Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Правотворческий процесс
§ 1. Правотворческая инициатива
Статья 17. Субъекты правотворческой инициативы
Проекты правовых актов могут вноситься депутатами Омского городского Совета, депутатскими фракциями Омского городского Совета, Мэром города Омска, Администрацией города Омска, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными Уставом города Омска.
Решением Омского городского Совета от 8 апреля 2009 г. N 238 в статью 18 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 18. Направление проекта правового акта на рассмотрение Омского городского Совета
1. Проект правового акта направляется субъектами правотворческой инициативы Председателю Омского городского Совета. Председатель Омского городского Совета включает его в повестку ближайшего очередного заседания Омского городского Совета, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом, Решениями Омского городского Совета. Одновременно с включением в повестку заседания Омского городского Совета Председатель Омского городского Совета вправе направить проект правового акта в комитет, если заседание комитета состоится до начала заседания Омского городского Совета, на которое вносится проект.
2. Председатель Омского городского Совета вправе вернуть проект правового акта субъекту правотворческой инициативы в следующих случаях:
- если проект оформлен без соблюдения требований настоящей главы Регламента;
- если проект внесен ненадлежащим субъектом правотворческой инициативы;
- если проект в соответствии с Уставом города Омска, настоящим Регламентом не может быть рассмотрен на текущей сессии.
3. Возвращение Председателем Омского городского Совета проекта инициатору по другим основаниям, кроме указанных в части второй настоящей статьи, не допускается.
Не допускается возвращение Председателем Омского городского Совета правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы граждан.
4. Решением о бюджетном процессе может быть предусмотрен иной порядок направления на рассмотрение Омского городского Совета проектов бюджета города Омска и решений о внесении изменений и дополнений в бюджет города Омска.
5. Федеральным законодательством, настоящим Регламентом, Решениями Омского городского Совета может быть предусмотрен иной порядок направления на рассмотрение Омского городского Совета проектов правовых актов.
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 в статью 19 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 19. Документы, представляемые вместе с проектом правового акта
1. К проекту правового акта прилагаются:
- пояснительная записка, содержащая в себе обоснование необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и изложение концепции предлагаемого проекта;
- финансово-экономическое обоснование внесенного проекта;
- перечень правовых актов Омского городского Совета, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного акта;
- заключение Мэра города Омска в случае, если получение такого заключения необходимо в соответствии с Уставом города Омска;
- список разработчиков проекта с указанием контактных телефонов;
- сведения о представителе субъекта правотворческой инициативы по данному проекту в Омском городском Совете (в случае необходимости);
- иные документы, необходимые в соответствии с действующим законодательством, правовыми актами Омского городского Совета.
2. Проект правового акта и указанные в настоящей статье документы должны быть представлены на бумажном носителе и в электронном виде.
При необходимости пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, перечень правовых актов Омского городского Совета, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного акта, а также список разработчиков проекта и сведения о представителе субъекта правотворческой инициативы могут быть оформлены в виде одного документа.
§ 2. Юридическая техника
Статья 20. Структура нормативного акта
1. Нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
- указание на то, что он был принят Омским городским Советом;
- дату принятия;
- номер;
- наименование, которое в краткой форме отражает предмет правового регулирования.
2. Нормативный акт может иметь преамбулу, в которой отражается цель правового регулирования, основания принятия нормативного акта. Преамбула должна быть изложена кратко.
3. Нормативный акт может иметь вводную часть в виде общих положений, в которой определяется предмет правового регулирования, формулируются понятия и категории, правовые принципы и т.д.
4. Нормативный акт может иметь заключительные и переходные положения, если возникает необходимость в поэтапном регулировании общественных отношений и в других необходимых случаях. В заключительных и переходных положениях может содержаться перечень нормативных актов, утрачивающих юридическую силу.
5. Нормативный акт может иметь приложения (таблицы, схемы, перечни, графики и т.п.). В нормативном акте указывается на утверждение приложения либо дается ссылка на него. Приложение является неотъемлемой частью нормативного акта. Если нормативным актом предусматривается несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами.
На первом листе приложения, в верхнем правом углу указываются: слово "Приложение", номер приложения (если их несколько), форма, дата и номер нормативного акта. Приложение должно иметь название, включающее указание на его форму (таблица, схема, перечень, график и т.п.).
6. Структура текста нормативного акта разделяется на элементы самого нормативного акта и элементы статьи нормативного акта в соответствии со статьей 21 настоящего Регламента.
Статья 21. Графическое оформление нормативного акта
1. Нормативный акт состоит из следующих элементов (в порядке убывания по объему): часть, раздел, подраздел, глава, параграф, статья. В зависимости от объема и характера правового регулирования нормативный акт может не содержать каких-либо элементов, а в исключительных случаях при небольшом объеме нормативные акты могут не подразделяться на статьи. Каждый элемент нормативного акта должен иметь сквозную нумерацию внутри элемента, большего по объему, за исключением статей, которые имеют сквозную нумерацию внутри всего нормативного акта.
2. Элементы нормативного акта обозначаются соответствующими словами, за исключением параграфа, который обозначается знаком "§".
3. Элементы нормативного акта (за исключением статьи) нумеруются арабскими цифрами и выравниваются по центру. Статьи нумеруются арабскими цифрами и печатаются с красной строки. Номер ставится после названия элемента нормативного акта. После номера ставится точка.
4. Элементы нормативного акта, как правило, имеют названия. После названий точка не ставится.
5. Статья нормативного акта, как правило, состоит из следующих элементов (в порядке убывания по объему): часть, пункт, подпункт. Элементом статьи может быть абзац. В зависимости от объема и характера правового регулирования статья может не подразделяться на элементы, или какой-либо из элементов может отсутствовать.
6. Часть статьи печатается с красной строки и обозначается арабской цифрой, после которой ставится точка. Если статья имеет только одну часть, то часть не нумеруется.
7. Часть печатается с красной строки и обозначается арабской цифрой со скобкой. После скобки точка не ставится.
8. Подпункт печатается с красной строки и обозначается строчной буквой русского алфавита (кроме букв "ё", "й", "ь", "ы", "ъ"), после которой ставится скобка. Точка после скобки не ставится.
9. Части, пункты или подпункты могут быть заменены абзацами, а также часть статьи может быть разделена на абзацы. Абзац может обозначаться дефисом, обозначение абзаца другими символами не допускается.
10. Если пункты, подпункты, абзацы могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение, то они заканчиваются точкой с запятой, за исключением последнего, заканчивающегося точкой.
Статья 22. Логическая структура нормативного акта
1. Структура и содержание нормативного акта не должны содержать логических противоречий.
2. Нормативный акт должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы. Изложение нормативного акта должно обеспечивать последовательное раскрытие его положений.
3. В исключительных случаях нормативные акты могут содержать ненормативные предписания.
4. Положения нормативного акта должны быть однозначными и изложены таким образом, чтобы исключалась возможность их произвольного толкования.
Статья 23. Языковое оформление нормативного акта
1. Текст нормативного акта составляется только на русском языке и его изложение должно соответствовать правилам современного русского литературного языка, в том числе установленным федеральным законодательством.
2. Изложение нормативного акта должно быть кратким, ясным, обеспечивать простоту и доступность восприятия.
3. В нормативных актах не применяются изобразительные и выразительные средства языка (тропы, фигуры и т.п.).
4. В нормативных актах, как правило, не применяется диалектная, жаргонная и арготическая, экзотическая, просторечная лексика, а также устарелые слова.
5. Неологизмам, профессионализмам, техническим, научным и иным специальным терминам (за исключением общеизвестных) в нормативном акте должно даваться определение. Определение может не даваться, если оно дано в другом нормативном акте.
6. Использование в нормативных актах иноязычных терминов и выражений допускается в том случае, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или используемые иноязычные термины и выражения стали общеупотребительными.
7. Слова и выражения в нормативном акте используются в том значении, которое они имеют в русском литературном языке, если иное не предусмотрено самим нормативным актом.
8. Не допускается обозначение разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если иное не предусмотрено самим нормативным актом.
9. Аббревиатура может быть использована в тексте нормативного акта в том случае, если ранее словосочетание было приведено полностью и было указано, что в дальнейшем вместо него будет использоваться аббревиатура.
Статья 24. Иные правила юридической техники
1. В нормативных актах используются полные официальные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностей, организаций или дается их обобщающее определение.
2. При ссылке в тексте нормативного акта на иные правовые акты указываются форма, дата, номер и название акта. При этом дата указывается в следующей последовательности: число (двузначная цифра), месяц (двузначная цифра), год (четырехзначная цифра), слово "год" не указывается. В случае необходимости в тексте может быть указана только форма правового акта либо форма и типовое название правового акта.
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 в часть 3 статьи 24 настоящего Регламента внесены изменения
3. Даты, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, в нормативных актах обозначаются в следующей последовательности: число (однозначная либо двузначная цифра), месяц (обозначается словом), год (четырехзначная цифра), после обозначения года указывается слово "год" в соответствующем падеже, без сокращений.
4. При составлении нормативных актов используются и иные правила юридической техники.
Статья 25. Внесение изменений и дополнений в нормативный акт
1. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный акт, должны соответствовать его структуре.
2. При внесении изменений в нормативный акт соответствующие элементы нормативного акта или статьи, а также отдельные предложения, слова, знаки препинания исключаются, заменяются либо излагаются в новой редакции.
3. При внесении дополнений нормативный акт или статья дополняются новыми элементами структуры, предложениями, словами, цифрами, знаками препинания.
4. Вновь дополняемые элементы структуры нормативного акта или статьи располагаются там, где находятся близкие по содержанию положения нормативного акта.
5. Вновь включаемым в текст элементам структуры присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис, точку или верхним индексом дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. Новым элементам, включаемым в текст после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
6. При исключении из текста какого-либо из элементов структуры, а также при дополнении текста элементом структуры изменение нумерации последующих элементов не производится.
Статья 26. Юридическая техника ненормативных правовых актов
1. При составлении ненормативных правовых актов применяются правила юридической техники, предусмотренные настоящим параграфом, если это не противоречит сути ненормативного акта и если иное не установлено настоящим Регламентом.
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 в часть 2 статьи 26 настоящего Регламента внесены изменения
2. Структура текста ненормативного акта, как правило, состоит из пунктов. Пункты в ненормативном правовом акте печатаются с красной строки и обозначаются арабской цифрой, после которой ставится точка.
§ 3. Подготовка правового акта к принятию
Статья 27. Общие положения подготовки правового акта к принятию
1. Процесс рассмотрения и принятия нормативного акта, за исключением случаев, указанных в части третьей настоящей статьи, проходит следующие стадии: принятие проекта к рассмотрению, в первом чтении, во втором чтении (в целом).
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 в часть 2 статьи 27 настоящего Регламента внесены изменения
2. Прохождение всех стадий принятия нормативного акта возможно без направления его для обсуждения в комитет (принятие нормативного акта на одном заседании). При принятии нормативного акта на одном заседании доклад для принятия проекта в первом и втором чтении не производится. Если кто-либо из депутатов Омского городского Совета возражает против принятия нормативного акта на одном заседании, то проект рассматривается в обычном порядке, с направлением для обсуждения в комитет, если иное решение не принято Омским городским Советом.
Решением Омского городского Совета от 8 апреля 2009 г. N 238 в часть 3 статьи 27 настоящего Регламента внесены изменения
3. Решением о бюджетном процессе может быть предусмотрен иной порядок рассмотрения и принятия проектов бюджета города Омска и решений о внесении изменений и дополнений в бюджет города Омска.
4. При принятии проекта нормативного акта к рассмотрению доклад на заседании Омского городского Совета производится субъектом правотворческой инициативы или его представителем. При принятии проекта нормативного акта в первом и втором чтениях доклад может производиться депутатом - членом комитета, в котором происходило обсуждение проекта.
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 часть 5 статьи 27 настоящего Регламента изложена в новой редакции
5. Принятие ненормативного правового акта может проходить следующие стадии: принятие за основу с направлением для доработки, принятие в целом.
Если проект ненормативного правового акта на заседании Омского городского Совета не принят за основу и не принят в целом, он возвращается субъекту правотворческой инициативы.
Замечания и предложения в текст ненормативного правового акта принимаются на любой стадии его рассмотрения. Замечания и предложения могут быть сделаны как в письменном, так и в устном виде.
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 в статью 28 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 28. Принятие проекта нормативного акта к рассмотрению
1. Решение о принятии проекта к рассмотрению оформляется Постановлением Омского городского Совета.
2. При принятии проекта нормативного акта к рассмотрению Омский городской Совет определяет комитет, в который будет направлен проект.
3. В том случае, если проект не принят Омским городским Советом к рассмотрению, он может быть внесен субъектом правотворческой инициативы на рассмотрение Омского городского Совета повторно. Если проект не принят дважды в течение сессии, то он не может быть вынесен на рассмотрение Омского городского Совета третий раз в течение данной сессии.
Не принятый к рассмотрению проект нормативного акта возвращается субъекту правотворческой инициативы.
Статья 29. Обсуждение проекта нормативного акта после принятия его к рассмотрению
1. После принятия нормативного акта к рассмотрению председатель комитета, которому поручена доработка проекта, вносит его на ближайшее заседание комитета.
2. Концепцию нормативного акта на заседании комитета докладывает, как правило, субъект правотворческой инициативы или его представитель. В докладе субъект правотворческой инициативы или его представитель должен обосновать необходимость принятия данного нормативного акта и его концепцию.
3. К участию в работе над проектом председатель комитета, комитет вправе привлечь специалистов в различных областях науки, представителей общественных, коммерческих организаций, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и других лиц, чье участие необходимо для полного и всестороннего рассмотрения вопроса.
4. Комитет вправе направить проект нормативного акта на экспертизу в целях обеспечения объективной и беспристрастной оценки проекта нормативного акта. Экспертами не могут быть заинтересованные лица, в том числе депутаты Омского городского Совета, разработчики проекта нормативного акта.
5. В случае необходимости комитет вправе обратиться к правовому управлению Омского городского Совета с просьбой дать заключение о соответствии проекта нормативного акта законодательству. Срок подготовки заключения комитет согласует с правовым управлением с учетом объема и сложности проекта.
6. В случае необходимости комитет вправе обратиться в информационное управление Омского городского Совета с просьбой дать заключение о соблюдении норм современного русского литературного языка в тексте проекта нормативного акта. Срок подготовки заключения комитет согласует с информационным управлением Омского городского Совета с учетом объема и сложности проекта.
7. В случаях, установленных законодательством, правовыми актами Омского городского Совета, комитет направляет проект нормативного акта Мэру города Омска для дачи заключения. Комитет вправе направить проект нормативного акта в любой орган местного самоуправления с целью изучения позиций по содержанию проекта.
8. На данной стадии подготовки нормативного акта к принятию текст проекта нормативного акта может быть изменен в любом объеме.
9. Замечания и предложения по проекту могут быть поданы субъектами правотворческой инициативы, а также иными лицами, участвующими в обсуждении проекта. Замечания и предложения рассматриваются комитетом, который принимает решение об учете замечаний и предложений либо об их отклонении.
10. Если на обсуждение комитета вынесены несколько альтернативных проектов, то комитет может разработать на их основе единый проект нормативного акта.
11. Признав проект нормативного акта подготовленным, комитет направляет его на заседание Омского городского Совета для принятия в первом чтении.
12. Если комитет придет к выводу о нецелесообразности либо невозможности дальнейшего обсуждения проекта нормативного акта, он выносит на заседание Омского городского Совета предложение о снятии проекта с рассмотрения.
Статья 30. Принятие проекта нормативного акта в первом чтении
1. Решение о принятии проекта в первом чтении либо снятии его с рассмотрения оформляется Постановлением Омского городского Совета.
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 в часть 3 статьи 30 настоящего Регламента внесены изменения
3. Омский городской Совет вправе по собственной инициативе снять проект нормативного акта, представленного для принятия в первом чтении, с рассмотрения, за исключением проекта нормативного акта, внесенного Мэром города Омска или Администрацией города Омска.
4. Если проект нормативного акта не принят Омским городским Советом в первом чтении и не снят с рассмотрения, он направляется для дальнейшей работы в комитет, в котором происходило обсуждение проекта. Омский городской Совет вправе направить проект нормативного акта в другой комитет.
Статья 31. Обсуждение проекта нормативного акта после принятия его в первом чтении
1. После принятия нормативного акта в первом чтении председатель комитета, которому поручена доработка проекта, вносит его на ближайшее заседание комитета.
2. Если комитет признает целесообразным доклад по проекту нормативного акта, то доклад производит, как правило, субъект правотворческой инициативы или его представитель.
3. Изменения и дополнения в текст проекта нормативного акта на данной стадии оформляются письменно, в виде поправок. Поправки могут быть внесены субъектами правотворческой инициативы. В поправке должен быть указан элемент нормативного акта и (или) элемент статьи нормативного акта, в который она вносится, текст самой поправки и краткое обоснование. Устные поправки не рассматриваются.
Решением Омского городского Совета от 8 апреля 2009 г. N 238 часть 4 статьи 31 настоящего Регламента изложена в новой редакции
4. Поправка, поступившая в комитет, подлежит обязательному рассмотрению на его заседании.
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 часть 5 статьи 31 настоящего Регламента изложена в новой редакции
5. Комитет вносит на рассмотрение Омского городского Совета проект нормативного акта и поступившие к нему поправки. Все поправки прилагаются к тексту проекта и голосуются каждая отдельно либо списком. Порядок голосования по поправкам устанавливается Омским городским Советом.
6. Если комитет придет к выводу о нецелесообразности либо невозможности принятия проекта нормативного акта в целом, он выносит на заседание Омского городского Совета предложение о снятии проекта с рассмотрения.
Статья 32. Принятие проекта нормативного акта во втором чтении (в целом)
1. При рассмотрении вопроса о принятии проекта нормативного акта во втором чтении Омский городской Совет вправе принять нормативный акт либо снять его с рассмотрения, в том числе и по собственной инициативе. Результаты голосования заносятся в протокол.
2. В том случае, если проект нормативного акта не принят во втором чтении и не снят с рассмотрения, он возвращается на доработку в комитет в режиме первого чтения.
3. При обсуждении проекта нормативного акта на заседании Омского городского Совета депутаты Омского городского Совета, иные субъекты правотворческой инициативы вправе представлять поправки к проекту нормативного акта, оформленные в соответствии с требованиями части третьей статьи 31 настоящего Регламента. Устные поправки не рассматриваются.
Решением Омского городского Совета от 27 июня 2007 г. N 34 статья 32 настоящего Регламента дополнена частью 4
4. Если в результате принятия поправок проект нормативного акта требует редакционной доработки, она может быть проведена после принятия акта во втором чтении, при внесении поправок в структуру текста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.