Решение Арбитражного суда Омской области
от 18 октября 2004 г. по делу N 21-124/04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" (далее - ООО "Инта") обратилось в арбитражный суд с иском к Специализированному финансовому областному учреждению "Фонд имущества Омской области" (далее - СФОУ "Фонд имущества Омской области") о взыскании излишне уплаченных по договору купли-продажи денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заявленные требования основаны ссылкой на статьи 1102, 1103, 1104, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что начисление налога на добавленную стоимость на выкупную стоимость земли, предусмотренное пунктом 2.6. договора, не соответствует законодательству.
Определением от 21.06.2004 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Министерство финансов Омской области, Инспекцию Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска.
Определением от 27.08.2004 в качестве субсидиарного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений Омской области.
Решением по делу N 21-124/04 от 18.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2005, суд удовлетворил исковые требования в части взыскания суммы неосновательного обогащения, составившую сумму налога на добавленную стоимость, отказав во взыскании процентов. В отношении удовлетворения заявленных требований за счет Министерства имущественных отношений Омской области суд отказал.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Омской области просит отменить судебные акты, отказать в удовлетворении исковых требований истца.
Податель жалобы ссылается на то, что СФОУ "Фонд имущества Омской области" в силу положений статей 11, 143 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на добавленную стоимость, так как согласно своему уставу является юридическим лицом. В жалобе Министерство имущественных отношений Омской области ссылается на определение Конституционного суда от 02.10.2003 N 384-0, в котором указано, что субъектом налога на добавленную стоимость могут быть и органы государственной власти и управления, и органы местного управления, так как они являются организациями, обладающими правами юридического лица.
Постановлением от 26.04.2005 года Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил без изменения судебные акты, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 14.01.2003 между ООО "Инта" и СФОУ "Фонд имущества Омской области" был заключен договор купли-продажи земельного участка N 16-30, в соответствии с пунктом 2.6 которого, дополнительно к выкупной стоимости земли предусматривалась уплата налога на добавленную стоимость.
ООО "Инта" платежным поручением перечислило на текущий счет СФОУ "Фонд имущества Омской области" сумму налога на добавленную стоимость, что не оспаривается последним.
Впоследствии ООО "Инта", считая, что увеличение цены земельного участка на сумму налога на добавленную стоимость произведено незаконно, обратилось к СФОУ "Фонд имущества Омской области" с требованием о возврате. Отказ вернуть послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
По договору купли-продажи от 14.01.2003 N 16-30 ООО "Инта" приобрело в собственность земельный участок общей площадью 20 854 кв. метров, на котором расположено имущество (нежилые здания). Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами. В соответствии со статьей 28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Пунктом 14 статьи 43 указанного Закона установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных согласно законодательству Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости на этих земельных участках.
Договор купли-продажи земельного участка от 14.01.2003 N 16-30 заключен на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 31.12.2002 N 717-РК.
Договор со стороны продавца заключен СФОУ "Фонд имущества Омской области", которое действовало в качестве организации, уполномоченной на совершение сделок от имени Российской Федерации. СФОУ "Фонд имущества Омской области" действовало на основании Соглашения, заключенного с Комитетом по управлению имуществом Омской области в целях реализации Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности на землю" и для урегулирования отношений, возникающих в процессе приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находившиеся до их приватизации в собственности Омской области.
Исходя из указанных обстоятельств, ООО "Инта" приобрело земельный участок в собственность в порядке приватизации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
Поскольку передача земельного участка в собственность ООО "Инта" произведена в порядке приватизации, следовательно, не подлежит налогообложению.
Из содержания статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации не усматривается, что Российская Федерация признается плательщиком налога на добавленную стоимость. СФОУ "Фонд имущества Омской области" также не является плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку выполняло функции по передаче земельного участка в собственность от имени Российской Федерации.
Следовательно, увеличений цены земельного участка на сумму налога на добавленную стоимость, не отвечает требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требование о взыскании суммы налога на добавленную стоимость в виде неосновательного обогащения.
Правильным является вывод суда об отказе во взыскании процентов, поскольку факт пользования денежными средствами не подтвержден документально.
Кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Омской области не содержит доводов, опровергающих правильность выводов суда о взыскании неосновательного обогащения. По существу доводы жалобы о том, кто является налогоплательщиком и какие действия подлежат налогообложению, направлены на переоценку обстоятельств спора, установленных судом. В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать обстоятельства дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Омской области от 18 октября 2004 г. по делу N 21-124/04 (извлечение)
Текст документа получен по рассылке
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании