- Выделения площадок для размещения объектов на базе капитальных сооружений, сооружений павильонного, либо объектов трейлерного типа. Объекты трейлерного типа, являясь передвижными торговыми объектами, могут эффективно использоваться для организации торгового обслуживания горожан при проведении масштабных культурно-массовых городских мероприятий.
- Реорганизации существующей системы предоставления муниципальных объектов недвижимости (земля и помещения) в аренду по вновь заключаемым договорам, а именно:
- конкурсное распределение "городских площадок", определенных для целей торговли;
- введение сбора за право участия в конкурсе, что позволит "отсечь" предпринимателей, резервирующих за собой торговые и другие муниципальные площади без намерения развивать на этих площадях торговлю;
- разработка системы мониторинга рынка торговых площадей для периодической корректировки базовой ставки аренды недвижимости, системы корректирующих коэффициентов;
- реализация принципа информационной открытости проведения конкурсов, корректировка правил (положений) проведения конкурсов;
- увязка мероприятий по реорганизации инфраструктуры потребительского рынка с концепцией развития города.
4. Повышение уровня профессиональной подготовленности кадров.
Это позволит повысить качество обслуживания потребителей.
Повышение качества обслуживания неразрывно связано с введением новых способов управления процессами торговли, расширением видов услуг. Специфика управления современным магазином предполагает наличие дополнительных возможностей по увеличению занятости населения в торговле за счет появления новых профессий.
К числу таких профессий относятся: "промоутер", "мерчендайзер", "супервайзер", "продавец-консультант", "товаровед-маркетолог" и т.п. Эти профессии престижнее и перспективнее, чем профессия "продавец", и, потому, привлекательнее для современной молодежи. Создание этих специальностей, повышение спроса на них на рынке труда города позволит гарантировать удержание квалифицированной и высокомотивированной молодежи в городе, и тем самым повышает его экономическую стабильность.
Как только предприниматели сформируют спрос на квалифицированных специалистов в торговой отрасли, со стороны рынка образовательных услуг возникнет предложение. Будет ли предложение по обучению персонала новым специальностям со стороны уже существующих образовательных учреждений, либо - от общественных объединений работников торговли, будет зависеть от активности той и другой стороны.
Тем самым активизируется образовательный рынок города, повышается привлекательность местных образовательных учреждений, появляется возможность для создания новых специализированных учебных структур.
5. Формирование позитивного имиджа сферы торговли и общественного питания у населения.
Современные организации торговли и общественного питания должны предоставлять покупателям комфортные условия выбора и покупки товара посредством:
- наличия широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего покупателям постоянную возможность совершения покупки;
- применения прогрессивных методов продажи товаров, обеспечивающих наибольшие удобства и минимизацию затрат времени на совершение покупок;
- предоставления покупателям дополнительных торговых услуг, связанных со спецификой реализуемых товаров (услуг, сопровождающих процесс покупки товара, послепродажное обслуживание, гарантийное обслуживание);
- высокой профессиональной квалификации персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале;
- полного соблюдения установленных правил продажи товаров и порядка осуществления торговли.
Создание этих условий значительно повышает уровень качества и культуры обслуживания населения. В условиях современной магазинной торговли потребитель получает высокую степень защиты от произвола и мошенничества торгующих организаций.
Развитие магазинов с современной формой торговли ни в коей мере не влечет за собой вытеснение таких видов торговли, как социальные торговые комплексы, деятельность которых направлена на защиту интересов малообеспеченных слоев населения и пенсионеров, тем более что большое количество социальных комплексов представляют собой магазинные формы торговли, отличаясь от привычных магазинов только внутренней организационной структурой, направленной на минимизацию издержек и снижение общего ценового уровня товаров.
6. Обеспечение безопасности потребительского рынка.
Обеспечение безопасности потребительского рынка со стороны органов местного самоуправления должно реализовываться в следующих формах:
- координация деятельности территориальных подразделений федеральных органов, контролирующих потребительский рынок;
- осуществление мониторинга потребительского рынка в целях определения приоритетных направлений муниципальной политики в области качества и безопасности реализуемых товаров и услуг на территории города;
- создание необходимых продовольственных запасов на территории города посредством протекционистской политики в отношении создания и развития крупных организаций оптового звена торговли.
7. Совершенствование нормативно-правовой базы.
Достижение нового качества развития торговли и общественного питания в городе должно обеспечиваться соответствующей нормативно-правовой базой. Сложившийся правовой механизм обеспечения торговой деятельности является неполным и противоречивым и требует значительной доработки.
Необходима разработка комплекса мер для обеспечения правового регулирования основных процессов в современной торговле и общественном питании, отношений с производителями, органами власти и контролирующими органами, с целью формирования условий для развития организаций отрасли.
Совершенствование нормативно-правовой базы должно осуществляться через:
- инвентаризацию действующих нормативных актов и внесение соответствующих изменений;
- принятие новых нормативных актов.
В случае отсутствия полномочий для принятия необходимых нормативных актов, следует выходить с законодательной инициативой в законодательные органы Омской области и Российской Федерации.
VI. Механизм реализации муниципальной политики развития торговли и общественного питания
Основными условиями реализации настоящей Концепции являются: приведение в соответствие нормативно-правовой базы, создание координирующего органа, консолидация усилий предпринимателей, их объединений и органов местного самоуправления. Для этого необходимо:
1. Создать единый орган при администрации города Омска, для координации интересов всех участников рынка городской торговли, обозначить приоритетные вопросы, сформировать единые взгляды на проблемы и пути их решения.
2. Проявлять законодательную инициативу (обращаться в Федеральный Центр через ЗС Омской области, "Ассоциация Сибирское соглашение", структуры Западно-Сибирского Федерального округа и т.д.), для приведения норм и стандартов государственных контролирующих органов в соответствие с современными торговыми технологиями.
3. Сформировать нормативно-правовую базу, которая создаст благоприятные условия для пользователей и позволит избежать возможных разночтений и противоречий.
Для этого необходимо разработать и принять "Правила торговли г. Омска", "Закон о торговле Омской области", разработать основные положения и методики проведения конкурсов, тендеров по предоставлению муниципальной собственности (в том числе земли) организациям торговли. Эти меры должны обеспечить правовое регулирование основных процессов в современной торговле, отношения с производителями, органами власти и контролирующими органами, обеспечить условия для развития предприятий отрасли.
4. Создать условия для привлечения ресурсов предпринимателей в районы менее привлекательные для торгового бизнеса, но важные с точки зрения потребностей населения.
5. Сознательно регулировать деятельность субъектов, с целью повышения уровня и качества жизни населения, определения приоритетов развития города, получения максимальной выгоды в виде высоких ставок арендной платы, введения дополнительных сборов в местах "делового" скопления и развитой инфраструктуры.
6. Создать систему мониторинга потребительского рынка, способную отслеживать динамику и анализировать различные показатели, такие как: цены по группам товаров в различных типах торговых точек, товарооборот, удовлетворенность различных слоев общества качеством товара и качеством обслуживания, структуру покупок по местам продаж, обеспеченность торговыми объектами. Важно, чтобы такая система была совместима с существующими общероссийскими системами мониторинга для сравнения, анализа и прогноза развития ситуации в городе. Должны быть созданы условия, при которых органы местного самоуправления смогут использовать полученную информацию для совершенствования работы с предпринимателями и горожанами.
7. Разработать программу развития потребительского рынка товаров и услуг по основным направлениям.
Управляющий делами администрации города Омска |
Г.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра города Омска от 9 апреля 2003 г. N 133-п "О Концепции развития торговли и общественного питания города Омска до 2005 года"
Текст документа получен по рассылке
Постановлением Администрации города Омска от 10 ноября 2010 г. N 1063-п настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Мэра города Омска от 30 мая 2003 г. N 228-п
Настоящий документ снят с контроля